Бестиарий Булычёва: Космозо Киношедевры: Кинг-Конг Железный человек БЕСТИАРИЙ. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЧУДОВИЩА
Версия для печатиМашина времени: Слово редактора. Новости науки
Кратко о статье: Мы увидели новую яркую комету, землю с высоты 30 километров, начало алмазной лихорадки, двойное затмение Солнца на Марсе, а также живого таракана с дистанционным управлением, армию железных людей, трансформеров, часы, отсчитывающие жизнь, и ещё один метеорит, который грозит закончить её раньше срока.

Машина времени (№124, Декабрь 2013)

Будущее — сегодня

РОБОТАРАКАНА В КАЖДЫЙ ДОМ

Сотрудники Backyard Brains, наверное, с детства очень любили отрывать мухам крылья, а тараканам — лапки. Но исключительно в исследовательских целях! Тысячу-другую тараканов спустя они представили широкой публике свой проект по киборгизации этих милых насекомых — RoboRoach. С помощью микроконтроллера, электродов и специального приложения для смартфона подаются команды, позволяющие управлять движениями таракана. Компания собрала на Kickstarter средства для воплощения своего безумного проекта, и теперь каждый сможет обзавестись собственным киборгом-инсектоидом всего за 99 долларов. За эти деньги покупатель получит собственно таракана и необходимую аппаратуру, которую нужно будет самостоятельно установить на насекомое, если то не сумеет сбежать раньше. Впрочем, разработчики уверяют, что с этой задачей справится и ребёнок. Однако защитники прав животных негодуют, утверждая, что такие игрушки ничему хорошему детей не научат.

НУЛЕВАЯ СКОРОСТЬ СВЕТА

После каждого второго открытия в области оптической физики учёные обещают нам создать плащ-невидимку, однако всякий раз это событие откладывается. Но, кажется, мы наконец подошли к этому ближе, чем когда-либо. Исследователям из Нидерландов и США удалось создать метаматериал с отрицательным коэффициентом преломления и фазовой скоростью света (грубо говоря, скоростью колебания волн, а не переноса энергии), близкой к нулю. В результате элементы в структуре метаматериала оказались меньше длины волны, что и привело к соответствующему результату. Интересно, что подобный эффект был предсказан более полувека назад, но только сейчас уровень технологий позволил создать образец. Метаматериалы с такими свойствами больше всего пригодятся в оптоэлектронных системах и повысят эффективность светодиодов. К слову, по сходному принципу работают и другие метаматериалы, взаимодействующие с акустическими волнами и микроволновым излучением.

АРМИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ЛЮДЕЙ

Люди, далёкие от фантастики и, в частности, комиксов, как правило, скептически относятся к супергероям и их суперкостюмам. Причём совершенно напрасно, раз даже суровые вояки из армии США решили взять на вооружение костюм Железного человека. Ну, или что-то на него похожее. Лёгкий тактический атакующий экзоскелет из особой «жидкой брони» — источник вдохновения так и напрашивается. Носитель таких доспехов становится практически неуязвимым для пуль, приобретает большую физическую силу и ночное зрение. Кроме того, в экзоскелете имеется бортовой компьютер, который помогает солдату принимать верные тактические решения и следит за его биометрическими показателями. А в свободное от победоносных сражений время можно быстро сбегать за шаурмой!

Новости космоса

ПОЧТИ КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Что может быть приятнее, чем любоваться земными пейзажами из стратосферы или наблюдать восход солнца, поднимающегося над планетой? Такую услугу собирается предложить любителям необычных ощущений компания World View. Специальный аэростат, оснащённый большими иллюминаторами, поднимется на высоту 30 километров и пробудет на ней несколько часов. Всё удовольствие стоит около 75 тысяч долларов. Скажете, дорого? Ближайший (и более дорогой) конкурент World View в сфере космического туризма — суборбитальный самолёт SpaceShipTwo от компании Virgin Galactic — поднимается на 100 километров, но буквально на несколько минут, да и перегрузки у пассажиров на борту ближе к космическим. Однако несмотря на то, что стратосфера — это ещё далеко не орбита, требования по безопасности к аэростату будут предъявляться самые строгие, так как декомпрессия на этой высоте смертельно опасна.

НЕБО В АЛМАЗАХ

Грядёт новая алмазная лихорадка! Любителям драгоценностей пора всерьёз задуматься об освоении Юпитера и Сатурна: некоторые исследователи считают, что на этих планетах возможно выпадение атмосферных осадков в виде алмазов. По крайней мере, космический аппарат «Кассини» обнаружил частицы сажи с молекулами углерода в грозовых облаках Сатурна. Предположительно, молнии высвобождают углерод из молекул метана в верхних слоях атмосферы, после чего он, продвигаясь вглубь планеты, подвергается всё большим давлению и температуре. Сперва углерод становится графитом, потом алмазом, а затем плавится, превращаясь в капли. По прогнозам учёныхпланетологов, на одном только Сатурне может быть около 10 миллионов тонн алмазов от 1 миллиметра до 10 сантиметров в диаметре. Однако эту гипотезу разделяют далеко не все специалисты — некоторые из них считают, что в атмосфере этих газовых гигантов недостаточно метана для такого процесса.

ЖИЗНЬ СИ

Телескопы в обсерваториях всего мира с интересом следят за развитием событий вокруг кометы C/2012 S1 (ISON), впервые открытой астрономами-любителями из России и Белоруссии в сентябре 2012 года. ISON считается одной из самых ярких комет первой половины XXI века, в конце декабря должна пройти на расстоянии 1,1 миллиона километров от поверхности Солнца. В октябре ISON можно было увидеть в любительские телескопы, а в ноябре — и невооружённым глазом. Большинство комет, подходивших к Солнцу слишком близко, разрушались или испарялись, но некоторые, как, например, комета Лавджоя в 2011 году, смогли уцелеть и благополучно продолжили своё космическое путешествие, подарив учёным немало интересных сведений о ближайшей к нам звезде. Тем временем космическим букмекерам пора принимать ставки: уцелеет или нет?

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ СНИМОК МЕСЯЦА

Солнечные затмения поначалу были для землян весьма пугающим событием и только недавно превратились в интересное астрономическое явление. Обитателям Красной планеты тоже было бы на что поглазеть, ведь у Марса целых две луны — Фобос и Деймос. За неимением иных наблюдателей специфическое марсианское лунное затмение на этот раз запечатлел марсоход Curiosity.

АСТЕРИОДЫ, ТРАНСФОРМЕРЫ И ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ

Врежься и уничтожь всех

Не успели мы прийти в себя от визита челябинского метеорита, как учёные снова начали нас пугать. На этот раз причиной беспокойства стал астероид 2013 TV135, иначе известный как «Крымский». Встретиться с ним Земле предстоит в 2032 году, причём вероятность столкновения недавно увеличили до 1:9000. Если 400-метровый «камешек» не сможет благополучно разминуться с Землёй, нас ожидают 2,5 тысячи взрывных мегатонн. Тем не менее паниковать рано: 2013 TV135 относится к классу самых неопасных астероидов по шкале Торино.

Цени каждую минуту

Когда-то главным специалистом по продолжительности жизни каждого человека была обыкновенная кукушка, однако в наше время для этого придумали зловещий агрегат Tikker. Это обычные электронные часы, только идут они назад — отсчитывают годы, месяцы, дни и даже секунды до смерти своего хозяина. Здесь нет абсолютно никакой магии — к часам прилагается инструкция, позволяющая вычислить примерную продолжительность жизни владельца, после чего Tikker начинает обратный отсчёт. Удивительно, но устройство имело успех на Kickstarter: почти 400% от цели.

Трансформируйся!

Трансформеры существуют! Роботы под названием M-Blocks, созданные в Массачусетском технологическом институте, действительно способны видоизменяться. Правда, на привычных по фильмам автоботов и десептиконов они совсем не похожи: это небольшие разноцветные кубики с магнитными гранями и электронной начинкой. Они могут соединяться в более крупные объекты произвольной формы и менять её благодаря внешним магнитам и внутреннему маховику. Пока проект находится в начальной стадии; планируется, что в дальнейшем M-Blocks значительно уменьшатся в размерах.