МИРЫ. DRAGONLANCE Фрэнк Миллер Беседа с Владиславом Крапивиным
Версия для печатиМашина времени: Машина Времени (№118, ИЮНЬ 2013)
Кратко о статье: Пока учёные ловят вимпы, читают сны и шевелят крысиными хвостами, мы вспоминаем людей, доказавших своё превосходство над природой, выясняем, кто залез на самую высокую скалу, кто последним потерял голову (Кристофер Ли подтвердит), и отдаём дань память погибшим космонавтам.

МАШИНА ВРЕМЕНИ (№118, июнь 2013)

Будущее — сегодня

ПРОЧИТАТЬ СОН

Исследователи из Японии научились читать сновидения по энцефалограмме и уже собрали целую коллекцию снов. В рамках эксперимента они помещали добровольцев в камеру аппарата магнито-резонансной томографии, подключённого к установке ЭЭГ, и ждали, пока те заснут. Затем сразу же будили и просили рассказать о том, что они видели. Таким образом, каждой неврологической картине присваивались определённые визуальные образы. Также было установлено, что активность нейронов зрительной коры была одинаковой для изображений аналогичных объектов как наяву, так и во сне. Затем учёные попробовали расшифровать сновидения на основе энцефалограммы и добились, по их утверждению, шестидесятипроцентной точности. Пока «чтецы снов» научились считывать только зрительные образы, но в дальнейшем хотят расширить методику до распознавания эмоций, действий и ощущений человека во сне.

ТЕЛЕПАТИЯ, ДА И ТОЛЬКО

Обычно способность мысленно командовать мелкими животными и насекомыми приписывается демонам, но теперь у них, похоже, появились серьёзные конкуренты — люди в белых халатах, мучающие лабораторных крыс. Правда, сейчас учёные могут управлять с помощью компьютера не всей крысой, а только её частью. Пока животное находилось под наркозом, двуногий «оператор» заставлял животное пошевелить хвостом, активируя нейроны двигательной коры в крысином мозге при помощи ультразвуковых сигналов. В дальнейшем испытатели собираются воздействовать на крысу, находящуюся в уже сознательном состоянии. Эти исследования могут помочь людям, которые длительное время вынуждены находиться в неподвижности из-за травм, быстрее пройти реабилитацию.

НЕУЛОВИМЫЕ ВИМПЫ

Исследователи из американского проекта CDMS («Криогенный поиск тёмной материи») заявили, что им удалось обнаружить вимпы — элементарные частицы, существование которых давно предсказывали, но долгое время не могли подтвердить экспериментально.

Вимпы, или слабо взаимодействующие массивные частицы, до сих пор не удавалось зафиксировать никакими приборами. Эти частицы участвуют только в двух видах взаимодействия — слабом и гравитационном, поэтому на их наличие указывали лишь косвенные признаки. Однако наблюдения с кремниевыми детекторами CDMS-2 зарегистрировали следы трёх столкновений вимпов с ядрами обычных атомов. Вероятность того, что это именно те неуловимые частицы, составляет 99,81%. Тем не менее некоторые учёные сомневаются в этом, поскольку масса частиц оказалась гораздо меньше той, которую, согласно расчётам, должны иметь вимпы . И всё же, если эксперимент прошёл удачно, это означает, что людям практически удалось «пощупать» таинственную тёмную материю.

СУПЕРМЕН СРЕДИ БАТАРЕЕК

Либо мощность, либо длительность использования — вечная дилемма источников питания. «И того, и другого, и можно без хлеба», — сказали исследователи из Университета Иллинойса и создали новый тип аккумуляторов.

Новое поколение литий-ионных батарей в 2000 раз мощнее аналогов, позволяет беспроводным устройствам транслировать сигнал на дистанцию в 30 раз дальше обычного и вдобавок перезаряжается в 1000 раз быстрее. Это стало возможно благодаря применению в источниках питания пористых трёхмерных катода и анода. В результате появляется огромная площадь поверхности, позволяющая производить большее количество химических реакций на единицу объёма. В итоге — невероятное увеличение выходной мощно- сти и сокращение времени на зарядку.

«ПАУЧОК» НЕ НУЖЕН?

Дизайнер из Англии создал шагающий робот-вездеход «Мантис» похожий на огромного паука. Его высота — без малого два метра, вес — почти три тонны, а сердцем и одновременно желудком «паучка» служит турбодизельный двигатель объёмом 2,2 литра. Двигатель позволяет роботу достичь скорости в 1 км/ч.

Управлять роботом можно как непосредственно из кабины, так и с помощью Wi-Fi. «Мантис» умеет адаптироваться к местности, меняя высоту своего тела, автоматически выравнивает кабину пилота и может манипулировать крупными объектами, используя свои «конечности». В ближайшее время создатель робота-паука планирует сдавать его в аренду для проведения разнообразных мероприятий.

ФОТОСЕНСОР БУДУЩЕГО

Учёные из Университета Эксетера разработали новый полностью прозрачный, лёгкий и гибкий фотосенсор на основе уникальных свойств графена и графэксетера.

Графен — это самый тонкий проводник, а графэксетер — прозрачный полупроводник, идеальный для использования в условиях комнатной температуры. Спектр применения уникального фотосенсора, объединившего в себе всё лучшее от «родителей», необычайно широк: от разработки фотогальванической ткани, которая позволяет одежде работать как солнечная батарея для зарядки портативных устройств, до создания прозрачных дисплеев на стёклах очков или окон.

I DON’T WANT TO LIVE ON THIS PLANET ANYMORE

В Нидерландах стартовал проект Mars One — там начали набирать участников в первую экспедицию на Красную планету. Несмотря на то, что у первых марсианских колонистов будут билеты только в один конец, организаторы проекта уже получили около десяти тысяч писем с заявками от желающих улететь подальше с нашей планеты.

Планируется, что участники проекта окажутся на Марсе 22 апреля 2023 года. Там они будут жить в поселении, специально построенном для них с помощью роботов. Отбор кандидатов планируется завершить в 2015 году, после чего участников — 24 астронавтов — разделят на команды по четыре человека, и они ещё семь лет будут проходить подготовку к полёту. Стоимость первого полёта оценивается примерно в 6 миллиардов долларов, последующие будут уже дешевле — по 4 миллиарда. Большую часть средств Mars One планируют собрать, продавая права на трансляцию реалити-шоу, которое начнётся уже на этапе отбора кандидатов.

«ТЕТРИС» ОТ КАТАРАКТЫ

Амблиопия — форма косоглазия, возникающая из-за большой разницы в зоркости глаз, помутнения роговицы или катаракты. Ей страдает около 1-1,5% взрослых людей в мире.

Канадские врачи научились лечить этот недуг с помощью «тетриса», но не совсем обычного. Медики решили создать такие условия, чтобы глаза пациентов работали синхронно. Восемнадцать добровольцев разделили на две равные группы. Одна половина играла в «тетрис» за дисплеем обычного монитора, а вторая — в специальных видеоочках. Изображение в них подавалось отдельно для каждого глаза: одному — только падающие фигурки, а второму — только объекты на дне игрового поля. Затем сравнили результаты через две недели, и оказалось, что у второй группы, той, которая использовала видеоочки, появились заметные положительные изменения. Тогда очки выдали первой группе добровольцев, и через несколько недель игры в «тетрис» их зрение тоже заметно улучшилось.

ЛЕТОПИСЬ ИЮНЯ

Гибель в небе

29 июня 1971 года при посадке спускаемого аппарата с космического корабля «Союз-11» погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Причиной гибели стала разгерметизация кабины. С тех пор космонавты обязаны надевать скафандры при спуске. Интересно, что во вселенной Mass Effect имена этих троих космонавтов (а также Владимира Комарова) носят планеты системы «Память».

космонавта погибло за историю пилотируемых космических полётов. Некоторые так и не увидели космоса

Первый Супермен

Номер журнала Action Comics, вышедший в июне 1938 года, стал дебютом для Супермена. С тех пор выпуск, продававшийся по 10 центов, стал главным коллекционным артефактом для любителей комиксов. До 2000 года одним из экземпляров владел Николас Кейдж, однако журнал был у него похищен.

2,16

миллиона долларов заплатили за выпуск на одном из аукционов

Я теряю голову

17 июня 1939 года состоялась последняя публичная казнь с применением гильотины во Франции. Этой сомнительной чести удостоился 31-летний Эжен Вайдманн, совершивший серию убийств из корыстных побуждений. Повышенное внимание прессы к событию вызвало немалый скандал, что и привело к запрету публичных казней во Франции. Интересно, что одним из свидетелей казни стал 17-летний Кристофер Ли.

человек стали жертвами Эжена Вайдманна. Лишь об одной, Джин де Ковен, он сожалел