АРСЕНАЛ. МЕТАЛЛУРГИЯ Терминатор кино СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Разговор с Борисом Стругацким
Версия для печатиМашина времени: Машина времени (№120, август 2013)
Кратко о статье: Чемодан, который никогда не потеряется, устройство, затыкающее рот, и 3D-портрет из ДНК. А также маленькая большая планета, светящийся куст, восстановление нервных клеток и немного размышлений о личности в истории.

Машина времени (№120, Август 2013)

Будущее — сегодня

СЛЕДИ ЗА СОБОЙ, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!

В мире становится всё труднее оставаться незамеченным. Вот вы закурили, а потом выбросили окурок. Выплюнули жвачку. Да что там — ветер просто взъерошил вам волосы и унёс один волосок. Этого достаточно, чтобы человек, никогда вас не видевший, получил ваш портрет...

Нет, это не параноидальный бред, а вполне реальные современные разработки — причём на службе не у госбезопасности, а у деятелей искусства. Так, аспирантка и «информационный художник» из Бруклина Хизер ДьюиХагборг создаёт трёхмерные портреты людей, основываясь на их ДНК, которую находит в общественных местах. Годится практически всё — сигаретные окурки и трубочки от соков, волосы и кусочки ногтей, жвачка и недоеденный гамбургер. С помощью генетического анализа Хизер восстанавливает облик человека, а затем на 3D-принтере Zcorp распечатывает портрет — уже сразу в цвете. Правда, художник признаётся, что оригинал может быть совсем не похож на портрет — одной жвачки тут недостаточно...

Всем «портретам» примерно двадцать пять лет. Оригиналы могут быть как старше, так и младше

ЧЕМОДАН-ЧЕМОДАН, ТЫ ГДЕ?

Как известно любому авиапассажиру, багаж, с которым вы расстаётесь перед посадкой, может потеряться. Летите вы, например, на отдых в Таиланд — а приземлившись, узнаёте, что чемодан с полотенцами и ластами отправлен в Тюмень...Чтобы избежать подобных неприятностей, авиастроительная компания Airbus совместно с сотовым оператором T-Mobile и немецкой компанией Rimowa сконструировала чемодан Bag2Go, специально предназначенный для авиапутешествий. В чемодан встроены весы, приёмник GPS, GSM-модуль и радиочастотный идентификатор (метка RFID). Весы позволяют заранее узнать вес багажа и не разбираться с неожиданным перевесом при посадке, а приёмник, сотовый модуль и метка дают возможность определить, где в данный момент находится ваш чемодан. Информация от Bag2Go поступает в соответствующее приложение для iPhone — программа не только сообщает о местоположении багажа, но и уведомляет вас, если чемодан вскрыт.

Будем надеяться, что «умный» чемодан не останется лишь опытным образцом. Даже если он окажется слишком дорог для массового производства, авиакомпании смогут закупать партии Bag2Go и предоставлять их пассажирам в аренду.

Потерять чудо-чемодан будет значительно сложнее, чем обычный

ЗАТКНИСЬ!

Японские учёные Кадзутака Курихара и Кодзи Цукада создали прибор под названием SpeechJammer — то есть «глушитель речи». Если навести его на того, кто утомил вас разговорами, и нажать всего одну кнопку, то человек начнёт путаться в словах, запинаться и вскоре просто не сможет говорить. Впрочем, ничего бесчеловечного и запрещённого международными конвенциями университетские любители тишины не придумали. Их аппарат с помощью встроенного микрофона записывает речь, а потом воспроизводит её же через направленный динамик. Главное, что при этом вводится задержка примерно на 0,2 секунды (точное значение корректируется с учётом расстояния до говорящего — глушитель оборудован дальномером). Дело в том, что говорящий человек должен слышать самого себя, а запаздывание — пусть даже на доли секунды — нарушает обратную связь речевого аппарата и мозга. Так что приходится умолкнуть — хотя других неудобств такое устройство вроде бы не доставляет. Для точного наведения на цель SpeechJammer даже оснащён лазерным прицелом — глушить надоедливых ораторов можно на расстоянии до 34 метров. Авторы получили за изобретение Шнобелевскую премию.

К сожалению, в серийное производство это полезнейшее устройство пока не запущено. Но редакция «Мира фантастики» аплодирует японским новаторам. На всякий случай — молча.

Руки ввер... э-э-э, рот закрыть!

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ

Светлячок в горшке

7 июня на Kickstarter завершилась кампания по финансированию проекта, целью которого было создать светящиеся растения Glowing Plants. Замысел совместить ДНК светлячка и простого растения привлёк внимание широкой общественности. Деньгами на проект поделились почти восемь с половиной тысяч человек. Семена получат все, кто выделил от 40 долларов, а тем, кто отдал $150, пришлют готовое растение.

тысячи долларов собрал проект на Kickstarter

Маленькая большая планета

Группа астрономов из Европейской южной обсерватории получила отчётливое изображение самой маленькой на данный момент экзопланеты, обнаруженной с помощью прямого наблюдения. Масса планеты HD 95086b примерно в 4-5 раз больше массы Юпитера, а радиус орбиты примерно в 56 раз превышает расстояние от Земли до Солнца.

световых лет до системы звезды HD 95086, где была обнаружена экзопланета

Нервные клетки восстанавливаются

Недавно завершились многолетние исследования по измерению скорости, с которой образуются нервные клетки в гиппокампе — отделе мозга, связанном с эмоциями и памятью. Учёным помог изотоп углерод-14, содержание которого повысилось в атмосфере после первых ядерных испытаний. Вычислив его содержание в мозговой ткани, учёные смогли высчитать заветное число.

нейронов в день образуется в гиппокампе здорового человека

Новости космоса

КОСМИЧЕСКИЙ АРХЕОПТЕРИКС

Телескоп «Гершель» обнаружил в созвездии Кита, на расстоянии в 11 миллиардов световых лет от нас, гигантскую галактику. Она образовалась вследствие столкновения двух ещё бо льших галактик (X01N и X01S), состоявших примерно из 400 миллиардов звёзд каждая. В галактике, которая получила имя HXMM01, начали появляться новые звёзды — по 2000 штук в год! Для сравнения, в нашей родной галактике — Млечном Пути — ежегодно рождается всего лишь по две-три звезды. Столкновения галактик в космосе не редкость. Необычность же находки в том, что она представляет собой переходное звено между сверхактивными древними «звёздными мегаполисами» и современными эллиптическими галактиками — и позволяет ответить на многие вопросы, касающиеся ранней истории Вселенной. «Открытие этой галактики настолько же важно для астрономии, как находка археоптерикса — для палеонтологии, — заявил ведущий автор исследования Хай Фу из университета Калифорнии. — Мы наблюдаем раннюю фазу существования этих галактик. Повышенная активность в производстве звёзд будет наблюдаться относительно недолго». Впрочем, «недолго» — это по меркам астрономии: согласно расчётам учёных, галактика HXMM01 «притихла» через несколько десятков миллионов лет такого интенсивного звёздообразования. У нас ещё достаточно времени понаблюдать за происходившим, ведь увиденные «Гершелем» события относятся к далёкому прошлому. Столкновение произошло через три миллиарда лет после Большого взрыва — то есть 13,8 миллиарда лет назад.

Телескоп «Хаббл» помог своему собрату «Гершелю» уточнить, что именно происходит в далёкой-далёкой галактике

«Я ТВОЙ БРАТ-БЛИЗНЕЦ, СОЛНЦЕ!»

Бразильские учёные из Федерального университета штата Рио-Гранде-ду-Норте с помощью телескопа Subaru и CoRoT обнаружили в Млечном Пути, в созвездии Единорога, двойник нашего Солнца. Однако он уже изрядно в годах — старше собрата более чем на 2 миллиарда лет. В остальном открытая звезда очень сильно напоминает Солнце: имеет примерно такую же массу и похожий состав (правда, содержит существенно меньше лития), период вращения составляет 29±5 дней (у Солнца внешние слои оборачиваются примерно за 25 дней). Звезда получила название CoRoT Sol 1. Астрономов чрезвычайно заинтересовала эта находка — она позволяет увидеть, что произойдёт с нашей звездой (а следовательно, и с планетой) в будущем. Пока что прогноз неутешительный: судя по всему, через два миллиарда лет излучение Солнца увеличится, а поверхность Земли нагреется настолько, что на ней больше не останется жидкой воды. Если бразильцы не ошибаются, с развитием космонавтики надо бы поторопиться!

Будущее обещает быть слишком жарким. Пора валить!

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ СНИМОК МЕСЯЦА

Снимок поверхности Меркурия, первой планеты от Солнца, в искусственных цветах. Фотография сделана автоматической межпланетной станцией MESSENGER, запущенной в 2004 году. Недавно на основе снимков было сделано видео, иллюстрирующее вращение планеты.