Google+
Вселенная Бэтмена Ergo Proxy галактические империи От «Ганбастера» к «Дайбастеру»
Версия для печатиВрата Миров: Куртизанки и наложницы
Кратко о статье: Древнейшая профессия встречается в фантастике ничуть не реже, чем ремесло барда или воина, и принимает самые причудливые формы. Желаете завести себе личную рабыню-андроида или же предпочтёте утончённую даму — мастера чайной церемонии? Мы приготовили для вас краткий обзор самых разнообразных девушек нетяжёлого поведения.

Девушки по призванию

КУРТИЗАНКИ И НАЛОЖНИЦЫ

Гетеры, куртизанки, гейши и наложницы... Трудно припомнить другой род занятий, который бы так же сильно волновал умы историков и писателей. Неудивительно, что жрицы любви столь многочисленны на страницах фантастических произведений.

В произведениях фантастов положение куртизанок бывает очень разным. В одних мирах судьба подобных женщин окутана романтическим ореолом, а в других они оказываются на самом дне общества. А ведь есть ещё и рабыни, которые и рады бы вести более добродетельный образ жизни, но не смеют противиться воле хозяина... Такое разнообразие неудивительно: на протяжении земной истории отношение к девушкам лёгкого поведения тоже сильно менялось.

ИСКУССТВО ЛЮБВИ

Итак, тебя влюбиться угораздило

Не в шлюху, а в гетеру? И действительно

В ней нет коварства?

— Нет! Она, свидетель Зевс,

Изящна, утончённа и воспитана.

Анаксил «Птенчик»

В античности ремесло куртизанки во многих странах было куда почётнее, чем в более поздние времена. Древнегреческих гетер скорее можно сравнить с современной богемой: это были свободные женщины с хорошим образованием, нередко собиравшие вокруг себя толпы поклонников. Они всегда могли развлечь своего гостя песней или танцем, легко поддерживали учёные беседы. На свидания к гетерам надо было записываться заранее, оставляя послание на особой доске, — при этом согласием отвечали далеко не каждому. Многие из этих женщин были подругами и любовницами известных философов или политиков — так, роман Ивана Ефремова «Таис Афинская» повествует о легендарной гетере, которая подговорила Александра Македонского сжечь Персеполис. Хотя Ефремов больше всего известен нам как автор научной фантастики, при описании Таис он старался быть как можно ближе к историческим фактам.

Свой аналог гетер существовал и на другом краю Евразии — в Японии. Впрочем, речь вовсе не о гейшах: хотя некоторые из них и спали с клиентами, основной задачей гейши всегда было развлекать гостя. Проститутки назывались «юдзё», и в этой профессии — как и во всех слоях японского общества — существовала сложная иерархия. Обычно высшим рангом куртизанок называют ойран. Ойран во многом были похожи на гетер: они тоже пользовались в обществе большим уважением, а своего гостя умели развлечь музыкой, танцем или каллиграфией. У церемониальной одежды ойран было одно существенное отличие от облачения гейши — свой широкий пояс они всегда завязывали спереди, намекая, что при необходимости его с лёгкостью можно развязать. Именно так наряжается Хонэ Онна из аниме «Адская девочка»: при жизни она была ойран, а теперь стала помощницей мстительного духа.

Приятно осознавать, что такая экзотическая культура сохранилась почти в неизменном виде как минимум до XXVI столетия. В сериале «Светлячок» показан институт компаньонок — изысканных и хорошо воспитанных девушек, которые могут провести для клиента чайную церемонию, сопроводить его на бал или поддержать в постели светскую беседу. Гильдия компаньонок действует строго по лицензии и пользуется немалым уважением в высших слоях общества. Девушки сами выбирают себе клиента из многочисленных заявок, а в случае неподобающего поведения его имя вносится в чёрный список гильдии. Самые состоятельные граждане могут позволить себе завести постоянную компаньонку, но далеко не каждое такое предложение дама удостоит согласием. Обычно в ответ следует лишь улыбка — вежливая и неизменно обворожительная.

Увы, в большинстве миров женщины могут лишь мечтать о таком трепетном отношении. Как и в истории, в фантастике многие традиции вырождаются, а на смену им приходит проза жизни. Место храмов любви на страницах романов занимают злачные притоны, а попросту — бордели всех мастей.

Ойран до сих пор можно встретить на улицах японских городов

КВАРТАЛЫ СВИДАНИЙ

Проститутка — единственное, что может спасти человека от женщины.

Виктор Пелевин S.N.U.F.F.

В жанре фэнтези бордель, наряду с таверной и рыночной площадью, стал непременным атрибутом почти любого города. В этом авторы не сильно грешат против исторической правды: в Средневековье горожане не чурались плотских утех. Но порой писателям случается и преувеличивать. Так, в цикле Оксаны Панкеевой «Хроники Странного королевства» описан целый город-бордель Лютеция. Быть может, немалой частью своей сомнительной славы он обязан слухам — как и реальный Париж, который когда-то носил именно такое название. Тем не менее уроженка Лютеции Камилла даже на должности придворной дамы вела себя на редкость фривольно: в числе её любовников побывали и король, и заморский принц, и даже демон.

В мире «Ведьмака» увеселительные заведения тоже считаются вполне достойным бизнесом. Самым большим знатоком в этой сфере по праву слыл странствующий поэт Лютик. Путь барда в любом городе непременно пролегал через публичный дом — если, конечно, бордель-маман пускала его туда, невзирая на долги. Впрочем, выбор у Лютика был богатый; как верно подметила одна юная героиня, всего один бордель на город — случай редкий и вопиющий, прямо хоть свой открывай. Чтобы выдержать конкуренцию, заведениям приходилось держать у себя весьма экзотический товар: например, в новиградском «Страстоцвете» богатый гость мог позволить себе развлечься с полуэльфийкой или даже чистокровной девицей из Старшего народа.

Увидев красоту гетеры Фрины, афинские судьи решили, что ваять с неё статую Афродиты — не кощунство

Только благодаря Инаре экипаж корабля «Серенити» пускали на приличные планеты

Экзотические услуги — частая черта публичных домов в фантастике. В мире сериала «Баффи, истребительница вампиров» жители Лос-Анджелеса с радостью подскажут вам адрес, по которому посетителей ждут демонессы из самых разных миров. У каждой расы есть своя изюминка — например, Лина из заведения мадам Дорион выделывает невообразимые вещи хвостом. Среди жителей Саннидейла встречаются ещё более странные пристрастия. В этом городке существуют подпольные притоны, завсегдатаи которых любят, когда их кусают вампиры. В итоге довольны все: кровопийцы радуются бесплатному ужину, а мазохисты получают свою дозу адреналина.

Пожалуй, самую активную роль в сюжете бордели играют у Джорджа Мартина. В цикле «Песнь льда и пламени» столичные интриганы используют девиц лёгкого поведения в самых разнообразных целях. Недаром Петир Бейлиш, один из лучших игроков в престолы, владеет целой сетью борделей: это и уникальная сеть информаторов, и надёжное хранилище для государственных секретов. В заведении мадам Катаи в своё время прятали бастардов короля Роберта, за которыми шла настоящая охота. Если же вспомнить Тириона Ланнистера, то львиная доля его злоключений связана именно с распутными девицами. Его первую любовь — Тишу — Ланнистеры объявили проституткой и отдали на поругание целому полку солдат. Впоследствии же Тирион взял себе в наложницы лагерную девку Шаю, и этот роман едва не стоил ему места при дворе, а потом и жизни.

В игре «Ведьмак» про бордели тоже не забыли

При описании современного мира или городов будущего фантасты тоже не оставляют эту сторону жизни без внимания. Впрочем, здесь притоны редко бывают важны для сюжета: с их помощью читателю, скорее, дают понять, что его ждёт суровый реализм. Редкий киберпанковский роман или «взрослый» комикс обходится без экскурсии по низам общества, и проституция с наркоманией входят в обязательную программу. Например, грозная наркобаронша Ма-Ма из недавней киноверсии «Судьи Дредда» начинала свою карьеру в буквальном смысле на улице, где и приобрела циничное отношение к жизни и поистине акулью хватку. Неудивительно: злачные места в 2099 году не сильно отличаются от нынешних. В фэнтези девушки нетяжёлого поведения редко жалуются на судьбу — для многих героинь это если не призвание, то по крайней мере достойная профессия. Урбанисты же куда чаще показывают нам сломанные судьбы женщин, выкинутых на дно города, — будь то Город Грехов или мегаполис из «Трансметрополитена».

О культуре гетер уже речи не идёт, и жрицы любви расплачиваются за своё занятие далеко не только репутацией — их подстерегает множество опасностей. Можно вспомнить хотя бы Джекапотрошителя, который вдохновил немало фантастов — от Алана Мура и Роджера Желязны до японских мангак. Впрочем, клиентам тоже стоит поостеречься: далеко не все «ночные бабочки» — люди. В романе Нила Геймана «Американские боги» именно такой работой промышляла Билкис, царица Савская. Вот только от мужчин ей нужны были вовсе не деньги: своих клиентов она пожирала (да-да, тем самым местом), а их одежду прятала. Да и суккубы рангом пониже вряд ли пройдут мимо такого лакомого источника жизненных сил.

В общем, когда культуры случайных связей в обществе нет, остаются одни проблемы. Клиент приходит исключительно за услугой, получает ровно по прейскуранту, и все друг друга презирают. Вот если бы можно было заполучить себе личную, эксклюзивную наложницу...

ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН...

Азаг-Тот не зря ставил своих наложниц выше нас, простых солдат. Ваша изворотливость способна превратить камень в молоко.

Вадим Панов «Наложницы ненависти»

Трудно представить себе бульварный роман жанра «меч и магия» без толп сладострастных гурий, ублажающих главного героя. Конечно, зачастую это просто разнузданные девицы или принцессы, рвущиеся отблагодарить воина за спасение. Но не реже авторы дрожащим почерком описывают самые настоящие восточные гаремы во всём их великолепии. Приведём лишь один из самых курьёзных примеров. Неутомимый Конан как-то умудрился прогневать хана хиршей Бро Иутина. Хан, недолго думая, выдвинул варвару ультиматум: либо тот ублажит за ночь двадцать ханских наложниц, либо отправится на плаху. Настоящее испытание для героя — куда там подвигам Геракла! Хотя Геракл, говорят, и сам как-то раз мужественно перенёс встречу с пятьюдесятью дочерьми царя Феспия.

Над загадкой «Куда отправляются шлюхи?» Тирион бился целый том, а фанаты размышляют до сих пор

На самом деле Ма-Ма зовут Мадлен Мадригал

Наложницы не только услаждают взоры владык, но и нередко оказывают самое непосредственное влияние на политику. Скажем, в высших слоях центаврианского общества из «Вавилона-5» считается нормальным заключать сразу по несколько политических браков — неудивительно, что мужья норовили сбежать от такого количества нелюбимых женщин в объятья простолюдинок. Этим воспользовался работорговец Тракис: он приказал своей невольнице Адире Тайри вскружить голову послу Лондо Моллари и выкрасть у него ценные документы с компроматом. Адиру, впрочем, настолько поразила доброта посла, что задание она не выполнила. И не прогадала: Лондо сумел освободить её из рабства.

Случалось наложницам действовать и более самостоятельно. В цикле романов Вадима Панова «Тайный город» описывается древняя цивилизация гиперборейцев, которой правил жестокий владыка Азаг-Тот. Военачальники императора редко сохраняли человеческий облик — среди его высших иерархов числились такие известные чудища, как Ктулху и Шаб-Ниггурат. Но для трёх своих наложниц Азаг-Тот сделал исключение. Тасмит, Гуля и Лазь были могучими ведьмами, преданными советницами императора и высокопоставленными придворными. Когда Гиперборея пала под натиском врагов, император поместил спящие души своих наложниц в тела простых рабынь, заставив их пробуждаться в каждом третьем поколении. Тасмит очнулась в теле московской девушки Вероники Пономарёвой и поставила на уши весь Тайный город — сначала вызвала из небытия Ктулху, а потом спровоцировала войну между Домами и едва не возродила самого Азаг-Тота. Злые языки говорят, что добрую половину событий устроили сами Дома, но совать нос в их игры — занятие опасное.

Впрочем, на фоне интриг, которые плёл орден Бене Гессерит, проделки Тасмит покажутся детскими шалостями. В мире «Дюны» царит феодальный аристократизм, и завести наложницу — обычное дело для знатной персоны. Некоторые поступали так просто для удовольствия — известно, что бароны дома Харконнен держали у себя постоянный штат гетер. Бывало и иначе: Пол Атрейдес полюбил девушку Чани из народа фрименов, но из политических соображений должен был жениться на дочери императора, принцессе Ирулан. Счастью молодых политика не помешала — Чани стала наложницей Пола и родила ему двоих детей.

Обычно же наложницы играли в «Дюне» куда более серьёзную роль. Бене Гессерит проводили глобальную программу по селекции человечества и нередко подсылали своих послушниц к генетически подходящим мужчинам. Именно поэтому появился на свет и сам Пол — его мать Джессика должна была родить герцогу Атрейдесу дочь, но ослушалась приказа. Если же намерения Бене Гессерит расходились с желаниями политиков, «импринтеры» ордена обладали внушительным арсеналом — в том числе и способов соблазнения. Благодаря технике «прана бинду» любая послушница могла полностью контролировать каждую клеточку своего тела — это умение позволяло им дарить партнёру неописуемое наслаждение.

На женских чарах строила свою власть и другая организация из «Дюны» — Досточтимые матроны. Всеобъемлющих планов у матрон не было, но зато они довели до совершенства технику «сексуального кодирования» и научились всего за одну ночь превращать мужчин в навеки покорных себе рабов. Для своих интриг и попросту для заработка они основали орден Хорму — сообщество гетер с разными ступенями посвящения. Гетеры постепенно постигали таинства ордена и попутно исправно очаровывали многочисленных клиентов.

Такая идея по-своему интересна, но всё же мало кому понравится быть пешкой в чужих махинациях. Испокон веков мужчины мечтали совсем о другом — о девушках, которые готовы будут исполнить любой их каприз. Разумеется, фантасты не могли остаться в стороне от столь благодатной темы.

ОШЕЙНИК И ПЛЁТКА

Помните, ваша жена — это живое существо. Ей необходимо предоставить определённую степень свободы, так как это её неотъемлемое право. Мы предлагаем, чтобы вы выпускали её из стасисполя по меньшей мере раз в неделю.

Роберт Шекли «Билет на планету Транай»

Желание получить абсолютно послушную девицу в древние времена исполнялось просто: надо было всего лишь купить себе рабыню. Даже у ветхозаветного праведника Авраама была рабыня Агарь, которая родила ему сына, а затем вместе с отпрыском была выгнана в пустыню. Похожие нравы царили и на других планетах: небезызвестный Джабба Хатт любил возлежать посреди своего тронного зала в окружении целого сонма прекрасных танцовщиц, в основном тви’лечек или человеческих девушек. Соплеменниц хатта среди них не наблюдалось, из-за чего в глазах сородичей Джабба обрёл сомнительную репутацию ксенофила.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

В трилогии Р. Скотта Бэккера «Князь пустоты», которая повествует об аналоге Крестовых походов в вымышленном магическом мире, важную роль в сюжете играет проститутка Эсменет из города Сумны. Несмотря на то, что судьба сводит Эсменет с самим Воином-Пророком (лжемессией этого мира), ей трудно позавидовать: ремесло искалечило её душу, и на протяжении всей истории Эсменет терзается из-за своего прошлого. Мир Бэккера вообще довольно сурово обходится с продажными женщинами: во многих городах религиозные фанатики запросто могли побить их камнями, а в самой Сумне местный закон требовал от всех проституток носить на левой руке татуировку в виде змеи.

Надо сказать, подобные метки в земной истории встречались постоянно. Во многих странах общество хотело как-то отличать блудниц от «приличных женщин», а потому законы часто предписывали им выглядеть особым образом. Татуировки использовались редко — в большинстве стран так метили не девиц лёгкого поведения, а рабов или преступников, чтобы тех было легко опознать в случае побега. Впрочем, проститутки зачастую набирались именно из рабынь — та же Греция не была исключением.

Обычно же знаком профессии служила одежда. Уже в Ассирии рабыни и проститутки не имели права накидывать покрывало, как подобало замужним женщинам. В Риме проститутки должны были носить жёлтую одежду и красную обувь и не имели права надевать украшения. Средневековые законодатели заимствовали у римлян это правило, и до нашего времени дошли многочисленные предписания относительно того, как следует одеваться женщинам соответствующей профессии. Как правило, костюмы отличались какой-то одной яркой деталью, но конкретные правила варьировались от города к городу: скажем, в Вене это был жёлтый шарф, а в Аугсбурге — вуаль с зелёной полосой.

Тем не менее во многих странах проституток всё равно можно было узнать по татуировкам, которые они зачастую делали добровольно, чтобы завлечь клиентов. Известно, что именно юдзё и гейши распространили в Японии моду на татуировки — хотя гейши высокого ранга считали ниже своего достоинства носить на теле узоры. Популярным знаком среди юдзё был краб, символизировавший цепкость. Нередко они в знак привязанности к постоянному клиенту делали вместе с ним парную татуировку — от точек-мушек до иероглифов имени. Порой же некоторые гейши с помощью настоящих художественных полотен на своём теле обходили запрет на обнажение.

Металлическое бикини принцессы Леи — пожалуй, один из самых известных костюмов в фантастике

Встречались, конечно, и более радикальные обычаи — взять хотя бы антиутопию Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». В описанной там республике Гилеад религиозные фундаменталисты довели патриархальный консерватизм до абсурда: в положении рабынь оказались почти все женщины страны, кроме небольшой группы командорских жён. У служанок нет имён, им запрещено читать и писать, а единственный смысл их существования — рожать детей для бесплодных супружеских пар.

Тем не менее у рабства есть о дно неприятное свойство: в большинстве произведений невольницы норовят взбунтоваться против своего владельца и отомстить ему за годы унижений. Тот же Джабба испытал это на собственной шкуре, когда попытался заполучить в свой гарем принцессу Лею: не просидев у подножия трона и пары дней, героиня Восстания задушила рабовладельца собственной цепью.

Вы будете смеяться, но это не хентай

Что ж, люди и гуманоиды — существа разумные, а потому непредсказуемые. К XX веку человечество пришло к выводу, что право на свободу есть у каждого, — но прежние фантазии никуда не делись, а потому за дело взялись робототехники и биоконструкторы. Примеров «роботов-любовниц» в фантастике огромное количество. Как ни парадоксально, в патриархальные годы к подобным изобретениям относились с большим уважением. Создавали их в основном как верных спутниц жизни, а техзадание обычно звучало вполне целомудренно: «Создать идеальную женщину». Ещё в XIX веке фантаст Вилье де Лиль-Адан устами Томаса Эдисона объяснял, насколько искусственные женщины совершеннее настоящих: «Главное свойство андреиды в том, что она в состоянии изгнать за несколько часов даже из самого страстного сердца низменные и пошлые желания, а всё потому, что она питает сердца доселе небывалыми и возвышенными чувствами, неодолимое действие которых невозможно вообразить, не испытав».

Тот же романтический подход виден в рассказе Лестера дель Рея «Хелен О’Лой» (1938): механическая домохозяйка настолько влюбилась в своего владельца, что захотела выйти за него замуж и стареть вместе с ним. Похожую судьбу готовил своему творению биолог из рассказа Альфреда Бестера «Галантная Галатея». Название, конечно, не случайно: мечта об идеальной искусственной женщине будоражила умы ещё со времён Пигмалиона.

Но в наше время нравы изменились — вопреки мечтам Вилье, андреид стали прямо называть фемботами или сексароидами, окончательно низведя до статуса дорогой игрушки. Однако при этом оригинальных персонажей среди них стало попадаться куда больше. Так, современник Джаббы принц Ксизор заказал себе андроида Гури, которую внешне было не отличить от человека. Гури не только ублажала своего хозяина, но и выполняла более деликатные поручения — от убийств до ведения дел в криминальной организации «Чёрное солнце». После гибели принца Гури задумалась о дальнейшем смысле существования, разыскала своего создателя и попросила перепрограммировать её на более мирную деятельность.

Такую же многозадачность мы видим и у Юки-7 из манги «Сексароид», откуда и пошло новое назва ние женщин-роботов. В XXIII веке власти Японии придумали кардинальное решение для проблемы перенаселения: они решили перевезти всех жителей в далёкую туманность. Вот только на пути амбициозного плана постоянно вставали чьи-то мелкие козни, которые расследовало особое «Бюро G». Юки была не только верной спутницей главного героя, сотрудника этой конторы, но и активно участвовала в спецоперациях; вдвоём они раскрыли немало коварных заговоров

Впрочем, надёжность фемботов тоже оставляла желать лучшего. Андроиды и роботы постоянно норовили обрести самосознание и устроить своим хозяевам весёлую жизнь. Яркий пример — Прис из культового фильма «Бегущий по лезвию». В начале карьеры она работала в инопланетной колонии «стандартной моделью для удовольствий», но попала под дурное влияние бунтаря Роя и сбежала на Землю в поисках своих создателей. Не менее известна печальная история аттракциона «Западный мир» (из одноимённого фильма, снятого Майклом Крайтоном), в котором сексароиды повадились отказывать клиентам, а робот-стрелок и вовсе начал за ними гоняться. Такой уж порочный круг: если имитация личности достаточно убедительна, рано или поздно она потребует себе прав, и любителям рабынь придётся изобретать новую технологию.

Гури — прекрасная и смертоносная

Прис не больше четырёх лет, но возраст согласия к андроидам не применяется

Подробнее всего в этой проблеме разобрался Виктор Пелевин в романе S.N.U.F.F. Он описал общество, где любовь к «сурам» (суррогатным женщинам) считается полноправной ориентацией. Таких людей политкорректно называют «глуми», и они пользуются всеми правами меньшинств. Производители сур, видимо, хорошо знают историю своей технологии — а потому разумность их творений полностью зависит от пользовательских настроек. Порядочный глуми настраивает свою суру один раз на всю жизнь: даже на заводских параметрах можно получить более сотни характеров. Если же покупатель рискнёт заняться ручной регулировкой, производитель снимает с себя ответственность за его жизнь и рассудок. Кто же виноват, что главный герой романа решил покрутить рукоятки «красного блока» и выставил на максимум такие опасные параметры, как стервозность и духовность?

Сколь бы совершенен ни был робот, у него всегда останется один неискоренимый недостаток — пожалуй, этот эффект можно было бы назвать «второй зловещей долиной». Как известно, «зловещей долиной» именуется следующий парадокс: как только робот начинает быть слишком похож на человека, он вызывает страх, а не симпатию. Подсознание подмечает мельчайшие чёрточки — например, неестественную симметрию лица — и заключает, что перед ним труп или чудовище. В фантастике такой проблемы обычно не возникает: творения гениальных изобретателей обманывают даже подсознание. Но разумом покупатель андроида всё равно будет понимать, что его девушка — ненастоящая. Герой Пелевина из-за «второй долины» чуть было не усомнился в собственном существовании. Остаётся последний выход: в качестве роботов, имитирующих людей, можно использовать самих людей.

В романе Сергея Лукьяненко «Геном» детей программируют ещё до рождения. Через несколько лет программа просыпается, и человек проходит метаморфозу — его тело и разум полностью перестраиваются, чтобы наилучшим образом соответствовать выбранной специальности. Разумеется, без древнейшей профессии тоже не обошлось. Гетеры-спец подходили к своей работе ответственно: влюблялись в клиентов и старались влюбить их в себя — взаимная любовь с клиентом, пусть даже на пятнадцать минут, была смыслом их существования.

Высшим достижением в индустрии развлечений стал «Кукольный дом» из одноимённого сериала. Учёные из корпорации «Россум» придумали способ перезаписывать людям личность: подопытному можно было «вживить» характер другого человека или же сконструировать искусственный характер из отдельных фрагментов. Неудивительно, что впервые эту технологию использовали для создания идеальных куртизанок. Богатый клиент мог позволить себе провести пару дней в компании спутницы с нужным характером, причём девушка ничего не помнила о контракте и искренне любила своего кавалера. В промежутках между выездами куклы бродили по своему уютному Дому в блаженном сомнамбулическом состоянии. Конечно, это не был банальный бордель — кукол программировали на самые разные задачи, да и атмосфера Дома заставляет, скорее, снова вспомнить о гейшах. Тем не менее у технологии был один маленький недостаток: она довольно быстро привела к полному краху цивилизации. Фантасты в очередной раз напоминают нам: рабство остаётся рабством, как ни выкручивайся.

СЛИШКОМ ПОХОЖЕ!

Парадокс «зловещей долины» был впервые описан в 1970-х годах робототехниками, хотя сейчас о нём чаще всего вспоминают аниматоры. Во многом именно из-за этого режиссёры компьютерных мультфильмов и создатели виртуальных киногероев долгое время обходили стороной людей: кукол, многочисленных зверей и инопланетных тварей куда проще сделать реалистичными и красивыми. Самый рискованный шаг уже сделан: авторы фильма «ТРОН: Наследие» ввели омоложённого на тридцать лет Джеффа Бриджеса в сюжет наравне с обычными актёрами, не делая никаких скидок на его цифровое происхождение. По признанию мастеров по спецэффектам, «долины» они старательно пытались избежать; с другой стороны, если персонаж Бриджеса и вызывал чувство тревоги, это было вполне оправдано сценарием.

Надо сказать, что подозревать об этом парадоксе стали гораздо раньше, чем робототехника и анимация достигли нынешних высот. Обычно при разговоре о «долине» упоминают чудовище Франкенштейна: создатель подобрал ему «красивые черты», но сам пришёл в ужас от результата. На самом же деле это наблюдение ещё древнее. Вот какую историю поведал однажды драматург XVII–XVIII веков Тикамацу Мондзаэмон, которого литературоведы называют «японским Шекспиром»:

«В одном дворце жила однажды молодая камеристка. У неё был любовник, с которым её связывала пылкая взаимная любовь. Но жила она во дворце, да ещё в отдалённых внутренних покоях, куда доступ мужчинам, тем более посторонним, был, конечно, затруднён; словом, встречаться со своим любовником ей было очень трудно. И вот она придумала некоторое утешение для себя: она заказала скульптору изображение своего возлюбленного. При этом она потребовала, чтобы сходство было абсолютным: не только общий вид фигуры, лица, но даже точки на коже, где росли волосы, даже зубы во рту — всё должно точно передавать оригинал. Скульптор сделал всё, как она хотела. И что же? Когда статуя была доставлена ей, она с восторгом поставила её у себя, но сразу же почувствовала какое-то неудовольствие; стала присматриваться ближе — и облик любовника, воплощённый в статуе, показался ей сначала чуждым, потом — неприятным, потом сделался противным, и дело кончилось тем, что она эту статую выбросила».

На самом деле Тикамацу просто хотел проиллюстрировать восточный подход к искусству: оно не имеет права копировать реальность, в нём должна быть как правда, так и ложь. Мог ли он подумать, что через несколько сотен лет его притча обретёт такой буквальный смысл?

«Кукла» — это слишком грубо. Девушек называют «активами»

***

Как бы сильно ни менялся наш уклад жизни, фантазия писателей всегда будет опережать действительность. То, как показаны куртизанки и наложницы, даёт не только весьма наглядное представление об описанном в романе обществе — зачастую автор через эти образы выражает своё отношение к женщинам в целом. В одних мирах безвольные рабыни ценятся не дороже домашних животных, в других женщины предстают вершителями судеб. Удивительно другое: даже в последних случаях публичные дома не уходят в прошлое, а лишь приобретают новые черты. Видимо, древнейшей профессии и впрямь суждено пережить все катаклизмы истории.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Max-88
№ 1
15.08.2014, 21:50
А вот у Пратчетта они имеют влияние.
Maksimus
№ 2
30.12.2014, 13:37
Тема стоящая внимания)
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться