Google+
Киношедевры: Кинг-Конг ИЙОН ТИХИЙ Бог против Дьявола АНИМЕ. TENGEN TOPPA GURREN LAGANN
Версия для печатиЭволюция: Эволюция. Театры
Кратко о статье: История театров — от Древней Греции до современного.

Эволюция

Театры


Как справедливо заметил классик, если вся наша жизнь — игра, то каждый человек — актёр. Правда, большинству из нас удаётся сыграть в течение жизни лишь одну роль. Но некоторым людям очень хочется хотя бы ненадолго влезть в шкуру кого-то другого — вот они-то и придумали театр.

Меркнет свет, стихает шум в зале, и занавес неторопливо скользит вверх...


Первые упоминания о театрализованных постановках восходят ко временам фараонов, подданные которых разыгрывали на ежегодных фестивалях историю смерти и воскрешения бога Осириса. Однако по-настоящему театральное искусство расцвело в Древней Греции — этому способствовал дух соперничества и творческие состязания, в которых между собой соревновались драматурги и актёры. Первые древнегреческие трагедии выросли из мифов и пересказывали истории из жизни богов, однако со временем религиозные сюжеты уступили место политической сатире.

Представления проходили под открытым небом, в них обычно участвовало не более трёх актёров, а сами древнегреческие театры походили на современные спортивные стадионы и вмещали тысячи зрителей.

***

Отличительной особенностью китайского театра, развившегося из многовековых традиций народного творчества, стало причудливое сочетание элементов оперы, балета, цирка и лицедейства. Характерные черты театра Поднебесной — яркие маски и костюмы, символизм, архетипичность персонажей и большое количество акробатических трюков.

Квинтэссенцией китайского театрального искусства стала Пекинская опера, сформировавшаяся на рубеже XVIII и XIX веков. В ней начинали свои карьеры такие звёзды Голливуда, как Само Хун и Джеки Чан.



***

Театр кукол известен с древнейших времён практически во всех уголках мира. Возможно, он даже старше обычного — возраст древнейших марионеток, найденных археологами в Индии и Египте, оценивается тысячами лет. Наиболее причудливое развитие это искусство получило в Китае, где в середине первого тысячелетия нашей эры сформировался «театр теней»: в нём зритель видит не сами куклы, а лишь их тени, отбрасываемые на полупрозрачный экран.

***

Японский театр начинался в четырнадцатом веке с коротких комедий, в которых сочетались элементы пантомимы и акробатических танцев, — это направление получило название но и со временем превратилось в дорогое, пронизанное скрытыми смыслами развлечение для высшего сословия.

Важнейшими атрибутами традиционного японского театра кабуки были и остаются выразительный язык тела и яркий грим, в котором выходят на сцену актёры. Родоначальницей кабуки, по легенде, стала в 1602 году танцовщица Идзумо-но Окуни, разыгравшая перед публикой комичные любовные истории. Вскоре у неё появилось множество последователей, основу репертуара которых составили скабрезные комедии, а многие актрисы начали подрабатывать проституцией — поэтому в 1629 году сёгунат Токугава запретил женщинам играть в театре кабуки.

***

В середине шестнадцатого века по Италии начинает триумфальное шествие комедия дель арте (в переводе — искусный театр). Десятки бродячих трупп путешествуют по Аппенинскому полуострову и развлекают неискушённую публику сатирическими представлениями, главными героями которых были персонажимаски: весельчак Арлекин, скупец Панталоне, трусливый Капитан... Каждое выступление представляло собой импровизацию, хотя основная канва сюжета была известна артистам заранее.

В эту же эпоху в Италии балет и опера постепенно превращаются в самостоятельные направления искусства.

***

В 1594 году университет Падуи открывает первый анатомический театр. Хотя вскрытие трупов — зрелище не для слабонервных, показательные выступления предтеч современных патологоанатомов вскоре завоевали популярность по всей Европе. На «представления» покупали билеты сотни зрителей, в том числе и весьма далёких от медицины. Проводившие операции хирурги вели себя перед публикой как настоящие актёры, и, для пущего сходства с обычным театром, их действия сопровождались музыкой.

***

В 1599 году на деньги шести английских актёров, в числе которых был Уильям Шекспир, возводится театр «Глобус». Естественно, значительную часть репертуара театра составили постановки произведений великого драматурга. В 1613 году, когда на сцене исполняли трагедию «Генрих VIII», театр сгорел дотла — жертв среди актёров и зрителей удалось избежать. «Глобус» восстановили спустя двадцать восемь лет, но уже в 1642-м его закрыли и вскоре здание снесли. В 1997 году завершилась постройка на берегу Темзы третьего «Глобуса», воссозданного по сохранившимся описаниям оригинального театра. Представления в нём, как и в шекспировские времена, проходят днём, без микрофонов, под аккомпанемент живой музыки.

***

Вплоть до середины семнадцатого века, когда по инициативе будущего патриарха Никона выступления скоморохов оказались под запретом, в России процветал народный театр. Затем с ярмарок и городских площадей театрализованные постановки перебрались в богатые имения состоятельных дворян, которых развлекали крепостные актёры. Первый отечественный постоянный публичный театр был открыт в 1750 году в Ярославле — его основал купец Фёдор Волков, который с ранних лет увлекался сценическим искусством. Не прошло и пары лет, как ярославская труппа уже играла перед императрицей Елизаветой Петровной, а Волков удостоился звания первого российского актёра.

***

Легендарный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский родился в Москве в 1863 году. Уже в юности он увлёкся театром, играл на сцене, затем начал ставить спектакли сам. В 1898 году он совместно с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр. Уже его первые постановки — «Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и чеховская «Чайка» — принесли Станиславскому репутацию одного из величайших театральных режиссёров в истории. В 1938 году, вскоре после смерти Станиславского, вышла в свет его книга «Работа актёра над собой», в которой автор сформулировал методику, призванную помочь артисту наиболее полно вжиться в роль.

***

В театрах были убиты царь Македонии Филипп II, премьерминистр Российской империи Пётр Столыпин и президент США Авраам Линкольн. Убийцей последнего стал актёр Джон Бут.

***

В 1990 году клоун Юрий Куклачёв основывает первый в мире театр кошек. По словам Куклачёва, он не дрессирует пушистых подопечных, а лишь помогает им раскрыть свои таланты. Впрочем, ни это, ни неувядающая популярность не спасли актёра от обвинений в жестоком обращении с животными.







***

В первой половине девятнадцатого века на Бродвее появляются первые театры. Спустя сто лет квартал превратится в настоящую Мекку театральной Америки. Сегодня на самой протяжённой улице Нью-Йорка располагается тридцать девять больших театров. Их совокупная выручка составляет порядка миллиарда долларов в год.

Визитной карточкой Бродвея стали дорогие красочные постановки — скорее шоу, нежели обычные спектакли. Здесь почти не ставят классику, отдавая предпочтение «лёгким» жанрам — мюзиклам, детективам, комедиям. Самой успешной в истории Бродвея постановкой считается мюзикл «Призрак оперы», который не сходит с театральных подмостков уже более двадцати лет. Нынешней осенью на бродвейской сцене должен дебютировать мюзикл Spider-Man: Turn off the Dark, бюджет которого превышает пятьдесят миллионов долларов.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться