Google+
ИНТЕРВЬЮ: ТИМ БЁРТОН Ридли Скотт СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО Звездные войны: Технологии «Star Wars»
Версия для печатиПрофессии: Нейтралы и хранители равновесия
Кратко о статье: Те, кто твердит о вселенском балансе, кто отказался выбирать из чёрного и белого цветов. Те, кто служит рефери в матчах между Светом и Тьмой и пытается усадить Йоду с Палпатином за стол переговоров. Они называют себя по-разному: «нейтралы», «равновесие», «третья сила». В этот раз «Мир фантастики» вывернет наизнанку самых известных «серых» и посмотрит, что у них за душой.

Третья сила

НЕЙТРАЛЫ И ХРАНИТЕЛИ РАВНОВЕСИЯ

илья старается скорее
уравновесить зло добром
увидел парни бьют мальчишку
красиво рядом станцевал

karim-abdul («Пирожки», интернет-фольклор)

В нашей с вами реальности добро и зло не представлены армиями, одетыми в чёрное и белое. У нас каждый считает своё дело правым, а злодеем — противника. Но в фэнтези борьба Света и Тьмы — старая традиция. А там, где есть два непримиримых полюса, часто возникают те, кто не хочет делать выбор и становится на свою собственную сторону. Они называют себя по-разному: «нейтралы», «серые», «хранители равновесия». Ни Свет, ни Тьма, ни добро, ни зло. Третья сила фэнтези.

Члены «серого» ордена Потенциум верят, что Тёмной стороны вообще нет, а ситхи и джедаи применяют одну и ту же Силу, только в разных целях

Фэнтезийных нейтралов можно поделить на несколько видов. Одни занимают место посередине между двумя крайностями, выступая третьим соперником в борьбе. Другие остаются в стороне от конфликта, их нейтралитет – это невмешательство. Есть те, кто стоит над схваткой и служит судьями. Есть миротворцы, пытающиеся остановить кровопролитную войну. Но кое-что их всех объединяет: они — часть чёрно-белого мира, отказавшаяся выбирать между чёрным и белым.

Говоря о нейтралах, мы не будем касаться в этой статье бесчисленных неоднозначных персонажей, которых нельзя отнести к положительным или отрицательным. В наши дни уже никого не удивишь ни добрым некромантом, ни злыми ангелами, ни демоном-супергероем, ни даже миром, где Свет — зло, а Тьма — добро. И «серые», в зависимости от позиции автора, тоже могут оказаться как главными положительными героями, так и злодеями. Примеры из нашей статьи это подтверждают.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Пожалуй, ни одна фэнтези-вселенная не основана на идее трёх сил так явно, как Кринн из книжного цикла Dragonlance. Магия здесь исходит от трёх богов — светлого Солинари, нейтральной Лунитари и тёмного Нуитари. Они дети верховных богов Света, Тьмы и Нейтралитета — Паладайна, Такхизис и Гилеана, и им соответствуют три луны Кринна — белая, красная и невидимая чёрная.

Рейстлин (справа) поначалу носил алую мантию, потом сменил её на чёрную. Но в сущности он нейтрал. Потому что на Свет, Тьму и Равновесие ему равно наплевать

В зависимости от использования сил той или иной луны поделены и магические ордена Кринна: белые, алые и чёрные мантии. Причём именно алых, нейтральных магов в Dragonlance больше всего. Лунитари не требует от своих сторонников держать себя в моральных рамках и подыгрывать тем или иным силам в их борьбе. Поэтому с ней проще и приятнее иметь дело простому волшебнику, озабоченному не властью или всеобщим процветанием, а изучением собственно магии.

Надо отметить, что Свет и Тьма в Dragonlance вообще не похожи на извечных врагов. Сторонники одного цвета нередко грызутся между собой, зато боги всех трёх мировоззрений могут действовать заодно, забыв про разногласия. Что уж говорить про три ордена магов! Они по сути представляют собой единый орден, внутри которого поделены сферы интересов: одним — опасные тайны, другим — защита слабых, третьим — знание ради знания. Ордена различаются не больше, чем факультеты Хогвартса, — и довольно похожи на них, если не брать в расчёт Хаффлпафф.

Во вселенной Звёздных войн дело обстоит иначе. У Силы нет третьей стороны — ни «серой», ни «красной». Но, как ни странно, это не мешает существовать серым джедаям. Правда, в отличие от алых мантий Кринна, нейтралы из далёкой галактики о равноправии трёх сторон могут только мечтать. У них нет единой организации — напротив, серыми джедаями становятся именно бунтари и отщепенцы, отколовшиеся от своего ордена.

В каком-то смысле все джедаи изначально были «серыми». На заре Старой Республики каждый мастер учил своих падаванов как Сила на душу положит, не озадачиваясь мнением Совета джедаев. Насколько «светлым» было учение, зависело только от убеждений мастера и удалённости его планеты от Корусанта. Но после Тёмных войн, в которых джедаи понесли чудовищные потери, Совет решил укрепить расшатавшуюся дисциплину. Был принят новый Кодекс, в котором чётко регламентировалось, какое учение можно считать джедайским, а к нему прилагалась куча правил и строгих требований к учителям и ученикам. Немало свободолюбивых джедаев отказались принять новые правила и порвали с Советом, продолжая учить падаванов по-старому.

Со временем серыми джедаями стали многие бунтари и изгои, покинувшие орден из-за своеволия. Таков, например, Джоли Биндо, старый отшельник из ролевой игры Knights of the Old Republic, который ушёл из ордена после гибели своей жены, перешедшей на Тёмную сторону. Некоторые считали серым джедаем даже Квай-Гона, который вечно ссорился с руководством ордена.

НЕЙТРАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

В системе мировоззрений Dungeons & Dragons нейтралитет может быть как между добром и злом, так и на шкале закона и хаоса. В углу максимального добра — бескорыстные альтруисты, крайнее зло — жестокие мизантропы, крайняя законность — сторонники «твёрдой руки», крайний хаос — бунтари, жулики и воры. А истинные нейтралы не жестоки и не благородны, не за тиранию и не за анархию. Они сами по себе и, как правило, не хотят, чтобы их трогали.

Но, по правде говоря, нейтралы из D&D далеки от темы нашей статьи. Это не организация и не сторона во вселенской шахматной игре, а просто параметр, определяющий характер героя. Нейтральные божества и их церкви не выступают единым фронтом в местной политике. Так же как нет здесь ни единых сил добра, ни их противников из стана зла (злые демоны-танарри и злые же дьяволы-баатезу, к примеру, смертельные враги). В D&D добро, зло или нейтральность — это личное дело каждого.

В серые подались и те, кому стояли поперёк горла догмы и ограничения, кто хотел исследовать все возможности Силы и овладеть навыками и джедаев, и ситхов. Уникальные рыцари из «серого» ордена Дженсаарай научились гармонично сочетать приёмы Света и Тьмы, избегая крайностей. Дженсаарай пользовались мечами любого цвета и пытались сохранять дружественный нейтралитет с любой силой, правящей галактикой, будь то Император или Республика.

Серые не случайно именуются джедаями, а не ситхами. Большинство из них не поддаются соблазнам Тёмной стороны Силы и считают ситхов своими врагами. Эти бунтари не признают Совет джедаев, диктующий правила, но сражаются за свои интересы при помощи старой доброй Светлой стороны. Серые джедаи доказали, что великая Сила не признаёт монополию Йоды и компании. Каждый может найти свой путь к ней и даже обратить Свет против самих воинов Света.

Орлангур помог героям «Кольца Тьмы» предотвратить Дагор Дагоррат, Битву Битв, в которой Валар вынуждены были бы уничтожить Средиземье, лишь бы оно не досталось Тьме

ВЕСЫ И МАЯТНИК

Dragonlance и подобные ему произведения похожи на мифы древних народов. Все боги друг другу родственники, у них давно сложились отношения, и каждый отвечает за свою сферу, будь то добро, зло или равновесие. Но есть миры, в которых каждая из вселенских сил возникла и развивалась сама по себе, и даже сами боги не уверены, что знают всех собратьев-конкурентов. Борьба между сторонами, одна из которых может называть себя тёмной, а другая — светлой, здесь выглядит просто борьбой за власть над вселенной. Таково Упорядоченное Ника Перумова. В «Гибели богов» Молодые Боги выступают как силы Света, а восставших Ракота и Хедина считают «Тьмой», но выражается эта разница в применяемых ими силах, а не в моральной позиции. Перумовский Спаситель — «светлый» бог, а Неназываемый — «тёмный», но оба несут зло и разрушение.

Суровое лицо Инквизиции, одно из двух. Второе выглядит так же

Город Танелорн, столица истинной нейтральности, где не властны Порядок и Хаос

Столпами же Третьей Силы, хранителями равновесия, в Упорядоченном считаются два брата, Орлангур и Демогоргон. О втором известно мало, на страницах романов Перумова он ни разу не появился воочию. Его называют Соборным Духом, он отвечает за души умерших и не поддерживает ни одну из бесчисленных фракций Упорядоченного — вот и всё, что мы знаем о Демогоргоне.

Другое дело — Орлангур. Дух Познания, величественный золотой дракон, в глазах которого по четыре зрачка, — это весьма активная Третья Сила. И далеко не всегда он нейтрален. Напротив, Орлангур вовсю вмешивается в события, помогает героям и даёт им советы. Во время восстания Хедина и Ракота он откровенно им подыгрывал. Свои действия дракон обосновывает вполне разумно, его цель — защита мира от уничтожения. Он знает больше, чем остальные боги, ему заранее известно о приходе в мир ещё одной, разрушительной силы — Неназываемого, с которым справятся только Хедин и Ракот. Стало быть, пришло время качнуть весы в их сторону.

Похожую роль в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе играет Космический Баланс. Эта сила уравновешивает богов Закона и Хаоса, которые в мире Муркока занимают место Света и Тьмы. Правда, ни о примирении врагов, ни о присуждении победы достойнейшему тут речи не идёт — Баланс лишь не даёт ни одной из сторон окончательно победить. Космическому Балансу служит в каждом своём воплощении Вечный Воитель, сражаясь то на одной стороне, то на другой.

В «Дозорах» Сергея Лукьяненко над схваткой Света и Тьмы стоит Инквизиция. Вопреки своему названию, эта организация не ловит еретиков и ведьм, а служит арбитром между Ночным и Дневным дозорами. Инквизиторов набирают из особо могущественных Иных с обеих сторон, чтобы карать нарушителей великого Договора между Светом и Тьмой. Во вселенной «Дозоров» добрые маги мирно соседствуют с вампирами и оборотнями, а охотник на нечисть, возомнивший себя защитником добра, будет считаться маньяком-ксенофобом, ничем не лучше вампира без лицензии. Таким горе-охотником был «дикий» Иной Максим, позднее раскаявшийся в своих действиях и вступивший в Инквизицию.

На инквизиторах лежит огромная ответственность: если они оставят нарушение Договора безнаказанным или позволят себе быть предвзятыми, шаткий мир рухнет и светлые с тёмными вновь схлестнутся в бессмысленной кровавой бойне. Поэтому в Инквизицию идут те, кто лучше всего осознаёт важность Договора.

А КЛАССИКИ ПРОТИВ!

Согласно «Божественной комедии» Данте Алигьери, помимо падших ангелов, были ещё и ангелы-нейтралы, которые не смогли выбрать между Богом и Дьяволом. Участь этих трусов незавидна: их вместе с людьми, не знавшими «ни славы, ни позора смертных дел», гоняет у врат ада стая ос, не пуская внутрь.

...И с ними ангелов дурная стая,

Что, не восстав, была и не верна

Всевышнему, средину соблюдая.

Их свергло небо, не терпя пятна;

И пропасть Ада их не принимает,

Иначе возгордилась бы вина.

<…>

От них и суд, и милость отошли.

Они не стоят слов: взгляни – и мимо!

Нечто подобное описывает и Редьярд Киплинг в поэме «Томлинсон»: умершего героя не пускают ни в рай, ни в ад, ибо он не совершил в жизни ни добрых, ни злых дел. Похоже, то был истинный паладин Равновесия!

ЧУМА НА ОБА ВАШИ ДОМА!

Война Света и Тьмы — это постоянная угроза существованию вселенной. Нередко эти стороны изображают как две озлобленные сверхдержавы, одна немногим лучше другой. И нет никакой Инквизиции, которая бы их сдерживала. Тогда «нейтралами» поневоле становятся те, кто пытается не дать двум распоясавшимся исполинам причинить вред простым людям.

Такой выбор пришлось сделать ангелу Азирафелю и демону Кроули в совместном романе Терри Пратчетта и Нила Геймана «Благие знамения». Они давно разочаровались в своём начальстве и его приказах, зато полюбили Землю и людей, живущих на ней. И когда приходит время Армагеддона, в котором Земля должна погибнуть ради победы одной из сторон, именно ангел с демоном будут стараться изо всех сил, чтобы не допустить этого.

Вернейший способ соблюсти равновесие сил — прикончить обе стороны. Проверено Корумом (рисунок Майка Миньолы)

В «Благих знамениях» силы ада и рая, приближая Апокалипсис, действуют против нейтралов практически заодно. Только роль Бога и его сторонников, как это часто бывает, сводится к тому, чтобы не мешать, а демоны работают над концом света целенаправленно, взращивая Антихриста из маленького Адама. Планы Сатаны проваливаются один за другим, потому что мальчик — не без влияния Азирафеля и Кроули — не спешит превращаться в маленькое чудовище, готовое погубить мир.

В основе «Благих знамений», как и «Дозоров», лежит мудрая мысль, что худой мир лучше доброй ссоры. Не понимающие этого светлые и тёмные показаны как две обезьяны, угрожающие друг другу гранатами. Каждый из них готов уничтожить вселенную, лишь бы она не досталась врагу, — почти как США и СССР во времена холодной войны. А от их соперничества страдают ни в чём не повинные простые смертные.

Самое радикальное «примирение» богов устроил принц Корум в книгах Майкла Муркока. Устав от бесконечной борьбы между богами Закона и Хаоса, герой решил спустить на хаоситов «третью силу» — Пропавших Богов Кулла и Ринна. Пожертвовав своей рукой-перчаткой и волшебным глазом, герой сумел освободить Пропавших из заточения, и те отблагодарили его, истребив богов Хаоса. А заодно и богов Закона — чтобы никому обидно не было. На последнее Корум не рассчитывал, но без особого ужаса воспринял мысль, что в его мире богов больше нет. Можно без зазрения совести становиться атеистом.

ЗЛА НЕ ХВАТАЕТ?

К особой категории нейтралов нужно отнести сторонников равновесия между добром и злом как таковыми, выступающих за то, чтобы в мире было поровну обоих явлений. Эти господа обожают рассуждать о морали метафорами. Мол, нет света без тени, без зла мы не ценили бы добро и в мире для гармонии должно быть то и другое. А посему надо-де поддерживать баланс добра и зла и не давать ни одному началу возобладать.

Увы, вся эта философская демагогия не выдерживает никакой критики и столкновения даже с вымышленной реальностью. «Уравновешивать» радость и страдания, любовь и ненависть — совсем не то же, что удерживать две стороны от кровопролития, а мир — от гибели. Корумом, Орлангуром и уж тем более героями «Благих знамений» двигал не соображения о «балансе», а вполне традиционные представления о добре: спасти жизни людей, не важно, от тёмных или от светлых.

Равновесие зла и добра — идея в основе своей абсурдная. Из неё логически следует, что зло — это нормально, и насиловать, пытать и убивать — не хуже и не лучше, чем лечить больных и кормить голодных. Ведь и то, и другое — нарушение баланса! И если сторонник подобной «гармонии» видит много счастливых людей, он, по логике, должен срочно убить парочку. Иначе добра в мире станет слишком много.

Азирафель и Кроули боролись не столько за «равновесие», сколько за право людей на собственный путь, свободу от ада и рая

Равноденствие из вселенной DC — единственный в своём роде нейтрал-суперзлодей

Как ни странно, есть персонажи, которые именно так и делают. К примеру, таков Равноденствие (Equinox) из вселенной DC Comics. Его создали владыки Порядка и Хаоса, чтобы он поддерживал баланс сил, но в итоге бедняга сошёл с ума под грузом ответственности и начал бороться за «равновесие» где надо и где не надо. Так он превратился в одного из самых необычных и могущественных противников Бэтмена. А писательница Ив Форвард в романе «Злодеи поневоле» вывернула традиции фэнтези наизнанку и сделала сторонников равновесия главными героями. Они живут в мире, «порабощённом» силами Добра, и нарочно творят зло, чтобы восстановить баланс. Согласно законам этой вселенной, если баланс нарушить, мир будет поглощён испепеляющим Светом. Форвард, разумеется, в своей книге не пропагандирует зло, а лишь обыгрывает философский парадокс.

Добро и зло — это не две равноправные стихии и не две армии, одна из которых наделена всеми достоинствами, а другая — всеми недостатками. Это выбор, который делает каждый из героев. Убить или пощадить, предать или остаться верным, жульничать или драться честно. Злые поступки можно оправдывать жестокой необходимостью, но никак не мифическим «равновесием».

***

Нейтралы — порождение «чёрно-белости» старого фэнтези. Отсюда и все противоречия в их образе, который сильно зависит от того, как представлены в мире их светлые и тёмные «коллеги». Но само введение третьей силы стало бунтом фантастов против одномерности, попыткой придать традиционному конфликту объём. Если в произведении есть нейтралы, это, как правило, значит, что и светлые тут не такое уж добро, и тёмные не сплошь кровавые маньяки. Именно третьи, четвёртые, пятые стороны превращают мир фэнтези в сложный и многогранный, в котором нет места картонным героям и злодеям.

Нейтральная Планета из «Футурамы». Населена расой нейтралов. Столица — Нейтрополис. Любимый цвет — серый. Девиз — «Живи свободным… или нет»

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Kat-khrupina
№ 1
26.10.2013, 16:48
Замечательная статья. Хранители равновесия... как судьи. Интересно бы было почитать о такой распространённой фантастической профессии как полицейский, иначе про кого (конечно, кроме супергероев и им подобным) писать журналистам? =)
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться