Google+
Глен Кук 5HORRORGAMES Вселенная Mortal Kombat Вампиры нового Мира Тьмы
Версия для печатиИтоги и ожидания: Итоги 2012
Кратко о статье:

Итоги 2012

В редакции «Мира фантастики» есть традиция: каждый раз под Новый год мы сходим с ума. Мы обсуждаем, спорим и разве что не дерёмся, составляя наш самый главный материал — итоги года. Кто заслужил премию за лучшую книгу 2012 года, кто — за лучший фильм? Как можно было забыть вот эту чудесную игру? Определять победителей было чертовски непросто, но очень интересно, потому что год выдался на удивление урожайным. Итак, встречайте! Перед вами — всё лучшее, что 2012-й подарил Её Величеству Фантастике.

Книги 2012

Уже третий год при подведении книжных итогов мы не делим фантастику на отечественную и переводную. И приходится констатировать: когда издатели не зевают, а оперативно выпускают переводные новинки, у наших фантастов шансов меньше. Тем более в 2012-м произведения отечественных мэтров несколько разочаровали. Перумов, Лукьяненко, Камша, Олди, Пехов, Панов выпустили хорошие книжки, но сравнения с работами Стивенсона, Мьевиля, Мартина они не выдерживают.

ФЭНТЕЗИ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Марк Лоуренс «Принц Терний», Патрик Ротфусс «Страхи мудреца», Генри Лайон Олди «Циклоп»

ДЖОРДЖ МАРТИН - "ТАНЕЦ С ДРАКОНАМИ"

В минувшем году состоялось контрнаступление традиционного фэнтези — эпического, героического, авантюрного, тёмного. Такого, которое идёт в бой за читателя с мечом и магией наперевес. Зато от фэнтези городского да вампирского публика, похоже, устаёт. Потому среди номинантов мы отметили удачное возвращение Г. Л. Олди к героике, авантюру «со смыслом» Ротфусса и кровавотёмный дебют Лоуренса.

Но подлинным символом возвращения к канону стал долгожданный роман Джорджа Мартина. Надо признать, «Танец с драконами» — не самая яркая часть эпопеи, но уровень Мартина настолько высок, что конкурировать он мог только сам с собой. Хотя, положа руку на сердце, признаемся: может, «Драконы» и не взлетели бы столь высоко, успей выйти у нас новые книги Аберкромби и Кея. Но появятся они на русском лишь в 2013 году, — а посему танцуйте, драконы! Настал ваш час!

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Питер Уоттс «Морские звёзды», Мерси Шелли «Лишние детали», Феликс Х. Пальма «Карта времени»

ПАОЛО БАЧИГАЛУПИ - "ЗАВОДНАЯ"

В 2012-м вышло на удивление много достойной научной фантастики. Из новинок выделим «производственную» НФ Питера Уоттса, незаурядный посткиберпанк от отечественного автора, скрывающегося под псевдонимом Мерси Шелли, и стильную работу испанца, сочинившего полный сюрпризов роман с двойным дном.

В определении же победителя мы оказались крайне неоригинальны. Роман американца Бачигалупи, сочетающий биопанк и постапокалипсис, за пару лет, что добирался до России, успел собрать целый ворох престижных наград — «Локус», «Небьюла», «Хьюго»... И совершенно заслуженно. Эта книга не вызывает ощущения, что мы с западной публикой живём на разных планетах, — а такое, увы, случается, когда знакомишься с обласканными там книгами и авторами. «Заводная» действительно заводит, в первую очередь атмосферой неуютного мира будущего. А ведь это лишь дебют Бачигалупи!

ЛУЧШАЯ КНИГА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Джо Аберкромби «Красная страна», M. Джон Харрисон «Пустота: наваждение», Паоло Бачигалупи «Затонувшие города»

ЧАЙНА МЬЕВИЛЬ - "RAILSEA ("Рельсовое море")"

Из всего многообразия отличных книг, вышедших за рубежом, наш выбор пал на новый подростковый роман Мьевиля. Великолепный британец как никто другой способен сочетать в своих книгах увлекательный сюжет с символизмом и философичностью. «Эксмо» грозится выпустить книгу на русском уже в нынешнем году или в самом начале 2014-го.



ЛУЧШАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КНИГА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Сергей Лукьяненко «Новый Дозор», Ник Перумов «Гибель богов-2», Алексей Пехов «Ловцы удачи»

ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ - "ЦИКЛОП"

Практически все наши мэтры в минувшем году отметились новинками. И ожидаемые многими произведения Лукьяненко, Перумова, Пехова оказались очень даже неплохими. Но особую симпатию у нас вызвал двухтомный роман двуединого харьковского писателя Генри Лайона Олди «Циклоп». После нескольких лет экспериментов в области космической оперы и криптоистории Олди вернулись к старому доброму фэнтези — и получилось это у них отменно! Впрочем, Олди не были бы собой, если б сочинили простенькую героику. «Циклоп» — фэнтези довольно-таки тёмное, но с удивительно оптимистичным финалом, ломающим каноны мрачного жанра. А ничего обыденного от Олдей мы и не ожидали, верно?

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ФАНТАСТИКА ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Патрик Несс «Война хаоса», Корнелия Функе «Чернильная смерть», Нэнси Фармер «Земля Серебряных Яблок

ПАТРИК НЕСС - "ГОЛОС МОНСТРА"

В эту номинацию русскоязычные писатели на сей раз не попали. Проблема в том, что многие книги у нас сочиняются «для всех», без ограничения по возрасту. Потому зарубежная «детско-взрослая» фантастика правит бал. И это при том, что мы не принимали в расчёт орду клонов «Сумерек»!

Длинным сериалам от англичан и немцев мы предпочли внесерийный роман Патрика Несса. И не мы одни — книга как-никак лауреат премии Карнеги, что в детско-юношеской литературе равносильно «Оскару». Примечательно, что Британская ассоциация библиотекарей выставила книге возрастной рейтинг «от девяти лет», хотя у нас зачастую даже для взрослых пишут не в пример мягче.

САМАЯ ДОЛГОЖДАННАЯ КНИГА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Джордж Мартин «Танец с драконами», Сергей Лукьяненко «Новый дозор», Ник Перумов «Гибель богов-2»

ТЕРРИ ПРАТЧЕТТ, НИЛ ГЕЙМАН - "БЛАГИЕ ЗНАМЕНИЯ"

В минувшем году вышло много книг, которые давно ждали. Но ни одну из них не ждали так долго, как совместную работу Терри Пратчетта с тогда ещё малоизвестным Нилом Гейманом. «Благие знамения» ползли к нам более двадцати лет! За это время оба соавтора стали живыми классиками и обрели в России массу поклонников. И вот — свершилось! Вместо Апокалиписа от майя мы получили нетипичный Апокалипсис под музыку группы Queen.



ХОРРОР ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Иногда они умирают», Наталья Шнейдер, Дмитрий Дзыговбродский «Сорные травы», Дэвид Вонг «В финале Джон умрёт»

НАИЛЬ ИЗМАЙЛОВ - "УБЫР"

Несмотря на стенания критиков о жалкой участи хоррора в нашей стране, второй год подряд лучшим ужастиком по версии МФ оказывается именно книга отечественного автора.

Героями романа Наиля Измайлова «Убыр» (кстати, как и у прошлогоднего победителя Сергея Кузнецова) оказались подростки. Впрочем, роман никак не отнесёшь к детским страшилкам — он реально жуткий. Конечно, из-за спины «Убыра» торчат уши Стивена Кинга. Но у кого ещё учиться писать книги с леденящим душу саспенсом? Это вам не отрубленными головами жонглировать.

АНТОЛОГИЯ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: «Классициум», «Темпориум», «Драконы»

"ВОЙНЫ"

В 2012-м среди межавторских антологий и сборников появлялись и толковые русские, и достаточно свежие зарубежные. Вне конкуренции оказались «Воины». Джордж Мартин и Гарднер Дозуа отобрали рассказы о воинах — не только фантастические, но и исторические. Причём рассказы о героях реальной истории оказались среди самых интересных. Впрочем, слабых текстов в «Воинах» не водится, при таком-то составе.



ЛУЧШАЯ ПЕРЕВОДНАЯ КНИГА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Паоло Бачигалупи «Заводная», Патрик Ротфусс «Страхи мудреца»

ЧАЙНА МЬЕВИЛЬ - "КРАКЕН"

С одной стороны, «Кракен» — очевидное фэнтези, и место его, казалось бы, рядом с Мартином. А с другой — эпос Мартина гораздо больше соответствует тому, что обычно понимают под фэнтези. Но не отметить книгу Мьевиля нельзя. Это образчик подлинного городского фэнтези, в которой британская столица — чуть ли не главный персонаж. Чайна Мьевиль сочинил одну из лучших своих книг, где органично завязались в единый узел новая мифология, запутанный детек- тив и лихая авантюра. И во всём этом сквозит фирменная авторская ирония.


Кино 2012

Прошедший год определённо был годом ярких красок. Фильмы-комиксы расцвели пышным цветом — такого всплеска супергеройского кино мы не видели, наверное, с начала двухтысячных. Мультфильмы стали настолько серьёзными и качественными, что могут уже соревноваться в основных номинациях. Зато хорошего мрачного кино в 2012 году не случилось ни одного. Поэтому «триллера года» и «хоррора года» не будет. На них просто нечего номинировать.

ФЭНТЕЗИ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Храбрая сердцем, Белоснежка и охотник, Хранители снов

ХОББИТ. НЕЖДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Начнём издалека. Девяностые годы были наполнены космическими кораблями, роботами и городами будущего. В 2001 году вышли первая часть «Властелина Колец» и первая часть «Гарри Поттера». Это предсказуемо привело к фэнтези-буму. Возродился интерес зрителей к жанру, который всё уже подзабыли за предыдущие десять лет.

К концу 2000-x и киноделы, и зрители переключились на комиксы и апокалипсисы, стала робко набирать обороты научная фантастика. По всем признакам выходит, что сказки должны снова исчезнуть с экранов на какое-то время. И это нормально: мода циклична, интерес к волшебству угасает, и вряд ли его спасёт, например, «Игра престолов». Это всё было бы верно, если бы в обычный ход вещей не вмешался Питер Джексон. Уже очевидно, что «Хоббит» будет не меньшим событием, чем «Властелин Колец», особенно когда выйдет, наконец, целиком. И, скорее всего, в ближайшие несколько лет мы увидим немало сказочных фильмов, снятых на волне его популярности. Даже треть «Хоббита» — несомненно, лучшая волшебная сказка этого года.

ЛУЧШИЙ КОНЕЦ СВЕТА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: 4:44 Последний день на Земле, Ищу друга на конец света

НИЖИНА В ЛЕСУ

В массовом кино есть негласное правило: мир принято спасать. Прилетают ли пришельцы, готовится ли ужасный взрыв или эпидемия — люди обязательно что-нибудь придумают. Потому что смириться с собственной смертью ещё как-то можно, но принять гибель всего человечества уже тяжело. В крайнем случае, если апокалипсис всё-таки произошёл, нам показывают горстку выживших, которая получила Шанс Начать Всё Заново. Несколько лет назад режиссёры решили перестать спасать Землю и страшно увлеклись этим. Сначала уничтожать всё живое принялись режиссёры артхауса, а потом подтянулись и создатели зрелищного кино. Мы выбрали самые весёлые концы света. Не фильмы-катастрофы, не истории выживания, а просто фантазии на тему «что мы будем делать, если всему конец». «4:44» убедительно показывает, что для нас ничего не изменится. Мы немного расстроимся, но в целом будем заниматься своими обычными делами. «Ищу друга на конец света» разворачивает идиллическую картину всеобщего счастья. Все прозрели и занялись, наконец, тем, чем всегда хотели заниматься. Но лучше всех расправились с человечеством Джосс Уидон и Дрю Годдар в «Хижине в лесу». Нет, мы не будем рассказывать, как именно. Либо вы уже знаете, либо незачем портить удовольствие. Учтите только, что «Хижина в лесу» с равным успехом могла бы победить в номинации «Реки крови и мозги по экрану тонким слоем». И одновременно в номинации «Лучшая комедия».

МУЛЬТФИЛЬМ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Монстры на каникулах, Франкенвини, Храбрая сердцем

РАЛЬФ

Выбрать лучший мультфильм оказалось неожиданно сложно. Неудивительно, если взглянуть на список претендентов: первая волшебная сказка Pixar, кукольный мультфильм Тима Бёртона, детская хэллоуинская фантазия Геннди Тартаковски. Все замечательные и такие разные, что даже не вполне понятно, по каким критериям их сравнивать. Мы справились, но сразу хотим предупредить: просмотра стоят все эти мультики, а некоторые — даже нескольких просмотров.

Победил в итоге «Ральф». Во-первых, у Ральфа кулачищи как отбойные молотки — пришлось дать ему вожделенную медаль! А во-вторых, мы чуть не умерли в кинотеатре от умиления и ностальгии. Это не просто яркий, увлекательный, добрый и умный фильм. Он возвращает нас в те далёкие счастливые времена, когда компьютеры были большими, когда игры были примитивными внешне, но сложными в прохождении, когда детальность графики измерялась в пикселях, а не в полигонах. «Ральф» — блестящая реконструкция игрового мира, продуманная и остроумная. Кроме того, это кино — отличный повод для родителей пообщаться со своими отпрысками. Некоторых персонажей современные дети уже вряд ли узнают без подсказки.

ЛУЧШИЙ МИР БУДУЩЕГО

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Вспомнить всё, Голодные игры, Облачный атлас

ЕВА: ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ

Если действие картины происходит в будущем, мы чаще всего представляем себе один из типовых вариантов, созданных кинематографом. Немного абсурдный и чрезмерно яркий футуризм, как в старых версиях «Вспомнить всё» и «Судьи Дредда», «Искусственном интеллекте» Спилберга или «Джонни-мнемонике». Утыканный проводами киберпанк, дошедший до предела, как в «Матрице» или «Яблочном зёрнышке». Циничный, безрадостный и серый мир, как в новых версиях «Вспомнить всё» и «Судьи Дредда». Сверкающее и светлое далёко, с неоном, стеклом и умным металлом, как в «Я, робот» и «Особом мнении». Каждый из вариантов хорош по-своему и красиво показан в перечисленных фильмах. Но есть ещё одна версия будущего — будущее обыденное. В кино его показывают редко, оно не позволяет оглушить зрителя потрясающей картинкой. Это когда всё выглядит обычным, и вы даже не догадываетесь, что действие происходит не в наши дни, пока в дальнем углу экрана не появляется скромный робот-дворецкий. Или механический кот. В испанской «Еве» будущее именно такое — уютное и ненавязчивое, но от этого не менее красивое.

КИНОКОМИКС ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Новый Человек-паук, Мстители, Судья Дредд

ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

В итогах 2008 года был «Тёмный рыцарь», вторая часть трилогии Кристофера Нолана. Гениальный Джокер в исполнении Хита Леджера заслуженно стал злодеем года — трудно себе представить, чтобы кто-то обогнал его. Третью часть, «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», принято презрительно сравнивать со второй и сдержанно ругать. Сдержанно — потому что ругать в полную силу как-то неловко, фильм-то прекрасный. Нолан отошёл от драматической подачи и сделал «Тёмного рыцаря» более комиксовым — добавил красок, экшена, новых героев и злодеев, фантастическую боевую технику, ядерную бомбу и Робина. «Тёмный рыцарь» мог бы даже стать фильмом года, будь он чуть мрачнее, серьёзнее и короче. В любом случае, нолановская трилогия о Бэтмене — одно из самых потрясающих событий десятилетия.

КОМЕДИЯ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Люди в чёрном 3, Грэбберсы, Третий лишний

ЖЕЛЕЗНОЕ НЕБО

Добрые семейные комедии временно вышли из моды. К таким с натяжкой можно отнести разве что третьих «Людей в чёрном», если забыть про жутких монстров, абсурдный юмор и парадоксальную логику. Остальные претенденты — джентльменский набор циника: секс, алкоголь, неполиткорректность и чёрный юмор. В «Железном небе» Тимо Вуоренсолы к этой смеси добавлена ещё политическая сатира, такая ядрёная, какой Голливуд никогда бы себе не позволил. С этим фильмом было связано много надежд и опасений. История о космических нацистах, прилетевших с тёмной стороны Луны завоёвывать мир, завораживала даже на уровне идеи, — непонятно было только, справится ли молодой режиссёр. Справился, и ещё как! А если отбросить едкие насмешки, провокации и гэги, остаётся хорошая, правильная история с неоднозначным концом, заставляющим задуматься.

РИМЕЙК ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Новый Человек-паук, Вспомнить всё, Судья Дредд

ФРАНКЕНВИНИ

Мы уже не первый год сетуем, что римейков становится всё больше. Учитывая, что в кино каждую пару лет появляются новые технологии, старое будут переснимать и дальше. При прочих равных у римейка меньше шансов получить высокую оценку МФ: у нас тут дискриминация по сюжетному признаку, и нам не стыдно.

Нас огорчает количество повторов, но специальную номинацию мы всё-таки ввели, и подтолкнул нас к этому «Франкенвини». Редкий случай, когда новый фильм будет считаться первым и основным. Сложно даже назвать «Франкенвини» римейком. Просто много лет назад Тим Бёртон снял черновик, а теперь довёл всё до совершенства, переписал набело и сделал потрясающий мультфильм. Если бы все «вторые попытки» были такими, мир стал бы существенно краше.

БОЕВИК ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Сайлент Хилл 2, Вспомнить всё, Судья Дредд

МОРСКОЙ БОЙ

Странно было ждать чего-то от боевика, снятого по мотивам настольной игры. Это затея, подозрительно близкая к «мелодраме, снятой по мотивам этикетки от чипсов» или «экранизации телефонного справочника».

«Морской бой» — просто зрелищный и увлекательный боевик. В нём нет уникального сюжета, глубоких идей, злых намёков на социальные проблемы современного мира, пародии на жанр. Зато есть гигантские корабли, симпатичные персонажи, нападение пришельцев, драки, пальба, взрывы и разрушения. «Морской бой» — честное развлекательное кино, оно ничем не притворяется. И именно отсутствие «нагрузки» делает его лучшим фантастическим боевиком прошедшего года. А ещё то, что он качественно сделан и, в отличие от других претендентов на это звание, не римейк или сиквел, а самостоятельная история.

ВИДЕОИГРЫ 2012

Этот год выдался не слишком урожайным на безупречные игры. Дело дошло до того, среди RPG просто нет игры, достойной звания лучшей — в этом году номинация «Ролевая игра года» отсутствует. Даже инди-сектор не порадовал ничем сногсшибательным. Зато графика на РС продолжает хорошеть и обрастать новыми технологиями — на приставках теперь имеет смысл играть преимущественно в эксклюзивы.

БОЕВИК ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Assassin’s Creed 3, Far Cry 3, Darksiders 2

BORDERLANDS 2

Чего нам в этом году выдали с избытком, так это жарких схваток и адреналиновых перестрелок. Претендентов мы собрали разношёрстных: отличный симулятор убийцы (Assassin’s Creed 3), образцовую «песочницу» (Far Cry 3), шикарную мясорубку (Darksiders 2) и остроумный кооперативный шутер (Borderlands 2).

Но больше всего нас порадовала именно Borderlands 2. В ней есть хорошая графика, море оружия, возвращение в знакомые по первой части места, великолепный злодей и главное — нескончаемый поток чёрного юмора. Выбираясь в компании друзей погулять по приграничью, действительно отдыхаешь. За милыми шутками, лихими поворотами сюжета и перестрелками забываешь о работе, еде и сне. Gearbox смогла рассказать занятную историю, полную колоритных персонажей, не забыв об игровом процессе. Охота за пушками, забористые квесты, разнообразное оружие и непростые противники создают почти идеальный для боевика игровой процесс.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Edna & Harvey: Harvey’s New Eyes, Deponia 2, The Walking Dead

JOURNEY

Хороших приключенческих игр и квестов в этом году было немало. А вот с хоррорами (это ведь тоже приключения, только страшные) совсем негусто. Не считая пары удачных ремастерингов, сильных проектов не было, поэтому в номинацию ни единого ужастика не попало. Зато попало много других прекрасных игр. Громко заявила о себе Daedalic Entertainment, порадовав нас восхитительными квестами старой школы — Edna & Harvey: Harvey’s New Eyes и Deponia 2. Отличную игровую драму показала единая в пяти эпизодах The Walking Dead.

Но главное впечатление — коротенькая Journey, очаровательная симфония из графики, игрового процесса и музыки. Это даже не столько игра в классическом понимании, сколько чистое произведение искусства — нежное, лиричное, проникающее в душу и вызывающее фонтан эмоций. Кое-кто из игроков признался, что это была первая игра в жизни, которая заставила его плакать, — такие откровения от брутальных геймеров услышишь нечасто. Так что если у вас есть PlayStation 3 — обязательно пройдите Journey, а если нет, то напроситесь в гости к другу с приставкой и пройдите Journey у него.

СТРАТЕГИЯ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Warlock: Master of the Arcane, FTL: Faster Than Light, Endless Space

XCOM: ENEMY UNKNOWN

Удивительное дело: в фаворитах этой номинации ходит игра, у которой немало проблем со стратегической частью. И всё же на её фоне конкуренты выглядят откровенно блёкло. Ещё занятнее, что три из четырёх номинантов — на космическую тему. Единственная фэнтезийная стратегия здесь — Warlock: Master of the Arcane, сделанная на движке от пятой «Цивилизации» и напоминающая модификацию к последней. Приятно порадовала независимая игра FTL: Faster Than Light, симулятор капитана космического корабля, где требуется не стрелять по врагам, а выбирать место выстрела и определять, сколько энергии распределить на щиты. Endless Space оказалась куда более камерной и глобальной.

Но по-настоящему покорить сердца миллионов удалось лишь XCOM: Enemy Unknown. Строительство базы вперемешку с геноцидом инопланетных захватчиков в тактических боях невероятно увлекает, заставляя шестерёнки в голове вертеться вовсю. Ведь любая наша ошибка поможет врагу вторгнуться на Землю.

ИГРОВОЙ ГЕРОЙ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Коннор (Assassin’s Creed 3), Джейсон Броди (Far Cry 3), Смерть (Darksiders 2)

ШЕПАРД (MASS EFFECT 3)

В чём измеряется героизм? В тяжести подвига, общественном резонансе или количестве спасённых? Сложный вопрос. Не всегда можно проследить внутреннюю мотивацию героя, понять, какой ценой далась ему медаль за отвагу. Можно пойти по пути наименьшего сопротивления — сравнить масштабы. Джейсон броди воевал за свободу целого острова — недурственно, но в сравнении с целой страной, которую спасал ассасин Коннор, как-то мелко. Смерть участвовал в побоище апокалиптического масштаба, а это без малого вся матушка Земля. Но значительнее всех оказался капитан Шепард, умудрившийся поучаствовать в спасении целой вселенной.

А если серьёзно, то Шепард для фантастики стал уже культовым героем — если не новым Люком Скайуокером, то уж точно новым Мэлом Рейнольдсом из «Светлячка». Ему пришлось пройти через три игры и буквально пожертвовать собой ради сохранения жизни во Вселенной. Шепарда любит народ, ему посвящены бесчисленные комиксы, пародии и фанарт. Кстати, этот вариант заодно снимает вопрос о героине года, ведь какого пола Шепард — решаем мы с вами.

ИГРОВОЙ ЗЛОДЕЙ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Ваас (Far Cry 3), Призрак (Mass Effect 3), Блейк Декстер (Hitman: Absolution)

КРАСАВЧИК ДЖЕК (BORDERLANDS 2)

Достойным героям — достойных врагов! На злодеев год выдался урожайным. Шепарду пришлось воевать не только со Жнецами, но и с Призраком, который хотел подчинить себе самую мощную армию вселенной во славу рода человеческого. Сорок Седьмой схлестнулся с суровым ковбоем-бизнесменом Блейком Декстером, персонажем столь же колоритным, сколь и его помощники. Джейсон Броди, по сути, стал героем именно по вине своего злодея — очаровательного психопата Вааса, брутального, полубезумного, вечно философствующего пирата с характерными шрамами и ирокезом. Увы, копнув поглубже, обнаруживаешь, что его харизма строится на наркоманских перепадах настроения да великолепно подобранном голосе. Этот достойный ученик Джокера — отнюдь не гений, а просто пёс, который обучен громко лаять и больно кусаться.

Но почётное второе место в списке злодеев года парень заслужил. А первое досталось Красавчику Джеку, главе корпорации Hyperion. Холодный интеллектуал, безжалостный делец и толстый тролль с тягой к пафосу и театральности, Джек прикидывается опереточным злодеем, хотя на самом деле он беспринципный кукловод. Восхитительный подлец!

ЛУЧШАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Hitman: Absolution, Borderlands 2, Darksiders 2, Dishonored

FAR CRY 3

Убаюкивающий голос Вааса, плавно переходящий в крик. Трёхэтажный мат словивших пулю бандитов. Плавная эволюция интонаций героя по мере продвижения по основному сюжету. Локализация Far Cry 3 не перестаёт удивлять вплоть до финальных титров — взрослую игру перевели честно и без купюр. Безоговорочная победа!

ОНЛАЙН-ИГРА ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: The Secret World, Guild Wars 2, PlanetSide 2

WORLD OF WARCRAFT, MISTS OF RANDARIA

Сколько надежд мы возлагали на онлайн-проекты в этом году! И почти все они не оправдались. The Secret World вышла интересной, но не как ММО — в однопользовательском варианте она бы смотрелась куда сильнее. Guild Wars 2 так и не стала революцией — новые механики интересны, но не более того, и игра быстро приедается опытным игрокам. PlanetSide 2 оказалась одним нескончаемым сражением, хотя ожидалась полноценная война.

И только Blizzard не подвела — World of Warcraft: Mists of Pandaria оказалась именно тем, чего ожидали игроки. Ветеран жанра, вооружившись пандо-китайским колоритом, снова собрал армию поклонников в десять миллионов, блеснул красочной, пусть и старомодной графикой и показал нам, что такое интересные квесты и волшебные приключения. Отличная работа!

ЛУЧШАЯ НОВАЯ ИГРОВАЯ ВСЕЛЕННАЯ

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Deponia, Journey, The Secret World

DISHONORED

Было бы странно, если бы наш сугубо фантастический журнал не вручал специальную премию «за вклад в фантастику». И было бы несправедливо сравнивать зелёных новичков с зубрами вроде Mass Effect, по которым уже выпускают комиксы и книги. Поэтому мы решили дать дорогу именно молодым проектам. Необычных миров нам показали немало. Например, среди квестов прогремел мир-свалка Deponia. Здоровый немецкий юмор хорош, но у нас здесь серьёзная номинация. По самобытности с творением Daedalic может соперничать Journey, но уж слишком мало мы знаем об этой вселенной. Огромные усилия были вложены в The Secret World — она до краёв наполнена городской мифологией, пожалуй, даже чересчур: получилась компиляция, а не самостоятельное произведение.

А вот мир Dishonored вышел и самобытным, и проработанным, и раскрывается в игре неплохо. Даунволл не единственный город в этой вселенной, да и стоит он на руинах сгинувшей цивилизации. В мире игры есть место и утончённому стимпанку, и еретической магии. Сюжет оригинальностью не блещет, но это лишь одна из историй одного из королевств.

Фантастика 2012

КНИГА ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Джордж Мартин «Танец с драконами», Паоло Бачигалупи «Заводная», Патрик Ротфусс «Страхи мудреца», Чайна Мьевиль «Кракен», Генри Лайон Олди «Циклоп»

НИЛ СТИВЕНСОН - "АНАФЕТ"

Мы специально не упоминали эту книгу в других номинациях, хотя она могла бы претендовать и на лучшее НФ-произведение, и на лучшую переводную книгу. Но мы решили развести её с другими чемпионами. «Анафем» вообще трудно с чем-то сравнивать. Это роман-глыба, который никак нельзя свести просто к научной фантастике. Стивенсону удалось сочинить вещь, вместившую в себя черты многих жанров. Средневековые монашеские ордена здесь органично сочетаются с твёрдой научной основой и почти фэнтезийным эпосом. Тут есть всё: и запредельная масштабность событий, и детально проработанный мир, и яркие, неоднозначные герои, и глубокий философский смысл, и подлинная научность, и неподражаемый язык.

Да, Стивенсон умеет писать не только киберпанк и масштабные исторические романы про старую добрую Англию. Он, похоже, умеет писать что угодно. Добавим к этому блестящий перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой — и вот вам почти идеальный фантастический роман, к которому можно вернуться не раз и не два. А книг, достойных неоднократного прочтения, в наше время не так много.

ФИЛЬМ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Хоббит: Нежданное путешествие, Джон Картер, Облачный атлас, Тёмный рыцарь: Возрождение легенды, Петля времени

МСТИТЕЛИ

Иногда мы говорим, что тот или иной фильм сделан по детскому рецепту «всё самое вкусное в одном котле: малиновое варенье, пельмени, солёные огурчики и бабушкин торт». Обычно мы имеем в виду, что получилась гадость. Но только не в случае с «Мстителями». В основе этого фильма схожий принцип, прекрасный на уровне идеи и почти невозможный в реализации: все любимые герои в одной команде. Мы догадывались, что Джосс Уидон — хороший выбор на роль режиссёра. Создатель «Светлячка» и «Баффи», сценарист «Истории игрушек» просто не мог сделать плохое кино. Но мы даже представить не могли, насколько хороши будут «Мстители».

Редкий случай, когда фильмом года становится чистый супергеройский комикс, без примесей других жанров, игр со зрителем и спорных идей в основе. Просто в нём всё на месте: захватывающее действие, красивая продуманная картинка, разумная доля юмора. И самое главное — обаятельнейшие персонажи, чьи реплики мгновенно стали цитатами. «Старк, нам нужен план атаки! — У меня есть план: атакуем!», «Доктор, сейчас самое время разозлиться. — Это и есть мой секрет: я всегда зол». И всеми любимое: «Сними с тебя этот костюм — что останется? — Гений, миллиардер, плейбой, филантроп». Идеальное массовое кино, одно из лучших. В прошедшем году — определённо лучшее.

ИГРА ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Mass Effect 3, Journey, Assassin’s Creed 3, XCOM: Enemy Unknown, Borderlands 2, The Walking Dead

DIABLO 3

Скажем честно: о лучшей игре в редакции долго спорили, выбирая между двумя кандидатами. В 2012 году было немало хороших игр, но игр, близких к идеалу, много не бывает, как не бывает много лучших друзей. Assassin’s Creed 3, XCOM: Enemy Unknown, Borderlands 2, The Walking Dead — всё это важные проекты, у которых между тем есть свои изъяны.

А два претендента на победу непохожи настолько, что их и сравнивать-то как-то неудобно. Journey — простая, короткая, но эмоциональная игра. Её прохождение потрясает до глубины души. Diablo 3, напротив, выдаёт эмоции порциями, растягивая удовольствие на сотни часов. В ней тысяча мелочей, десятки механик и проверенный временем игровой процесс. Шинковка демонов под бравую музыку и с отличными спецэффектами может стать любимым хобби на много лет. Разработчики постоянно что-то шлифуют, добавляют и переделывают. Например, был уничтожен главный довод противников игры — мол, начало очень простое, скучно нам. Blizzard пожали плечами и ввели одиннадцать уровней сложности.

Journey, хоть и содержит мультиплеер, предназначена для одиночного прохождения — слишком уж личная это игра. Diablo 3 же — повод собрать трёх друзей и вместе обломать рога демонам. Выбирая между радостью общения, которую дарит Diablo 3, и опытом самопознания — важным, но коротким, — мы предпочли первое. Ваш выбор может быть иным.

ТЕЛЕСЕРИАЛ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Стрела, Алькатрас, Революция, Однажды в сказке

ЛЕГЕНДА О КОРРЕ

В прошлом телесезоне примечательных новинок хватало, но большинство либо оказались откровенно нишевыми проектами (вроде «Стрелы», ориентированной на любителей супергероев), либо не оправдали ожиданий (подобно «Алькатрасу»).

Но без всяких оговорок удачным можно назвать анимационный сериал «Легенда о Корре». Продолжение «Легенды об Аанге» сохранило все достоинства, присущие оригиналу: колоритных персонажей, искромётные диалоги и нешуточную драматичность. А попутно сериал обзавёлся и собственными плюсами. Похорошевший видеоряд, более взрослый сюжет и элементы стимпанка помогли авторам создать шедевр, в который легко влюбиться и детям, и взрослым.

АНИМЕ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Space Brothers, Tsuritama, Tasogare Otome x Amnesia

FATE / ZERO

Задуманный как предыстория Fate/ Stay Night, сериал затмил его и по содержанию, и по красоте. Борьбу магических кланов за Грааль, исполняющий желания, авторы показали в грандиозных масштабах и роскошных декорациях. Здесь духи древних героев, вызванные в японский городишко, сражаются, проявляя таланты стратегов и рыцарскую доблесть, а современные маги выясняют, чьё видение мира вернее. В двадцать шесть серий уместились и великолепно анимированные битвы, и раскрытие характеров, и даже размышления на философские темы: «есть ли в мире справедливость» и «что сильнее: упорный труд или природный талант». Будем надеяться, что продолжения будут как минимум не хуже этого эталонного аниме.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Celldweller Wish Upon a Blackstar, Diablo Swing Orchestra Pandora’s Pinata, Vision Divine Destination Set to Nowhere

ARJEN ANTHONY LUCASSEN - LOST IN THE NEW REAL

Оценивать музыку трудно, ведь у разных жанров — разные ценности. Отличный индастриал покажется бессмысленным шумом фанату фолк-музыки, и наоборот. Как всё это взвесить на одних весах? Но МФ не меньше самой музыки ценит концепцию, тексты и атмосферу. Поэтому наш фаворит — альбом не только превосходно звучащий, но и стопроцентно фантастический.

Голландец Арьен Лукассен — настоящий фантаст и гик. Его философские истории об инопланетянах и путешествиях во времени сделали бы честь иному роману. Только рассказывает их Арьен в текстах песен. На Lost in the New Real он описал до жути убедительное будущее, где полиция убивает медиапиратов, религия отмирает, а люди бегут в виртуальную реальность. Роль гида по киберпанковскому миру сыграл Рутгер Хауэр.

А ещё Lost in the New Real полон остроумных отсылок к классике рока и массовой культуре. Его можно слушать просто как хороший прогрессив-рок, как киберпанковскую историю или как ностальгический привет от старого хиппи и битломана. Три хороших альбома в одном.

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Империал 2030, Плоский мир. Анк-Морпорк, Цивилизация Сида Мейера, Андор, Повелитель Токио

ИГРА ПРЕСТОЛОВ. Второе издание

Как известно, когда Джорджа Мартина спрашивают, сколько ещё ждать новой книги, он убивает одного Старка. Участь северян тяжела и в настольной игре: чтобы избежать поражения, им нужно проявить чудеса дипломатии, в которой Хранители Севера не сильны. Впрочем, без тонкого расчёта не обойтись никому — в этом плане настолка передаёт и букву, и дух первоисточника.

Настольная «Игра престолов» вышла в 2003 году и уже тогда была отличной игрой. Но именно второе издание довело эту настольную стратегию до совершенства. Теперь нам доступны шесть Великих Домов, в игре появились карты полководцев, осадные башни, порты, стильные фишки из переливчатого пластика. Первый тираж русского издания был раскуплен за пару месяцев — невиданный успех для недешёвой новинки.

КОМИКС ГОДА

ПРЕТЕНДЕНТЫ: Hawkeye, Prophet, The Manhattan Projects, Before Watchmen: Minutemen, Saga

BATMAN

Издательства, выпускающие в России рисованные истории, сбавили обороты. Бывало, что за несколько месяцев выходила всего пара новинок. Стоит ли говорить, что на Западе подобной проблемы нет, а от количества новинок разбегаются глаза? Особенно выделяется новая именная серия про Бэтмена, стартовавшая после полного перезапуска DC Comics. Сценарист Скотт Снайдер сочинил историю, в которой есть всё, за что мы любим комиксы о Тёмном рыцаре: детективная интрига, новый интересный злодей, психологическая встряска главного героя, ураганный экшен и атмосфера Готэма. Вдобавок Снайдер предлагает неожиданное переосмысление истории города и семьи Уэйнов. Серия продолжает набирать обороты, что и неудивительно: под конец 2012 года в неё вернулся Джокер. Эх, если бы комиксы переводили у нас хотя бы с той же скоростью, что и книги!

Постскриптум

ЦИФРА ГОДА

$4 000 000 000

Сколько стоит целый мир? Галактика с десятками разумных рас, «Звёздами Смерти», Империями и Республиками? Теперь мы знаем ответ. Компания Disney купила у Джорджа Лукаса студию Lucasfi lm со всей интеллектуальной собственностью за четыре миллиарда долларов. В первую очередь киноделов, конечно, интересовала вселенная «Звёздных войн». На 2015 год уже анонсирован новый, седьмой эпизод киносаги, который положит начало серии масштабных фильмов.

Мы прекрасно понимаем, что Лукас пошёл на сделку не ради обогащения — он и так хорошо живёт. Полученные деньги режиссёр отдал на благотворительность. Им двигало совсем другое: забота о будущем студии, её сотрудников, да и, в конце концов, дела всей его жизни — «Звёздных войн». В надёжные ли руки попала далёкая галактика? Скоро увидим.

ПОТЕРИ ГОДА

2012 год стал чёрным для фантастики. От нас ушли художники Жан Жиро, Ральф Маккуэри, Джо Куберт, писатели Александр Житинский, Джон Кристофер, Андрей Легостаев, переводчица Валерия Маторина... Но особо заметны три потери.

Умер Рэй Брэдбери — один из величайших классиков, сделавший из фантастики «большую литературу». Причём — вот парадокс — литературное бессмертие Брэдбери принесли ранние книги, «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту». Он мог больше не писать — и всё равно остался бы в истории. Покинул нас и Гарри Гаррисон, создатель культовых «Стальной крысы» и «Билла, героя галактики», писатель разносторонний и ироничный.

Самая же горькая утрата для нашей страны — классик, чей уход ознаменовал завершение эпохи советской фантастики. Борис Натанович Стругацкий. Влияние братьев Стругацких и на жанр, и на его почитателей, и на общество трудно переоценить. Впрочем, БНС и сам по себе был настоящим титаном. Достаточно вспомнить его литературный семинар, откуда вышло несколько поколений хороших фантастов.

ЧЕГО МЫ ЖДАЛИ?

Подведя итоги года, интересно сравнить их с «Ожиданиями-2012», которые мы публиковали год назад. По части книг они оправдались — новинки увидели свет и получили положительные отзывы. Правда, цикл Веры Камши «Отблески Этерны» и после новой книги не обрёл финала, а «Гибель богов-2» Ника Перумова оказалась началом длинного цикла. Удачным, как мы и предсказывали, стал «Танец с драконами», получивший премию «Фэнтези года» и приз читательских симпатий. Но большинство лучших книг оказались сюрпризами. Под конец года издатели стряхнули посткризисное оцепенение и выпустили вещи, которые мы отчаялись увидеть.

Три игры из пятёрки наших ожиданий — Diablo 3, XCOM: Enemy Unknown и Syndicate — оправдали доверие (хотя только Diablo 3 — на все сто процентов). А вот главное ожидание, многообещающая The Last Guardian, не только не вышла, но и перестала подавать признаки жизни. Но мы всё ещё надеемся. Зато вышли все ожидаемые фильмы. И если Ридли Скотт, от которого ждали шедевра, подвёл нас, то Джосс Уидон приятно удивил. «Хоббит», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» и «Облачный атлас» тоже оказались среди лучших фильмов года.

Не дождались мы, увы, сериалов по Терри Пратчетту. Компания Prime Focus хвалилась, идучи на рать, но так и не приступила к съёмкам. Теперь судьба телепроектов в руках дочери писателя Рианны Пратчетт. Не вышел и альбом Black Sabbath — болезнь гитариста и уход барабанщика вынудили музыкантов перенести релиз на 2013 год. Что ж, говорят, все прогнозы сбываются, только не всегда вовремя!

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

КНИГА - 2012

ДЖОРДЖ МАРТИН - "ТАНЕЦ С ДРАКОНАМИ"

Никаких сюрпризов — поклонники фантастики ждали этой книги семь лет, поклонники фантастики всегда любили творчество Мартина, а благодаря сериалу «Игра престолов» он стал по-настоящему народным писателем. Его книги лежат на самых видных местах в книжных магазинах Европы, да и в России «Танец с драконами» разошёлся невероятным для переводной фантастики тиражом. И вполне заслуженно.

Джордж Мартин «Танец с драконами» . . . . . .43,2%

Ник Перумов «Гибель богов-2» . . . . . . . . . . . . .29,3%

Генри Лайон Олди «Циклоп» . . . . . . . . . . . . . . . . 5,6%

ФИЛЬМ - 2012

"ХОББИТ: НЕЖДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Как и в случае с книгой года, и здесь читатели не преподнесли нам сюрпризов. Хотя экранизация Мартина стала новой вехой в переносе фэнтези на экран, любовь к киновселенной Джексона не пропала за те долгие годы, прошедшие с премьеры «Возвращения короля». Даже несмотря на сомнительные решения вроде разделения фильма на три части и неуверенные отзывы о технологии 48 кадров в секунду, мы ждали этот фильм. И дождались. До финала истории ещё целых полтора года, но она будет именно такой, какой мы хотим её увидеть.

Хоббит: Нежданное путешествие . . . . . . . . . . .39,1%

Тёмный рыцарь: Возрождение легенды . . . . . .17,9%

Облачный атлас. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12,8%

ИГРА - 2012

MASS EFFECT 3

Финал грандиозной космической трилогии больше всего запомнился нашим читателям в 2012 году, обойдя мощнейших конкурентов. Но здесь разрыв с ближайшими соперниками не такой внушительный, как у книг, а второе место получила игра года по версии редакции. Впрочем, была бы реакция на скандальную концовку такой бурной, если бы у Mass Effect не было столько поклонников?

Mass Effect 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25,9%

Diablo 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13,7%

Dishonored. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12,5%

Платиновый Густав - Антиитоги 2012

Я не понимаю, почему редакция попросила меня изменить формат «Золотого Густава». Мне сказали, что у журнала теперь рейтинг 16+ и я не должен больше публиковать фотографии обнажённой Скарлетт Йоханссон. Хотя меня в шестнадцать лет они не шокировали бы, а скорее наоборот. Но так и быть, я, как самый честный и профессиональный колумнист, на этот раз займусь своими прямыми обязанностями. С этого года я буду вручать антипремию «Платиновый Густав» за самые сомнительные достижения в области фантастики и фэнтези.

ОБЛОМ - 2012

АПОКАЛИПСИС МАЙЯ

Многие мои читатели заметили, что в 2012 году колонка «Культпросвет» выходила нерегулярно, и спрашивали, куда я пропал. Объясняю. Я гото вился к Апокалипсису. Как истинный поклонник Fallout, я выкопал собственное Убежище, загрузил его припасами, оружием и людьми (некоторые из людей были против, но я-то знал, что это для их же блага). Ещё я раздобыл монтировку, как у Гордона Фримена, и синий комбинезон с цифрой «13» на спине, сделал татуировку «Я люблю адронный коллайдер» и побродил по тоннелям московского метро, привыкая к атмосфере (вечер в полиции после этого тоже был познавательным).

Наконец, 20 декабря я заперся в Убежище, отключил телефон и стал готовиться к роли лидера Сопротивления. Когда же я включил мобильник, чтобы поведать гибнущему миру, кто их последняя надежда, оказалось, что из редакции звонили сорок восемь раз, на календаре 23 декабря и до сдачи номера осталось меньше недели. Так что сейчас я в авральном режиме пишу свои непредвзятые итоги и удостаиваю Апокалипсис-2012 звания «Облома Года». Никогда не верьте этим проклятым майя.

СКАНДАЛ - 2012

КОНЦОВКИ MASS EFFECT 3

Мне кажется, создатели игры Mass Effect 3 тоже поверили в пророчество о конце света. Поэтому и выпустили игру в начале года, чтобы успеть покутить на заработанные деньги. А чтобы не было соблазна думать о будущем, они решили устроить истории про капитана Шепарда масштабный кирдык. У сценаристов вырвали из рук ручки и клавиатуры, запретив сочинять по-настоящему разные концовки, и всё свели к небольшому набору вариантов, в которых герой практически неизбежно погибал. Нечего, дескать, надеяться на хэппиэнд, подумайте о вечном, которое скоро грядёт! И это при том, что раньше игрокам обещали «полный контроль» над концовкой.

Надо ли рассказывать, как были благодарны поклонники! Они даже отправили в офис BioWare упаковку из четырёхсот кексов разного цвета, но с одинаковым вкусом (я тоже скидывался! Шепард жив!). В итоге игроделы прогнулись и выпустили специальное издание, где концовок стало побольше. Но осадок остался.

ПРЕМИЯ ДАРВИНА•2012

ЭКИПАЖ "ПРОМЕТЕЯ"

Я подсчитал: фильм Ридли Скотта «Прометей» я не понял семнадцать раз. Почему капитан корабля, когда на неё катится многотонный бублик, может убегать только по прямой, никуда не сворачивая? Какая инструкция предписывает космонавтам, обнаружив инопланетную змею, погладить её и покормить (собой)? Как можно родить монстра с тентаклями и забыть его на столе, чтобы он за час вырос в исполинского Ктулху? Нормально ли забыть товарищей в инопланетном бункере и даже не похоронить их тела? За что андроид Дэвид и бледные лысые Жокеи ненавидят всех людишек?

Как истинный журналист, я провёл расследование и выяснил, что за этим кроется особый смысл. Настоящая идея фильма в том, что Дарвин ошибался! Нас с вами создали пришельцы, Иисус был инопланетным прогрессором (бледность и лысину, видимо, скрывал под гримом), а за то, что его распяли, нашу планету приговорили к экстерминатусу.

И тут я понял, что фильм гениален. Действительно, будь Дарвин прав, такие растяпы, как экипаж «Прометея», уже вымерли бы в ходе естественного отбора. Мне теперь непонятно только одно, мистер Скотт. Нельзя было всё это объяснить в самом фильме?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться