Google+
Космическая музыка 25 сериалов Внеземные формы жизни и способы борьбы с ними эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА
Версия для печатиКинофантасты: Актёры. Эдриан Броуди
Кратко о статье: Эдриан Броуди выбирает только те роли, которые дают ему возможность приобрести новый опыт. Поэтому у нас есть и «Пианист», и «Кинг-Конг», и «Хищники», и «Химера», — и, несомненно, будет ещё много разных фильмов с его участием, в том числе фантастических.

Броудивское движение

ЭДРИАН БРОУДИ

Я бы предпочёл, чтобы меня называли «первым Эдрианом Броуди», а не «вторым Аль Пачино».

Эдриан Броуди

Самое частое определение для Эдриана Броуди — «хамелеон». Актёр яркой характерной внешности и мощного таланта, он отказывается вписываться в один жанр — и поэтому всегда кажется разным. Ему не хочется замыкаться в рамках амплуа «серьёзного актёра»: обладателю «Оскара» интересно сниматься в фантастике и мистике, комедиях и триллерах — всё что угодно, только бы не попадать в плен образа, а всё время двигаться и изменяться.

УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА

В Америке есть только один город, штампующий подобных интеллектуалов-оригиналов в промышленных количествах, — Нью-Йорк. Именно там 14 апреля 1973 года появился на свет маленький Эдриан. Правда, его родители жили не в богемном Гринвич-Виллидж и не на богатом Манхэттене, а в скромном рабочем районе Квинсе, где высшего света отродясь не водилось — сплошные иммигранты да афроамериканцы. Отец Эдриана, Эллиот Броуди, — из польских евреев, мать Сильвия Плачи — из семьи венгерского аристократа-католика и чешской еврейки, эмигрировавших в США в конце Второй мировой, когда в Будапешт вошли советские танки.

Несмотря на свои корни, супруги Броуди выбрали для сына светское воспитание, рассудив, что он сам решит, католиком ему быть или иудеем, — лишь бы стал культурным человеком. Главным инструментом родительского воспитания был личный пример. Эллиот Броуди трудился учителем истории в обычной муниципальной школе и достиг подлинного мастерства в умении экономить и сохранять достоинство при невысоких доходах. Сильвия Плачи сделала творческую карьеру, став фотографом и фоторепортёром — и довольно успешным, с личными выставками, книгами и публикациями в ведущих нью-йоркских изданиях.

Будучи единственным ребёнком в семье, Эдриан всегда был очень привязан к родителям («Если бы у меня не было возможности общаться с папой и мамой, я бы совсем от рук отбился, в нашем-то районе»), и впоследствии выразил им благодарность в своём творчестве. Он написал музыкальную тему к документальному фильму о своей матери Сильвии Плачи как фотографе (картина получила название «Автопортрет с коровами, идущими домой, и другие работы: портрет Сильвии Плачи»). Что до отца, то в недавнем фильме «Учитель на замену» актёр сыграл именно Эллиота Броуди — учителя, который так хорошо ладит с детьми, что не хочет быть их постоянным педагогом, чтобы ни к кому не привязываться. Кстати, на вручение «Оскара» актёр тоже пришёл с родителями.

Занятия папы с мамой не приносили в семью много денег, и двенадцатилетний Броуди-младший, будучи мальчиком серьёзным и рассудительным, решился на свои первые заработки (при родительской поддержке, разумеется). И выбрал он для себя не банальную работу курьера или бэбиситтера, а нечто особенное: освоил по книжкам несколько несложных фокусов и стал выступать на детских вечеринках с собственной «магической программой» под названием «Удивительный Эдриан» (The Amazing Adrien). Попутно он занимался игрой на фортепиано и посещал театральную школу для детей: родители отправили его туда, чтобы оградить от влияния «улицы». За этим логично последовала дорога в Американскую академию кинематографических искусств и наук в Калифорнии.

Квинс, родной район Эдриана, и одна из работ Сильвии Плачи, его матери

Впрочем, зарабатывать актёрским трудом он начал намного раньше. С тринадцати лет Эдриан Броуди снимался в рекламных роликах и телесериалах. В том же возрасте состоялся его дебют на театральной сцене в небольшом (так называемом «офф-бродвейском») театре, а в год спустя — в первом настоящем, правда, телевизионном фильме «Наконец-то дома». Играл он, что интересно, мальчика-сироту. Эта роль — точнее, его характерная внешность типичного еврейского юноши, худощавого брюнета с длинным носом и большими печальными глазами — наложила отпечаток на всю его дальнейшую карьеру. Пожалуй, вплоть до самого «Кинг-Конга» Питера Джексона продюсеры не верили, что Броуди умеет вызывать в зрителях (и особенно в зрительницах) что-то помимо сострадания и желания немедленно накормить бедолагу супчиком и закутать в тёплое одеяло. Но до этой истории мы ещё доберёмся.

РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ

Режиссёр Роман Полански знаком с геноцидом евреев не по книгам: он родом из Польши, его детство пришлось на период Второй мировой, мать погибла в Освенциме, сам будущий режиссёр чудом пережил Холокост — мальчика укрывали польские семьи. Создать фильм о выстраданном явно было для него сложным решением — режиссёр сделал впечатляющую карьеру в Голливуде, снял пару десятков культовых фильмов (в том числе «Ребёнок Розмари» и «Девятые врата»), прежде чем в начале нового тысячелетия задумал «Пианиста».

Эдриан, польщённый тем, что из множества кандидатур на роль Шпильмана выбрали именно его (семья его отца сгинула во время Холокоста, так что для него эта тема также глубоко личная), отнёсся к роли с усердием: похудел на тринадцать кило и воскресил подзабытые навыки игры на фортепиано, разучивая Шопена. Заодно он организовал себе «погружение в бездну одиночества»: вывез почти все вещи из своей квартиры, продал машину и обрезал провод домашнего телефона.

С Романом Полански они спелись: «Иногда мне кажется, что Полански — что-то вроде сверхчеловека, потому что вынести столько, сколько вынес он, под силу не каждому. И он готов ко всему. Помню один эпизод на съёмках «Пианиста». Мне нужно было выпрыгнуть в окно. Внизу был страховочный мат. Я замешкался: «Черт, а кто-нибудь уже пробовал прыгать в это окно?» Все помотали головами. «Что, никто не прыгал?» — переспросил я. И тут Полански взял и сиганул в окно. Уже снизу он крикнул: «Ну вот, кто-то попробовал. Теперь твоя очередь!» И я прыгнул. Помню, я здорово долбанулся лицом и ободрал рёбра. А Полански хоть бы что. Даже штаны не помял»

«А в следующем эпизоде ты выпрыгнешь вон в то окно!» — «Да ладно, пан Полански, не смешите!» (Роман Полански и Эдриан Броуди на съёмках «Пианиста»)

НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В «ПИАНИСТА»

Вся карьера Эдриана Броуди делится на два этапа: до «Оскара» и после. До приглашения на главную роль в картину Романа Полански «Пианист» он проработал в кино, на телевидении и в театре семнадцать лет, причём пахал как проклятый — каждый год выходило 3-5 фильмов и сериалов с его участием. Он снимался в том числе и у именитых режиссёров — Стивена Содеберга, Вуди Аллена, Кена Лоуча, — но удостаивался в лучшем случае снисходительной похвалы критиков. Первую главную роль Броуди сыграл только в 1998 году, в нелепой чёрной комедии «Свадьба гробовщика», которую критики разорвали в клочья. Роль бармена, влюблённого в темнокожую официантку, в «независимой» драме «Ресторан» (1998) принесла ему первую номинацию — на премию Independent Spirit Award. Но всё равно это было лишь полупризнание.

«Ангелы у кромки поля», «Тонкая красная линия», «Последнее лето Сэма», «История с ожерельем»: Эдриан Броуди — крайний слева

В «дооскаровский» период Эдриан Броуди внёс некоторый вклад в кинофантастику. В подростковом возрасте он снялся во второплановой роли парня из юношеской бейсбольной команды в милом диснеевском фэнтези «Ангелы у кромки поля» (1994), главный герой которого вызывает с неба самого настоящего ангела (Кристофер Ллойд), чтобы помочь своей команде выиграть. А ещё Эдриан засветился в совершенно невыносимом трэше об очередном «универсальном солдате» — «Соло» (1996), где сыграл главного создателя андроида-убийцы.

Взгляд, который стоил «Оскара» («Пианист»)

Заметили его после роли капрала Файфа в военной драме Теренса Малика «Тонкая красная линия» (1998). Роль с самого начала была небольшая, а после монтажа и вовсе свелась к минимуму. Но яркий актёр всё равно производил столь сильное впечатление, что его наконец-то зачислили в ряды «подающих надежды». «Ого, а этот парень действительно кое-что из себя представляет!» — сказали критики после криминальной драмы Спайка Ли «Кровавое лето Сэма» (1999), где Броуди сыграл припанкованного маргинала Ричи, первую жертву жителей Бронкса, обезумевших от небывалой жары и слухов о серийном убийце по прозвищу «Сын Сэма». Хорош Броуди и в костюмном фильме «История с ожерельем» (2001) — его изысканный мерзавец Николас де ля Мотт, муж главной героини, выглядит ярким пятном на общем сером фоне этой неудачной картины.

Вы, конечно, уже заметили, что с самого начала карьеры наш герой отличался крайней всеядностью. Но при этом он не хватался за любое предложение, а выбирал те роли, которые добавляли к его актёрскому и жизненному опыту что-то новое. Привычка готовиться к съёмкам «по Станиславскому» определённо расширяет кругозор. Именно этой одержимостью Броуди и привлёк Романа Полански, который искал актёра для главной роли в важном для себя фильме. Это была картина по мемуарам знаменитого польского пианиста, еврея Владислава Шпильмана, выжившего в польском гетто благодаря немецкому офицеру-меломану.

На Каннском кинофестивале «Пианист» получил Золотую пальмовую ветвь (председателем жюри был Дэвид Линч) и, что для Броуди было важнее, восемнадцатиминутную стоячую овацию. Также фильм завоевал три «Оскара»: за лучший адаптированный сценарий, лучшую режиссуру и — тадаам! — лучшую главную мужскую роль! Эдриан Броуди в свои двадцать девять лет стал самым молодым актёром, удостоенным статуэтки в этой номинации. Причём обошёл он четырёх маститых соперников, каждый из которых уже был обладателем «Оскара»: Майкла Кейна, Джека Николсона, Дэниела Дей-Льюиса и Николаса Кейджа.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ «ОСКАРА»

После «Пианиста» Броуди не стал сниматься чаще — просто его стали приглашать в более дорогие и кассовые проекты, на одну площадку с именитыми звёздами. Он оставался верен себе в своей «разбросанности», только теперь стал ещё смелее — все его известные работы в фантастических фильмах (а это зона риска, как ни крути) относятся к периоду после «Оскара».

Просто герой и герой-любовник («Кинг-Конг»)

Каждый актёр должен хоть раз в жизни сыграть альтернативно одарённого персонажа («Таинственный лес»)

Уже в следующем, 2003 году Эдриан появился в фильме-фантасмагории «Поющий детектив», в которой главную роль исполнил Роберт Дауни-младший. Последний сыграл писателя-детективщика, который уходит в мир своих нуарных фантазий из реальности, где он прикован к больничной койке из-за редкой кожной болезни. Броуди играет одного из таинственных мужчин в шляпах, фигурирующих в вымышленном мире. У его героя нет даже имени, только типичная нуарная внешность: плащ, шляпа и непроницаемое выражение лица.

В 2004 году вышел фильм М. Найта Шьямалана «Таинственный лес» — одна из самых спорных работ режиссёра. Броуди там досталась наиболее яркая, по мнению критиков, роль — деревенского дурачка Ноа Перси, которого начинают подозревать в убийствах, происходящих в закрытом от мира селении. На съёмочной площадке Эдриан получил кучу удовольствия: его непростой в исполнении персонаж была прописан лишь штрихами, и Броуди было позволено импровизировать как заблагорассудится. Фильм в целом не имел успеха ни у критиков, ни у зрителей (аудитория уже начала уставать от фирменного шьямалановского приёма переворачивать сюжет с ног на голову в последних кадрах). «Таинственный лес» стал первой горстью земли на гроб Шьямалана-режиссёра — но не Броудиактёра. Ему было всё нипочём.

В том же году Броуди снялся в вольной экранизации повести Джека Лондона «Межзвёздный скиталец» (которая, в свою очередь, основана на реальной истории) — фантастическом триллере «Пиджак».

Его герой, ветеран иракской кампании Джек, признан виновным в убийстве. Однако Джек не помнит обстоятельств этого убийства, и его, как невменяемого, отправляют в психиатрическую лечебницу. Здесь к нему применяют жестокую экспериментальную методику лечения — связывают «пиджаком» (смирительной рубашкой) и запирают в камере морга. Находясь в полной изоляции, Джек открывает в себе способность путешествовать во времени и узнаёт обстоятельства своей смерти, а заодно будущее девочки, которую он встретил незадолго до злополучного убийства. Ему удаётся изменить жизнь этой девочки — но не собственную судьбу.

После «Пиджака» критики писали, что «ничьё больше лицо не способно выражать страдание и страх с такой силой»

«Пиджак» получил сдержанные отзывы крити- ков — из-за монотонности действия и бледности персонажей. Хотя Эдриан, по обыкновению, отнёсся к роли очень серьёзно, даже сел на белковую диету — чтобы одновременно сбросить вес и нарастить мышцы для большей убедительности в роли ветерана войны. При всём при том фильм собрал неплохую кассу — на этом сказались ещё и слухи о романе Броуди с Кирой Найтли, которая играла роль той самой повзрослевшей девочки. Актёры эти слухи решительно опровергают.

МИСТЕР НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Ему не хватало только сломанного носа (Ричи из «Последнего лета Сэма»)

На съёмочной площадке Эдриан Броуди предпочитает работать без дублёров, поэтому многие его «физические» роли приносят ему травмы разной степени тяжести. На заре своей карьеры, в 1992 году, он попал в серьёзную аварию на мотоцикле и провалялся на больничной койке несколько месяцев, но любви к быстрой езде это не помешало, только теперь его увлечением стали автомобили.

На съёмках «Последнего лета Сэма» к примечательной внешности Эдриана Броуди добавилась ещё одна характерная черта: во время постановочной драки ему сломали его великолепный нос. Так как это был уже третий перелом в одном и том же месте, Эдриан махнул рукой и решил оставить всё как есть, то есть не делать пластическую операцию. Теперь он стал выглядеть не столько «жалостливо», сколько зловеще, — и умело это использовал.

Главным кинособытием 2005 года стал амбициозный проект Питера Джексона (интересно, бывают ли у него неамбициозные проекты?) «Кинг-Конг» — римейк классического фильма 1933 года. Джексон бредил этой картиной с самого детства, и ему понадобилось снять «Властелина Колец», чтобы продюсеры наконец доверили ему столь дорогое и ответственное дело. Причём Эдриан Броуди подписал контракт, когда не был готов даже окончательный вариант сценария: в роли драматурга Джека Дрисколла режиссёр видел только его.

«Где эта обезьяна?! Да вон же она!» Кадры со съёмочной площадки «Кинг-Конга»: найдите Питера Джексона

Наш герой впервые в своей жизни оказался на съёмочной площадке многомиллионного блокбастера, и этот опыт оставил у него смешанные впечатления: «Я только и делал, что бегал туда-сюда вдоль зелёного экрана с воплями: «Где обезьяна? Где обезьяна?!» С другой стороны, я всегда мечтал сняться в фильме вроде этого и сыграть настоящего «героического героя», персонажа-икону. Любой актёр убил бы за такую роль». Но наградами были отмечены вовсе не актёрские работы Броуди и его партнёров Наоми Уоттс и Джека Блэка — хотя они весьма хороши. «Кинг-Конг» получил три технических «Оскара»: за монтаж звука, звуковые и визуальные эффекты.

Именно Питер Джексон открыл в Броуди не только «героического героя», но и секс-символ. Если Роман Полански продемонстрировал, что у Эдриана красивые руки, то Джексон, заставив Джека Дрисколла не только побегать по джунглям, но и появиться на экране в полурасстегнутой рубашке, акцентировал всеобщее внимание на его кошачьей пластике и изящной фигуре. Стоит заметить, что годом ранее, в 2004-м, Эдриан Броуди возглавил рейтинг самых стильных мужчин Америки, составленный мужским глянцевым журналом GQ.

Через год Эдриан Броуди снялся в фильме, который также имел отношение к фантастике, хотя и опосредованное: «Смерть Супермена» (он же «Однажды в Голливуде» или «Голливудлэнд»). Броуди играет частного детектива Луиса Симо, который расследует загадочную гибель актёра Джорджа Ривза, известного исполнением главной роли в телесериале 1940-х годов «Приключения Супермена». Ривз был убит выстрелом в голову, и есть достаточно много свидетельств того, что это было не самоубийство, — однако в реальности дело так и не было раскрыто.

«Смерть Супермена» воскрешает старую голливудскую легенду о «проклятии Супермена»: якобы роль непобедимого супергероя приносит несчастья её исполнителям и всем, кто работает над фильмами. Помимо Ривза, пострадали третий исполнитель этой роли Кирк Эллен, ставший жертвой болезни Альцгеймера, Кристофер Рив, после несчастного случая оставшийся парализованным, а также многие члены съёмочной группы «Возвращения Супермена» (не говоря уже о том, что для Брендона Рута, сыгравшего супергероя, карьера на этом закончилась).

«Смерть Супермена» получила хорошие отзывы и неплохую кассу. Несмотря на то что Броуди в ретророли, как всегда, безупречен, основные почести выпали Бену Аффлеку, сыгравшему самого Джорджа Ривза, — надо сказать, почести заслуженные: актёр, вероятно, заразившись примером соседа по площадке, перелопатил всю информацию про Ривза, какую смог найти, и пересмотрел все 104 серии старого телешоу, чтобы быть убедительным в своей роли.

После нескольких комедий и триллеров, а также биографической драмы о тореадоре «Манолете» (первая за много лет попытка Броуди вспомнить, что он «серьёзный актёр», — и, по оценкам критиков, привыкших ожидать от него большего, не самая удачная попытка) Эдриан согласился сыграть в необычном фантастическом триллере Винченцо Натали «Химера» (2009). Он также выступил одним из продюсеров фильма. Это история о том, как двое учёных-генетиков создали гибрид человека с непонятно чем — и получили полуразумную «химеру» Дрен. Создатели толком не поняли, что делать со своим детищем, и это в итоге привело к трагедии. Фильм вызывает смешанные чувства: режиссёр намеренно соединил шокирующие сцены убийств и секса с чудовищем — и трогательные эпизоды, из которых становится понятно, что Дрен — несчастное существо, которое хочет всего лишь любви и тепла. История об ответственности творцов (в том числе родителей — не случайно главные герои являются супругами) за своё творение и о понятной всем проблеме «отцов и детей» заслуженно собрала хвалебные отзывы критиков.

«Дорогая, у нас тут что-то родилось... И, кстати, кто дал ей почитать Фрейда?!» («Химера»)

Это был один из самых странных и удивительных сценариев из всех, что мне попадались за всю жизнь. Я люблю фантастику. А здесь и фантастика, и семейный фильм в каком-то смысле. Двое молодых людей, успешных, амбициозных: один хочет иметь ребёнка, а другой пока не готов к этому. Но волею случая им приходится стать родителями. И они попадают в классическую ситуацию, когда мать начинает отдавать всё внимание ребёнку, а отец чувствует себя покинутым.

Эдриан Броуди о «Химере»

В этом же 2009 году Эдриан впервые в своей карьере поучаствовал в озвучивании мультфильма — в «Бесподобном мистере Фоксе», получившем две номинации на «Оскар», ему досталась небольшая роль мышонка Рикити. А следующий год опять принёс ему новый опыт, от которого все критики пришли в оторопь: кто бы мог подумать, что Броуди, с его интеллигентной внешностью и умом, согласится стать героем боевика! Впрочем, если продюсером этого боевика выступает сам Роберт Родригес, можно ожидать чего-то небанального.

Фильм «Хищники» — это вольное продолжение классического «Хищника» с Арнольдом Шварценеггером. Броуди там играет Ройса, бывшего американского солдата, ставшего наёмником, которого в числе других людей похищают представители расы Хищников, чтобы использовать в качестве живой мишени на охоте. Несмотря на изнурительную подготовку (диета, спорт, тренировки по методикам спецподразделений), актёр получил большое удовольствие от работы и от нестандартной трактовки своего образа.

Последняя роль Эдриана Броуди в околофантастическом кино — «великий и ужасный» Сальвадор Дали в картине Вуди Аллена «Полночь в Париже» (2011). Главный герой фильма, писатель Гил Пендер (Оуэн Уилсон), гуляя по ночному Парижу, чудесным образом переносится в 1920-е годы и встречается со своими кумирами — Скоттом Фитцджеральдом, Хемингуэем, Пикассо, Дали и другими замечательными личностями. Образ «гениального безумца», пусть и эпизодический, удался Броуди на славу — впрочем, превращать второплановые роли в события у него всегда получалось великолепно.

1930-е — это определённо его время («Поющий детектив» и «Смерть Супермена»)

Мне просто понравилась идея сыграть безэмоционального парня, который бегает с автоматом наперевес. Режиссёр поверил в меня, одновременно взяв на себя большой риск и большую ответственность, ведь я не очень-то подхожу для подобных ролей. В кино принято изображать солдат накачанными мачо, но мы все прекрасно знаем, как выглядят солдаты на самом деле. Физически это обычные парни, зато у них очень развит ум. Они напичканы различной информацией и навыками, они прошли кучу тренингов и знают много всяких тактик. У них хватает духу перерезать глотку врагу. Но они смертны и прекрасно это понимают. Мне хотелось сыграть именно такого персонажа.

Эдриан Броуди о «Хищниках»

Судя по последним фильмам Броуди, он возвращается на «драматическую волну». Его последний проект «Вспоминая 1942-й» посвящён событиям в Китае времён Второй мировой войны. Но, зная нашего героя, можно точно сказать, что это ненадолго.

***

Как бы Эдриан ни открещивался от сравнения с Аль Пачино, у них много общего не только во внешности и силе дарования: Броуди — такой же одержимый своей работой волк-одиночка (в свои почти сорок лет он никогда не был женат, у него нет детей, а все его романы — включая помолвку с испанской актрисой Эльзой Патаки — были весьма скоротечными). Правда, это чрезвычайно обаятельный волк. И ещё — совершенно непредсказуемый: мы наверняка напишем ещё не об одном фантастическом фильме с его участием. Главное — чтобы он не изменял своему творческому кредо: «Я никогда не снимаюсь в кино ради денег и работаю только тогда, когда хочу работать».

Броуди, конечно, не Шварценеггер, но что-то терминаторское в нём есть («Хищники»)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться