Google+
Андрэ Нортон Бесконечная история Луис Ройо — классик фантастической живописи История ядов
Версия для печатиИтоги и ожидания: Итоги 2011
Кратко о статье: Итоги года от «Мира фантастики» давно стали престижной премией самым лучшим книгам, фильмам и играм. Кто сейчас достоин встать в один ряд с нашими прежними лауреатами — «Аватаром» и «Тёмным рыцарем», Dragon Age и «Ведьмаком», «Войной мага» и «Американскими богами»?

ИТОГИ 2011

В каждом февральском номере «Мир фантастики» выносит вердикт: какие произведения минувшего года войдут в историю, по каким фильмам, книгам, играм мы будем его вспоминать. Почему не в январском? Большое видится на расстоянии. Если бы мы писали итоги заранее, был бы риск упустить какую-нибудь новинку, «выстрелившую» в декабре. А «Мир фантастики» не любит упускать новинки. Особенно достойные упоминания в наших итогах года.

КНИГИ ГОДА

В книжных итогах-2010 мы не делили фантастику на отечественную и переводную. И почти во всех номинациях победили иностранцы. В этом году ситуация изменилась. Дело не в росте мастерства русскоязычных авторов, просто лучшие переводные книги оказались не первой свежести. Да, в 2011-м издательства стали больше выпускать фантастики вообще и переводной в частности. Но, к сожалению, самые яркие западные новинки года застряли где-то в дебрях книгоиздательского процесса и ждут своего часа...

Фэнтези года

Претенденты: Елена Хаецкая «Новобранец», Людмила Астахова и Яна Горшкова «Помни о жизни», Александр Золотько «Слепцы»

Дэн Абнетт «Триумф. Герой Её Величества»

В 2011-м мы познакомились с «Драконами Вавилона», «Ночной стражей», «Последним доводом королей»... Одна проблема: от этих шедевров попахивает нафталином. Потому в категории «фэнтези» мы номинируем наши книги: постмодернистскую «попаданческую» историю, искусственно разбитую на части мета-эпопею и тёмное фэнтези. Но победил всё-таки британец со свежим романом.

Дэн Абнетт, прославившийся новеллизациями, решился попробовать силы как автор собственных историй, и не прогадал. «Триумф» — великолепная фэнтезийная авантюра с элементами альтернативной истории и социальной сатиры, толикой юмора и обворожительными героями. Абнетт сочинил очень развлекательную книгу — ничего серьёзного и мрачного. Но развлекать тоже нужно умеючи, и в этом британец продемонстрировал незаурядное мастерство. В 2012-м нас ждут мрачные фэнтезийные эпопеи, потому переведём пока дух и отдохнём с Дэном Абнеттом.

Мистика и хоррор года

Претенденты: Гильермо дель Торо и Чак Хоган «Штамм. Закат», Рик Янси «Ученик монстролога», Дейкер Стокер и Йен Холт «Дракула бессмертен»

Сергей Кузнецов «Живые и взрослые»

Наконец-то российские авторы научились сочинять ужастики и мистические триллеры на уровне зарубежных коллег. Причём если на Западе по-прежнему эксплуатируют банальных вампиров, зомби и демонов, то наши пугают читателя с фантазией.

В номинантах — иноземцы всё с теми же вампирами и монстрами, но победителем стал роман Сергея Кузнецова, посвящённый непростым взаимоотношениям живых и мёртвых. Текст насыщен аллюзиями на с нашу недавнюю историю, да и на современность. В итоге получилась яркая и мудрая книга, прекрасный пример того, как силён может быть «русский хоррор», отошедший от штампов массовой культуры.

Радости и разочарования

Порадовало, что отечественные издательства стали выпускать больше качественной фантастики. За готовность к экспериментам особенно стоит похвалить издательство «Снежный Ком М» и серию «Эксмо» New fi ction. А главное разочарование — конец «эры Сапковского». С унылыми переводами Фляка популярность замечательного польского писателя в России рискует сойти на нет. Печалит и закрытие всех проектов издательства «Комикс», в которых рисованные истории выходили в книжном формате.

Научная фантастика года

Претенденты: Анастасия Парфёнова «Ярко-алое», Чарли Хьюстон «Неспящие», Скотт Вестерфельд «Левиафан»

Вадим Панов «Последний адмирал Заграты»

С НФ ситуация такая же, как с фэнтези. Романы Иэна Бэнкса, Нила Стивенсона и Чайны Мьевиля — жемчужины жанра, но каждому из них уже с десяток лет. Из настоящих новинок выделим долгожданное и весьма удачное возвращение Анастасии Парфёновой в фантастику, жёсткий триллер «ближнего прицела» и изящный подростковый стимпанк.

А победил тоже стимпанк, но наш и космический. В 2011-м Вадим Панов открыл новый цикл в непривычном для себя жанре. Приятно, что опытный автор пытается экспериментировать. Главные приманки книги — яркое оформление и необычный, интересный мир. Правда, расписывая антураж и героев, Панов увлёкся и не развернул сюжет, как это он умеет. Но задел на будущее шикарный, осталось его реализовать.

Альтернативная история года

Претенденты: Андрей Валентинов «Генерал-марш», Александр Золотько «1941: Время кровавых псов», Владимир Коваленко «Против ветра!»

Ник Перумов, Вера Камша «Млава Красная»

Нынешний триумф альтернативно-исторических книг смахивает на «обманку». Ведь достоверной и научно обоснованной АИ — котёнок наплакал. Байки про «попаданцев», которые учат предков уму-разуму, — какая же это альтернатива, тем более история? Потому в номинанты угодили почти все заметные образцы жанра: очередное валентиновское «Око», на удивление реалистичная история «попаданца» и научно достоверная «альтернатива».

А победило нетипичное творение мастеров фэнтези — Веры Камши и Ника Перумова. Это первая часть дилогии, соединившей историческое фэнтези, альтернативную историю и военный роман. Мощная вещь, ближайший аналог которой — по замыслу, но не по духу, — псевдоисторические фантазии Гая Кея. На фоне сольных книг Перумова и Камши «Млава» кажется простоватой, но надо учитывать, что мы ознакомились только с зачином и самое интересное впереди.

Отечественная фантастика года

Претенденты: Сергей Кузнецов «Живые и взрослые», Анна Старобинец «Живущий», Ник Перумов и Вера Камша «Млава красная»

Мария Галина «Медведки»

В этой категории, объединяющей все фантастические направления, выбор всегда труден. Не то что-бы наши авторы ежегодно выпускали так много замечательных книг. Но из многих равных выбрать одну-единственную ох как нелегко — сложнее назвать разве что книгу года.

Наш выбор пал на роман Марии Галиной «Медведки», который выбивается из всех жанровых рамок. Перед нами, как любят выражаться критики, «литературная фантастика», то есть «мейнстрим», приправленный фантастическими или мистическими элементами. Не случайно роман Галиной был напечатан в журнале «Новый мир», куда «жанровым» авторам путь заказан. Так или иначе, «Медведки» — замечательная серьёзная книга, написанная на высочайшем уровне, в которой элементы мистики и криминального романа смотрятся вполне органично.

Переводная фантастика года

Претенденты: Терри Пратчетт «Ночная стража», Джо Аберкромби «Последний довод королей», Нил Стивенсон «Система мира»

Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона»

Мы решили не руководствоваться новизной переведённых у нас книг. Всё равно отечественный читатель познакомился с ними только в 2011-м. Знатной зарубежной фантастики было немало, особенно мы выделили очередную блестящую книгу о Плоском мире и два завершающих тома разных трилогий — фэнтезийной эпопеи Аберкромби и исторической фантазии Стивенсона.

Но больше всех голосов набрал роман Майкла Суэнвика «Драконы Вавилона», который, как это бывает с замечательными книгами, сложно однозначно классифицировать. Это и фэнтези, и научная фантастика, и детектив, и пародия... В общем, как окрестил эту книгу наш критик Владимир Пузий, — «роман-карнавал». У «Драконов» нет слабых мест: сюжет, мир, герои, язык — всё достойно высших оценок.

Лучшая книга для юношества

Претенденты: Сергей Лукьяненко «Непоседа», Рик Янси «Ученик монстролога», Джонатан Страуд «Кольцо Соломона»

Скотт Вестерфельд «Левиафан»

Сюжет романа «Левиафан» традиционен для подростковой фантастики. Он, она, дружба, любовь, война, приключения, злобные враги, ненадёжные союзники и великая цель. Но автор придумал яркий, будоражащий воображение мир и познакомил нас с двумя обаятельными героями, которым хочется сопереживать. К тому же перед нами модный антураж стимпанка, да ещё с отчётливым привкусом аниме, популярного у нынешней молодёжи. Наконец, иллюстрации, украшающие почти каждую страницу. Что ещё надо для отличной подростковой книги, которая так и просится в руки?

Фантастический проект года

Претенденты: «Обитаемый остров» (АСТ), «Анклавы Вадима Панова» («Эксмо»), «Остроги» (АСТ)

Cерия «Анабиоз» («ОЛМА Медиа Групп»)

«Проектная» фантастика пользуется стабильной популярностью у любителей развлекательного чтения. Однако демиурги межавторских миров в последнее время решили не ограничиваться исключительно развлечением и пытаются конкурировать с фантастикой вполне серьёзной. Не у всех выходит, конечно...

Наиболее удачным новым проектом 2011 года стала серия «Анабиоз». Её создатели попытались освежить интерес к постапокалиптике, сильно «заезженной» в проектах. Вышедшие на данный момент книги серии отличаются увлекательным сюжетом и вполне прилично написаны. Авторы «Анабиоза» пытаются не только изобразить приключения тела, но и показать нравственные терзания героев, их попытки сохранить человеческую сущность в мире, где гораздо безопаснее стать двуногим зверем.

КИНО ГОДА

Год назад мы назвали восемь наиболее ожидаемых фильмов 2011 года, и, что удивительно, многие из них не оправдали наших надежд. Особенно это касается дорогостоящих кинокомиксов — «Ковбоев против пришельцев» и «Первого мстителя». Зато представители независимого кинематографа преподнесли сразу несколько приятных сюрпризов. Радует, что до российского посетителя кинотеатров стали добираться не только проекты студий-мэйджоров.

Мультфильм года

Претенденты: «Смешарики. Начало», «Тачки 2», «Приключения Тинтина: Тайна «Единорога»

Тайна Келлс

Вообщето этот европейский мультфильм был снят ещё в 2009-м, но до России добрался только в ушедшем году. Создателям «Тайны Келлс» стоит сказать спасибо уже за то, что их творение не трёхмерное и не нужно надевать стереоскопические очки для полноты эффекта. Впрочем, «Тайна Келлс» радует не только своим неординарным подходом к анимации. Лента умудряется быть одновременно и захватывающей приключенческой историей, и философской притчей о том, что страница книги может оказаться прочнее высокой каменной стены. А это дорогого стоит.

Триллер года

Претенденты: «Области тьмы», «Исходный код», «Супер 8»

Заражение

Обычно в фильмах про разные природные катаклизмы рассказывается история о борьбе отважного человека с могучей стихией. И мало кто, кроме Стивена Содерберга, понимает, что страшнее всего смотреть на поступь апокалипсиса не глазами жертв и спасителей, а глазами самого апокалипсиса. Так наши с вами жизни выглядят ещё никчёмней. Нет главных героев, для вируса все равны. И неважно, сколько именитых звёзд играют здешних персонажей, неважно, насколько герои самоотверженны: никто из них не застрахован от обыденной гибели в следующем эпизоде. Потому что вирусу, как и режиссёру, всё равно. А у зрителя от подобного эффекта вполне может развиться мизофобия — страх грязи.

Драма года

Претенденты: «Не отпускай меня», «Меланхолия», «Живая сталь»

Последняя любовь на Земле

На экранах главных фестивальных кинотеатров страны появляется всё больше фильмов в жанре магического реализма. Пронзительные истории о жизни простых обывателей на фоне необъяснимых с научной точки зрения глобальных событий определили один из главных кинотрендов года. Флагманами были «Меланхолия» скандалиста Ларса фон Триера и близкая к биопанку драма «Не отпускай меня» по одноимённому роману Кадзуо Исигуро. А главный сюрприз преподнесли создатели «Последней любви на Земле». В отличие от других представителей жанра, это кино не склоняет ко сну, удивляет режиссёрскими находками («шумная тишина», документальные вставки) и аккуратно заигрывает с теми чувствами, которые находятся за пределами пяти основных. Эта пронзительная история о людях, а не о катастрофе, и она вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Аниме года

Претенденты: Level E, Ano Hi Mita Hana no Namae o Bokutachi wa Mada Shiranai, Mawaru Penguin Drum

Девочка-волшебница Мадока Магика (Mahou Shoujo Madoka Magica)

Прошедший год был богат на неординарные сериалы, но больше всех сюрпризов принесла малышка Мадока с подружками. Авторам удалось собрать в одном коротком сериале максимум неожиданных и удачных ходов. Нарочито милый девчачий дизайн персонажей соседствует с жуткими сюрреалистичными мирами и монстрами, трогательная история школьной дружбы заканчивается безумием и смертью, а хорошенький ушастый зверёк, исполняющий желания, оказывается не так-то прост. Главный козырь сериала — его сюжет, непредсказуемый и ведущий к финалу, впечатляющему не меньше, чем финалы «Евангелиона» и «Утены». «Мадока» — неординарное, захватывающее, яркое, стильное и трогательное аниме, которое смотришь, затаив дыхание и переживая за героев. Такое нельзя пропускать.

Комедия года

Претенденты: «Ночь страха», «Ронал-варвар», «Шина»

Ранго

Пока Pixar занимается высоким искусством, а DreamWorks Animation плодит бесчисленные сиквелы, Гор Вербински решил взять и утереть всем нос. Режиссёр «Пиратов Карибского моря» оставил флибустьеров, набрал отличных актёров во главе с Джонни Деппом, объединил силы с каналом авангардных мультиков Nickelodeon и командой по спецэффектам Industrial Light & Magic. Результат — убивающая наповал анимационная комедия, спагетти-вестерн про хамелеона, содержащий огромное количество отсылок и цитат. И что важнее всего, мультфильм способен рассмешить любого: и ребёнка, и заядлого киномана. «Тачкам 2» и «Коту в сапогах» за ним не угнаться.

Боевик года

Претенденты: «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны», «Время»

Запрещённый приём

После успеха «Легенд ночных стражей» Зак Снайдер, казалось, больше не вернётся к гротескному и стильному кино, каким были его «Хранители». Однако он бросился во все тяжкие и создал нечто вроде нолановского «Начала», где реальностью стал сумасшедший дом, первым уровнем сна оказался бордель, а глубже уже летали драконы, бегали зомби и разъезжали взрывоопасные поезда. Со всем этим сбродом режиссёр отправил бороться похожих на кукол девушек, снабдив их пулемётами, катанами, чупа-чупсами и откровенными платьями. В итоге получился самый безумный экшен со времен «Пристрели их».

Хоррор года

Претенденты: «Пункт назначения 5», «Нечто», «Земля вампиров»

Астрал

Последнее время жанр ужасов представляют всевозможные римейки, продолжения, приквелы и фестивальные работы. Но встречаются редкие исключения. Особо отличился австралийский дуэт создателей оригинальной «Пилы». За скромные деньги Ли Уоннелл и Джеймс Ван сняли «Астрал» — в чём-то комичное, в чём-то свежее и довольно пугающее путешествие на «ту сторону». Здесь всё немного не по правилам. Взбалмошные призраки строят пакости, словно троица вредных братьев Каспера. А главным злом становится чёрт в театральном гриме а-ля мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», слушающий ретро-песенки. Нашлось место и для старомодного музыкального сопровождения из хорроров семидесятых, и для неприкрытой пародии на жанр. И неважно, что это вольный пересказ «Полтергейста». Ведь нервы щекочет ещё как!

Кинокомикс года

Претенденты: «Тор», «Ковбои против пришельцев», «Первый мститель»

Люди Икс: Первый класс

От «Первого класса» не ждали откровения. Конечно, фильмы Брайана Сингера популярны, да и масштабный триквел был неплох. Но предыстория всего цикла выстрелила в десятку. Потому что режиссёр кинокомикса «Пипец» Мэттью Вон выполнил все свои обещания. «Первый класс» — это новый подход к экранизациям графических романов, с долей самоиронии и отточенным стилем. Немного от бондианы, немного клюквы с советскими солдатами прямиком из Hitman 2 и достойное, пусть и незавершённое сведение с сюжетом оригинальной серии. Отсылок уйма, и Хью Джекман на месте. «Роль маленькая, а денег столько же», — пошутил актёр. Ещё здесь есть гаденький Кевин Бейкон, говорящий по-немецки. Ну как тут устоять?

Сериал года

Претенденты: «Терра Нова», «Рухнувшие небеса», «Люди Альфа»

Игра престолов

Суровая средневековая атмосфера. Удачный кастинг и убедительная игра Шона Бина, Джейсона Момоа, Питера Динклейджа (который, похоже, станет такой же звездой, как знаменитый актёр-карлик Уорвик Дэвис). Высокие рейтинги и лестные отзывы критиков. Тринадцать номинаций на премию «Эмми» и победа в двух из них. Всё это даёт «Игре престолов» право считаться успешным сериалом. Но эпохальным событием её делает другое.

Этот сериал стал самым значительным прорывом в экранизациях фэнтези со времён джексоновского «Властелина Колец». Ещё пару лет назад никто и мечтать не смел увидеть «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина на экране. Казалось, что такой жестокий, сложный и, важнее всего, длиннющий книжный цикл нельзя впихнуть в кино- или телеформат. «Игра престолов» подарила надежду поклонникам Джордана, Уильямса, Перумова, Камши и других авторов многотомных саг. Если можно экранизировать Мартина — можно экранизировать всех.

ИГРЫ ГОДА

Игровая индустрия переживает не самые лучшие времена. С каждым годом количество дорогостоящих проектов уменьшается. К счастью, в 2011 году вышел десяток настоящих хитов, достойных внимания каждого поклонника фантастики и фэнтези. Особенно отрадно, что большинство из них представлены на нескольких платформах, благодаря чему никто из игроков не чувствует себя обделённым.

Шутер года

Претенденты: Crysis 2, Rage, Serious Sam 3: BFE

Bulletstorm

Bulletstorm — прекрасный пример того, каким должен быть современный шутер. Множество запоминающихся моментов, харизматичные герои и уникальная боевая система, которая подарит настоящий кровавый праздник всем любителям пострелять. Игра проходится на одном дыхании и ничуть не утомляет. Единственный существенный недостаток — короткая одиночная кампания, которой явно не хватает, чтобы сполна насладиться ярким боевиком.

Экшен года

Претенденты: inFamous 2, Alice: Madness Returns, Uncharted 3: Drake’s Deception

Batman: Arkham City

Приключения Тёмного Рыцаря в городе, полном психопатов, маньяков и бандитов, затягивают не на шутку. Множество побочных квестов и напряжённый сюжет подогревают интерес до самого конца. Прекрасно воссозданные знакомые персонажи порадуют поклонников вселенной Бэтмена, драйвовые и разнообразные схватки — любителей экшенов, а проработанный игровой мир восхитительно передаёт атмосферу загадочного Готэма. Batman: Arkham City можно смело назвать лучшей игровой адаптацией комиксов.

Неформат года

Претенденты: не в форме.

Child of Eden

Эту игру язык не поворачивается назвать просто аркадой или шутером. Творение японских эстетов можно запросто разместить в музее современного искусства среди модных видеоинсталляций, где её невероятной красоты графика и музыка, ритму которой подчиняется творящаяся на экране разноцветная феерия, будут вполне уместны. Но в музей ещё надо выбраться, а маленькое чудо, именуемое Child of Eden, всегда рядом — достаточно протянуть руку к джойстику или контроллеру движений.

Ролевая игра года

Претенденты: Dragon Age 2, The Witcher 2: Assassins of Kings, Dark Souls

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Размах The Elder Scrolls 5: Skyrim просто поражает. Огромный мир, где игрока ждёт невероятное количество квестов и мест, которые можно исследовать, поначалу даже несколько отпугивает — за что браться, куда пойти? Но если сесть за игру основательно, на неё уйдут многие десятки часов. Пускай здесь нет особой оригинальности в ролевой системе или сюжете — именно великолепно созданный мир холодного Скайрима делает эту игру настолько запоминающейся и затягивающей.

Стратегия года

Претенденты: Might & Magic: Heroes 6, Warhammer 40000: Dawn of War 2 — Retribution

Anno 2070

Замечательная экономическая стратегия от Related Designs и Blue Byte Software отправляет игрока в мир будущего, где климат Земли неузнаваемо изменился. Кто бы мог подумать, что добыча ресурсов для возрождения цивилизации может быть настолько увлекательной? Anno 2070 — тот случай, когда над стратегией можно провести многие часы. Интересные решения, такие как влияющая на развитие городов экология, делают игру уникальной в своём роде. Подобных проектов очень не хватает в наши дни.

Хоррор года

Претенденты: бежали в ужасе

Dead Space 2

Разработчики из Visceral Games во второй раз доказали, что не может быть ничего страшнее, чем блуждать по пустынной космической станции, полной ужасных тварей, которые когда-то были людьми. Сериал Dead Space эволюционирует в верном направлении. Ещё больше галлюцинаций. Ещё больше зловещих, пробирающих до костей локаций (например, детская, в которой обитают маленькие некроморфы). Ещё больше выброса адреналина при экшене, больше религиозных фанатиков и жутких тварей, способных разорвать героя на куски. Сцены расчленения выглядят настолько мерзко, что игроку хочется бороться за жизнь героя, орудуя клавишами до боли в суставах, лишь бы не видеть кровавой расправы. Именно таким должен быть первоклассный хоррор.

Файтинг года

Претенденты: подвергнуты Фаталити

Mortal Kombat

Серия брутальных файтингов Mortal Kombat, казалось бы, погрязла в самоповторах и окончательно сдала позиции японским конкурентам — Tekken, SoulСalibur и Street Fighter. Спасти её смог римейк, построенный на оригинальной трилогии. Никаких уклонений в глубь арены, никакого оружия и незнакомых персонажей. Как оказалось, для возвращения в высшую лигу требовалось немногое: предоставить игроку возможность снова выбрать Саб-Зиро или Скорпиона, вспомнить старые приёмы и накостылять товарищу, с которым лет 10 назад коротал вечера за этой самой игрой перед старым ламповым телевизором.

Паззл года

Претенденты: сломали головы

Portal 2

От второй части серии Portal не ждали откровения, но она получилась захватывающей, остроумной и креативной. Игроки со всего мира вспомнили, что такое бессонные ночи, проведённые перед экранами мониторов и телевизоров. При этом игра почти ничем не напоминает первую часть — настолько много нововведений приготовили разработчики. Отдельного упоминания заслуживает безупречная кооперативная компания, позволяющая решать головоломки вместе с приятелем. В Portal 2 продумано всё до мелочей, и после финальных титров хочется только аплодировать разработчикам из Valve и себе — за то, что решил все паззлы.

Настольная игра года

Претенденты: «Цивилизация Сида Мейера», Small World Underground, Dixit Odyssey

7 Wonders

7 Wonders была обласкана едва ли не на всех конкурсах настольных игр — и не зря. Динамичный игровой процесс, возможность выбирать из массы вариантов развития и отличное оформление делают эту игру желанным гостем в коллекции любого поклонника настолок. На Западе игра была издана в 2010 году, но до российских покупателей она добралась только в 2011-м. Поэтому в нашей стране можно смело считать именно её настольной игрой года.

Возвращение года

Претенденты: Deus Ex: Human Revolution, Mortal Kombat, Alice: Madness Returns

Duke Nukem Forever

В этом году игроделы поняли, что зомби — это всегда круто. Нет, не те зомби, которые едят мозги, а давно умершие, и, казалось бы, безнадёжно разложившиеся игровые серии. Культовые и успешные в своё время циклы Deus Ex и Mortal Kombat начали тонуть в реке времени, утянутые грузом не самых удачных сиквелов. Но их перезапуски в 2011 году стали заметными событиями. Новые Mortal Kombat и Deus Ex получили от нас заслуженные награды и вернули интерес игроков к незаслуженно забытым сериям. Запоздалый сиквел сумасшедшей American McGee’s Alice просто позволил нам вернуться в прошлое и ещё раз пережить психоделические приключения Алисы.

Но главным «воскрешением» 2011 года стал выход самого затянутого долгостроя в истории видеоигр — Duke Nukem Forever. 14 лет разработки, выброшенные в корзину черновики, которых хватило бы на несколько игр, насмешки, забвение, новая надежда и, наконец, релиз. Возвращение Дюка получилось пафосным — он не растерял своей харизмы с возрастом. И пусть за это время сменилось не одно поколение игроков, кое-кто из них уже успел умереть или родиться, а с лица Земли исчезло множество биологических видов. Разве не стоило ждать столько лет, чтобы снова увидеть мир глазами этого накачанного блондина?

Увы, мир изменился, а Дюк остался прежним. Вместо долгожданного хита игроки получили просто ещё одну неплохую игру. Но мы считаем, что Дюк достоин награды хотя бы за упорство.

ИТОГИ

Книга года

Претенденты: Ник Перумов и Вера Камша «Млава Красная», Вадим Панов «Последний адмирал Заграты», Сергей Кузнецов «Живые и взрослые», Мария Галина «Медведки», Генри Лайон Олди «Изгнанница Ойкумены»

Грэй Ф. Грин «Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы»

Ничего подобного среди наших победителей ранее не было. «Кетополис» трудно с чем-то сравнивать, разве что с книгами еврокитайского гуманиста Хольма Ван Зайчика, да и то сходство будет чисто формальным. Эта книга выбивается изо всех рамок, не желает подстраиваться под жанры. Не научная фантастика, не фэнтези, не мистика… А что же это?

Во-первых, это оригинальная литературная мистификация. Вовторых, роман-мозаика в духе буриме — малоиспользуемый ныне приём композиции. В-третьих, остроумная постмодернистская игра с реальностью и мировой культурой. В-четвёртых, это визит во владения «новых странных», заставляющий вспомнить экзотические фантазии Чайны Мьевиля и Джеффа Вандермеера. В-пятых, просто хорошая литература... От «Кетополиса» веет неуловимым духом книг Александра Грина — неспроста, наверное, у этих двух творцов одинаковые фамилии.

Есть только одна проблема: кому, собственно, мы вручим главный приз? Кто такой загадочный Грэй Ф. Грин? Придётся поломать над этим голову.

Фильм года

Претенденты: «Живая сталь», «Последняя любовь на Земле», «Ранго»

Исходный код

На внепартийном собрании труженики «Видеодрома» затруднялись назвать фильм года, пока кто-то не предложил «Исходный код». Дункан Джонс снял самую многогранную картину о перемещениях во времени. Некоторые детали этой истории уже встречались в «Квантовом скачке», «Дежа вю», «Дне сурка», «Радиоволне», «Пиджаке», «Заживо погребённом»… Где ещё? Пожалуй, в рассказах Шекли. И в то же время «Исходный код» остаётся самостоятельным благодаря ряду удачных находок, перечислять которые бессмысленно. Нужно просто увидеть.

«Исходный код» очень близок к понятию «геймплей». То ли современный аналог фильма-квеста, то ли одна из первых ласточек, намекающих, что скоро за то или иное развитие сюжета фильма зрители смогут голосовать прямо в кинотеатре. В основе всего — постоянный рестарт событий. Герой раз за разом переживает последние минуты человека, погибшего при взрыве поезда. Его задача — выяснить, кто был террористом. Что-то не получилось? Прыгнул под поезд — и перезагрузка. Сложно представить, что столь многогранная история была в чёрном списке сценариев 2007 года. Теперь же телекомпания ABC собирается снять сериал по её мотивам.

«Исходный код» приятно удивляет изящной драматической составляющей. Она точно дозирована, и замечательные актёры так органично вписались в роли, что остаётся только аплодировать.

Видеоигра года

Претенденты: Child of Eden, Portal 2, Batman: Arkham City

Deus Ex: Human Revolution

В этом году свет увидели немало замечательных игр, но все они уступали по глубине, увлекательности и проработанности детищу Eidos Montreal. Легенда киберпанка вернулась, утерев нос всем тем, кто говорил, что первую часть никогда не удастся превзойти. Игру можно хвалить за возвращение интереса к киберпанку, философский подтекст на уровне «Призрака в доспехах», психологическую глубину, гнетущую футуристическую музыку а-ля «Трон: Наследие», выверенный жёлточёрный визуальный ряд, прорисовку интерьеров и другие неоспоримые достоинства.

Но главное, Human Revolution — не очередной легкомысленный блокбастер, а настоящая Игра, серьёзная и проработанная до мелочей. Разработчики не ведут игрока по заранее заготовленному сценарию, а лишь направляют в сторону неизбежной развязки. Забрасывают в жестокий мир будущего и оставляют на произвол судьбы. Можно расстреливать людей пачками, а можно никого не убивать. Можно идти напрямик и взламывать все двери, а можно искать обходные пути. Выбор есть всегда! Благодаря такой свободе Deus Ex: Human Revolution превращается в захватывающий интерактивный фильм. После финальных титров остаётся лишь завидовать тем, кто только начинает знакомиться с историей Адама Дженсена.

Действительно, революция.

Музыкальный альбом года

Претенденты: Turisas — Stand Up and Fight, Devin Townsend Project — Deconstruction, Luna Damien — Muddlewood

Nightwish — Imaginaerum

Новый альбом Nightwish попал в разряд «главных ожиданий» 2011-го в основном из-за прежних заслуг группы. Мало кто всерьёз верил в его успех. После неудачной замены вокалистки и неоднозначной пластинки Dark Passion Play казалось, что финские симфо-металлисты потеряли хватку. Но так только казалось.

Опытный Туомас Холопайнен подкупил слушателя просто и элегантно. Во-первых, использовал не выходящие из моды игриво-загадочные мелодии и аранжировки в духе Дэнни Эльфмана. Во-вторых, максимум медленных и среднетемповых композиций, минимум «боевиков», которые могли бы отпугнуть часть слушателей. Даже голос Марко Хиеталы, обычно певшего хриплым скримингом, стал мягче и благозвучнее. И, в-третьих, фантастическая концепция. История композитора, провалившегося в мир собственных фантазий, навеянная, по словам Туомаса, картинами Сальвадора Дали, фильмами Тима Бёртона и книгами Нила Геймана. Мир творческого безумия и вечного карнавала.

В ближайшее время выходит фильм, основанный на концепции альбома, который, возможно, станет одним из главных событий 2012-го. Теперь ждём его с твёрдой уверенностью.

Открытие года

Претенденты: способ изготовления полых наночастиц, фотокамера без матрицы

Землеподобная экзопланета

2011 год принёс миру целый ряд новшеств в самых разных областях науки и техники. В частности, испанские учёные разработали оригинальный способ изготовления полых наночастиц произвольной формы (сочетая два разноплановых коррозийных процесса — эффект Киркендалла и гальваническую замену). А японцы спроектировали и грозятся выпустить на рынок фотокамеру Lytro, не требующую фокусировки, лишённую матрицы и позволяющую все установки снимка делать позже на компьютере.

Но важнейшим результатом года мы, пожалуй, посчитаем открытие, сделанное сотрудниками института Эймса, одного из исследовательских центров NASA. В декабре они окончательно доказали существование экзопланеты Kepler-22b. Это первый случай, когда подобная Земле планета найдена в самой середине обитаемой зоны звезды. Радиус Kepler-22b больше земного в 2,4 раза, она обращается вокруг солнцеподобной звезды в 600 световых годах от нас. Из всех открытых до сих пор небесных тел это самый вероятный кандидат на колонизацию людьми.

Комикс года

Претенденты: Брайан Ли О’Мелли «Скотт Пилигрим», Кевин Смит «Дардевил. Том 1. Демон-хранитель», Марк Миллар «Росомаха. Старик Логан»

Марк Миллар «Люди будущего»

В 2011 году отечественным любителям комиксов было чему порадоваться. Никогда прежде на молодом (и, откровенно говоря, пока ещё толком не вставшем на ноги) российском рынке комиксов не появлялось столько любопытных новинок. Причём если доселе эту нишу осваивали буквально одно-два издательства, то в ушедшем году у них появилось сразу несколько новых конкурентов. Как следствие, никогда ещё выбор лучшего комикса года не представлялся нам настолько сложной задачей — ведь достойных претендентов было в избытке, и даже список номинантов не смог вместить всех кандидатов.

Но в итоге почётное звание достаётся современному переосмыслению истории легендарной команды Мстителей, ставшему одной из вершин в славной карьере Марка Миллара. Шикарный и вполне самодостаточный сюжет вкупе с великолепным рисунком Брайана Хитча и отличным изданием в рамках серии «Золотая коллекция комиксов» делают двухтомник «Люди будущего» нашим победителем в борьбе за титул комикса года.

Потеря года

В 2011 году нас покинули несколько замечательных фантастов, которые подарили поклонникам немало прекрасных книг: Брайан Джейкс, Сакё Комацу, Диана Уинн Джонс, Николай Чадович…

А на самом излёте года, 21 ноября, скончалась знаменитая «матушка Перна» — американская писательница Энн Маккефри. Хотя на её счету немало интересных книг, у нас, да и за рубежом её имя плотно ассоциируется с двумя словами — Перн и драконы. В России Энн Маккефри стояла у истоков популярности фэнтези — хотя «Хроники Перна» всё же научная фантастика, в них есть средневековый антураж и, самое главное, драконы! К тому же первые «пернские» книги вышли у нас в культовой «жёлтой» серии издательства «Северо-Запад» и сразу же обрели сумасшедшую популярность.

В 2005 году Ассоциация писателей научной фантастики Америки присудила Маккефри звание Грандмастера. Вечная память!

Герой года

Претенденты: Тирион Ланнистер («Игра престолов»), Капитан Америка («Первый мститель»), Фенрис (Dragon Age 2)

Адам Дженсен (Deus Ex: Human Revolution)

Самый яркий образ прошлого года — невозмутимый бородач с механическими руками. Искусственные у него также ноги и глаза, что менее заметно. Главный герой Deus Ex: Human Revolution Адам Дженсен настолько суров, что тёмные очки — обязательный атрибут крутого парня — у него встроены прямо в лицо и активируются при необходимости.

Казалось бы, кто он такой? Не супергерой, не рыцарь, не избранный. Всего лишь… инвалид? Может быть, в этой черте, маленькой для нас, но чудовищно важной для героя, и кроется причина его обаяния. В ситуации, когда впору опустить руки — если вообще есть что опустить, — он не сдаётся и идёт до конца, распутывая сеть международных заговоров. И при этом не превращается в параноика, верящего, что «они следят за нами» и «истина где-то рядом».

Фанарта по Deus Ex и карикатур, обыгрывающих руки и очки Адама, необычайно много, а фраза «I never asked for this» стала интернет-мемом. Похоже, персонаж «пошёл в народ» не хуже, чем Гордон Фримен или Джимми Рейнор.

Героиня года

Претенденты: Ариэтти, Дэрин Шарп («Левиафан» Скотта Вестерфельда), Мадока Магика

Куколка («Запрещённый приём»)

Что делать, если вас поместили в сумасшедший дом для особо опасных пациентов и приговорили к лоботомии? Можно поднять бунт, можно притвориться выздоровевшей. А можно провалиться в мир своих фантазий, который почему-то оказывается элитным борделем. Видимо, это был мир эротических фантазий. Ну а если не понравится и здесь, есть третий уровень реальности, в котором всё взрывается, бегают зомби в противогазах и касках кайзеровской армии, летают драконы и разгуливают самураи ростом с трёхэтажный дом. Мир, похожий на дорогой видеоклип или рекламный ролик нового шутера от id Sofware.

Какая из реальностей в итоге оказалась настоящей — не всё ли равно? В обоих случаях Куколка победила и проиграла одновременно. Она не пожнёт плоды своей победы, но её друзья и враги получат по заслугам. Достаточно знать это, чтобы спокойно отправляться в царство вечного забвения. Пускай эта дамочка не умеет пользоваться макияжем и выглядит как оживший манекен, зато она горой стоит за друзей и неплохо орудует мечом и автоматом. Лоботомированная проститутка-убийца — наша героиня года.

Злодей года

Претенденты: Лорд Шен («Кунг-фу Панда 2»), Смерть («Пункт назначения-5»), Ричардсон («Меняющие реальность»)

Хару («Ариэтти из страны лилипутов»)

Хаяо Миядзаки, похоже, отличается не только любовью к маленьким девочкам (это черта всех японских мультипликаторов), но и патологическим страхом перед пожилыми женщинами. Иначе как объяснить, что каждая вторая его лента — это рассказ о борьбе маленькой девочки со злобной бабкой? Даже фильм, где Миядзаки не режиссёр, не сценарист, а продюсер, не стал исключением. Конечно, у студии Ghibli всегда есть оправдание, что их аниме — экранизация европейской книги. Хочется спросить, как в старом анекдоте: «Доктор, а где вы берёте такие картинки?»

Служанка Хару — это доведённый до абсурда образ «злой бабки». Она преследует маленьких человечков — «добываек» — даже не из злости, а скорее из хозяйственности (паразиты же!) и жестокого любопытства. У любого человека лилипуты вызовут умиление и научный интерес. Только для старой служанки, страдающей «синдромом вахтёра», семья карликов ничем не лучше мышей или крыс, которых надо травить ядом. Чудо — это нарушение привычного порядка, а значит, с ним нужно расправиться как можно скорее.

Самое страшное, что Хару — не ведьма или призрак, а простая старушка, заботливая по отношению к своим близким. Её логика — не логика кровожадного зла, а приземлённое мышление обывателя. Такие «бытовые» злодеи — вокруг нас. И они пострашнее, чем Тёмный Властелин с ордой демонов.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться