Google+
Фантастические воры ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА Беседа с Владиславом Крапивиным Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств»
Версия для печатиЭволюция: Эволюция: Дополненная реальность
Кратко о статье: Смоделированные на компьютере объекты начали прорываться в наш мир задолго до популяризации смартфонов и появления мобильного интернета. Уже сейчас можно примерить виртуальное платье или сыграть в оживающие на экране карты. И это только первые проявления новой реальности.

Эволюция

Дополненная реальность

Термин «дополненная реальность» у большинства людей ассоциируется с чем-то сугубо фантастическим. На ум сразу приходит Том Круз в «Особом мнении» , лёгким движением руки пролистывающий голографические слайды, или сцена из аниме «Призрак в доспехах 2: Невинность» — там герои очутились в особняке, где всё убранство было лишь иллюзией для их кибернетических глаз. Но это лишь грубые аналогии. Реаль ность ещё удивительнее и гораздо ближе, чем мы думаем. Игровые консоли, смартфоны и сп ециальные дисплеи уже сегодня позволяют нам увидеть частицу виртуального мира в мире реальном.

Первый шлем, позволяющий видеть виртуальные предметы, был изобретён профессором Гарвардского университета Айвеном Сазерлендом в далёком 1966 году. Графическая система шлема была настолько слаба, что отображала только каркасы объектов, а размеры и вес устройства оказались так велики, что его пришлось подвесить к потолку — шея человека не могла выдержать такой нагрузки.

***

Чудовищные габариты компьютеров долгое время мешали развитию технологий. Следующий прорыв состоялся только в начале девяностых. В то время американская авиастроительная компания Boeing взялась за разработку программного комплекса, наглядно визуализирующего процесс сборки самолёта. Сам термин «дополненная реальность» (augmented reality) обязан своим появлением инженеру компании Тому Коделлу.

Примерно в то же время в университете штата Колумбия состоялась презентация системы KARMA (Knowledge-based Augmented Reality for Maintenance Assistance, переводится примерно как «Помощник в дополненной реальности»), позволяющей через шлем виртуальной реальности увидеть интерактивную инструкцию по обслуживанию принтера.

***

Первым устройством, способным ориентироваться по цветовым меткам и выводить связанные с меткой данные, стала появившаяся в 1995 году NaviCam. Миниатюрная камера считывала данные со специально закодированных наклеек, посылала запрос на стационарный компьютер и демонстрировала на переносном дисплее информацию, «наложенную» на наклейку. NaviCam так и осталась на стадии прототипа: кабель, соединяющий портативный дисплей и камеру с основным компьютером, сильно ограничивал область применения устройства.

***

В городских условиях дополненную реальность впервые использовал профессор из университета штата Колумбия Стивен Файнер. Он изобрёл Touring Machine — систему, способную определить местонахождение пользователя и показать данные об окружающих его достопримечательностях. Файнер собрал своё устройство из очков виртуальной реальности с камерой и портативного компьютера с модулем GPS (компьютер пришлось носить в рюкзаке).

Схожее строение имела и появившаяся чуть позже система Tinmith, но применений для неё нашлось побольше. С Tinmith можно было заниматься трёхмерным моделированием и даже сыграть при помощи пластикового пистолета в ARQuake — переделку Quake: человек, надевший очки виртуальной реальности, гонялся за монстрами по настоящим улицам. Подобные системы разрабатывались и для военного применения.

***

Популярность среди обычных людей дополненная реальность обрела только с появлением на рынке мобильных телефонов, оснащённых камерой, модулями Wi-Fi и GPS. К радости любознательных туристов появились системы Archeoguide и GEIST, которые выводили на экран ноутбука или коммуникатора информацию об окружающих пользователя достопримечательностях и показывали, как эти места выглядели раньше

***

В конце девяностых появился свободно распространяемый пакет разработки ARToolKit, позволяющий создавать разнообразные приложения с использованием дополненной реальности. Пакет обрёл популярность — с 2004 года его скачали более 160 тысяч раз.

***

Первая успешная рекламная кампания, в которой использовались метки дополненной реальности, прошла в австралийском зоопарке Веллингтона. Читатели местной газеты, отсканировав со страницы метку через специальное мобильное приложение, могли увидеть на экране телефона трёхмерных жирафов, медведей, гепардов и прочих обитателей зоопарка. Оригинальная реклама достигла своей цели — посещаемость зоопарка увеличилась на треть.

***

Подобная технология до сих пор успешно используется. Трёхмерные модели автомобилей и дорогих часов служат эффектной рекламой в журналах, а старые книжки-раскладушки уступают место книгам с метками, позволяющим увидеть на экране смартфона или планшета целое представление.

Оригинальное применение меткам нашла японская ежедневная газета Tokyo Shimbun: с их помощью на экране смартфона или планшета можно было увидеть адаптированные для детей версии статей — с упрощёнными иероглифами, анимацией и в понятном для малышей изложении. Дополненная реальность превратила строгую газету в семейное развлечение.

***

Картинки с метками часто используются в видеоиграх. Вышедшая в конце 2007 года на PlayStation 3 коллекционная карточная игра Eye of Judgment сканировала при помощи камеры PlayStation Eye выложенные на игровое поле карты, и на экране подключённого к консоли телевизора появлялись изображённые на них сказочные существа. В комплекте с Nintendo 3DS идут карточки дополненной реальности, а в играх вроде Spirit Camera нужно ловить летающих по дому привидений и прочих монстров.

***

В серии игр Skylanders виртуализируются уже не картинки, а фигурки. С помощью специального сканера можно считать информацию с игрушечного героя и отправить его спасать мир по ту сторону экрана. По стопам Skylanders идёт проект Disney Infinity, главными героями которого окажутся уже не разноцветные дракончики, а известные герои вроде капитана Джека Воробья и Вуди из «Истории игрушек». Мечта каждого ребёнка о том, чтобы игрушки ожили, как никогда близка к осуществлению благодаря дополненной реальности.

***

Не остались в стороне и туристические путеводители. Установив такие приложения, как Layar или Wikitude (так называемые «браузеры дополненной реальности»), через камеру смартфона можно увидеть самые разные данные об окружающем мире — от исторической справки и цен на недвижимость до маршрута к ближайшему кафе с наилучшими отзывами посетителей. Таскать ноутбук с антенной в рюкзаке, как это делали во времена Touring Machine, уже не нужно, но соединение с интернетом подобным системам необходимо. Так что помочь отличить съедобные грибы от ядовитых в чаще леса дополненная реальность пока не в состоянии.

***

Находит дополненная реальность применение и в торговле. При помощи сенсора Kinect в магазине Topshop одно время можно было примерить виртуальные платья. А в южнокорейском и парижском метро можно заказать на дом еду и напитки, нарисованные на стенах подземки, — достаточно отсканировать с помощью телефона коды продуктов. Отличие от обычного интернет-магазина не так велико, но задумка интересная.

***

Вскоре отпадёт и необходимость размахивать телефоном, дабы что-либо узнать или купить. К концу года должны поступить в продажу очки Google Glass. Устройство снимает фото и видео, реагирует на жесты и голосовые команды, с его помощью можно легко узнать нужную информацию или проложить маршрут. Функционал очков значительно расширяется благодаря открытости платформы — разрабатывать приложения (Glassware) могут и сторонние компании.

***

Если технология приживётся, очкам на замену могут прийти контактные линзы, а то и вовсе чипы, встроенные напрямую в глаза. Появятся социальные сети, отображающие профиль человека в дополненной реальности и позволяющие оценить и прокомментировать его наряд. И даже купить такую же одежду, прочитав оставленную на ней производителем метку и запросив адрес ближайшего подходящего магазина. Удобств масса, но приватности подобная технология не оставляет никакой. И, конечно, наверняка появятся вирусы, искажающие картину виртуального мира.

МОСТ МЕЖДУ МИРАМИ

Термин «дополненная реальность» часто путают с виртуальной реальностью, хотя это совершенно противоположные понятия. Дополненная реальность — это набор технологий, с помощью которых в реальном времени и трёхмерном пространстве совмещают реальность с виртуальными элементами. Виртуальная реальность же — полностью компьютерная модель мира. Также существует дополненная виртуальность, где реальные объекты интегрируются в виртуальную среду.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться