Google+
Хоббит Вселенная Горца Терминатор кино
Версия для печатиВрата Миров: Книги в книгах. 10 самых-самых
Кратко о статье: Учебники по магии, священные книги мёртвых религий, сборники заклинаний, переплётённые в кожу девственниц... Без книг фэнтези-миру никак не обойтись. В новом рейтинге «Мира фантастики» — десять самых известных книг фантастических миров.

Источник всех знаний

САМЫЕ-САМЫЕ... КНИГИ В КНИГАХ

Книг в фантастике и фэнтези очень много: ни один уважающий себя маг не обойдётся без книги заклинаний, ни в одной волшебной школе нельзя без учебников, да и поиск таинственной рукописи — не самый плохой сюжет. Но, к сожалению, обычно все эти книги становятся всего лишь декорацией — надо же чем-то украшать логово чёрного мага. Да и устраивать высокую политику куда как сподручнее в библиотеке, уставленной внушительными фолиантами.

В жизни любителя фантастики роль книг преувеличить сложно. Зачастую то же самое верно и для книжных героев: они не менее трепетно относятся к своим фолиантам, что написаны в иных мирах и порой даже не людьми. Мы же эти произведения, как правило — к счастью или к сожалению, — прочитать не можем; приходится ограничиваться лишь названиями да короткими цитатами. Сегодняшний хит-парад «Мира фантастики» — книги из фантастических книг.

10 место: Путь к сердцу мужчины


НАЗВАНИЕ: Поваренная книга Нянюшки Ягг

АВТОР: Как ни странно, Нянюшка Ягг

ИЗДАТЕЛЬ: Терри

Гита Ягг, более известная как Нянюшка Ягг, — одна из самых знаменитых ведьм Плоского мира. Биография у неё очень бурная и разнообразная; среди прочего, Нянюшка написала не менее трёх книг. Правда, две из них — «Сказки Мамаши Ягг Для Маленьких (с картинками)» и «Лакомая Отрада» были запрещены к изданию, когда издатели поняли, о чём на самом деле эти книги (например, там встречались рецепты вроде морковно-устричного пирога. Морковь — чтобы хорошо видеть в темноте, а устрицы — чтобы было на что посмотреть). Ну а третья, «Поваренная книга Нянюшки Ягг», после очень строгой редактуры всё-таки вышла в свет в Анк-Морпорке и получила широкую известность.

«Может, нас ждут проблемы, с которыми ещё никто никогда не сталкивался. В таких случаях я советую очаровательную улыбку. Я убедилась, что улыбка вызволяет меня из беды в девяти случаях из десяти, и даже если она ввергает меня в беду, это обычно интересная беда, оставляющая после себя тёплые воспоминания...»

Строго говоря, это не поваренная книга в полном смысле этого слова. Её осторожно называют местным аналогом «Камасутры» — хотя, конечно, несколько более вульгарным, учитывая личность автора. Начинается она с фразы: «Тот, кто говорит, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, лишь показывает своё невежество в области анатомии, да, впрочем, и во всех остальных областях, если только он не объясняет, как заколоть мужчину, а делать это и вправду лучше снизу вверх и под рёбра...» — и продолжается в том же духе. Но в целом все описанные в ней блюда даже съедобны, за исключением тех, что изготовлены по рецептам гномьей кухни. Есть в книге и разделы, посвящённые этикету (например, «Как вести себя в спальне»), и рецепты от самых известных личностей Плоского мира (вроде рецепта хлеба и воды от патриция Ветинари), и разнообразные житейские советы. А если добавить к этому вольное обращение Нянюшки Ягг с орфографией, пунктуацией, законами о плагиате и вообще всем на свете, эффект получается ошеломляющий.

ПОЧЕМУ 10 МЕСТО: Очень интересное и популярное на Диске издание, — но всё-таки это почти обычная поваренная книга.

9 место: О чём плачут деревья


НАЗВАНИЕ: Жалобная книга

АВТОР: весь мир

ИЗДАТЕЛЬ: Евгений Шварц

«Дракон» — «сказка в трёх действиях» — был написан Евгением Шварцем в начале сороковых годов, в эвакуации. Действие его происходит в «некотором царстве» и «некотором времени», в условном западноевропейском городе.

И в этом мире, мире притчи, очень далеко от города (в пяти годах ходьбы) в Чёрных горах есть пещера. В пещере лежит до половины исписанная книга. Её никто никогда не трогает, но в книге всё время появляются новые записи. А пишет её весь мир. «Горы, травы, камни, деревья, реки видят, что делают люди. Им известны все преступления преступников, все несчастья страдающих напрасно. От ветки к ветке, от капли к капле, от облака к облаку доходят до пещеры в Чёрных горах человеческие жалобы, и книга растёт. Если бы на свете не было этой книги, то деревья засохли бы от тоски, а вода стала бы горькой».

Ланцелот, отдалённый потомок сэра Ланселота Озёрного, что был «учтивейший из всех рыцарей на свете и всем дамам и девицам покорный слуга». Кадр из фильма «Убить дракона», 1988

Есть на свете и люди, которые, услышав об этой книге, добрались до Чёрных гор и заглянули в неё, — а после этого уже никогда не могли успокоиться, по- тому что на жалобы мира невозможно не ответить. И вот эти люди вмешиваются в чужие дела, наказывают тех, кого надо наказать, и помогают тем, кому надо помочь. Именно эта книга привела в город главного героя, Ланцелота, и стала причиной всех остальных событий.

ПОЧЕМУ 9 МЕСТО: Оригинальный сюжетный инструмент, интересный художественный образ, но читать эту книгу вряд ли кому-то захочется. А если и захочется, то уж точно не понравится.

Одна из самых страшных книг всех миров существует, как ни странно, в благословенном Ехо из цикла Макса Фрая: толстый том в ярко-алом переплёте c крупными буквами цвета свернувшейся крови. «Книга Огненных страниц» — «изумительная вещь, редчайшее сокровище, одно из самых опасных чудес, доставшихся в наследство от Эпохи Орденов, гениальное творение Дрогги Аринриха, Великого Магистра Ордена Белой Пяты». Книга практически гарантированно убивает всех, кто прочитал хотя бы несколько страниц (известно только трое выживших за всю историю). Она похищает всё внимание человека, а дальше заменяет ему реальность, — и если в книге написано, что читатель сходит с ума, он сходит с ума, а если книга опишет его гибель — он погибает. Текст появляется лишь в тот момент, когда книга попадает в руки своей жертвы, и зависит от самого несчастного читателя — в первую очередь от того, чего он боится.

Цель, с которой была создана «Книга Огненных страниц», одновременно и обескураживающа, и внутренне логична. Дрогги Аринрих был одним из величайших поэтов своего времени, и «Огненные Страницы» стали его своеобразным подарком поклоникам: перед смертью читающий слышит прекрасное стихотворение — и расплачивается за этот дар жизнью...

8 место: Сорок два!


НАЗВАНИЕ: Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом

АВТОР: Коллектив авторов из издательского концерна Малой Медведицы

ИЗДАТЕЛЬ: Дуглас Адамс

Одна из немногих книг, суть которых полностью понятна из названия. Это действительно путеводитель для тех, кто бродит между звёзд, не имея собственного транспорта. Написана она (точнее, составлена на основе данных, полученных от тысяч межзвёздных путешественников) не на Земле, издана тем более не на Земле, и вообще мало кто из землян о ней слышал. Зато на других планетах она популярнее, чем «Небесная книга о вкусной и здоровой пище», и исчезает с прилавков быстрее, чем «Ещё пятьдесят три способа развлечься в невесомости».

Разумеется, встречаются в «Путеводителе» сведения неверные и неточные, многого в нём вообще нет, но тем не менее для любителей межпланетного туризма он давно заменил собой многотомную Encyclopaedia Galactica. Во-первых, он дешевле. А во-вторых, у него на обложке написана самая главная заповедь путешествующих по галактике: «НЕ ПАНИКУЙ!»

Издаётся Путеводитель в микро-суб-мезонноэлектронной форме, потому что если бы он печатался на бумаге, то каждый экземпляр занимал бы несколько космических танкеров. Интересно, что об этом думают ярые противники электронных книг? Самым необходимым предметом для путешественника по галактике в нём названо полотенце — на нём можно спать, из него можно сделать парус, с его помощью можно подать сигнал бедствия, им можно вытираться, на худой конец. А некоторые разумные расы испытывают к полотенцам странное почтение.

Самая необходимая для путешествий по галактике вещь!

Если вам понадобятся данные о конкретной планете или расе, вы, скорее всего, найдёте их в Путеводителе (хотя не стоит забывать, что в галактике сто миллиардов звёзд, а ёмкость микропроцессоров ограничена). Но при этом очень многие статьи включены в книгу только потому, что когда-то показались редакторам интересными. Например, по утверждению Путеводителя, лучший в галактике алкогольный напиток — коктейль «пангалактический грызлодёр». Тому, кто рискнёт его выпить, покажется, что ему вышибают мозги кусочком лимона, в который завёрнут большой золотой кирпич. Правда, попробовать коктейль на Земле не получится — этому противоречат действующие межпланетные военные соглашения, а также законы физики

ПОЧЕМУ 8 МЕСТО: Очень полезная книга, но не в наших условиях. Да и как-то обидно и за Землю, и за невозможность попробовать пангалактический грызлодёр.

7 место: Ворота в страну Фантазию


НАЗВАНИЕ: Бесконечная история

АВТОР: Неизвестен

ИЗДАТЕЛЬ: Михаэль Энде

«Бесконечная история» — это книга, о которой каждый из нас мечтал в детстве и, может быть, мечтает и сейчас. Начнём с того, что она просто красивая. Переплёт, обтянутый красным шёлком, с изображением двух змеек, вцепившихся друг другу в хвосты, красивые буквицы, текст, напечатанный не скучным чёрным цветом, а красным и зелёным... Но главное не это. «Бесконечная история» — одна из тех книг, от которых невозможно оторваться, которые заставляют мечтать, где выдуманные герои переживают самые невероятные приключения и где можно самому вообразить всё что угодно, пусть даже в книге об этом нет ни слова.

Та самая книга, сюжет которой зависит только от читателя

Вообще-то это и есть её главное свойство. «Бесконечная история» — книга, чьё содержание зависит от читающего. В ней рассказывается о стране Фантазии, которая гибнет под напором Ничто. Но воображение читателя может её возродить.

Однако, как известно, проблемы всегда кроются в деталях. Читатель, мальчик по имени Бастиан, получает амулет аурин, который воплощает в реальность (в стране Фантазия) все его пожелания. Вот только за любое волшебство приходится платить. Например, загадав найти того, кого любит, читатель — сам ставший героем книги — в качестве побочного эффекта забывает своё собственное имя.

Поскольку мыслим мы не всегда структурированно, с помощью аурина сложно не наплодить оборванных, неоконченных историй, — а сталкиваться с их живым воплощением не очень-то приятно. Страшнее всего судьба незадачливых спасателей страны Фантазии — аурин может уничтожить их память. И тогда им предстоит вечно скитаться по Городу бывших королей, ничего не понимая и ничего не желая.

ПОЧЕМУ 7 МЕСТО: книга весьма соблазнительная, особенно для эскапистов, но очень, очень опасная. Обиднее всего, что она тем опаснее, чем богаче у читателя воображение, — то есть людям, кому она нужнее всего, лучше её вообще не трогать.

6 место: Как стать волшебником


НАЗВАНИЕ: Фуа ран

АВТОР: Индийская ведьма по имени Фуаран

ИЗДАТЕЛЬ: Сергей Лукьяненко

Одно из самых страшных проклятий Иных во вселенной «Дозоров» — их способности не передаются по наследству. И не только по наследству — сделать обычного человека Иным невозможно. Поэтому большинству Иных, проживших сотню-другую лет, приходилось видеть, как умирают от старости их дети и любимые. Но в незапамятные времени в Индии жила ведьма по имени Фуаран. Родом она была из Канакапури, мифического города, построенного из облаков. И у этой ведьмы родилась дочь — обычная человеческая девочка. Фуаран очень хотела сделать её Иной и посвятила экспериментам чуть ли не всю жизнь. При этом она вела подробный «лабораторный журнал», который и стал книгой «Фуаран». Ведьме удалось найти средство, и оно оказалось очень простым. Для заклинания требовалось десять минут времени и кровь двенадцати человек — в любом, самом минимальном количестве. С помощью того же заклинания можно было повысить уровень силы любого Иного. Нужно только, чтобы объект заклинания находился в поле зрения мага.

Так могла выглядеть Фуаран

Естественно, Фуаран из-за этой книги убили — прослышавшие о ней Иные напали на ведьму. Как бы сильна ни была колдунья, отражать массовые атаки она смогла недолго. После этого книга сотни лет считалась утраченной и на всякий случай была засекречена до такой степени, что о её существовании подозревали очень немногие. Обнародование такой книги мгновенно нарушило бы равновесие между Тёмными и Светлыми и привело бы к войнам среди Иных. А может, и к войнам между людьми и Иными. Именно вокруг «Фуаран» построено действие «Сумеречного дозора» — прекраснодушный молодой вампир пытается сделать Иными всех людей. Но у него ничего не получается. К счастью — потому что в случае успеха этим миллиардам Иных просто неоткуда было бы брать энергию; они ведь в какой-то мере паразитируют на людях. Ну и книга в процессе погибла. Хотя, говорят, осталась одна ведьма, помнящая заклинание наизусть...

ПОЧЕМУ 6 МЕСТО: Страшной силы артефакт, способный обеспечить счастье отдельным личностям — но никак не всем и уж тем более не даром.

5 место: Сказки для маленьких магов


НАЗВАНИЕ: Сказки барда Бидля

АВТОР: Средневековый английский бард Бидль

ИЗДАТЕЛЬ: Джоан Роулинг

Во вселенной «Гарри Поттера» на «Сказках барда Бидля» выросли все волшебники (в Англии, конечно). Большинству студентов Хогвартса какая-нибудь «Сказка о фонтане феи Фортуны» известна так же, как нам с вами «Золушка».

Так выглядит эта книга в представлении кинематографистов. Над названием — тайный знак общества Даров Смерти. В нём-то всё и дело...

Авторство этих сказок — вопрос спорный, как это всегда бывает с фольклорными произведениями. Все детские сказки магической Англии традиционно приписываются барду Бидлю, жившему в XV веке в Йоркшире. Больше о нём ничего не известно — сохранилось, правда, одно изображение, гравюра на дереве, где можно рассмотреть только, что бард был обладателем роскошной бороды. Из текстов же логично сделать вывод, что он хорошо относился к магглам и не доверял тёмной магии. Известно не менее пяти сказок его авторства: о трёх братьях, о фонтане феи Фортуны, о колдуне и прыгливом горшке, о зайчихе Шутихе и о мохнатом сердце чародея. Они во многом похожи на привычные нам маггловские волшебные сказки, добродетель в них всегда торжествует, а зло карается. Серьёзное отличие одно: если в наших сказках магия зачастую становится причиной всех бед, то в сказках барда Бидля (где все герои — маги) она помогает решить проблемы. Хотя побеждают в сказках не самые сильные маги, а самые добрые и честные. Ну и вообще эти сказки до отвращения нравоучительны.

Вокруг этой книги в некоторой степени построен сюжет романа «Гарри Поттер и Дары Смерти». Свой экземпляр «Сказок» (с многочисленными пометками) профессор Дамблдор оставляет Гермионе, и именно в детской книге герои впервые находят символ Даров Смерти — без этой информации победить Волан-де-Морта не удалось бы.

ПОЧЕМУ 5 МЕСТО: Книга сыграла очень серьёзную роль в эпопее о Гарри Потере. Да и вообще сборник сказок, пользующийся неизменной популярностью в течение пяти веков, не может не заслуживать уважения. Но, к сожалению, известная нам версия с литературной точки зрения, мягко выражаясь, сомнительна.

4 место: Тихая гордость


НАЗВАНИЕ: Синяя папка

АВТОР: Феликс Сорокин

ИЗДАТЕЛЬ: Аркадий и Борис Стругацкие

Синяя папка — главное, сокровенное произведение советского писателя Феликса Сорокина, написанное, разумеется, «в стол». Сорокин — автор немолодой, член Союза, пишет на «военно-патриотическую» тему и властями одобряем и обласкан. Его синюю папку, «тихую гордость, непонятную надежду», в начале восьмидесятых годов по понятным соображениям никто не может напечатать. Но именно это произведение и составляет его подлинную жизнь...

«...И была наклеена на титульный лист дрянная фоторепродукция: под нависшими ночными тучами замерший от ужаса город на холме, а вокруг города и вокруг холма обвился исполинский спящий змей с мокро отсвечивающей гладкой кожей...»

И именно поэтому, когда секретариат Союза писателей просит Феликса Сорокина предоставить несколько страниц своих текстов для исследований в области теории информации, тот очень боится отдать Синюю папку: ходят слухи, что это «исследование» на самом деле прикрывает испытания программы, способной объективно оценить талантливость произведения. Правда, впоследствии оказывается, что эта программа оценивает только наивероятнейшее количество читателей. Но главное совсем не это. Главное, что гомеостатическое мироздание, информационное поле или, может, Господь Бог, пусть и в довольно оригинальном воплощении, заинтересованы в том, чтобы этот роман был написан и закончен. А как это будет сделано и какой ценой — это, право же, никому не интересно. Для мироздания этот текст намного значительнее и больше автора; а с учётом того, что Феликс Сорокин — личность незаурядная, Синяя папка должна оказаться выше всякой критики.

По счастливому стечению обстоятельств текст из Синей папки доступен нам под названием «Гадкие лебеди». И даже наивероятнейшее количество читателей мы можем прикинуть — оно как минимум семизначное.

ПОЧЕМУ 4 МЕСТО: В отличие от большинства книг в этом рейтинге, Синяя папка — не справочник, а стопроцентно художественное произведение. Любой может с ней ознакомиться — и понять, что это настоящая литература, без дураков. Первое место ей не достаётся лишь потому, что тройка победителей значительно более известна.

3 место: Сожжённая рукопись


НАЗВАНИЕ: Неизвестно

АВТОР: Человек по прозвищу Мастер (впрочем, спорам на тему авторства уже больше пятидесяти лет)

ИЗДАТЕЛЬ: Михаил Булгаков

Где-то в тридцатых годах двадцатого века один московский историк, чьи имя и фамилия утрачены, выиграл крупную сумму денег и получил возможность посвятить себя литературному труду. Он написал роман о Понтии Пилате и о некоем Иешуа Га-Ноцри, которого ни один специалист (в отличие от профанов) никогда не отождествлял с Иисусом из Назарета. Роман подвергся жестокой критике и так и не был напечатан, а автор попал в сумасшедший дом. Рукопись он сжёг. Неизвестно, был ли издан этот роман в литературной реальности, — а вот в нашей был, хотя судьба его тоже оказалась нелёгкой. Зато и слава ему досталась серьёзная.

Рукописи не горят...

В романе этом рассказывается о последних днях Иешуа Га-Ноцри, казнённого на Лысой горе. О пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтии Пилате, который не рискнул противостоять Синедриону. Но известные всем события изложены непривычным образом — в этой версии нет места ни чуду, ни Богу, ни Благой вести. Зато подлинность и историческую точность романа может подтвердить непосредственный свидетель событий. Воланд. Сатана. Критики и исследователи порой даже говорят, что Воланд каким-то образом помогал писать этот роман — во всяком случае, с автором он точно общался. И спас роман, вытащив сожжённую рукопись из небытия, тоже Воланд. Наградой за этот роман Мастеру стал покой, дарованный опять же Воландом.

ПОЧЕМУ 3 МЕСТО: великолепный роман — отрицать его влияние на русскую культуру было бы нелепо. Но отдавать первое место книге, которая, как говорят, написана при участии дьявола... лучше не стоит.

2 место: Книга мёртвых


НАЗВАНИЕ: Аль-Азиф, или Некрономикон

АВТОР: безумны й араб Абдул Аль-Хазред

ИЗДАТЕЛЬ: Говард Филлипс Лавкрафт

Во времена правления династии Омейядов (примерно в VIII веке нашей эры) в городе Сана жил безумный поэт по имени Абдул Аль-Хазред. Он изучал развалины Вавилона и десять лет прожил в великой пустыне Руб-эль-Хали, населённой демонами и духами. Последние годы своей жизни он провёл в Дамаске и там (около 730 года) написал книгу под названием «Аль-Азиф» — так арабы передают звуки, издаваемые цикадами; их стрёкот считают беседой демонов, что живут в пустынях. Жизнь безумного араба закончилась печально — невидимое чудовище схватило его и унесло в пески на глазах у множества свидетелей.

Некрономикон вполне может выглядеть так. Или как угодно по-другому

В 950 году православный грек Феодор Филет перевёл «Аль-Азиф» на греческий язык, назвав его «Некрономиконом». Под этим названием книга и стала известна. Всего через сто лет греческий текст этой книги был сожжён патриархом. Однако в XIII веке с сохранившейся копии был сделан латинский перевод — и был тут же запрещён папой Григорием IX. Последний известный экземпляр сожгли в 1692 году в Салеме. Вроде бы копии «Некрономикона» есть в Британском музее, Национальной библиотеке Франции, библиотеке Гарвардского университета, университете Буэнос-Айреса и в библиотеке Мискатоникского университета, но широко известны только отрывки из английского перевода, приписываемого знаменитому алхимику Джону Ди.

В «Некрономиконе» записаны имена Древних (разумных существ, ровесников Вселенной, почитаемых как тёмных богов, — Ктулху, например) и способы их призвания, а также, по всей видимости, и другие заклинания. Можно там найти и «ужасные ключи к природе, методам и желаниям странного зла, которое смутно угрожает этой планете». Вероятно, есть в «Некрономиконе» и способы вызова мёртвых. Наверняка известно лишь одно: ничего хорошего там не содержится.

В нашей реальности идея «Некрономикона» пришлась по вкусу сторонникам теории заговора: многие из них (к примеру, писатели Роберт Уилсон и Роберт Ши) в своих трудах упоминают его как фактически существующую книгу, да и вообще часто заимствуют и используют этот образ.

ПОЧЕМУ 2 МЕСТО: Очень красивый и тщательно проработанный миф о книге. Многие вполне серьёзные люди верят в то, что существовал пантеон, описанный в этой книге. А уж в скольких литературных и кинематографических произведениях «Некрономикон» нашёл себе место, вообще не сосчитать. Почти что первое место, но...

1 место: История Средиземья


НАЗВАНИЕ: Алая книга Западных пределов

АВТОР: Фродо и Бильбо Бэггинсы

ИЗДАТЕЛЬ: Джон Рональд Руэл Толкин

«Алая книга Западных пределов» — основной имеющийся у нас источник по истории Средиземья (в частности, выдержки из неё известны нам под названиями «Хоббит» и «Властелин Колец»). «Алой» она называется просто по цвету переплёта, истинное же её название гораздо длиннее и выспреннее.

Один из авторов книги за работой

Описание похода с гномами к Одинокой горе Бильбо Бэггинс, первый автор книги, назвал «Мои записки. Моё нечаянное путешествие. Туда и потом обратно, и что случилось после». Когда он же добавил к книге историю о Войне Кольца, рукопись получила несколько черновых заголовков: «Приключения пятерых хоббитов», «Повесть о Кольце Всевластья, сочинённая Бильбо Бэггинсом по личным воспоминаниям и по рассказам друзей», «Война за Кольцо и наше в ней участие». Фродо же впоследствии назвал книгу «Падение Властелина Колец и возвращение короля (глазами Малого Народа; воспоминания Бильбо и Фродо из Шира, дополненные по рассказам друзей и беседам с Мудрыми из Белого Совета)».

Впервые эта рукопись упоминается в прологе «Властелина Колец» — Бильбо забрал её с собой, уходя из Шира. Тогда это был ещё практически черновик, рассказ о походе к Эребору. Уже в Ривенделле Бильбо записал свои собственные впечатления о Войне Кольца, а также сделал множество переводов древних эльфийских текстов. Фродо Бэггинс отредактировал не только название — он значительно изменил текст «Записок», воспользовавшись дневником Бильбо и его многочисленными разрозненными заметками. Заодно он привёл в порядок три тома переводов Бильбо с эльфийского (на английский они были переведены под названием «Сильмариллион»). Уходя на Запад, Фродо отдал «Алую книгу» Сэмиусу Гэмджи, и тот продолжил её как летопись Шира. Потом Сэмиус передал её своей дочери Эланор Прекрасной, от которой и пошёл род хранителей «Алой книги». Хоббиты дополнили книгу множеством сведений из разных источников — например, из «Ежегодника Туков». Таким образом в книгу попала информация о генеалогии хоббитских родов, хоббитские песни и предания. «Алой книгой Западных пределов» её стали называть с тех пор, как семья Эланор переехала в эти самые Западные пределы. В Гондоре же она была известна как «Алая книга перианов» (то есть хоббитов).

Первый хранитель книги

В начале своего правления король Гондора Элессар попросил прислать ему копию «Алой книги», каковая была немедленно сделана и получила название «Книга тана» (таном именовался правитель Шира). С неё через сто лет была снята новая копия — причём гондорские книжники сделали множество изменений и дополнений (в частности, именно так в книгу вошла «История Арагорна и Арвен»). Эта копия, принадлежащая перу королевского писца Финдегила, была отправлена в Шир взамен давно утерянного оригинала. Именно «Книга тана» дожила до наших дней и попала в руки Толкина, став главным источником его произведений.

ПОЧЕМУ 1 МЕСТО: «Властелин Колец» — безусловно, главная фэнтези-книга в истории. И вымышленная рукопись, с которой он начался, — единственный возможный лидер нашего хит-парада.

АЛАЯ КНИГА НАШЕГО МИРА

Прообразом «Алой книги Западных пределов» литерат уроведы считают Алую книгу из Хергеста — Llyfr Coch Hergest. Эта книга, хранящаяся в Оксфордской библиотеке, представляет собой сборник средневековых валлийских легенд и поэзии. Среди прочего она содержит полный текст «Мабиногиона» — знаменитых средневековых валлийских повестей; кроме того, в неё включены переводы французских романов, исторические хроники и даже медицинский трактат. Алой она называется тоже исключительно по цвету переплёта.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Механик
№ 1
12.02.2015, 12:16
Таки первое место заслуживает именно Некрономикон, ибо во-первых культовый по самое некуда, во-вторых породил бессчётное множество, эээ, подражаний, в-третьих являестя ключевым элементом жанра лавкрафтианских ужасов, в-четвёртых крайне полезен и интересен как литературное произведение, в-пятых столь же опасен, даже не будучи волшебным... И так далее. То, что многие считают сей труд реально существующим, уже очевидно указывает на его превосходство надо всей остальной фантастической библиотекой. Алая книга же, при всей своей эпичности, могла тчоно так же не существовать вовсе - история Средиземья, переданная устно, никак не изменила бы происходящее. Ну да, автор сказал, что все истории взяты именно оттуда - и? Что бы так сильно изменилось в ином случае? А вот с Некрономиконом такой фокус не прокатит.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться