ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ ТОР MARVEL Сериал Киношедевры: Кинг-Конг
Версия для печатиМашина времени: Машина Времени (№123, Ноябрь 2013)
Кратко о статье: Лягушка в космосе, автомат, наливающий кофе по одному зевку, пять лет беспрерывной работы ионного двигателя в вакууме, прощание с «Вояджером», устройство для захвата мира за 349 долларов США и другие новости науки и техники.

Машина времени (№123, Ноябрь 2013)

Новости космоса

НОЛЬ САНТИМЕТРОВ В ПЯТЬ ЛЕТ

В начале сентября NASA официально завершило испытания ракетного двигателя NEXT, длившиеся более пяти лет — всё это время двигатель «летел» в вакуумной камере. В итоге, NEXT смог доказать свои преимущества перед большинством современных ракетных двигателей — как по времени беспрерывной работы, так и по расходу топлива. За пять лет на его работу ушло всего 800 килограммов ксенона (газ, который используется в качестве рабочего тела); для придания аналогичного импульса традиционному ракетному двигателю потребовались бы десятки тонн топлива. Импульс, к слову, не такой уж и большой — поэтому на разгон до приличной скорости аппарату, оснащённому NEXT, в космосе потребуется значительное время, а для старта с Земли придётся использовать «обычный», химический ракетный двигатель. С другой стороны, если ионный двигатель достаточно долго проработает, он сможет разогнать космический корабль до скорости, недоступной современным космическим аппаратам.

К тому же, избавившись от огромного количества ракетного топлива, космический аппарат сможет взять на борт значительно больше полезной нагрузки. Для сравнения, масса топлива в топливном баке «Спейс Шаттла» — 103 тонны (и ещё 616 тонн окислителя). В случае с ионным двигателем счёт идёт на сотни килограммов. Правда, требуется ещё и источник электроэнергии для ионизации газа — для этой цели на космический аппарат можно установить солнечные панели или ядерный реактор.

Ионные двигатели уже бороздят просторы Вселенной. К примеру, автоматическая межпланетная станция Dawn, запущенная в 2007 году для исследования астероида Весты и карликовой планеты Цереры, оснащена тремя ксе- ноновыми двигателями. Единовременно может работать лишь один их них. Тяга двигателя позволяет увеличивать скорость станции на 100 км/ч каждые четыре дня. Двигатель NEXT по основным характеристикам несколько превосходит уже запущенные образцы; кроме того, ни один двигатель ещё не работал без перерыва так долго.

ПОДАЛЬШЕ ОТ ЛЮДЕЙ

NASA официально подтвердило, что космический зонд «Вояджер-1» покинул Солнечную систему и отправился в межзвёздные странствия. Важность этого события трудно переоценить. Космический аппарат, запущенный ещё в 1977 году (соответственно, его начинка вполне соответствует тем временам — реле, магнитные плёнки, кинескопы, ядерный реактор), стал первым искусственным объектом, покинувшим нашу звёздную систему. За прошедшие 36 лет «Вояджер-1» удалился от Земли более чем на 18 миллиардов километров.

Конечно, по пути «Странник» (именно так переводится с английского название зонда) делал остановки. Именно ему мы обязаны потрясающе красивыми снимками Юпитера и Сатурна, а также фото под названием Pale Blue Dot («бледная голубая точка») — самому удалённому портрету Земли. Дискуссии на тему «покинул или нет» тянулись достаточно долго — мы писали о них в одном из предыдущих номеров. Главный вопрос состоял в том, что же считать «границей» Солнечной системы, однако в итоге NASA поставило точку в спорах, написав в официальном сообщении: «Да, мы там».

На своём борту «Вояджер-1» несёт знаменитую золотую пластинку с основной информацией о человечестве и Земле. Однако, скорее всего, аппарат сгинет в пустоте, ведь запасов его энергии хватит лишь до 2025 года.

Будущее — сегодня

ЗАХВАТ МИРА

Едва ли не каждую неделю на Kickstarter появляется очередной проект 3D-принтера. Порой уже непонятно, чем они между собой различаются. Однако если есть 3D-принтер, должен быть и 3D-сканер, решили разработчики из компании Occipital. Их проект, названный Structure Sensor, имеет все шансы стать одним из самых популярных решений благодаря открытой SDK (среде разработки приложений, использующих устройство) и сравнительно невысокой цене — 350 долларов.

Structure Sensor — миниатюрный сканер окружающего пространства для планшета iPad. Он легко монтируется на заднюю сторону планшета и позволяет «считывать» окружающую среду простым движением вокруг объектов; захватываются все трёхмерные объекты на расстоянии от 40 сантиметров до 3,5 метров. Помимо сенсора глубины, девайс также оснащён инфракрасным сенсором, который позволяет «видеть в темноте». Кроме собственно сканирования, устройство поддерживает работу в режиме дополненной реальности. Создатели написали два простых демо-приложения: в одном из них виртуальный «питомец» взаимодействует с реальной окружающей средой, во втором виртуальные мячики «падают», реалистично реагируя на различные препятствия.

Кампания по финансированию устройства, запущенная на Kickstarter в середине сентября, получила невероятный отклик — требуемая сумма в сто тысяч долларов США была собрана за 3 часа. Ожидается, что устройство станет широко доступно уже в феврале 2014 года. Более подробно о проекте можно почитать на Kickstarter: kickstarter. com/projects/occipital/structuresensorcapture-the-world-in-3d

РУКОПИСИ НЕ ДЫШАТ!

Британская библиотека планирует разработать и внедрить оригинальный способ хранения архивных материалов. В 2014 году в Йоркшире откроется специальный склад для старинных рукописей и газет. Главная особенность — в хранилище не будет кислорода. Материалы будут храниться в специальных ячейках, доступ к которым будет осуществляться с помощью роботизированных «рук», движущихся вдоль полок по рельсам. Забрав бесценный свиток, «рука» доставит его в шлюз, откуда он уже попадёт в руки читателям. Преимущества очевидны: бумага в бескислородной среде стареет значительно медленнее, кроме того, в такой атмосфере значительно уменьшается риск пожара.

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ СНИМОК МЕСЯЦА

Облетевшее весь мир фото со старта миссии LADEE. Одна из автоматических камер, фиксирующих пуск, сняла на фоне стартующей ракеты лягушку. Вероятно, животное находилось в одной из гигантских водяных цистерн, используемых для гашения ударной волны. Снимок сильно заинтересовал любителей космонавтики, и NASA даже пришлось официально подтвердить, что лягушка настоящая. Дальнейшая судьба земноводного неизвестна. Вероятно, лягушка тоже улетела в космос.

Фото взято из официального instagram-аккаунта NASA

ЗВЕЗДОЛЁТЫ, ФОТОНЫ И КОФЕ

Ещё один космический грузовик

Частная космонавтика продолжает покорять космос. Только в мае 2013-го первый частный космический грузовик Dragon пристыковался к Международной космической станции, и вот некогда историческое событие становится обыденностью. 29 сентября к МКС пристыковался космический корабль Cygnus, созданный компанией Orbital Sciences. Cygnus доставил на орбиту почти 700 килограммов полезного груза. Видимо, не за горами тот момент, когда можно будет заказать пиццу и суши даже на другую планету.

Молекула из света

Учёные Михаил Лукин из Гарварда и Владан Вулетич из Массачусетского технологического сделали интересное открытие: им удалось «слепить» из фотонов некое подобие молекулы. Во время эксперимента в облако атомов рубидия, охлаждённых практически до абсолютного нуля, с небольшим интервалом были запущены два фотона. Потеряв энергию, фотоны замедлялись, притягивались друг к другу и вели себя подобно двухатомной молекуле. В обычном состоянии фотоны никак не взаимодействуют между собой, однако подобное поведение было теоретически предсказано. Авторы исследования рассчитывают, что открытие пригодится при разработке квантового компьютера. Хотя световой меч тоже можно создать.

Взбодрись!

Голландская кофейная компания Douwe Egberts провела интересную рекламную кампанию под названием «Прощайте, красные глаза». Кофейный автомат, установленный в аэропорту имени О. Р. Тамбо (Йоханнесбург, ЮАР), автоматически наливал кофе, если в поле действия его сенсоров попадал зевающий человек. При этом кофе раздавался бесплатно, хотя вряд ли акция имела успех только из-за этого — так хорошо определить свою целевую аудиторию сможет не каждый маркетолог. Видимо, шутка «умеет всё, разве что кофе не наливает» скоро станет неактуальной. Хотя от красных глаз всё-таки лучше помогают капли.