Google+
Антиутопии Alf Фантастика 1960-х годов История ядов
Версия для печатиВидеодром: Актёры. Натали Портман
Кратко о статье: Мы видели её в церемониальных одеждах королевы Падме Амидалы, бритой наголо революционеркой в «V — значит вендетта», дочерью президента в «Марс атакует!» и возлюбленной скандинавского бога в «Торе». Всё это Натали Портман — такая разная, но всегда органичная и искренняя.

Актриса интеллектуального фронта

НАТАЛИ ПОРТМАН

Люди часто думают, что я вдумчивая актриса, потому что мне нравится понимать роль и готовиться к ней. Но когда камера начинает работать, инстинкт всегда берёт верх. Я не актриса метода Станиславского. В искусстве есть что-то таинственное, не подвластное сухому расчёту, и оно должно оставаться таковым.

Натали Портман

Она наголо брила голову, оставаясь самой женственной актрисой Голливуда, танцевала на пуантах по пять часов в день на протяжении года, стала матерью Люка и Леи, не посмотрев ни одного эпизода оригинальных «Звёздных войн». Она лицо фирмы Dior, жена балетмейстера, молодая мать и психолог с дипломом Гарварда. Такая разная, но всегда органичная, искренняя, лучащаяся счастьем и доброжелательностью — Натали Портман.

СОВСЕМ НЕ ЛОЛИТА!

Несмотря на французское имя, Натали родилась не во Франции, а в Иерусалиме, в семье еврейского врача Авнера Хершлага и американской художницы Шелли Стивенс. Родители назвали её в честь героини одной популярной тогда французской песенки. Семья часто переезжала с места на место — из Иерусалима в Мэрилэнд, потом в Коннектикут, затем в Лонг-Айленд... Частые переезды повлияли на Натали: она стала лёгкой на подъём, активной, общительной, легко шла на контакт с новыми людьми.

В Лонг-Айленде Натали Хершлаг пошла в школу и училась так въедливо и фанатично, что заслужила от одноклассников прозвище «ботаник». Больше всего ей нравилась математика, которая, по её словам, «ставит вопросы». Кроме того, маленькая Натали брала уроки танцев — балета, чечётки и джаза. Танцы увлекали её, но не настолько, чтобы посвятить им жизнь, — как и школьные спектакли, и даже предложение стать моделью, поступившее от агенства Revlon. Тем не менее она попала в общие актёрские базы, где её и заметил режиссёр Люк Бессон, подбиравший актёров для фильма «Леон».

«Леон» — это картина в первую очередь о любви и о том, какие странные формы она может принимать. Леон — профессиональный убийца, а Матильда — юная девочка, жертва полицейских разборок. На роль Матильды Натали взяли только со второй пробы: Люку Бессону показалось, что двенадцать лет — слишком юный возраст для того, чтобы играть влюблённость в серийного убийцу. Но Натали проявила редкую настойчивость и добилась-таки роли, показав на пробах целый спектр эмоций и не по возрасту серьёзный подход к роли. Впоследствии Люк Бессон ни разу не пожалел, что поддался её напору. Между прочим, на роль Матильды пробовалась и другая известная актриса — шестнадцатилетняя Лив Тайлер. Но — была признана слишком великовозрастной.

ДОСЬЕ

ИМЯ: Натали Хершлаг

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 9 июня 1981 года

МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Иерусалим

ГРАЖДАНСТВО: Израиля, США, Франции

ОТЕЦ: Авнер Хершлаг, врач-гинеколог

МАТЬ: Шелли Стивенс, в прошлом актриса и домохозяйка, ныне агент Натали

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: замужем за Бенджамином Мильпье

ДЕТИ: сын Алеф

РОСТ: 160 см

ВЕС: около 50 кг, для фильма «Чёрный лебедь» похудела до 43 кг

РЕЛИГИЯ: иудаизм

ХОББИ: танцы, путешествия, дайвинг

Родители Натали поддержали дочку в её решении сниматься, но поставили Бессону ряд строгих условий, в том числе — не снимать Натали в сценах эротического характера. Бессону пришлось переписать сценарий, но некоторые сцены «неловкого сексуального напряжения» между героями всё же оставили для европейского проката. Так что Европа и Америка с самого начала видели Натали несколько по-разному. При съёмках Натали взяла псевдоним — девичью фамилию своей бабушки — и в титрах появилась уже как Портман.

ВОСХОЖДЕНИЕ ЗВЕЗДЫ

Самым сложным для Натали оказалось возвращение из мира кино в нормальную жизнь. Родители разрешали ей сниматься только на летних каникулах. Это здорово дисциплинировало, но и мешало тоже. Бурные страсти, перестрелки, кровь и первую любовь пришлось променять на скучные школьные уроки. «Леон» принёс Натали всемирную известность, но испортил ей отношения со сверстниками. Детям свойственно проецировать кино на реальность, и они стали считать Натали «Лолитой» и в жизни. «Когда я поцеловала мальчика на первом свидании, меня стали дразнить проституткой, — рассказывала актриса. — Из-за этого мне даже пришлось сменить школу!»

Натали не раз предлагали играть персонажей, похожих на Матильду, но это не устраивало юную актрису — ей категорически не хотелось изображать нимфеток. Поэтому она не стала ждать приглашений, а начала активно посещать кастинги. Так ей удалось попасть в фильм Майкла Манна «Схватка», а в 1996 году она впервые снялась в кинофантастику. Тим Бёртон позвал многообещающую актрису на пробы в фантастическую комедию «Марс атакует!», переперчённую чёрным юмором и политической сатирой. Натали получила здесь роль Тэффи Дейл, дочери американского президента. Эта героиня запомнилась зрителям тем, что сохраняет удивительное спокойствие, когда на планету обрушиваются полчища маленьких зелёных уродцев. К концу фильма Тэффи остаётся практически единственным представителем власти в США и лично награждает медалями всех, кто помог победить марсиан.

Годом позже Натали впервые попала на подмостки Бродвея, где исполнила главную роль в спектакле «Дневник Анны Франк». Спектакль основан на реальной истории еврейской девочки, чей дневник, найденный в 1947 году, стал обличительным документом на Нюрнбергском процессе. Семья Анны бежала от нацистов в Нидерланды, где Анна Франк с 1942 по 1944 год вела дневник. Увы, надолго скрыться не удалось — Анну и её семью ждали концлагерь, тиф и страшная смерть. «Дневник Анны Франк» — единственный случай, когда Портман согласилась на роль еврейки. Актрисе регулярно присылают сценарии о Холокосте, но она всегда отказывается, потому что не видит в этой теме ничего увлекательного. Впрочем, к своим корням актриса относится с уважением — соблюдает шаббат, придерживается семейных традиций и даже ездила на Украину, чтобы посетить святые для евреев места.

«ЛУЧШЕ Я БУДУ ОБРАЗОВАННОЙ, ЧЕМ КИНОЗВЕЗДОЙ!»

В 1998 году Портман получила приглашение от Джорджа Лукаса, который и сделал Портман любимицей всех фанатов кинофантастики. Натали не пришлось проходить пробы на роль Падме Амидалы — режиссёр сам выбрал её, связался с её агентом и предложил ро ль. Его привлекли динамичная открытость Натали, яркая эмоциональность и полная отдача в каждой, даже самой маленькой роли. Актриса сразу подписала контракт, хотя она не видела ни одной части оригинальной трилогии, не отличала «Звёздные войны» от «Звёздного пути» и никогда не работала с зелёным экраном, который то лько-только начинали использовать в кинематографе. Опыт — вот чего она хотела от этой роли, и своё желание она удовлетворила сполна.

В это же время она поступила в Гарвард на факультет психологии. «Евреи очень ценят образование, — призналась актриса, — наверное, потому, что ум легче всего унести с собой, когда тебя откуда-то прогоняют». Учёба в Гарварде захватила Портман; она защитила научную работу на тему «Ментальное и личностное развитие у детей до года». Из-за учёбы Натали не пришла на премьеру «Призрачной угрозы», фильма, который принёс ей всемирную славу и немалый гонорар. У актрисы были выпускные экзамены в Гарварде, и она хотела как следует к ним подготовиться. «Лучше я буду образованной, чем кинозвездой», — заявила она.

Трилогия-приквел вызвала широкий резонанс среди поклонников кинофантастики, но сама Натали осталась своей работой разочарована. Ей казалось, что эта роль — полный провал её как актрисы. Портман не хватало свободы импровизации, ей не нравились жёсткие рамки, в которые её поставил Лукас. К тому же критики были не в восторге от её работы, особенно в третьем фильме, где её персонажа превратили чуть ли не в декорацию. Наступивший во время съёмок в «Звёздных войнах» творческий кризис заставил актрису пускаться на решительные, бунтарские шаги: она соглашалась на постельные сцены, на съёмку обнажённой, впервые поцеловалась с партнёром на экране. Она снова искала себя, свою нишу в искусстве.

«Кто может сравниться с Матильдой моей?»

«ПОМНЮ НЕ ЗРЯ ПЯТЫЙ ДЕНЬ НОЯБРЯ»

И эти поиски увенчались успехом. Натали пригласили на роль Иви Хаммонд — главной героини в экранизации антиутопического комикса Алана Мура «V — значит вендетта», которую продюсировали тогда ещё братья Вачовски. Для этой ро ли Натали долго занималась с репетитором, вырабатывая британское произношение, и побрилась наголо. На расставание с волосами актриса пошла легко — она сама давно искала повод для такого бунтарского поступка.

Если точнее, главным героем следовало бы назвать таинственного мстителя V, роль которого исполнил Хьюго Уивинг. Этот человек стал жертвой правительственного эксперимента и посвятил жизнь тому, чтобы сокрушить тоталитарное государство. Но он встречает Иви и влюбляется в неё. Теперь V хочет не только повторить «Пороховой заговор» и изменить мир — он хочет спасти именно эту девушку. Под его влиянием героиня Натали кардинально меняется: из хрупкой, напуганной девочки она превращается в сильную волевую женщину. «Прежде меня многое испугало бы, но теперь я ничего не боюсь», — говорил Иви, и это однозначная победа V и его дела.

Специфическая причёска Амидалы явно передаётся по наследству!

В большинстве сцен, где Амидала предстаёт в чёрном парадном костюме, её изображает «двойник» — служанка Сабе, которую сыграла Кира Найтли. Портман же прячется под капюшоном справа

V явно нужна была зрительница и поклонница. Совершить революцию и ни перед кем не похвастаться — это же так скучно!

Натали усердно изображает, будто ей не нравится брить голову

Натали Портман и Хьюго Уивинг составили очень неординарный актёрский дуэт. Передать сложную гамму чувств, если всё твоё лицо закрывает маска, — задача, с которой справится не каждый. Зрителю ни разу не дали увидеть лица Хьюго Уивинга, маской скрыты даже его глаза. Актёру пришлось играть голосом, телом, — и у него получилось. Временами даже кажется, что у маски меняется выражение лица в зависимости от внутреннего состояния героя. Уивинг и Портман вместе составили изумительный тандем, глубокий и трогательный. Им удалось с помощью скупых выразительных средств рассказать историю об одиночестве и спасении.

ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕБЕДЬ

В восемь лет Натали увидела документальный фильм о том, как хирурги тренируются на цыплёнке работать с лазерным скальпелем. С тех пор она стала убеждённой вегетарианкой — не ест мяса, не носит одежду из кожи и меха. Чтобы защитить окружающую среду, она передвигается на гибридном автомобиле и не пользуется на своём огороде химическими удобрениями. Её друзья-дизайнеры из студии Rodarts даже сделали костюмы для «Чёрного лебедя» совершенно «веганскими», из искусственных перьев, чтобы Натали чувствовала себя в них комфортно.

Как и все фильмы Вачовски, картина наполнена символами, недоговорённостями и аллюзиями. Помимо прямых отсылок к «Графу Монте-Кристо», здесь есть и косвенные — к «Человеку в железной маске» и к «Призаку оперы». Однако Иви не такая, как героини этих историй, — она умная, понимающая и при этом глубоко чувствующая. Портман изумительно удаются редкие для современного кино образы умных героинь. От девушки с такой внешностью ожидаешь воздушной лёгкости, но в глазах её персонажей, даже самых юных и неопытных, всегда сквозит серьёзная, затаённая печаль. Портман всегда переносит на своих героинь собственные знания и жизненный опыт.

«Чёрный лебедь» : балет детям не игрушка!

БАЛЕТ НА ВЫЖИВАНИЕ

Когда Портман было семнадцать, ей позвонил режиссёр Даррен Аронофски и предложил роль в фильме про балет. Однако начать съёмки «Чёрного лебедя» ему удалось только через десять лет, и роль танцовщицы Нины всё это время ждала свою хрупкую Натали. Портман с самого начала понимала, что будет сложно, но даже не представляла, насколько. Целый год она ежедневно занималась у станка по 5-8 часов. Каждый день она должна была проплывать милю в бассейне, потому что это укрепляет сердце и позвоночник. Целый год, и без того невесомая, вынуждена была сидеть на экстремальной диете, похудев до 43 килограммов.

Съёмочный график был безумным. При скромном бюджете приходилось снимать очень быстро, иногда несколько сцен делали в один день. Одарённость Аронофски выходила актёрам боком. Они и так спали по четыре часа, а режиссёр норовил вытащить каждого из постели, чтобы обсудить только что пришедшую ему в голову идею. Натали принимала в обсуждениях живейшее участие, предлагала своё видение роли и радовалась, когда её голос учитывали. Ей было важно стать полноценной частью творческого процесса; она эмоционально вкладывалась в каждую сцену и получала отдачу от съёмочной группы. Это придавало актрисе сил — по её словам, в то время даже встать утром с кровати было настоящим подвигом.

Портман умудряется участвовать в благотворительности, даже просто снимаясь в кино. Деньги, заработанные на премьере сказочной комедии «Лавка чудес», полностью ушли на благотворительные цели

Для роли в фэнтезийной комедии «Храбрые перцем» Портман пришлось раздеваться перед камерой. Фильм того явно не стоил

Тор 2: Знакомство с будущей свекровью

Танцевальные па они с балетмейстером Бенджамином Мильпье придумывали вместе. Он показывал — она подхватывала, он смотрел на её возможности и менял для неё какие-то элементы. Натали оказалась способной ученицей. Мильпье называл её своим соавтором, а вскоре после фильма они поженились. Хореографические партии, которые ей пришлось исполнять, делились на две части: для белого и для чёрного лебедя, и хореограф Джорджина Паркинсон работала с Портман над обеими. Она учила актрису играть мельчайшими деталями — выражением глаз, движениями пальцев, — чтобы Одетта в её исполнении отличалась от Одиллии. К сожалению, Паркинсон умерла за две недели до премьеры. Портман очень тепло её вспоминала.

«Чёрный лебедь» принёс Портман «Оскара» и моральное истощение. Актриса находилась на грани нервного срыва и подумывала даже лечь в диспансер на лечение. Но на горизонте неожиданно возник режиссёр Кеннет Брана и предложил кое-что получше — главную женскую роль в новом блокбастере по вселенной Marvel. Натали сразу же подписала контракт: ей хотелось развеяться после «Чёрного лебедя».

АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ

«Тор» был фильмом из первой фазы киновселенной Marvel, в которой зрителей знакомили с будущими Мстителями. Молодой бог Тор (Крис Хэмсворт) за своеволие был изгнан из Асгарда на Землю и лишён волшебного молота Мьёльнира. Ему надо во что бы то ни стало вернуть свою силу , поскольку его младший брат Локи (Том Хиддлстон), известный своей хитростью, надумал использовать войну с ледяными великанами, чтобы занять трон Асгарда. Благодаря простодушному обаянию Тор нашёл себе помощников — астрофизиков, в числе которых была и юная Джейн Фостер, героиня Натали. Портман пришлось до лго готовиться к этой роли: она изучала физику, чтобы понять, о чём говорит её героиня. Ведь Джейн Фостер — настоящее светило науки! В работе над фильмом Портман помогло и то, что она увлечена скандинавской мифологией.

Типичное поведение для бога: свалился с неба, очаровал и умчался спасать мир.

ПОЧТИ ФРАНЦУЖЕНКА

Натали уверяет, что вся её жизнь связана с Францией. Её назвали в честь героини французской песенки, вся её семья — франкофилы, её карьера началась у французского режиссёра, а встреча с балетмейстером Беджамином Мильпье просто поставила на место последний кусочик пазла. По словам актрисы, она полюбила Бенджамина за то, что он «настоящий», что он открыт для всего мира и в танце отдаёт ему самого себя. Они поженились вскоре после выхода «Чёрного лебедя» на большой экран. В настоящий момент пара растит полуторагодовалого сына Алефа и готовится к переезду в Париж.

Режиссёр Кеннет Брана — знаток Шекспира и классической драматургии. Видимо, поэтому в «Торе» бушуют истинно шекспировские страсти. Линия Джейн и Тора отличается от множества подобных историй тем, что героиня Портман достаточно умна, чтобы осознавать: он бог, а она смертная, он уйдёт, а она останется. Но это не становится помехой её чувствам. Сама Натали дала отношениям этих героев точную характеристику: «У Тора и Джейн есть история любви, но она не доведена до конца».

Но у них ещё будет шанс объясниться: в фильме «Тор-2. Царство Тьмы» уже сама Джейн окажется в Асгарде. Первый же трейлер нового фильма заинтриговал зрителей и породил немало вопросов. Например, была ли пощёчина, которую Портман отвешивает Тому Хиддлстону, настоящей? Натали призналась, что сделала несколько фальшивых ударов, но они смотрелись неубедительно, поэтому пришлось бить Тома всерьёз. «Кажется, я сделала ему больно», — виновато признаётся актриса.

***

Натали считает, что задача человека — не войти в историю, а вырастить хороших детей и помочь этому миру. Она воспитывает сына и считает, что быть матерью — её настоящее призвание. Но параллельно она сотрудничает с компанией Dior и выступает послом фонда Free the Children. Портман уверена: если дать девочкам в странах третьего мира возможность получать образование, можно будет разрешить многие мировые проблемы. Недавно усилиями этого фонда была открыта школа для девочек в Кении. «Мы не наследуем планету у наших родителей, мы одалживаем её у наших детей», — уверена Натали. Она с оптимизмом смотрит в будущее и уверена, что наш мир можно и нужно спасти. Она уже живёт в будущем. И её энергии и оптимизма хватит ещё на несколько поколений.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
  • Марс атакует! (1996)

  • Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (1999)

  • Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов (2002)

  • Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов (2005)

  • V — значит вендетта (2006)

  • Лавка чудес (2007)

  • Храбрые перцем (2011)

  • Тор (2011)

  • Тор 2: Царство тьмы (2013)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться