Google+
ABERCROMBIE Звездные войны: Технологии «Star Wars» ghost in the shell Стимпанк жанр
Версия для печатиМашина времени: Арсенал: Танкодром имени Кащенко
Кратко о статье: Танки не сразу обрели свой современный вид. История сохранила массу прелюбопытных проектов, несущих на себе печать безумия — не всегда благородного.

ТАНКОДРОМ ИМЕНИ КАЩЕНКО

САМЫЕ БЕЗУМНЫЕ ТАНКИ

Говорят, вертолёты — это души умерших танков. Но история знает массу проектов, которые даже в загробном мире не смогли бы оторваться от земли. Изучая их, впрочем, нельзя не изумиться полёту конструкторской мысли — правда, не всегда здоровой.

Конечно, большинство подобных проектов относится к временам «танкового детства» — Первой мировой войны. Сохранились сведения о массе прелюбопытных разработок, несущих на себе печать безумия — не всегда благородного. Среди них есть танки, которые были воплощены в металле и даже ездили по полигонам; есть машины, которые так и не продвинулись дальше чертежей, но, сложись обстоятельства иначе, могли бы с успехом поучаствовать в сражениях. Возможно, в каких-то параллельных мирах это и произошло.

ПЕРЕСЕКАТЕЛЬ ТРАНШЕЙ

Для начала обратимся к проекту «пересекатель траншей», детищу британских сумрачных гениев Уильяма Триттона и Р.Э.Б. Кромптона. Появившись в 1915 году, эта машина раз и навсегда показала, как не надо делать танки. «Пересекатель» запомнился и по другим причинам, в первую очередь благодаря своим огромным — 4,5 метра в диаметре — колёсам. Из-за этого его иногда считают аналогом знаменитого «царь-танка» Лебеденко (больше похожего на колесницу, высоко вознесённую над землёй).

«Пересекатель траншей» в мини-варианте. Представляете себе это сооружение, увеличенное вдвое? А вчетверо? А в шесть раз?

Рабочие изготавливают деревянную модель колеса: «всего лишь» восьмиметровую — но и этого хватило, чтобы при первом взгляде на неё весь проект был отклонён

Но «пересекатель траншей» задумывался как приземистая машина. Огромные колёса устанавливались сзади, и за счёт высокой проходимости и расположенного возле них центра тяжести этот танк мог выносить свою головную часть далеко вперёд, через вражеские окопы, сминая по пути колючую проволоку и обрушивая брустверы.

Было множество проектов подобных машин — некоторые задумывались как настоящие сухопутные корабли. «Пересекатель», по-видимому, замышлялся скорее как передвижное инженерное сооружение, способное без потерь доставить на вражескую сторону десантную группу. Поэтому собственному оружию такого танка особого внимания не уделялось.

«Летающий слон»: два варианта дизайна, так никогда и не увидевших свет

Первый рабочий прототип «пересекателя траншей» был построен лишь в масштабе 1:2, и его проходимость была признана недостаточной, поэтому о создании полноразмерного проекта речи даже не зашло.

Триттон, впрочем, не охладел к своему детищу: впоследствии, уже ближе к концу Первой мировой, он разработал ещё один танк повышенной «окопопроходимости» — огромный, длинный и с дополнительными гусеницами на днище. Проект под неофициальным названием «Летающий слон» признали реализуемым, однако к производству не рекомендовали: на тот момент британская военная мысль отошла от гигантизма и склонилась в сторону небольших мобильных машин.

Первая и вторая модель аппарата Боро

ДИПЛОДОК MILITARIS

Аппарат Боро: гладко было на бумаге, не очень ухабисто и на полигоне, но вот в боевых условиях...

На континенте во времена Первой мировой тоже вспыхнула страсть к огромным машинам. Проект военного инженера Луи Боро, как и «пересекатель», совмещал в себе функции танка и инженерного сооружения. Сам боевой механизм был заключён в шестиугольную коробку из «рельсов», служащую одновременно гусеницами и мостом. Первый образец весом в 10 тонн на испытаниях, проведённых осенью 1915 года, отлично сминал проволочные заграждения, преодолевал брустверы и траншеи (впрочем, вопрос о передвижении по изрытому воронками полю боя остался открытым), но развивал скорость всего 1,6 км/ч, не обеспечивал экипажу достаточную видимость, а вдобавок был абсолютно неспособен поворачивать.

Несмотря на насмешки военных экспертов, называвших машину «диплодок militaris» и утверждавших, что таким динозаврам не место на поле боя, Боро доработал своё изобретение и к августу 1916-го представил на рассмотрение вторую версию. Танк был несколько легче и просторнее. За стальными листами противопульной защиты располагался экипаж из трёх человек, — только вот для вооружения места уже не оставалось. Но главное достижение — танк получил возможность двигаться не только по прямой. Правда, радиус поворота составлял целых 100 метров, к тому же максимальная скорость понизилась до 1 км/ч. На по лигоне, пройдя 1,5 километра по ровному полю, аппарат опять-таки сумел смять проволочное заграждение, преодолеть траншею, бруствер и железнодорожную колею, — однако французский генералитет пришёл к выводу, что давить блиндажи «диплодок» не сможет, а вражеской пехоте достаточно сделать от него шаг в сторону.

Тем не менее проект не был закрыт, но вскоре разработка остановилась сама собой: на подходе были уже настоящие танки.

В 1942 году танкостроители из Штутгарта создали почти точную копию Trefasswagen, хотя её бесперспективность была очевидна ещё четверть века назад

КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ НА ВОЙНЕ

Проекты, подобные танку Лебеденко, время от времени если и не воплощались в металле, то выносились на общее обозрение на страницах профессиональных изданий. Часто дело ограничивалось парой рисунков, но иногда доходило до серьёзных расчётов и тщательно выполненных чертежей (хотя в таких случаях о «серьёзности» и «тщательности» можно говорить лишь в кавычках). Особенно постарались в этом смысле американские журналы Popular Science и Electrical Experimenter, которые в последние годы Первой мировой активно собирали «странные» проекты со всех концов планеты.

Моноцикл или бицикл — врагу всё равно капут!

БОЕВОЙ КОЛОБОК

Идея танка-моноцикла далеко не всегда приводила к появлению гигантского «колеса обозрения». История знает немало лёгких моноциклов — на одного человека, с пулемётным вооружением и минимальной бронёй. В Америке и Германии были построены даже некоторые из «тяжёлых колобков». Правда, ни в одном из них идея моноцикла в чистом виде не сохранилась. Конструкторы не смогли обойтись без заднего катка, а передние колёса пришлось разнести, чтобы поместить между ними вооружение. Повоевать же не удалось ни одному из них, даже знаменитому Treffaswagen, способному ездить по полю боя и стрелять — правда, гораздо хуже, чем танки традиционных схем.

ЦАРЬ СРЕДИ ТАНКОВ

Один из самых знаменитых проектов танков-колесниц принадлежит военному инженеру Николаю Лебеденко. Его знаменитая «колесница» (он же «царь-танк», «нетопырь», «летучая мышь») была построена и даже испытана в начале осени 1915 года. Создатель машины исходил из того, что полевая артиллерия (противотанковой ведь ещё не было!) вряд ли сможет вести точный огонь по движущимся и маневрирующим целям. А с осколками, ударной волной или шрапнельными пулями бронированная «колесница» должна справиться. Во всяком случае, так считал Николай Лебеденко. Он ошибался: огромные ажурные колёса, конечно, «пропускали» сквозь себя фугасную волну и шрапнель, но лишь частично, — а оставшейся доли вполне хватало. Да и высокую проходимость эти колёса обеспечить не смогли. «Царь-танк» увяз почти сразу, ещё на полигоне, — правда, это было скорее связано с неверным распределением веса: в землю «провалился» задний каток. Но где-то на территории фантастического мира подобные машины добрались до поля боя. Успешно повоевать им удалось, например, во вселенной «Звёздных войн»: танк-дроид IG-227 Hailfire (его можно увидеть в фильме «Атака клонов») был «сконструирован» именно под впечатлением от этой машины!

Впрочем, перед Второй мировой германские конструкторы опять задумались было о подобных машинах, но ни документация, ни образцы не сохранились. Что-то похожее досталось в 1945 году советской армии как трофей. Сейчас это чудо стоит в танковом музее Кубинки, но даёт больше вопросов, чем ответов. Версии об этом объекте выдвигаются самые противоречивые. Артиллерийский корректировщик? Минный тральщик? Выполненное по японскому спецзаказу сверхсекретное оружие? Подарок инопланетян? Последняя версия, конечно, наиболее соблазнительна, — но, скорее всего, перед нами всего лишь опытный образец танка, одноместный, без средств связи и оружия. После «обкатки» он продемонстрировал, видимо, неважные результаты — и был без сожалений отправлен на склад.

Неустрашимые британские солдаты за штурвалом танкеток-моноциклов традиционной и пропеллерной схемы

НА СВОИХ ДВОИХ

Ходячие танки — особая статья. Их разработка зачастую требовала не просто смелости, а настоящей дерзости. Конечно, те или иные замыслы появлялись ещё в паровую эпоху, но первая более-менее серьёзная разработка была осуществлена (и запатентована) только в 1940 году, накануне Второй мировой войны. Её авторы, американские инженеры Хатчинсон и Смит, исходили из того, что для сверхтяжёлой машины ноги лучше гусениц. Их конструкция с вращающимся аналогом «бедренного сустава» и телескопической «ногой» требовала от оператора сидеть на получетвереньках, подключив конечности робота соответственно к рукам и ногам. Несколько дистанционно управляемых небольших моделей продемонстрировали приличную манёвренность и неплохую проходимость, однако военное ведомство сочло этот проект «слишком опережающим время». Лишь некоторые узлы нашли своё применение в конструкциях шагающих экскаваторов.

Вообще-то аэромоноцикл — не фантастика. Но кататься на нём стоит только в мирное время и аккуратно

До Второй мировой оставалась ещё три года, но американские танкостроители уже начали к ней готовиться

ТАНК-ПОПРЫГУН

Прыгающие танки — тоже очень смелый ход, однако над этой идеей корпело множество конструкторов. Правда, без особого успеха. В большинстве случаев речь шла о единичном прыжке, который позволил бы лёгкому танку преодолеть линию полевых укреплений, не проламываясь через неё, — а дальше предстояло действовать уже более традиционным способом.

СФЕРИЧЕСКИЙ ТАНК В ВАКУУМЕ

Первый танк проекта Treffenswagen был построен в Германии в 1917 году. Цель была банальна — дать «наш ответ англичанам», которые уже успешно использовали свои первые танки на полях сражений. Немецкая военная мысль сделала «ответ» шарообразным. По бокам круглого корпуса располагались два больших колеса (3 метра в диаметре), одно маленькое колесо осталось сзади — для опоры. Treffenswagen был вооружён 20-миллиметровой пушкой, расположенной в узком промежутке между передними колёсами, и двумя пулемётами 30-го калибра, каждый из которых помещался на месте ступицы этих колёс и мог вести огонь по флангам. Управляло танком четыре человека. Весило всё это великолепие 18 тонн.

На испытаниях выяснилось, что действовать вне дорог Treffaswagen, в принципе, может, но преодолевать воронки или брустверы окопов ему удаётся редко. А уж о том, чтобы утюжить окопы, давить блиндажи и рвать проволочные заграждения, речи вообще не шло. Вести эффективный огонь тоже было, мягко говоря, нелегко: этому препятствовала сама сферическая конструкция корпуса, очень сложная для работы экипажа и вооружения. В результате «танк-колобок» так и остался в единственном экземпляре, а позже был распилен на металлолом.

Загадочный Kugelpanzer («Бронированный шарик») из Кубинки. Узкая смотровая щель спереди, водительский люк над стойкой заднего катка — и всё...

Радиоуправляемая модель ходячего танка Хатчинсона и Смита

Фотомонтаж 1940 года: огромный карьерный экскаватор и тяжёлый ходячий танк в предполагаемую натуральную величину

Танк Уоллеса: конструкция и принцип действия

Особым путём пошёл в 1942 году американский изобретатель Генри Уоллес, который разработал и успешно запатентовал прыгающий танк-гироскоп, которому нога служила единственным средством передвижения. Несмотря на детально продуманную конструкцию, на земле подобный танк оказался не нужен. Однако уже в шестидесятые некоторые идеи этого проекта были рассмотрены повторно. Прыгающим транспортом хотели оснастить астронавтов, летевших на Луну. Правда, в конце концов конструкторы решили пойти более традиционным путём.

Идея Уоллеса в космосе

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться