Google+
КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ Супергерои как миф Росомаха ЦИКЛ О ВОЛЬХЕ РЕДНОЙ
Версия для печатиИнтервью: Владислав Крапивин, писатель
Кратко о статье: Владислава Крапивина можно без преувеличения назвать звездой первой величины на небосводе отечественной фантастики. Немного найдется писателей, чей творческий путь был бы столь же долог и многогранен. Его Каравеллы привезли к берегам Terra Fantastica несколько поколений читателей как в нашей стране, так и за рубежом. Для них он навсегда останется Командором. А между тем, сам Владислав Петрович Крапивин вовсе не считает себя писателем-фантастом...

“Я никогда не стремился стать фантастом”

Беседа с Владиславом Крапивиным

Владислава Крапивина можно без преувеличения назвать звездой первой величины на небосводе отечественной фантастики. Немного найдется писателей, чей творческий путь был бы столь же долог и многогранен. Его Каравеллы привезли к берегам Terra Fantastica несколько поколений читателей как в нашей стране, так и за рубежом. Для них он навсегда останется Командором. А между тем, сам Владислав Петрович Крапивин вовсе не считает себя писателем-фантастом...

“Моя главная работа — писать книги”

Вы уже в детстве мечтали стать писателем? Что повлияло на ваш выбор?

36 Kb

Мне всегда трудно отвечать на вопросы, на которые я отвечал уже много раз. Что меня побудило стать писателем? Наверное, любовь к книгам. Я очень рано, еще до школы, научился читать. Время было военное, 1944-45 год, я сидел дома один — все старшие на работе, отец на фронте — и единственной радостью были книги. Хорошо, что у соседей интересных книжек хватало, в том числе приключенческих — Жюль Верн, Стивенсон. Естественно, я приохотился к чтению. А однажды, когда под рукой книжек не оказалось, подумал: если читать книжки так интересно, то писать, наверно, еще интереснее. И попробовал... лет в семь. С того времени и пошло. Я давно уже поведал эту историю в рассказе “Остров привидений”, он почти документальный.

Как вы поняли, что не только хотите, но и можете быть писателем?

28 Kb

Владислав Крапивин в начале творческого пути.

Ой, это осознание пришло далеко не сразу. Даже когда меня приняли в Союз советских писателей — это произошло 40 лет назад — я и тогда еще до конца не верил, что стал настоящим писателем и что у меня что-то может получиться. Со временем, когда я вдруг осознал, что ничего другого толком в жизни делать не умею и живу только литературным трудом — пришлось признать, что да, писатель. Хороший или плохой — пусть решают читатели. Хотя и сейчас иногда утром просыпаешься, смотришь на стеллаж с книжками, думаешь: “Господи, неужели все это я написал? Может, мне приснилось?”.

Можете ли вы назвать своим учителем кого-то из писателей-фантастов?

Нет. Из писателей-фантастов — не могу. Моим учителем, заочно, правда, всегда был Константин Георгиевич Паустовский. Я впервые прочитал его книгу “Далекие годы” в пятом классе, и с тех пор понял, что, если говорить о волшебстве слова, умении владеть языком, создавать свой мир, то в этом Константину Георгиевичу нет равных. А его книга “Золотая роза” — и есть настоящая школа писательского мастерства.

Я никогда не стремился стать писателем-фантастом, вот в чем дело. И сейчас к фантастике отношусь без большого восторга. Я считаю, что фантастика — это один из приемов литературы. Автор, мне кажется, прибегает к ней тогда, когда ему становится тесно в трехмерном пространстве, только и всего. Я, когда берусь за какую-то вещь, часто не знаю, будет ли это фантастическое произведение или реалистическое. Если мне там становится тесно, фантастика сама отвоевывает какую-то долю пространства.

Ваши фантастические идеи некоторые читатели воспринимают всерьез. Например, теорию Великого Кристалла — о параллельных мирах и возможности их пересечения. А сами вы как к ним относитесь?

36 Kb

Апрель 1978 г. Автографы читателям. Свердловская школа № 46.

Для себя я эти идеи, естественно, воспринимаю всерьез. Я не физик и не математик, я могу только интуитивно ощущать реалии своего мира и верить в него. А доказывать его реальность с помощью научных экспериментов или теоретических выкладок я никогда не пытался. Зато один физик подарил мне научную работу о зеркалах, основанную на моей повести “Лоцман”. Я, правда, в ней ничего не понял, потому что там сплошные формулы. Но, значит, есть какое-то научное зерно в моих книгах. Может быть, действительно, я интуитивно нащупал реальные зернышки в устройстве Вселенной?

Затеи с глобусом и картой ваших фантастических миров провалились из-за их многомерности. Может быть, создание атласа — более “посильная” идея для воплощения?

Подобные попытки были у читателей, но они всегда оказывались фрагментарными, касались только одной книги или цикла. А целиком — не знаю... Может, кто-то из читателей и возьмется когда-нибудь. Это достаточно сложная работа, и она потребовала бы у меня много времени. Мне всегда жаль тратить время на такие не литературные, а окололитературные эксперименты. Лучше уж работать над какой-то рукописью.

Единственное, что я себе позволил в этом ключе — написать полушуточный словарь “КРАТОКРАФАН”, КРАткий ТОлкователь КРАпивинской ФАНтастики. Этим я ответил в чем-то на собственные желания, а в чем-то на просьбы читателей.

Пусть Крапивин и не стремится быть фантастом, в его книгах столько фантастического, что КРАТОКРАФАН состоит уже из четырех частей и, скорее всего, еще не закончен. За его плечами более сорока лет творческой деятельности, 14 романов, свыше 80 повестей, несколько циклов рассказов, без счета статей — и он все еще сомневается, его ли это рук дело. Фантастические гипотезы писателя находят неожиданные научные подтверждения — как знать, может это и не фантастика вовсе?

22 Kb 32 Kb 28 Kb

“Я не знаю, кого мне называть учениками”

Трудно ли быть писателем? Что сложнее: быть просто писателем, писателем-фантастом или детским писателем?

Не вижу никакой разницы: я писал и для детей, и для взрослых, и фантастические книги, и реалистические. Уверяю вас, это в одинаковой степени трудно. Причем трудно даже физически. Устаешь иногда так, будто целый день дрова колол или воду таскал из колодца. И если кто-то вдруг решит посвятить себя литературной деятельности в надежде, что труд этот легок — сидишь за столом, тыкаешь пальцем в клавиатуру или водишь авторучкой, — то пусть не надеется на успех. Работа изнурительная. Другое дело, что у нее есть еще одно свойство: если ты увлечен ею по-настоящему, она тебя уже не отпускает. Потому что это не столько профессия, сколько привязанность к творчеству, состояние души. Хочешь, не хочешь, а если впрягся — деваться некуда.

46 Kb

Севастополь, сентябрь 1978 г. С четвероклассниками Вадиком и Артуром — прототипами героев повести “Трое с площади Карронад”.

Вы часто сетуете на то, что сейчас у нас нет авторов, писавших бы для детей и юношества. Не хотели бы вы создать “Школу молодого детского писателя”?

Знаете, никакой школы создавать я никогда не собирался, и желания такого нет. Но я достаточно много работал и работаю с молодыми авторами. Читаю рукописи, даю советы, помогаю довести тексты до нужного уровня. Но какая тут может быть школа? С каждым нужно говорить и работать индивидуально, в зависимости от характера человека, его способностей, склонностей, тональности, в которой он пишет. Наверное, надо быть очень глубоким теоретиком, чтобы найти какие-то общие закономерности. Я их никогда не искал, потому что моя главная работа — писать книги.

Один критик горестно отметил, что еще не пришло время ваших учеников. Вы тоже так считаете?

Я не знаю, кого мне считать моими учениками. Есть авторы, которые явно в чем-то отталкивались от моих книг, но не говорят об этом. Есть и те, кто открыто признает свою зависимость от них. Причем признает по-хорошему. Я горжусь такими авторами. Вот, недавно вышла книга “Колесо в заброшенном парке” Бориса Тараканова и Антона Федорова. Авторы “Колеса” в чем-то используют мои идеи Кристалла, рельсового Пути, станции Мост. Ну, и называют меня в качестве одного из источников своей идеи, открыто пишут об этом в романе. И, тем не менее, роман ни в малейшей степени не подражательный, интересный, талантливо написанный, очень живой.

Компьютер и интернет помогают вам в работе?

Да. Дело в том, что у меня несколько лет назад совершенно испортился почерк, стали пальцы побаливать — сказался детский ревматизм. Я перешел постепенно на компьютер. На машинке я никогда не писал, потому что сложно править на ней, мне она казалась непослушным механизмом. На компьютере я сначала написал несколько статей, потом небольшую повесть, затем втянулся и написал несколько книг. Я считаю, что компьютер — хороший помощник для автора. Неважно, как пишешь: карандашом или на современной клавиатуре... Если голова работает в нужном направлении, то способ воспроизведения слова, по-моему, роли не играет.

29 Kb 30 Kb

А интернет?

Интернет — вещь хорошая, хотя она и запакощена дрянью и мусором сверх всяких пределов. Иногда приходится продираться и сквозь рекламу, и сквозь порнографию, и сквозь какую-то чепуху, и сквозь несусветную болтовню на многочисленных форумах. И все же в плане добывания информации, исторических, географических фактов интернет очень помогает. Вместо того, чтобы бежать в библиотеку, подымать специальную литературу — понажимал клавиши, и все здесь. Удобная вещь.

27 Kb

С шариковой ручкой или с клавиатурой — писательство всегда остается тяжелым, но увлекательным трудом. И там приятнее для умудренного годами автора увидеть отражение своего творчества в книгах молодых писателей. Пусть Крапивину некого назвать своими учениками — число авторов, обязанных ему своим появлением в литературе, не станет от этого меньше.

“Меня поражает однообразие, особенно в фэнтези”

Пару лет назад вы говорили, что не любите и не читаете современную фантастику. Ваше мнение с тех пор не изменилось?

Абсолютно не изменилось. Я пытаюсь иногда просматривать кое-что, в силу необходимости. Но меня поражает однообразие, особенно в фэнтези. Все эти бесчисленные замки, принцессы, драконы, гномы, хоббиты. Такое ощущение, что читаешь одну длинную-длинную, достаточно занудную книгу. Все эти мечи заговоренные, заклинания, маги... Ну, сколько можно об одном и том же-то?

Но в последнее время появилась фантастика другого рода. “Ночной дозор”, например.

Я не считаю ни “Ночной дозор”, ни “Дневной” (“Сумеречный” я еще не осилил пока) большим достижением Сергея Лукьяненко и его соавтора. “Ночной дозор” я прочитал без удовольствия... Должен заметить, что Лукьяненко не раз обращался к каким-то моим деталям и моим героям в своих книжках, иногда иронизируя над ними. Я смотрел на это снисходительно. Но когда я в “Ночном дозоре” прочитал историю деревянного кинжала, которым орудует его герой Максим, мне очень вспомнилась моя книга “Дети синего фламинго”, где одна из главных деталей — тоже деревянный кинжал, тоже подаренный другом детства и тоже обладающий волшебной силой. Вот такого рода заимствования уже кажутся мне досадными. Я себе, например, никогда не позволял подобных вещей.

43 Kb

Сейчас по фантастическим книгам часто снимают кино, по фильмам делают компьютерные игры, а по играм пишут книги. Как вы оцениваете взаимопроникновение фантастических форм?

Мне трудно судить об этом. Я никогда не увлекался компьютерными играми, никак не освоил ни одной из них, за исключением, может быть, самой примитивной, в которую у меня сыновья в свое время играли. Называется она не то “дум-дум”, не то “бум-бум”: беготня по тоннелям и стрельба по монстрам. Я пару раз понажимал кнопки, посмотрел и понял — это не для меня. Мне всегда было жаль тратить время на компьютерные игры, потому что в них все уже запрограммировано, все сюжеты готовы заранее. А я привык свои игры в книгах создавать сам, на основе своей фантазии. Мне это кажется интересней.

А как вы вообще относитесь ко всеобщей виртуализации?

Плохо, если люди уходят туда с головой. Уходят, как мне кажется, люди с достаточно слабой волей и не способные к какой-то активной фантазии, к созданию собственных миров или к восприятию книжного, печатного слова. Ведь виртуальные миры преподносят себя, как на ладони. Не надо их строить, напрягать фантазию, все это нужно только воспринимать. Как готовое блюдо. Может быть, со временем наступит пресыщение. Люди поймут, что, кроме виртуальных миров есть еще и другие, в том числе, и миры их собственного воображения — те, где главную роль играет творчество.

В нашей стране начали экранизировать фантастику. Вам не поступали предложения? Какую-то из своих книг вам хотелось бы видеть экранизированной?

18 Kb

Мне предложения поступали довольно часто, но они всегда развивались по одному плану. Звонят, говорят:

— Владислав Петрович, давайте, давайте экранизировать...

Говорю:

— Давайте!

— Мы вам позвоним завтра!

Звонят завтра:

— Вы знаете, наш режиссер (директор, продюсер) уехал в Москву (на Канары, в Буэнос-Айрес, Австралию, деревню Коркино). Приедет через неделю. Мы сразу вас известим.

А через неделю:

— Вы знаете, у нас на этот год все планы, уже все забито, давайте через год...

И на этом все кончается. Потом звонит другой режиссер, третий, но сценарий этого действа всегда один и тот же.

Наверно, надо жить в столице, вращаться в киношных кругах постоянно, тратить массу времени на знакомства с продюсерами, на пробивание, на проталкивание... А я всегда относился к экранизациям с некоторой подозрительностью, поскольку у меня есть ряд опытов. Экранизировали несколько вещей, и ничего хорошего из этого не получилось.

Владислав Петрович, расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах. Над чем вы сейчас работаете? Что выйдет в ближайшем будущем?

23 Kb

Как всякий творческий человек, я достаточно суеверен. Можно сглазить. Поэтому буду говорить только о том, что готово или почти готово. Недавно я закончил роман “Воздух той давней ночи”. Отчасти это воспоминания о детстве, действие происходит в городе, похожем на Тюмень, и в Ленинграде. Есть там и элементы фантастики, например, волшебное зеркало. Еще я работаю над книгой “Прохождение Венеры через диск Солнца”. В ней тоже перепутываются и фантастика, и воспоминания. Планирую закончить в 2005 году — пишу не торопясь.

Каким вам видится будущее человечества?

На этот вопрос у меня есть краткий, емкий, всеобъемлющий ответ: “Поживем — увидим!”.

Что вы можете пожелать читателям “Мира фантастики”?

И снова очень короткое пожелание: “Читайте!”.

Вы же сами говорите, что читать нечего!

Что значит “нечего”?! Слава богу, уже достаточно написано! Читайте Стругацких, Брэдбери, Азимова, Кира Булычева; можно перечислять и перечислять...

Досье: Владислав Крапивин
29 Kb

Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 в Тюмени. С 1956 живет в Екатеринбурге. В 1961 окончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Литературный дебют состоялся еще до окончания вуза — 17 октября 1959 в газете “Вечерний Свердловск” опубликован рассказ “Восьмая звезда”. Первая книга — “Рейс “Ориона”” — вышла в 1962.

Наиболее полное собрание сочинений Владислава Петровича насчитывает 30 томов. Хотя со времени этого издания, по словам автора, накопилось еще томов на пять. Его книги издавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Германии, Японии, Франции, Румынии. По нескольким произведениям были сняты телеспектакли и художественный фильм.

Владислав Крапивин — обладатель множества премий. За фантастические произведения он удостаивался таких наград, как “Аэлита”, “Малая Урания”, Российская литературная премия имени Александра Грина, приз детского жюри фестиваля “Зиланткон-98”. За вклад в развитие отечественной фантастики принят в Орден рыцарей фантастики имени Игоря Халымбаджи.

В 1961 организовал детский отряд “Каравелла”, Командором которого был более тридцати лет. Правда, не знает, к чему это отнести — к работе или к хобби. “Каравелловские” мотивы часто встречаются в книгах Крапивина, а его известность как Командора в свое время не уступала писательской популярности. Коллекционирует грампластинки и старинные книги о путешествиях, увлекается нумизматикой и любит путешествовать с друзьями на машине.

Официальная интернет-страница Владислава Крапивина расположена по адресу www.rusf.ru/vk.

...И не забыть добавить в это перечисление и самого Крапивина. Может быть, мы не скоро увидим его сюжеты на большом экране, но его фантастически добрых, светлых и умных книг нам хватит еще надолго. Так что остается только пожелать Владиславу Петровичу крепкого здоровья и новых писательских удач, которые пробудят творческое начало еще не в одном читателе.

(Фотографии из архива В. Крапивина)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться