Google+
Власть магов ARMAGEDDON МИРЫ. WARHAMMER 40000 SOVIET ELECTRO
Версия для печатиВидеодром: Ретроспектива: Драконы в кино
Кратко о статье: Отважные борцы с режимом и мохнатые синие зверюшки. Талисманы на удачу и пожиратели железа. Оборотни и диктаторы. Своенравные, влюблённые, ироничные, грозные, милые... Всё это — драконы в кино.

Ручной истребитель

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ДРАКОНЫ В КИНО

Если человек хоть раз в жизни видел дракона в полёте, пусть остаётся дома и возделывает свой сад, — написал некогда какой-то автор, — потому что на белом свете нет большего чуда.

Джордж Мартин «Танец с драконами»

Если у страны Фантазии есть герб, его, несомненно, украшает дракон. Эти существа из древних преданий населяют бесчисленное множество миров — в том числе и те, двери в которые нам распахнул кинематограф. Но дракон дракону рознь. Между неразумным огнедышащим монстром, который способен лишь пожирать рыцарей да утробно рычать, и полноценным персонажем пропасть не меньшая, чем между человеком и драконом. И есть тенденция: чем проработаннее дракон как персонаж, тем он, как правило, положительнее.

Образ дракона располагает к множеству трактовок. Можно взять западноевропейскую рептилию с кожистыми крыльями, огненным дыханием и безжалостным сердцем и рассказать историю о битве героя с монстром. Можно усадить на плечо героине маленького изящного дракончика и превратить его в элемент антуража вроде комнатной собачки, которых подбирают под цвет штор. А можно сделать дракона полноценным персонажем — со своим характером и своей ролью в сюжете. Кинематографисты с переменным успехом идут по каждому из этих путей, но последний всё-таки самый интересный, — хотя и наиболее сложный. О самых ярких, запоминающихся и необычных героях-драконах в кино мы и поговорим.

Дракон — друг человека. Есть сомнения?

DRACO EX MACHINA

Ты не мог бы почесать меня за правым ухом? Никак не могу дотянуться.

Фалькор

Один из обятельнейших драконов пролетел по киноэкранам в 1984 году, когда вышел американо-немецкий фильм «Бесконечная история». Режиссёр Вольфганг Петерсен, до того не снимавший фантастики, воплотил на экране знаменитую книгу Михаэля Энде — сказочную повесть о стране Фантазии. На тот момент «Бесконечная история» была самой дорогой картиной в истории немецкого кино. Немудрено: страну Фантазию надо было сделать по-настоящему яркой, живой и правдоподобной, чтобы зритель поверил в неё, — и всё это без компьютерных спецэффектов! Немалых трудов художникам стоило воплотить и одного из ключевых персонажей — Фалькора, Дракона Удачи.

Михаэль Энде так описывает этих удивительных существ: «Драконы Удачи принадлежат к числу редчайших созданий Фантазии. Они дети тепла и света, безотчётной радости, и, хотя тела их огромны, они легки, как летние облака. Поэтому им не нужны крылья, чтобы летать. Они плавают в воздухе как рыбы в воде. Если смотреть на них с земли, издалека, они кажутся зарницами. Но самое удивительное — это их пение. Голоса их звучат как благовест, а их тихие песни — как доносящийся откуда-то издали малиновый звон. Кому довелось хоть раз услышать их пение, тот не забудет этого до конца своих дней и непременно расскажет внукам».

Создатели фильма наделили Фалькора собачьей головой и повадками доброго пса: он потешно вываливает язык набок и обожает, когда ему чешут за ухом. Глядя на эту морду с огромными карими глазами, невозможно не умилиться; даже удивительно, что главный герой Атрейо при первой встрече испуганно отшатнулся от дракона. Длинным гибким телом, покрытым розовым мехом и перламутровой чешуёй, Фалькор напоминает китайских драконов-лунов — те, в отличие от европейских, олицетворяли собой доброе начало. При полёте Дракону Удачи, в полном согласии с оригиналом, не нужны крылья — он скользит по воздуху, словно морской змей в толще воды, а если нужно, может и в самом деле спуститься на морское дно.

Фалькор, как и прочие его соплеменники, наделён магическим даром – поразительной удачей. Дракон не раз вырывал Атрейо из лап смерти в последний момент, и это — уникальный случай! — не выглядит роялем, выползшим из кустов: оказываться в нужное время в нужном месте — естественное свойство этого персонажа. Фалькор обладает легким нравом, но при всей своей доброте не отказался припугнуть хулиганов — обидчиков мальчика Бастиана.

В фильме Фалькора изображала пятнадцатиметровая кукла. Её тело покрывали шесть тысяч пластиковых чешуек и розовый пух, а стокилограммовая голова приводилась в движение целой командой кукловодов. Каждый стоял за пультом и двигал свой рычаг, соединённый тросом с какой-либо частью головы. Одни открывали дракону пасть, другие помогали ему моргать, третьи шевелили его ушами... Требовалась очень слаженная работа, чтобы движения Фалькора выглядели правдоподобно, — задача непростая, учитывая, что для съёмок каждой сцены с Фалькором (помимо сцен полётов) требовалось по меньшей мере восемнадцать человек! Благодаря их усилиям у дракона такая живая и богатая мимика.

ДРАКОН ИЛИ ЧЕЛОВЕК?

Драконы-оборотни — особый случай, непонятно, считать их людьми или ящерами. Хаку из аниме «Унесённые призраками» — яркий тому пример. Он действует в основном в человеческом обличье, но периодически перекидывается в белого дракона с длинным гибким телом и зелёной гривой, который может свободно скользить по воздуху. Хаку-дракон, бесспорно, разумен, но даром речи обладает только Хаку-юноша. Об истинном обличии Хаку сложно судить: в общем-то, он не человек и не дракон — он дух, хранитель реки. Однако, когда Хаку вспоминает своё истинное имя, он прямо в воздухе превращается в человека.

СЭР ДРАКО

— Избавься от неё!
— Как?
— Съешь её!
— Фу.
— Привереда! Ты сожрал сэра Эгглемора!
— Я его погрыз для самозащиты. Но не глотал!

Драко отказывается принимать жертву

В 1996 году фильму Роба Коэна «Сердце дракона» досталась премия «Сатурн» как лучшему фэнтези. Рискнём предположить, что фильм обязан наградой не оригинальному сюжету или выдающейся актёрской игре («Сердце дракона» — местами нетипичная, но всё же простенькая сказка). Основная изюминка фильма — дракон. Это не охочая до золота кровожадная рептилия и даже не симпатичный помощник героя, как в «Бесконечной истории». Дракону впервые удалось стать настоящим главным героем.

Это стало возможно благодаря самому знаменитому шотландцу кинематографа — Шону Коннери и, конечно, компьютерным технологиям. Режиссёр решил, что дракон должен не только говорить голосом Коннери, но и иметь с ним сходство по всем статьям. Для этого художники обработали более двухсот фотографий актёра и кадров из его предыдущих фильмов. Впервые в истории кино при создании рисованного персонажа так досконально копировали мимику и манеры его прототипа — до этого ограничивались максимум портретным сходством. После «Сердца дракона» приём стали использовать многие, а изобретение технологии «захвата движения» дало киноделам ещё более широкие возможности. Яркий пример — Голлум, сыгранный Энди Серкисом, который переигрывает многих «живых» партнёров. То же можно сказать и о Драко.

Как ни удивительно, Драко обязан сэру Шону Коннери не только голосом, но и внешностью

Правда, на самом деле героя зовут не Драко. Настоящие драконьи имена человеку выговорить не под силу. Это прозвище предложил своему другу Боуэн, охотник на драконов. Да, именно другу: от отношений «охотник-жертва» эта странная парочка постепенно перешла к сотрудничеству, а затем и к настоящей дружбе.

По богатству эмоций и сложности характера этот ящер с шотландским акцентом даст фору всем персонажам-людям. Дракон способен быть мудрым и насмешливым, игривым и серьёзным, нахальным и смущённым, торжественным и саркастичным (последнее — чаще всего). Он развлекает песнями свою пленницу, ведёт с Боуэном разговоры о рыцарской чести и с упоением охотится на овец. Он представитель могущественного и мудрого рода, ему ведомы древний кодекс чести и путь на легендарный Авалон, и одновременно он — досадная напасть для крестьянских стад. В этом нет противоречия: даже древним и мудрым созданиям надо чем-то питаться. В образе Драко сочетаются ирония (чего стоит одна сцена, где дракон ведёт диалог с рыцарем, сидящим у него во рту!) и трагизм. И дело не только в том, что Драко — последний дракон на земле. С тех пор как половина его сердца бьётся в груди жестокого короля, дракон неразрывно связан с тираном. Если погибнет один, велики шансы, что умрёт и другой. Драко, соглашаясь помочь повстанцам, хорошо осознавал, чем рискует.

Дракон развлекает жертву песнями

В 2000 году вышло продолжение фильма — «Сердце дракона 2: Новое начало». К сожалению, фильм сильно уступает первому; образ дракона здесь тоже менее яркий. Очередной последний дракон на земле, юный Дрейк, которого озвучил актёр Робби Бенсон, куда более наивный и несмышлёный, чем Драко. Дрейк не лишён очарования — он трогательный и стеснительный, а временами очень отважный, к тому же владеет не только огненным, но и ледяным дыханием. Но мимика у Дрейка проработана очень слабо, да и по характеру ему далеко до Драко.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕНИКС

Кого считать драконом? Того, кто дышит огнём и умеет летать? Того, кого в фильме называют драконом? Не все наши герои отвечают этим критериям. Создание по имени Галгамет из одноимённой картины 1996 года,и вовсе не подходит ни под один из них. Но иначе как драконом не назовёшь это существо, которое при рождении напоминало лягушонка, а к концу фильма стало громадным ящером.

Рождение, впрочем, не самое удачное слово. В своём обычном состоянии Галгамет — небольшая статуэтка, но в случае беды её можно оживить, и на свет появится маленькое потешное существо, которое ходит на двух ногах, с аппетитом поедает железо и готово защитить хозяина от любой опасности. Поначалу сил Галгамета хватает лишь на то, чтобы заехать по носу не в меру любопытной кошке, но к финалу он проглатывает несколько тонн железа и становится огромным ящером на двух ногах, которому под силу разрушить целый дом. Интереснее всего наблюдать за первыми шагами Галгамета, пока он больше похож на лягушку: малыш уморительно становится по стойке «смирно», корчит забавные рожи, а когда напивается, приобретает блаженный вид. Вырастая в огромного ящера, Галгамет теряет изрядную долю своего очарования.

Вот к чему приводит поедание железа

Галгамет не умеет говорить — разве что выражает свои эмоции разнообразными звуками. В начале фильма он забавно попискивает, а по мере того, как он растёт, голос его становится всё более похожим на грозный рык. Но это не мешает считать его подлинным героем фильма. Ведь именно Галгамет заставляет обратить внимание на эту довольно типовую сказку. Взрослому история может показаться скучной и предсказуемой, но дети будут с восторгом наблюдать за необычным дракончиком. А для кого ещё снимать сказки, если не для детей?

НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ

В нашем обзоре появляется прекрасная дама. А где дама, там и любовная линия. Розовая драконица из мультфильма «Шрек» обожает копытных — и вовсе не на обед. Она мечтательна, кокетлива и романтична, хотя умеет быть грозной, яростной и в буквальном смысле вспыльчивой.

До того, как обрести семейное счастье, драконица охраняла замок, где томилась принцесса Фиона. Казалось, Шреку и ослу, отправившимся выручать принцессу, предстоит сразиться с чудовищным ящером: живописно разбросанные по замку останки неудачливых рыцарей на это недвусмысленно намекали. Но оказалось, что у драконицы нежная натура, падкая на комплименты и на обаятельных болтливых ослов. Герои попрали межвидовые барьеры и заключили союз.

Главное — чтобы невеста случайно не проглотила букет. Или жениха

Интересно, дракослята родились живьём, как млекопитающие, или вылупились из яиц?

В сиквелах драконица играла куда меньшую роль. У создателей мультфильма была задумка преобразить её во второй части: подобно тому как Шрек и Фиона под воздействием волшебного зелья превратились в людей, а осёл — в жеребца, драконица должна была стать крылатой лошадью, самочкой Пегаса. К сожалению, эту метаморфозу нам не дали увидеть. Во втором фильме драконица появляется только в самом конце в сопровождении детишек — маленьких ослодракончиков (или драконосликов?).

Образ драконицы использует тот приём, на котором построен весь «Шрек», — его можно назвать «разрывом шаблона». Существо, которое поначалу кажется жутким монстром, в душе — нежное и трепетное создание. Точно так же изнеженная принцесса здесь оказывается дерзкой и боевитой девушкой, благородный лорд — тираном, а зелёный великан — честным и добрым героем. Драконица может сожрать злодея, а через минуту кокетливо хлопать ресницами и миловаться с ослом. Обычная история для множества современных сказок, в которых традиционные «плюс» и «минус» меняются местами и тот, кто по законам жанра должен быть злодеем, вызывает умиление.

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

«Эрагон», экранизация одноимённой книги Кристофера Паолини, стал единственной режиссёрской работой Стефана Фангмейера. Основная специальность Стефана — работа над визуальными эффектами, а не режиссура, поэтому неудивительно, что фильм вышел хоть и красивый, но довольно слабый. Если «Эрагон» чем-то и интересен, то именно тем, как здесь показан дракон.

В мире «Эрагона» у каждого дракона есть всадник, которого тот может выбрать, ещё находясь в яйце. Порой драконы годами не вылупляются, дожидаясь подходящего хозяина. Именно это произошло с Сапфирой — драконицей, которая избрала всадником юношу по имени Эрагон. К сожалению, интересной истории о приручении и совместном взрослении здесь нет. Слишком уж стремительно вырастает Сапфира: вот новорождённый дракончик бойко охотится на крыс, в следующей сцене это задумчивый дракон-подросток, а затем Сапфира взмывает под облака и возвращается оттуда уже огромным ящером.

В полном соответствии с именем Сапфира тёмно-синего окраса. У неё пернатые крылья — не слишком типичная черта для драконов, зато, как утверждают палеонтологи, очень реалистичная: многие динозавры были пернаты. Изображая Сапфиру в полёте, создатели фильма ориентировались на движения орла. Подход не хуже прочих: никто ведь не знает, как должен выглядеть летящий дракон, мы можем только проводить аналогии.

Я Годзилла — просто добавь воды!

Всадник и дракон в этом мире так тесно связаны между собой, что читают мысли друг друга. Разговаривать вслух дракон не умеет, так что общается Сапфира только с Эрагоном. Что, несомненно, порадовало художников — не надо было возиться с лицевой анимацией. Но телепатией связь не ограничивается. Эрагон научился видеть мир глазами Сапфиры. Ящер и всадник в полёте могут становиться практически единым целым. Однако у медали есть и обратная сторона — если гибнет всадник, умирает и дракон. В этой тесной связи — и оригинальность, и слабость задумки: Сапфира оказывается несамостоятельным персонажем, она зависит от всадника и не может существовать без него. Но отношения между ними куда глубже, чем между человеком и любым, даже самым преданным животным. В том числе и ездовым.

НЕ МЫШОНОК, НЕ ЛЯГУШКА

Гектор, персонаж французского мультфильма «Охотники за драконами», пожалуй, один из самых необычных драконов на свете. Глядя на гибрид сбрендившего зайца с синей собачкой, кто бы мог подумать, что это дракон? Но когда это мохнатое зубастое существо выдыхает пламя, всё становится на свои места. Вернее, пламя этот удивительный дракончик не выдыхает, а извергает — из... неважно, впрочем. Его сородичи в этом фильме тоже нетривиальны. Мумулярус, похожий на огромную гусеницу, питается капустными листьями; юркие джимбобы стреляют в противника электрическими разрядами; стайка хищных летучих мышей в любой момент может собраться во внушительного багрового дракона... От всего этого зоопарка Гектор выгодно отличается одной чертой: он умеет говорить — правда, в основном междометиями.

Глубоким приятным голосом Сапфиру наделила актриса Рэйчел Вайс

«Охотники за драконами» сняты в 2008 году на основе одноимённого мультсериала. Это кино замечательно прежде всего графикой. Перед нами разворачивается яркий и причудливый мир с парящими в воздухе островами, замками, обломками скал и растительностью всех цветов радуги. По этой сюрреалистической вселенной странствует троица наёмных драконоборцев — силач и добряк Лиан-Чу, плутоватый Гвиздо — и Гектор. Дракончик помогает компаньонам по мере сил, его длиннющие зубы позволяют вцепиться мёртвой хваткой в какое угодно чудище. Но чаще он исполняет роль носильщика, таская на голове огромный сундук.

Гектор — самый яркий и оригинальный персонаж в мультфильме, он затмевает прочих героев, более-менее стандартных. К сожалению, он не слишком-то влияет на сюжет — роль Гектора в фильме сводится к тому, «чтобы был прикольный зверёк». Но без его помощи героям пришлось бы тяжелее, а зрителям было бы не так весело.

ДРАКОН ВНУТРИ НАС

Пожалуй, самого страшного дракона в кинематографе сыграл Олег Янковский в фильме «Убить дракона», который снял Марк Захаров в 1988 году по пьесе Евгения Шварца. И дело не в размахе крыльев, не в огненном дыхании или гигантских когтях. В образе ящера Дракон появляется лишь пару раз, и его облик намеренно стилизован: это скорее реактивный самолёт, чем змей. Дракон — жестокий правитель средневекового города, его все ненавидят, но без него не представляют своей жизни. «Лучший способ избавиться от дракона — это иметь своего собственного», — говорит один из персонажей фильма.

Дракон Шварца и Захарова воплощает собой то зло, которое гнездится внутри любого из нас. Тем он и ужасен: это не сказочный монстр с крыльями и хвостом, а та часть нашей души, которую мы ненавидим, но от которой никуда не деться. Чтобы освободить людей от гнёта, недостаточно просто зарубить чудище. Надо убить дракона в каждом человеке.

КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?

«Как приручить дракона» — пожалуй, лучший мультфильм о драконах. На сайте IMDb картина входит в число пятисот лучших фильмов, она номинировалась на «Оскар» и завоевала множество других наград. Так велико оказалось очарование дракона Беззубика.

Мультфильм снят по мотивам книг Крессиды Коуэлл. В её мире, как и в «Охотниках за драконами», есть масса разных колоритных ящеров: неторопливые громмели, похожие на барбосов, извергают шары раскалённой лавы; кошмарные пристеголовы обладают двумя головами — одна выдыхает газ, другая его поджигает; злобный змеевик умеет метать хвостом острые шипы... Вся эта пёстрая компания регулярно обрушивается на маленькую северную деревушку, унося с собой овец. Самым страшным драконом считается неуловимая ночная фурия. Именно с ней и подружился мальчик Иккинг.

Изначально дракон в фильме должен был сильнее напоминать собаку, но потом создатели увидели на одном из компьютеров в студии заставку с чёрной пантерой...

Приручение дракона — самая занимательная часть мультфильма. Иккинг и дракон учатся постепенно доверять друг другу, и этот процесс показан очень живо и с юмором. Ночная фурия оказывается вовсе не такой жуткой. Напротив, дракон, которого Иккинг окрестил Беззубиком, — редкостный симпатяга, похожий на котёнка с крыльями и чёрной чешуёй. Впрочем, дракон напоминает не только кошку. Создатели фильма Крис Сандерс и Дин Деблуа ранее работали над мультфильмом «Лило и Стич», и это заметно — в облике и характере Беззубика угадываются черты озорного инопланетянина Стича. Отдельно стоит сказать о голосе дракона. Беззубик хоть и не говорит, но издаёт множество разнообразных звуков. Его голос — это смесь голосов самых разных животных: кошек, тигров, лошадей, слонов (обычных и морских). Чтобы записать голоса последних, звукорежиссёру Рэнди Тому пришлось идти в особую больницу для морских млекопитающих, где находились на лечении маленькие морские слонята.

Согласно книге, Беззубик был так мал, что помещался в корзинку. Создатели мультфильма решились отойти от оригинала, и это позволило им украсить фильм головокружительными сценами полёта верхом на драконе.

Смауг Ужасный смотрит на слишком милых сородичей как на хоббитов

Полёт на драконе — непременный атрибут почти каждого драконофильма. На съёмках «Бесконечной истории» куклу Фалькора с мальчиком на спине подвешивали и раскачивали на тросах, а получившиеся кадры затем накладывали на пейзаж. Позднее, с внедрением компьютерных технологий, полёты стали зрелищнее. В мультфильме «Как приручить дракона» к воздушным пируэтам подошли наиболее ответственно: Иккинг сооружает для управления Беззубиком специальный механизм, а многие трюки, которые дракон выполняет в полёте, имитируют реальные фигуры высшего пилотажа. Иные герои фильмов предпочитают не пользоваться лишними приспособлениями и запросто садятся прямо на спину дракону. Или на шею. Или на хвост — за что удастся зацепиться. Пожалуй, только Драко игнорировал такие мелочи, как удобство седока, и переносил героев с места на место в когтях.

***

Интересная закономерность: практически все драконы, которых можно назвать яркими персонажами с характером, — положительные герои. Как вышло, что хитрый, свободолюбивый и коварный монстр стал союзником, другом, а то и домашним питомцем человека? Наверное, люди всегда мечтали о ручных драконах, — ведь подружиться с огнедышащей бестией куда интереснее, чем найти общий язык с кошкой или собакой. А кино помогает нам воплощать мечты хотя бы на то недолгое время, пока мы сидим перед экраном и представляем себя героем, рассекающим облака верхом на драконе.

Велики шансы, что стараниями Питера Джексона мы всё-таки увидим разумного и харизматичного дракона-злодея. Смауг во второй части «Хоббита» будет говорить голосом Бенедикта Камбербэтча. У тех, кто смотрел «Стартрек: Возмездие» в оригинале и слышал низкий, зловещий и обволакивающий голос Хана, не должно быть сомнений: этот Смауг станет образцовым драконом — жутким и в то же время притягательным, как настоящее зло. А судя по тому, что в фильме использовалась технология захвата движения, Смаугу достанется не только голос, но и мимика британского актёра.

В том, что драконов наделяют мирным нравом, есть своя правда. Древнее и мудрое существо, каким традиционно считается дракон, не должно быть безрассудно жестоким. По крайней мере, нам бы не хотелось, чтобы оно было таким. Самые страшные монстры, как всем хорошо известно, таятся внутри человека. Главное — убить своего внутреннего дракона. А с внешним вполне можно подружиться. И даже полетать на нём, если повезёт.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Grizli-666
№ 1
24.01.2015, 14:53
Перепутаны фотографии Эрагон-Охотники за драконами
Авереслав
№ 2
25.01.2015, 20:04
А как же мультфильм "Полет драконов"? В список 100 лучших фильмов его включили, а в статье вообще не упомянули. Молодцы!
Max-88
№ 3
06.02.2015, 21:44
Почему-то забыли Американского дракона и нашего Горыныча.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться