Google+
ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА HELLBOY Росомаха RAIMI
Версия для печатиКнижный ряд: Классики: Пьер Буль
Кратко о статье: Французскую фантастику у нас знают не слишком хорошо — как правило, она сводится буквально к нескольким именам. В числе самых первых приходит на ум Пьер Буль, автор знаменитого романа «Планета обезьян». Самое забавное, что мсье Буль фантастом себе никогда не считал...

Лорд Обезьяний

ПЬЕР БУЛЬ

Научная фантастика таит в себе множество новых возможностей и даёт богатую пищу воображению, но лишь при условии, если не рассматривать её как обособленное, изолированное от общего потока литературы течение.

Пьер Буль

Французскую фантастику у нас знают не слишком хорошо. Для подавляющего большинства отечественных читателей вся она сводится буквально к нескольким именам. В числе самых первых приходит на ум Пьер Буль, автор знаменитого романа «Планета обезьян». Самое забавное, что мсье Буль фантастом себя никогда не считал...

БЕЗМЯТЕЖНАЯ ЮНОСТЬ

Пьер Франсуа Мари Луи Буль родился 20 февраля 1912 года в Авиньоне (департамент Воклюз, Прованс). Его отец Эжен был преуспевающим нотариусом, а мама будущего писателя, Тереза, занималась домашним хозяйством. О трудных годах Первой мировой у Пьера практически не осталось воспоминаний — мал ещё был, поэтому детство мальчика можно считать безмятежным.

Когда Пьеру исполнилось восемь, мсье Буль прикупил «домик в деревне» — дачу с участком в деревушке Илон, на берегу Роны. Мальчик обожал там играть, давая волю воображению, благодаря которому тихое провинциальное местечко превращалось в арену действия любимых авантюрных книг. Пьер даже браконьерствовал понемногу — рыбку ловил без разрешения, не ради пропитания, а из озорства. А в остальном Буль жил, как и положено члену семьи почтенного буржуа: учился в лицее, много читал, каждое воскресенье ходил в церковь — Эжен и Тереза были ревностными католиками. Позже Пьер стал агностиком, но в юные годы вольнодумства за ним не наблюдалось.

Безоблачное детство закончилось после скоропостижной смерти отца — Эжен Буль скончался в 1926-м. Нищета семье, конечно, не грозила, но жить стало значительно труднее. Несмотря на это, после окончания лицея Пьер отправился за высшим образованием в Париж. В Сорбонне он получил степень бакалавра по элементарной математике, а затем поступил в престижный Высший институт инженеров-электриков, который закончил в 1933 году. Правда, устроиться на постоянное место по специальности Пьеру не удавалось. Он подрабатывал инженером лишь временно, потому решился на довольно авантюрный шаг — отправился в Малайю (нынешнюю Малайзию). Выбор вполне объяснимый: Франция была колониальной державой, потому немало желающих преуспеть отправлялись в «заморье». Правда, Пьеру Булю денег «дальняя дорога» не принесла, зато приключений — в избытке...

Пьер Буль: преуспевающий писатель в своей парижской квартире.

БУДНИ СЕКРЕТНОГО АГЕНТА

В Малайе Буль занимался сбором каучука — арендовал небольшую плантацию гевеи милях в пятидесяти от Куала-Лумпура, нанял местных рабочих и попытался стать крутым воротилой. Желаемого результата Буль не достиг, но и не бедствовал. А потом грянула война...

Когда Франция капитулировала перед немцами, а во главе её оказалось марионеточное правительство маршала Петэна, колонии охватил разброд. В некоторых местах возобладали коллаборационисты-лоялисты, кое-где контроль захватили сторонники генерала де Голля, создавшего «Свободную Францию» — патриотические силы Сопротивления. В сингапурское отделение голлистов и обратился Пьер. Учитывая инженерные познания Буля, его решили сделать разведчиком. Пройдя обучение в британской спецшколе, Пьер познал ремесло шпиона и диверсанта. Далее — опасные миссии на территории Бирмы и Индокитая. В секретной работе Буль использовал несколько имён, чаще всего притворяясь родившимся в Малайе англичанином Питером Рулом.

Пьеру долго везло, но в 1943-м удача ему изменила — контролировавшие Вьетнам лоялисты арестовали Буля и приговорили к пожизненному заключению за «государственную измену». Пьер оказался в тюремном лагере Сайгона — тамошние суровые будни в дальнейшем послужили ему материалом при написании нескольких книг. Впрочем, «пожизненное» продолжалось чуть более года: под конец войны французские прислужники нацистов думали лишь о собственной шкуре, потому подкупить их было несложно. Сбежав из лагеря, Буль присоединился к британским войскам в Индии, до конца войны прослужил в Калькутте при штабе разведки, а затем перебрался в Париж. В 1945-м новое французское правительство отметило Буля Военным крестом и медалью Сопротивления.

Впрочем, на родине Пьер пробыл недолго и вскоре вернулся на свою малайскую плантацию. Но колониальный Индокитай уже начинало потряхивать, потому Пьер всё распродал и перебрался в другое заморское владение — Камерун. Там тоже не сложилось, и в 1949-м Буль вернулся на родину — уже навсегда.

Во Франции Пьеру поначалу пришлось несладко: у него даже жилья своего не было, пришлось несколько лет обретаться у недавно овдовевшей сестры Мадлен. Фактически удочерив свою племянницу Франсуазу, Пьер Буль в дальнейшем полностью посвятил себя этой семье — в итоге он остался холостяком. Найдя кров и стол в просторной парижской квартире сестры, Пьер Буль начал свою литературную карьеру.

МОСТ В БУДУЩЕЕ

Читать Буль любил с детства, больше всего ему нравились Джозеф Конрад и Эдгар Алан По. Но писательское ремесло не было для Буля мечтой всей жизни — заняться литературой сподвигли жизненные обстоятельства. Ему не удавалось найти приличную работу, а кушать хотелось. Да и впечатлений от жизни в Индокитае хватало, тем более, сидя в лагере, Пьер вёл подробный дневник. А ещё во время войны у Буля был страстный роман с замужней дамой. Несколько лет они обменивались подробными и красочными письмами (возлюбленная в итоге всё же вернулась к мужу). Так что, по мнению Буля, кое-какой «литературный опыт» у него имелся.

Дебютный роман Пьера «Уильям Конрад» вышел в 1950-м. Действие происходило в Англии военной поры, а главный герой был немецким шпионом. Второй роман «Святотатство в Малайзии» (1951) носил автобиографический характер. Книги благожелательно встретила критика, но внимания публики они не привлекли. Зато «третий блин» круто изменил жизнь Буля: роман «Мост через реку Квай» (1952) стал сначала французским, а затем и мировым бестселлером, принеся писателю премию Сент-Бёва, славу и деньги. Рассказ о злоключениях британских пленных, которых японцы заставили строить дорогу, во многом был основан на впечатлениях Буля от сайгонского лагеря (хотя писатель и признавался, что сам он на реке Квай никогда не бывал). Книга привлекла внимание Голливуда — Дэвид Лин снял прогремевший фильм, который получил восемь номинаций на «Оскар» и завоевал три награды.

Благодаря успеху «Моста» денежный вопрос перед Булем более не стоял, и он мог заняться творчеством «для души». И в 1953-м писатель впервые обратился к фантастике, выпустив сборник рассказов «Абсурдные сказки», получивший престижную награду Grand Prix de la nouvelle. Отметим, что французская фантастика всегда опиралась на «большую» литературу; чаще всего «фантастичность» была лишь приёмом, который охотно использовали многие мэтры мейнстрима. Потому обращение видного писателя-реалиста к фантастическому жанру для общественности и критиков вовсе не выглядело нонсенсом.

За несколько лет Пьер выпустил ещё ряд достаточно успешных книг, среди которых к фантастике относился лишь сборник рассказов «E = mc?» (1957). А в 1963-м появился первый НФ-роман Пьера Буля, вписавший его имя в историю жанра золотыми буквами, — легендарная «Планета обезьян». В дальнейшем Буль ещё не раз использовал фантастические элементы — в основном для сатирической гиперболизации своих идей. Он также сочинил немало реалистических романов, оставаясь до конца жизни одним из ведущих французских прозаиков. За свои литературные достижения Буль стал кавалером высшей награды Франции — ордена Почётного легиона. Пьер Буль жил и творил в Париже, где и скончался 30 января 1994 года в возрасте 82 лет.

***

В эссе «Почему я стал фантастом» Пьер Буль отмечал, что не считает себя таковым. По ведомству НФ писатель числил лишь «Планету обезьян» и несколько рассказов — незначительную часть своего творчества. Однако достойное место в истории жанра Пьер Буль занимает по праву — иногда даже единственной книги для этого достаточно. Ведь идея эволюционной катастрофы актуальна до сих пор: прямо у нас на глазах европейская цивилизация растворяется под напором иной культуры, так что многие страницы романа Буля лет через пятьдесят вполне могут стать реальностью. А что может быть большей наградой настоящему фантасту, нежели лавры провидца?

ФАНТАСТИКА ПЬЕРА БУЛЯ

«ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН» (LA PLANETE DES SINGES, 1963)

Роман рассказывает о приключениях астронавта Улисса Меру на землеподобной планете Сорора в созвездии Ориона. Господствующий вид на этой планете — обезьяны, люди же — лишь жалкое племя дикарей. Улисс попадает в плен к обезьянам и становится объектом экспериментов. Сумев втереться в доверие к местным учёным, Меру изучает цивилизацию Сороры, которая во многом походит на земную — особенно по части предрассудков и пороков. Вернувшись на Землю, где за время его путешествия прошло 800 лет, Улисс застаёт там мир победивших обезьян... Буль использовал схему книг Джонатана Свифта о приключениях Гулливера, так что роман французского писателя вовсе не представляет собой «космические приключения». Это острая сатира, направленная против современного буржуазного общества. Не зря книгу так охотно издавали в СССР. Хотя роман имел большой успех, культовым в фантастической среде он стал после серии голливудских экранизаций, к которым, кстати, Пьер Буль относился скептически. Первый фильм Франклина Шеффнера появился в 1968 году. Затем вышли ещё четыре картины, сюжетно с книгой никак не связанные. В 2001 году был снят римейк самой первой «Планеты обезьян», а в 2011-м — спин-офф «Восстание планеты обезьян». Есть также телесериал, мультфильмы, комиксы, игры и романы-новеллизации, где используется базовая идея книги Буля.

«САД КАНАШИМЫ» (LE JARDIN DE KANASHIMA, 1964)

«ИГРА УМА» (LES JEUX DE L’ESPRIT, 1971)

«ПРОСЛУШКА ДЖУНГЛЕЙ» (LES OREILLES DE JUNGLE, 1972)

«ДОБРЫЙ ЛЕВИАФАН» (LE BON LEVIATHAN, 1978)

«КУЛИСЫ НЕБА» (LES COULISSES DU CIEL, 1979)

«ОТБЛЕСКИ» (MIROITEMENTS, 1982)

«ВМЕСТЕ С САТАНОЙ»(A NOUS DEUX, SATAN, 1992)

Примерно в трети творчества Пьера Буля присутствуют фантастические элементы, хотя сам писатель жанровыми свои книги не считал. Как правило, его романы носят сатирический характер. Так, роман-памфлет «Сад Канашимы» (1964) посвящён «лунной гонке» сверхдержав, которую выигрывают японцы, пославшие в космос пилота-камикадзе — без всякой надежды на возвращение. «Игра ума» (1971) пародирует популярную в среде интеллектуалов идею «Власть учёным!» — победившая технократия оказывается ничем не лучше бюрократии. «Прослушка джунглей» (1972) — сатира шпионская, связанная с событиями вьетнамской войны. «Добрый Левиафан» (1978) и «Отблески» (1982) можно отнести к фантастике «ближнего прицела» — эти книги посвящены актуальным проблемам экологии. А роман «Вместе с Сатаной» (1992) — своеобразная полемика с «Изгоняющим дьявола»: аббат-экзорцист ведёт борьбу с Нечистым.

Хотя роман издавался по всему миру, истинную славу он обрёл благодаря Голливуду.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться