Google+
МИРЫ. ALIENS VS PREDATOR Галерея несбывшегося грядущего Макс фон Сюдов
Версия для печатиФантастическая музыка: Музыкальный центр (№118, ИЮНЬ 2013)
Кратко о статье: История о том, как клипы пришли на телевидение, и обзор наиболее ярких музыкальных видео, доказавших, что клип — нечто большее, чем иллюстрация к музыке.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР (№118, июнь 2013)

Мастера видеоарта

Ещё в 1950-е годы отношение к музыке на американском телевидении было двояким. С одной стороны, с приходом звука на большой экран всем стало ясно, что без звукового оформления фильмов уже не обойтись, с другой — музыкальные передачи сводились к показу классических концертов. Например, как на канале NBC в программе Meet the Masters. Но 28 января 1956 года состоялось историческое событие: Элвис Пресли впервые дебютировал на ТВ в шоу канала CBS — Stage Show. Король рок-н-ролла проложил многим другим музыкантам дорогу на экран. Уже к осени 1957 года музыкальные выступления стали занимать важное место в популярных телевизионных шоу. Фрэнк Синатра, Дина Шор, Гай Митчелл и другие исполнители с удовольствием принимали участие в многочисленных программах.

9 февраля 1964 года состоялось, пожалуй, самое значимое событие для мира музыки — выступление легендарных The Beatles на The Ed Sullivan Show («Шоу Эда Салливана»), которое посмотрели 73 миллиона зрителей. Учитывая тот факт, что далеко не все могли похвастаться наличием дома телевизора, событие из ряда вон выходящее.

Таким образом была доказана, в принципе, вполне очевидная вещь: люди хотят не только слушать своих любимых исполнителей, но и видеть их на экране телевизора.

Любимчики американского телевидения — Фрэнк Синатра и Дина Шор

The Beatles в гостях у Эда Салливана

Поздние семидесятые и восьмидесятые выступили переломным моментом в истории музыкальных видео. Именно это время стало ареной для такого явления, как «видеобум», напрочь изменившего лицо телевидения. Уже к 1975 году многие исполнители не только «вырезали» отрывки со своим участием из различных шоу и передач для создания первых, довольно примитивных клипов, но и делали собственные видео, правда, не отличавшиеся особыми визуальными изысками. Около семи клипов выпустил тогда шведский поп-коллектив ABBA, Queen обзавелись знаменитым роликом к Bohemian Rhapsody, а Род Стюарт — к композиции Hot Legs. Примерно в тот же период начали появляться телепередачи, посвящённые исключительно трансляции новых видеоклипов, — например Nightclubbing телеканала Manhattan Cable TV.

Сейчас в это сложно поверить, но именно благодаря возникшему в 1981 году каналу MTV клипы стали не просто изображением музыкантов, играющих на инструментах и поющих, а настоящими шедеврами визуального мастерства, чьё содержание часто было оторвано от реальности и содержало фантастические элементы. Ныне MTV имеет мало общего с музыкой как таковой, но тогда именно этот канал популяризировал металлическую и рок-музыку и стал настоящим рупором поколения. При этом MTV был далеко не единственным каналом, который начал транслировать клипы круглые сутки, а также компилировать их в чарты и различные тематические циклы.

На рубеж восьмидесятых и девяностых пришёлся расцвет видеоискусства, к которому приложили руку многие знаменитости. В 1983 году прогремел Thriller Майкла Джексона, 13-минутный клип, созданный Джоном Лэндисом, режиссёром «Американского оборотня в Лондоне». Это видео тоже не обошлось без человековолков — Джексон весьма убедительно превращался в полуночного монстра, при этом не переставая петь и танцевать. Так что клипмейкерам девяностых было на кого оглядываться, создавая свои шедевры. После этого начали возникать новые яркие звёзды в жанре клипов — например, дуэт Джонатана Фэриса и Валери Дейтон (The Smashing Pumpkins — Tonight, Tonigh и 1979, Korn — Freak on a Leash), Крис Каннингем (Bjork — All is Full of Love, Aphex Twin — Come to Daddy, Madonna — Frozen), Мишеля Гондри (Bjork — Army of Me, Gary Jules — Mad World, Daft Punk — Around the World) или Марк Романек (Michael Jackson feat. Janet Jackson — Scream, Nine Inch Nails — Closer, Fiona Apple — Criminal). Все эти люди активно продвигали новые идеи и нестандартное видение хитов знаменитых рок- и поп-исполнителей, при этом активно обогащая их концерты различными визуальными ухищрениями. Так, творческий тандем Дэйтон-Фэрис клипом на песню Tonight, Tonight с прославленного двойного альбома американских альтернативщиков The Smashing Pumpkins — The Mellon Collie and The Infi nite Sadness (1995) хотели воздать должное первому фантастическому фильму в истории кино — ленте француза Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902). Клип Closer Марка Романека на одноимённую композицию с нашумевшей пластинки мастеров индастриала Nine Inch Nails — The Downward Spiral (1994) был до того страшным и шизоидным, что до сих пор относится к самым скандальным клипам в истории современной видеомузыки. Романек до того натуралистично передал безумие, творившееся на тот момент в голове лидера группы — Трента Резнора, что смотреть видео до сих пор, мягко говоря, некомфортно.

Фредди и Ко: «Богемская Рапсодия» во всей красе

Клип Nine Inch Nailes на песню Closer вошёл в коллекцию Музея современного искусства

Вредная луна из клипа The Smashing Pumpkins — Tonight, tonight, дань уважения фильму Жоржа Мельеса — «Путешествие на Луну» (1905)

Были и музыканты, которые сами прекрасно понимали, как выгодно преподнести свои песни в виде клипов. Группа Tool прославилась прекрасными в своей шизоидности и сюрреалистичности видео на песни Sober и Hush. А Rob Zombie, начинавший с собственных клипов, позже перешёл на полный метр и снял несколько трэш-хорроров, включая не слишком удачный ремейк «Хэллоуина» Джона Карпентера. Однако более известны его цветастые трэш-страшилки к собственным хитам — к примеру, Dragula. Настоящими ужасами и чудовищами полны клипы британских металлистов Cradle of Filth. Весьма показателен в этом отношении их культовый From the Cradle to Enslave, полный крови и обнажённой натуры. Клип снял режиссёр Алекс Чендон, на счету которого ещё два клипа группы — No Time to Cry и Her Ghost in the Fog.

Сложно переоценить значение видеоарта для музыки. Он не только положительно сказался на продажах дисков, но и обогатил мир искусства смелыми решениями и нестандартным видением обычных вещей. А те клипмейкеры, кто перебрался в Голливуд, — Дэвид Финчер, Мишель Гондри, Зак Снайдер, Майкл Бэй и многие другие — стали одними из самых заметных режиссёров своего времени. Теперь они точно знали, как преподнести тот или иной сюжет. Но это уже совсем другая история.

ведь были времена, когда подобные вещи показывали по MTV!

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ ПО ТЕМЕ

Michael Jackson Thriller

Этот шедевр видеоарта недаром получил эпитет «полнометражный», ведь он до сих пор считается самым длинным и коммерчески успешным видеоклипом. Дикий, но жутко остроумный синтез фильма ужасов, комедии, мюзикла и мелодрамы.

500

тысяч долларов и два дня понадобились Джону Лэндису и Майклу Джексону для создания этого клипа

Bjork All is Full of Love

Пятый и заключительный сингл с альбома Homogenic (1997) неземной исландки Бьорк стал одним из ценнейших экспонатов в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Неудивительно, что видео получило премию MTV Video Music Awards за визуальный прорыв года и лучшие спецэффекты, а также было номинировано на «Грэмми» как лучший клип.

2

робота понадобились Крису Каннингему, чтобы доказать тезис Бьорк, что «всё вокруг нас полнится любовью»

Tool Sober

Целую палитру эмоций выразил гитарист Адам Джонс из Tool с клипом на композицию Sober с дебютника группы — Undertow (1993). Авторитетный музыкальный журнал Rolling Stone назвал это видео «ошеломляющим» и «эпическим».

9

клипов в видеографии американского коллектива Tool. Почти все работы роднит активное использование анимации

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться