Google+
«Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: Мир Иных «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ Фантастические профессии. Друиды 5HORRORGAMES
Версия для печатиКинофантасты: Режиссёры. Рене Лалу, главный мультфантаст Франции
Кратко о статье: Рене Лалу за свою длинную жизнь снял не так уж много мультфильмов, а широко известны и вовсе только два из них. Но это не помешало режиссёру стать классиком французской анимации.

Исследователь невозможного

РЕНЕ ЛАЛУ

Почти никто не помнит его имени, но все, кто видел его фильмы, сразу узнают их. Известно, что он любил табак и был фанатом научной фантастики. Ни один из его больших мультиков не был снят во Франции: работать дома было ему не по карману. Никто никогда не пишет о его личной жизни — кажется, что её не было вовсе. Вероятно, это связано с тем, что вся его жизнь была поиском собственного изобразительного языка, а все важные события происходили в кадре. И именно фильмы говорят о Рене Лалу больше, что что-либо другое.

Когда мы делаем фотографию (например, любимого человека), модель уже не существует в том моменте, который зафиксирован на плёнке. Перед нами кто-то другой, постаревший на несколько сотых долей секунды. Так что время всегда опережает нас — путешественников во времени. То же самое происходит при съёмке фильма: актёры несутся в прошлое со скоростью двадцать четыре кадра в секунду.

Рене Лалу

«Зубы обезьяны»: мультфильм похож на кошмарный сон — очень может быть, что это и есть первоисточник

«Зубы обезьяны»: примитивный рисунок, но безупречно выдержанная цветовая гамма

Рене Лалу родился в Париже в 1929 году. С малых лет он много читал: комиксы, потом книги. В тринадцать с половиной Рене бросил школу и начал учиться резьбе по дереву у своего дяди. Одновременно мальчик посещал вечернюю школу живописи, где учился рисованию и истории искусств. Стать художником он мечтал с детства, но его также завораживало кино, в особенности анимация. Рано или поздно он должен был сам стать создателем мультиков это был только вопрос времени и подходящего случая. Судите сами. Именно во Франции жил и работал бежавший из России великий Владислав Старевич, один из отцов кукольной анимации, внёсший в неё настолько большой вклад, что многие придуманные им техники используются до сих пор. Кроме того, детство и юность Рене Лалу пришлись на золотой век голливудской анимации — молодая компания Уолта Диснея выпускала в то время свои первые полнометражные мультфильмы: «Белоснежку», «Дамбо», «Пиноккио», «Фантазию», а безумный Текс Эйвери придумал Багза Банни, Друпи и Даффи Дака. Эвери, кстати, любил говорить, что мультфильм нужен затем, чтобы показывать зрителю невозможное. Похоже, именно этим постулатом всю жизнь руководствовался Рене Лалу.

Подходящий случай подвернулся в 1956 году. Друг-психиатр предложил Лалу поработать в психиатрической клинике «Ля Борде». Там был нужен преподаватель, который бы занимался с больными искусством. Основатели клиники считали, что их задача — найти индивидуальный подход к каждому пациенту и создать ему условия для творчества, которое помогает исцелиться. Двадцатисемилетний, уже отслуживший в армии Лалу решил попробовать. Работа пришлась ему по душе, он остался в «Ля Борде» на целых четыре года: занимался с больными живописью, мастерил кукол, ставил спектакли.

Однажды, скооперировавшись с молодым режиссёром-новатором Жаком Бриссо, Лалу снял любительский фильм. Это был театр теней, где роли вместо традиционных кукол исполняли пациенты клиники. Бриссо в тот момент работал на телевидении, и ему удалось пристроить их маленький фильм в ТВ-шоу. Так Рене Лалу вошёл в мир кино. Он попросил нового друга-режиссёра помочь ему сделать «настоящую взрослую анимацию» (цветную и на плёнке 35 мм). Так получились «Зубы обезьяны» — примитивный мультфильм на основе рисунков и рассказов больных, подопечных Лалу. «Зубы обезьяны» — история о стоматологе, который крадёт у пациентов здоровые зубы. Мультфильм получил несколько французских кинонаград. Несмотря на очень простое исполнение, он производит сильное впечатление. Эмоциональный «детский» рисунок, тревожная музыка и мрачный сюрреалистический сюжет делают своё дело: смотреть «Зубы обезьяны» неприятно, но оторваться тяжело.

«Алиса в Стране чудес» от Ролана Топора. Хорошо, что не он рисовал диснеевскую экранизацию

В шестидесятые Лалу познакомился с Роланом Топором — одним из самых важных людей в своей судьбе. Иллюстратор, писатель, актёр, автор песен, живописец — Топор занимался всем сразу и преуспевал во всём. Это по его книге Роман Полански снял своего «Жильца», и именно его сюрреалистические рисунки легли в основу известнейших фильмов Рене Лалу.

Первой совместной работой Лалу и Топора стал короткометражный фильм «Время смерти» (1965). Его сложно назвать анимационным, сложно даже художественным. Это ироничное эссе об убийстве, сделанное из набросков Топора с вкраплениями документальной съёмки. Как и в «Зубах обезьяны», анимация здесь крайне условная, ставка делается на выразительные рисунки.

В 1966 году вышли «Улитки» — одиннадцатиминутный анимационный кошмар. Сценарий написал Ролан Топор, он же нарисовал весь концепт-арт. В мультике рассказывается о незадачливом крестьянине, который вырастил у себя на огороде гигантские листья салата и приманил тем самым огромных улиток. Действие медлительное и поначалу не совсем понятное. Зато когда громадные улитки расползаются по городу, круша и поедая всё на своём пути, становится не до шуток — это действительно жуткое зрелище.

В 1973 году Рене получил за «Дикую планету» специальную премию Международного фестиваля в Каннах

Эскиз к фильму «Улитки»

«Улитки»: где-то здесь Годзилла расплакался и убежал

ПЛОСКИЕ МАРИОНЕТКИ

Ранние фильмы Рене Лалу сделаны в технике перекладки. Она довольно простая: плоскую фигуру разрезают на подвижные части, а потом делают покадровую анимацию, чуть перекладывая части фигуры на каждом кадре.

Изначально эту технику использовали из-за её дешевизны и простоты, но потом оказалось, что она открывает для аниматоров много возможностей, позволяет комбинировать разные материалы и делать очень детальные, проработанные фигуры.

«Дикая планета»: кадры напоминают то Босха, то Сальвадора Дали

«ДИКАЯ ПЛАНЕТА»

Судя по соотношению размеров, люди для драгов даже не домашние котики, а что-то вроде хомячков

В 1973 году вышла первая по лнометражная картина Рене Лалу «Дикая планета» — экранизация романа Стефана Вуля «Омы дюжинами». Омы — это на самом деле лю ди («oms» — от франц. «hommes »). Их держат в качестве домашних зверушек ящероподобные гиганты-драги — не то чтобы со зла, просто они не считают лю дей разумными. Но всему есть предел, и лю ди восстают против своих хозяев и одерживают верх.

Из финансовых соображений шедевр Лалу и Топора снимался в Чехословакии, на пражской студии короткометражной анимации Kratky fi lm (здесь же с 1957 по 2002 год Зденек Миллер делал сериал про Кротика, известный всем советским детям). На финальном этапе съёмок советская цензура всё-таки усмотрела в сюжете «Дикой планеты» намёк на недавнюю «Пражскую весну» и ввод войск в Чехословакию. Так что создателям пришлось спешно перебраться обратно во Францию.


«Дикая планета» — не только первый полнометражный фильм Рене Лалу, но и вообще первый французский полнометражный мультфильм. К тому же это один из первых больших мультфильмов для взрослой аудитории.

«Улитки»: вообще-то здесь всё логично — стимпанковый рюкзак делает старику больно, чтобы он плакал и поливал слезами ростки

«Дикая планета»: звери были бы даже забавными, если бы не ели всё, что движется

«Дикую планету» невозможно забыть. Всё же и Рене Лалу, и Ролан Топор — в первую очередь художники. Они создали огромный мир: удивительный, хищный и прекрасный. Сюжет здесь вторичен, воображение зрителя сразу захватывает видеоряд. По стилистике фильм сильно отличается от всего, что было выпущено на тот момент. Неудивительно: в семидесятые годы в полнометражной анимации было только одно имя — Уолт Дисней. Новаторы остались в короткометражном кино, так что не существовало никаких серьёзных альтернатив оленёнку Бемби и весёлым далматинцам. Рене Лалу снял такую альтернативу и совершил революцию в мире анимации.

Я помню, когда мне было четыре года, родители взяли меня в кино на фантастический фильм, который долго потом вызывал у меня кошмары. Там был человек, который превращался в монстра, и я до сих пор помню изображение руки, покрывающейся шерстью, — крупным планом. Был ли это «Доктор Джекил и мистер Хайд» Рубена Мамуляна? Я не знаю, с тех пор я не видел этот фильм.

Рене Лалу

После «Дикой планеты» Лалу больше не работал с Роланом Топором. Ему хотелось сменить манеру рисунка, найти собственный стиль.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

«Стефан Вуль» — псевдоним французского писателя Пьера Пейро, автора научно-фантастических романов и рассказов. Пейро работал дантистом, с 1956 по 1977 год написал 12 романов, причём одиннадцать из них — за три года: с пятьдесят шестого по пятьдесят девятый. Особой известности Стефан Вуль не получил. Чаще всего он упоминается как автор книг, по которым сняты «Дикая планета» и «Властелины времени». Рене Лалу вынашивал идею экранизировать все романы Вуля, но воплотить её так и не сумел. На русский были переведены романы Вуля «Одиссея для двоих», «Объятые страхом» и «Ловушка на Заркасе».

«ВЛАСТЕЛИНЫ ВРЕМЕНИ»

В советский прокат этот мультик вышел в 1986 году, спустя четыре года после создания

Эта фантастическая история вызвала куда меньший восторг у критиков, зато по любилась зрителям. По ней даже выпустили одноимённый комикс. Сюжетной основой опять послужил роман Стефана Вуля. Малыш Пьель и его отец терпят крушение на чужой планете. Отец погибает, и мальчик остаётся совсем один в незнакомом и опасном мире. Всё, что у него есть, — передатчик, по которому с ним всё время говорят друзья отца, спешащие на помощь. Можно сказать, что этот мультфильм похож на «Дикую планету»; во всяком случае, дикая планета здесь имеется. Огромные футуристические деревья, забавные зверушки и жуткие звери, люди-ангелы, космические корабли... Художником в проекте работал Жан Жиро, известный под псевдонимом Мёбиус. Как и Ролан Топор, Мёбиус — очень узнаваемый иллюстратор, он много рисовал для массового кино. Картинка «Властелинов времени» впо лне подходит для массового проката, а сам фильм годится для детей. Впрочем, многие фанаты любят вспомнить, как они замирали от ужаса, глядя на маленького Пьеля, на которого напали гигантские шершни.

«Властелины времени»: разноцветные головастики на самом деле телепаты. В русском дубляже их назвали скнюсиками

«Властелины времени»: оригинальное название планеты — Perdide. Заботливые русские переводчики не стали его транслитировать и заменили на «Мортис»

«Властелины времени»: думаете, спасители подоспеют в последний момент? Нет, это же не Голливуд

Почти одновременно с «Властелинами времени» в СССР вышла «Тайна третьей планеты» Романа Качанова, более новаторская с точки зрения рисунка, но близкая фильму Рене Лалу по духу. История Вуля мрачнее, чем булычёвские приключения, но представить Алису Селезнёву в антураже планеты Мортис не составляет никакого труда

«ГАНДАХАР»

Экранизацию романа Жана-Пьера Андревона «Люди-машины против Гандахара» Рене Лалу задумал ещё в семидесятые, но поначалу всё складывалось неудачно. Денег хватало только на десятиминутный мультфильм, команда разбежалась, и «Гандахар» пришлось отложить. Лалу не оставил мечту экранизировать этот сюжет и осуществил её в конце восьмидесятых. Отчасти это у далось благодаря успеху «Властелинов времени» (они даже прошли в ограниченном прокате в США, что было редкостью для европейской анимации).

Гандахар — мирная планета, которую уничтожают чудовищные гигантские машины. Герой, принц Сельвин, должен предотвратить катастрофу. Первый большой фильм Рене Лалу содержал в себе социальный подтекст, здесь же основной посыл был экологическим. Железные воины уничтожают всё на своём пути, чтобы построить техногенный мир, и режиссёр не на их стороне.

Фильм снимался в Северной Корее, и это наложило на него отпечаток — он уже гораздо больше похож на массовый продукт, чем предыдущие мультфильмы. Впрочем, привычные для Лалу футуристические пейзажи и яркие персонажи здесь по-прежнему есть.

«Гандахар»: железный человек размножился и обуглился

«Гандахар»: одна голова хорошо, а много — необычно

«Гандахар»: это чтобы никто не считал, что синих полуголых аборигенов придумал Джеймс Кэмерон

«Гандахар» стал последним большим фильмом Рене Лалу. После «Властелинов времени» он начинал снимать «Детей дождя», но в итоге отказался от этой работы. Му льтфильмом занялся Филипп Леклерк и выпустил его в 2003 году.

С пяти до десяти лет я питался комиксами. В десять начал читать вместо них романы — вот почему взрослые, читающие комиксы, меня всегда немного удивляют: мне невольно кажется, что это регресс.

Рене Лалу

В конце восьмидесятых Лалу вернулся к короткометражкам. В 1987 он снял «Как был спасён Вонг Фо» — историю о китайском художнике, картины которого были столь хороши, что взглянувшие на них не хотели больше видеть ничего другого. В 1988 году вышла «Заключённая» — сюрреалистическая зарисовка про сирот, попавших на Остров Молчания и обнаруживших там загадочную пленницу. Последней работой Лалу в кино был сценарий «Глаза волка» по роману Даниэля Пеннака о странной дружбе мальчика и волка.

Задуманный и начатый им мультфильм «Тень дракона» так и не был снят.

«Гандахар»: с какими бы художниками ни работал режиссёр, пейзажи всегда чарующие

«Как был спасён Вонг Фо»: этот мультфильм меньше всего похож на работы Лалу. Делая кино в китайском антураже, Лалу перенял стиль китайской мультипликации

«Заключённый»: семиминутный мульфильм снят совместно с Филиппом Каза, будущим сценаристом «Детей дождя»

Адаптацию мультфильма для американского зрителя делал Айзек Азимов

Рене Лалу скончался от инфаркта в 2004 году, в городе Ангулеме. В последние годы жизни мэтр оставил анимацию и занялся живописью и преподаванием. В 1996 году он выпустил книгу об анимации «Эти движущиеся картинки».

***

Рене Лалу сделал всего три бо льших мультфильма, почти не получал крупных наград и всю жизнь был вынужден работать в дово льно жёстких условиях. При этом он внёс значительный вклад во французскую анимацию. Вдо хновляясь голливудскими фильмами, Лалу создал им серьёзную альтернативу именно тогда, когда мир больше всего в ней нуждался. В европейском научно-фантастическом кино до сих пор просматривается влияние «Властелинов времени» и «Дикой планеты». Можно то лько догадываться, кем бы стал Рене Лалу, работай он в Голливуде. Или... чем бы стал Голливуд.

ПОЛНАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ РЕНЕ ЛАЛУ
  • 1960 Les dents du singe — «Зубы обезьяны»

  • 1964 Le petit Claus et le grand Claus — «Клаус маленький, Клаус большой» (как актёр)

  • 1965 Les temps morts — «Время смерти»

  • 1966 Les escargots — «Улитки»

  • 1973 La planete sauvage — «Дикая планета»

  • 1982 Les maitres du temps — «Властелины времени»

  • 1987 Comment Wang-Fo fut sauve — «Как был спасён Вонг Фо»

  • 1988 La prisonniere — «Заключённая»

  • 1988 Gandahar — «Гандахар»

  • 1998 L’oeil du loup — «Глаз волка»

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться