Google+
Андрэ Нортон MASS EFFECT Гарри Поттер: Мир Джоан К. Ролинг НЕВЕСОМОСТЬ
Версия для печатиКиношедевры: Киношедевры. «Индиана Джонс и Ковчег Завета»
Кратко о статье: “Охотники за утерянным Ковчегом” — первая часть известной во всем мире трилогии, снятой совместными усилиями виднейших кинодеятелей нашего времени: Джорджем Лукасом (продюсер и автор сюжета) и Стивеном Спилбергом (режиссер).     В 1982 году эта уникальная картина получила сразу четыре “Оскара”: за визуальные эффекты, работу художника, монтаж и звук. Перед нами — один из тех уникальных случаев, когда кино, прошедшее проверку временем, можно пересматривать бесконечное число раз, постоянно удивляясь поразительной выдумке и высочайшему мастерству его создателей.     

Археолог с большой дороги

Индиана Джонс и Ковчег Завета

Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту...

Бернардо Бертолуччи

До настоящего момента “Мир фантастики” рассказывал вам о новинках мировой кинофантастики и нечасто обращался к “золотому фонду” данного жанра. Сейчас, когда журнал сделал новый шаг в своем развитии, настало время восполнить этот пробел. Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику “Видеодрома”: “Шедевры крупным планом”. В ней мы отдадим должное культовым фантастическим лентам прошлых лет, на которых выросло уже не одно поколение зрителей и которые до сих пор способны затмить своей славой большинство современных блокбастеров.

“Охотники за утерянным Ковчегом” — первая часть известной во всем мире трилогии, снятой совместными усилиями виднейших кинодеятелей нашего времени: Джорджем Лукасом (продюсер и автор сюжета) и Стивеном Спилбергом (режиссер).

В 1982 году эта уникальная картина получила сразу четыре “Оскара”: за визуальные эффекты, работу художника, монтаж и звук. Перед нами — один из тех уникальных случаев, когда кино, прошедшее проверку временем, можно пересматривать бесконечное число раз, постоянно удивляясь поразительной выдумке и высочайшему мастерству его создателей.

Сейчас, спустя несколько десятилетий, мы можем рассматривать этот фильм не только в качестве шедевра киноискусства, но и как своего рода бесценный музейный экспонат. А ведь у каждого подобного сокровища есть своя легенда, свои загадки и тайны. Что интересного мы можем узнать о нем? Какие истории были с ним связаны?

Из картотеки шедевров
33 Kb

Название: “Охотники за утерянным Ковчегом” (Raiders of the Lost Ark)

Премьера: 12 июня 1981, США

Производитель: Lucasfilm Ltd, Paramount Pictures

Режиссер: Стивен Спилберг

Продюсер и автор сюжета: Джордж Лукас

Сценарист: Лоренс Касдан

В ролях: Харрисон Форд (Индиана Джонс), Карен Аллен (Марион), Пол Фримен (доктор Рене Беллок), Рональд Лэйси (майор Тот), Джон Риз-Дэвис (Салла), Денхольм Эллиот (доктор Маркус Броди) и др.

Сиквелы: “Индиана Джонс и храм Судьбы” (1984), “Индиана Джонс и последний крестовый поход” (1989)

Кто вы, доктор Джонс?

В 30-х годах прошлого века обаятельный и интеллигентный доктор Генри “Индиана” Джонс преподавал археологию в Барнеттском колледже. От своих коллег он отличался тем, что чаще других брал отпуск и на несколько месяцев уезжал из страны.

31 Kb

Два голливудских гения: то ли хоббиты, то ли ваххабиты.

Мало кто знал, что уважаемый педагог и великолепный специалист по древним культурам совмещает свою преподавательскую деятельность с противозаконными авантюрами по поиску сокровищ исчезнувших цивилизаций.

Сменив строгий костюм на куртку, шляпу и хлыст, доктор Джонс превращался в неутомимого путешественника и находчивого искателя приключений. О нем ходили легенды среди контрабандистов, бандитов и последователей мистических сект. Он играючи вскрывал древние гробницы, обходил все хитроумные ловушки и добывал такие артефакты, о существовании которых его коллеги-археологи даже и не догадывались. Причем делал он это не от жадности или со скуки, а исключительно из-за любви к этим уникальным древностям.

После очередного приключения в джунглях Южной Америки доктор Джонс возвращается в свой родной колледж, где его уже ждет эксклюзивное предложение от очень необычного работодателя — службы военной разведки США. Последняя озабочена археологическими раскопками немецких ученых в северной Африке. Предполагается, что нацисты ищут там легендарный Моисеев Ковчег, в котором хранятся скрижали с десятью заповедями Бога. Сила ковчега такова, что он может враз уничтожить целую армию. Адольфу Гитлеру такая вещь была бы очень кстати. Именно поэтому Индиана Джонс должен сделать все, чтобы она не попала к нему в руки.

На пути Джонса к ковчегу стоит всего лишь пара незначительных препятствий: погони на грузовиках, заброшенные катакомбы, подводные лодки, ядовитые змеи, прототипы суперсамолетов, прыжки по крышам, злобные нацисты, древние проклятья, драки, стрельба и, конечно же, любовь. Разве можно отказаться от такого приключения?

19 Kb

Подготовка к съемкам. Макет пустыни.

Как все начиналось?

В мае 1977 года, во время отдыха на Гавайях, Лукас и Спилберг обсуждали идею их нового фильма. Спилбергу хотелось снять что-нибудь в духе Джеймса Бонда, а Лукас уговаривал его заняться чисто приключенческой картиной — проект, который он когда-то забросил из-за съемок “Звездных войн”. Кстати, именно из-за “Звездных войн” Лукас решил прилететь на Гавайи. За неделю до премьеры этого фильма режиссер сильно нервничал. Он ожидал жуткого провала — поэтому и решил слегка успокоить свои нервы на пляже.

Так или иначе, три года спустя, 23 июня 1980 года Спилберг с Лукасом собрали команду талантливых кинематографистов и полетели во Францию снимать первые сцены нового приключенческого фильма.

Мало кто знает, что работа над картиной такого масштаба (съемочная группа побывала на четырех континентах) была проведена в рекордные по нынешним меркам сроки. На все про все было отведено 73 дня, но Спилберг умудрился закончить съемки с двенадцатидневным опережением графика.

22 Kb

Подруга Джонса — Марион Рэйвенвуд (Карен Аллен).

Этому предшествовала кропотливая подготовка. Лукас, Спилберг и Касдан (сценарист) потратили около недели на творческий процесс, который заключался в том, что все трое садились в кресла, включали диктофон и с утра до ночи обсуждали сценарий картины.

Первоначально главного героя звали Индиана Смит (Джонсом он стал в первый день съемок). Имя “Индиана” предложил Лукас — так звали его собаку. Позднее это нашло отражение в третьей части фильма — отец Генри Джонса (Шон Коннери) назвал сына “Индианой” в честь любимой собаки. Имя подруги Джонса — Марион — было предложено сценаристом. Так звали бабушку его жены.

25 Kb

Кастинг на кухне.

Прослушивание актеров проводилось на кухне студии Lucasfilm. Это была идея Лукаса — он хотел, чтобы все кандидаты попадали в необычную для кастинга обстановку и проявляли все свои скрытые личностные качества. Те актеры, которые приходили на пробы с девяти до полудня, помогали Спилбергу с Лукасом готовить еду. А те, которые приходили после полудня, помогали ее есть. Вскоре новость об этом облетела весь Голливуд, и актеры, к величайшему неудовольствию двух мэтров кинематографа, стали записываться на кастинг лишь после часа дня.

Актера на главную роль подбирали в течение шести месяцев. Никто из кандидатов не мог полностью вписаться в образ Смита (Джонса). Позднее Спилберг признался, что от отчаяния он был готов взять на эту роль кого-нибудь из обслуживающего персонала — но тут Лукас показал ему только что отснятый пятый эпизод “Звездных войн”. Отсмотрев фильм, они переглянулись. “Ты думаешь о том же, о чем и я?” — спросил Спилберг. “Да, — ответил Лукас, — им будет Харрисон Форд”.

24 Kb

Скетчи Лукаса.

17 Kb 22 Kb
18 Kb 19 Kb

Что было на бумаге и что стало на пленке.

Вживание актеров в экранный образ происходило при непосредственном участии режиссера. Для каждой ключевой сцены фильма Спилберг собственноручно рисовал небольшие скетчи, изображавшие то, что он хотел бы увидеть в действительности. Актеры внимательно изучали их и воспроизводили нарисованное на съемочной площадке.

За кадром

Для съемок “Индианы Джонса” требовалась старая немецкая подлодка или хотя бы ее модель. Как ни странно, найти ее не составило никакого труда. В самом начале работы над этой картиной команда Спилберга прилетела во Францию и воспользовалась действующей моделью подлодки U-класса. Она была построена для съемок фильма “Das Boot” (“Подводная лодка”) Вольфганга Петерсена. На морские сцены у Спилберга ушло всего 5 дней.

21 Kb

Действующая модель немецкой подлодки.

22 Kb 27 Kb

Сокровище уже так близко!

Бегом от камня. И так — 10 раз.

Харрисон Форд вспоминает, что больше всего ему понравились съемки эпизодов с субмариной. Не то чтобы там было очень интересно — просто эта часть сценария не предусматривала опасных трюков.

    Подходящие руины ацтекского храма для съемок начального эпизода фильма были найдены в Мексике (на границе с Гватемалой). После выхода фильма распространился стойкий слух о том, что в сцене бегства от камня-ловушки в том эпизоде Харрисон Форд якобы реально рисковал жизнью, так как камень был действительно был очень тяжелый. Это не совсем так. Движение этого искусственного камня (он весил около 150 кг) контролировал скрытый механический манипулятор. А так как побег из храма снимался в течение 10 дублей, при помощи этого манипулятора камень легко возвращался в исходное положение. Так что правдоподобие игры Форда в данной сцене можно отнести лишь на счет его актерского таланта, а не настоящего страха перед камнем-ловушкой.

22 Kb

В Тунисе съемочная группа страдала от сильной жары.

Животные на съемках

Далее съемки переместились в Тунис. Стоит отметить, что сцена, в которой Инди угрожает взорвать ковчег из базуки, снималась в том же каньоне, где несколько лет назад проводились съемки “Звездных войн” (конкретнее — эпизод кражи R2D2 джавами). Забавный факт — наблюдательные зрители заметили, что когда Инди брался за базуку, в рот его противника (продажный археолог Беллок) залетела муха. Актер Поль Фримэн, исполнявший роль француза, никак не комментировал это событие.

24 Kb

Готовимся к трюку на высоте 15 метров.

Для воссоздания интерьера “Колодца Душ” была построена гигантская павильонная декорация. Одни только статуи богов-шакалов достигали пятнадцати метров в высоту. Все трюковые постановки, связанные с ними, выполнялись без дублеров — поэтому здесь игра актеров была более чем реалистична.

25 Kb 19 Kb

Модель “Колодца Душ”.

Говорят, в середине съемок было случайно обнаружено, что у противоядия истек срок годности.

В декорациях “Колодца Душ” есть небольшой секрет от Лукаса и его “Звездных войн”. Если присмотреться к расписанной иероглифами стене за Ковчегом Завета, то можно увидеть, что среди “письменности древних” нарисованы два робота — C3PO и R2D2, пожимающих друг другу руки. Более мелкие их изображения имеются на алтаре, поддерживающем Ковчег.

По сценарию, весь пол “Колодца Душ” должны были покрывать змеи. Первоначальные расчеты показали — нужно 2500 пресмыкающихся, причем желательно неядовитых. Продюсеры обошли все ближайшие магазины по продаже домашних животных — змей все равно не хватало. При этом некоторые змеи все же были опасны для человека (актерам приходилось постоянно держать при себе противоядие). В итоге декораторы довели общее количество змей на экране до 4000, положив куски резинового шланга между живыми рептилиями. Так что если внимательно присмотреться к змеям в фильме, то можно увидеть — более половины из них являются простой бутафорией. Кроме того, специалистам-биологам сразу бросается в глаза тот факт, что в этом эпизоде снимаются змеи из совершенно разных регионов планеты, чего в “Колодце Душ” не могло быть по определению.

18 Kb

Ничего себе шланг!

Кишечник и его содержимое

Еще один запоминающийся момент фильма — погоня на грузовиках. Харрисон Форд лично выполнил опаснейший трюк — когда машина тащит его героя за собой на веревке по каменистой пустыне. Для пущей безопасности актера клиренс (расстояние от земли до нижней точки кузова) грузовика был увеличен, а посередине дороги было вырыто длинное углубление, чтобы Форд мог пролезть под движущийся автомобиль. К сожалению, без происшествий все же не обошлось — во время съемок актер сильно ободрал себе ребра об камни.

20 Kb

Взрыв грузовика в центре Каира (якобы).

Кстати, о здоровье — во время съемок в Тунисе почти вся команда Спилберга подхватила ураганное желудочно-кишечное расстройство. Почти вся — кроме самого режиссера. Его спасло то, что он питался лишь одними спагетти, привезенными с собой.

Знаменитый эпизод в Каире (напомним, съемки производились в Тунисе, а не в Египте) — где Инди стреляет в араба с саблями — изначально задумывался как длинный бой в стиле “меч против кнута” со сложной хореографией и спецэффектами. Однако реальность оказалась более чем сурова — Харрисона Форда настолько замучал понос, что он боялся надолго отходить от унитаза и упросил Спилберга сократить эту сцену до минимума.

Для того, чтобы фильм не получил жесткий рейтинг R (дети до 18 лет — только с сопровождением родителей) Спилбергу пришлось переделать сцену в конце фильма, когда силы Ковчега уничтожают главных злодеев — Дитриха, Тота и Беллока (их головы обгорают и взрываются). Для этого команда пиротехников сделала так, чтобы вспышки огня перед камерой скрывали самые гадкие моменты этого процесса.

В итоге картине был присвоен гораздо более мягкий рейтинг PG. Видимо, оценочная комиссия не заметила, что в этом фильме (равно как и в его последующих сериях) явным образом используется, как минимум, одно “нехорошее” слово. Например, Инди бормочет: “Дерьмо!”, когда видит, что немцы перехватывают его лодку. Кроме того, во время погони за грузовиками один из нацистов кричит “Schei?e!”, что по-немецки абсолютно равнозначно высказыванию Джонса.

Это интересно
22 Kb

Голова робота R2D2 на шесте.

• Основным “ляпом” большинства фильмов является нарушение непрерывности событий. Чаще всего это связано со сменой одежды — в одном эпизоде актер роняет очки в пропасть, а в следующем — снова щеголяет в них. Во избежание проблем такого рода Спилберг решил сделать в этой картине особую “фишку” — Индиана Джонс никогда не теряет свою шляпу. А чтобы она случайно не слетела во время трюков, ее крепили на голове у Форда двусторонним скотчем.

• Немецкого пятимоторного “самолета-крыла”, представленного в фильме, никогда не существовало в реальности. Он — плод воображения дизайнеров, вдохновленных реактивным авиапрототипом Gotha-229 1945 года, который гитлеровцы так и не успели запустить в серию.

• Когда Инди летит на самолете в Непал, немецкий шпион, следящий за ним, читает второй выпуск журнала “Life” от 1936 года. На страницах 42 и 43 этого журнала были опубликованы акварельные рисунки Адольфа Гитлера.

• Складской контейнер, в котором Ковчег Завета был оставлен на хранение, был помечен номером 9906753.

• На верхушке шеста, к которому были привязаны Инди и Марион в конце фильма, видна голова робота R2D2 из “Звездных войн”.

• Гидроплан, на котором Джонс улетает от преследователей-аборигенов, несет на фюзеляже регистрационный номер OB-CPO (намек на Оби-Вана Кеноби и андроида-переводчика C3PO из “Звездных войн”).

• На роль Саллы (арабского археолога, друга Индианы Джонса) был утвержден Дэни ДеВито. Однако последний опрометчиво отказался от этой роли из-за своего участия в телешоу “Такси”.

• На карте Азии, показанной во время “схематического” полета Инди в Непал, отмечен Таиланд. Однако в 1936 году эта страна называлась Сиам.

• Для съемки сцены на крыше дома Саллы пришлось снять 300 телевизионных антенн с соседних построек, попадавших в кадр. Телевидения в 1936 году еще не было.

• В 1999 году на аукционе Кристи кнут Индианы Джонса был продан за $43000.

15 Kb 20 Kb

Немецкий “самолет-крыло”: в проекте и в фильме.

14 Kb

Долгожданный триумф

12 июня 1981 года “Охотники за утерянным ковчегом” стартовали в 1708 кинотеатрах США и сразу получили звание самого яркого кинособытия года. Фильм с триумфом прокатился по всей планете и принес своим создателям $367 млн. Из них лично Лукасу досталось 2,5 миллиона, Спилбергу — 22 миллиона, а компании Lucasfilm — 21 миллион. Около 7 миллионов (плюс проценты с проката) были разделены между актерами.

Но больше всех повезло компании Paramount. Ей достались эксклюзивные и бессрочные права на брэнд “Индиана Джонс” и, в придачу, — на одного из самых известных героев нашего времени.

12 Kb 22 Kb

Не корысти ради, но токмо из любви к науке...

Ну что, рыжая, — на брудершафт?

Хариссон Форд

Харрисон родился 13 июля 1947 года. Его отец — ирландец, а мать — еврейка родом из России. В Голливуде актера прозвали “Феррари” за его крутые гонорары. Но начало его карьеры было довольно безрадостным. Снявшись в нескольких второстепенных ролях, Форд подался в плотники — благо это получалось у него гораздо лучше. Ходят слухи, что во время съемок одного из фильмов, декорации в котором делал Форд, режиссеру срочно потребовался еще один актер, и он попросил Харрисона подать несколько реплик. Этим режиссером был Джордж Лукас. И вот уже перед нами не безвестный плотник, а контрабандист Хан Соло и археолог Индиана Джонс.

14 Kb
Цитаты

“Библия говорит о Ковчеге, который ровняет горы с землей и целые страны обращает в безжизненные пустоши. Армия, во главе которой несут Ковчег, — непобедима”.

Доктор Маркус Броди

“Маркус, ты пытаешься напугать меня? Ты прямо как моя мать. Мы же давно знаем друг друга. Я не верю в магию, во всякие сверхъестественные фокусы. Я собираюсь сделать археологическое открытие огромной исторической значимости, а ты мне рассказываешь детские страшилки. Да и вообще — ты же знаешь, насколько я осторожен”.

Доктор Индиана Джонс

“И на веки вечные вы присоединитесь к этим археологическим находкам. Кто знает, доктор Джонс? Может, через тысячу лет даже за вас дадут цену?”.

Доктор Рене Беллок

Индиана возвращается

Наконец-то проект “Индиана Джонс-4” сдвинулся с мертвой точки. У руля будут все те же Лукас и Спилберг. Даже Харрисон Форд согласился на участие в продолжении трилогии. Действие четвертой части будет развиваться в пятидесятые годы, а потому возраст немолодого Форда не будет противоречить здравому смыслу. В фильме также будут задействованы Шон Коннери (отец Индианы, Генри Джонс-ст.), Джон Риз-Дэвис (Салла, археолог-араб) и актрисы Карен Аллен и Кейт Кэпшоу (девушки Джонса в “Охотниках за утерянным Ковчегом” и “Храме Судьбы”, соответственно).

В настоящий момент продолжается работа над сценарием ленты. Съемки начнутся, когда Лукас освободится от бремени ответственности за последний эпизод “Звездных войн” (он выйдет на экраны в мае 2005 года). Премьера четвертого “Индианы Джонса” запланирована на июль 2006 года.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться