Google+
Вселенная Бэтмена Ergo Proxy Человек-паук NIGHTWISH
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Космические идеи фантастов начала XX века
Кратко о статье: В начале XX века фантастика развивалась весьма бурно. Писатели были уверены, что человек вот-вот полетит к новым мирам и откроет другие галактики. Но на литературные фантазии накладывались диктуемые временем ограничения: гиперпространство ещё не придумали, фотонные двигатели — тоже, да и атомная энергия представлялась чем-то очень и очень загадочным. На чём же летали космические корабли 1920-х?

Детская наивность

КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ФАНТАСТОВ НАЧАЛА XX ВЕКА

Словно кто сдвинул крышку с иллюминованного изнутри часового стекла. Эрколэ лежал как бы на краю светящейся бездны и глядел вниз, в волшебное сияние полос спектра. Он как бы парил над сияющим провалом во мраке. Огненные цветные полосы чередовались, переходя из одного оттенка в другой, образуя трепещущую, знойную скалу; радужный мост из пламенеющего пурпура, текучей серной желтизны, расплавленной лазури, режущей глаз ярь-зелени, радугу из радуг, ослепительное великолепие, безумие красок!..

И вдруг он ослеп. Радужный мост под ним исчез. Он поплыл, лежа на вершине скалы, над бездной вселенной, уткнувшись головой в холодный непроницаемый пол. Вход в волшебную пещеру вечности захлопнулся…

Сорус Михаэлис «Небесный корабль»

Космология, зародившись в незапамятные времена, была обречена на бурное развитие. Люди приняли вызов неба: сначала они мерились силами со всемогущими богами, а затем с пришедшим на место последних пустым и бездушным космосом — технический прогресс обеспечивал человеку всё больше и больше возможностей. При этом фантазёры-писатели как количественно, так и качественно опережали ученых в создании проектов космических кораблей…

Некоторые из ранних фантастических идей позже воплотились в жизнь (например, многоступенчатые космические ракеты), что-то сегодня рассматривается как перспективная идея, но иные конструкции недостижимы при современном уровне цивилизации — и вряд ли будут созданы даже через тысячу лет. К подобному классу, например, относятся радиокорабли, использующие известные и не очень физические эффекты для движения в космосе. Хотя как знать — может быть, человечество отправится к звёздам именно на них?..

Кадр из знаменитого фильма Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902), вдохновлённого романом Жюля Верна

ГАЛЕРА МАРСИАН И ЛАЗЕР

Книга Николая Рынина «Астронавигация» 1932 года издания — в большей мере фантазия, нежели научный труд. «Популярная наука», говоря сегодняшним языком

Итак, пока учёные в лабораториях по всему миру ломают голову, как усовершенствовать существующие двигательные установки, самое время посмотреть, что же придумали писатели-фантасты почти 100 лет назад.

Одной из первых идей, пришедших в головы писателям вскоре после открытия радио, была посылка «топлива» на корабль по… радиоканалу. Радиокорабль, функционирующий по такому принципу, был описан в романе Александра Ярославского «Аргонавты вселенной», который увидел свет в 1926 году. Для связи с кораблём, оснащённым телеграфом (!!!) и телефоном, на одном из островов группы Самоа в Тихом океане были построены 9 передающих башен; высота центральной составляла 750 метров. С помощью этих передатчиков можно было не только обеспечивать связь, но и снабжать «Победитель» (так назывался космический корабль) энергией. Впрочем, основная двигательная установка корабля работала всё-таки на радии. Вот как её описывает сам автор: «В маленькой металлической коробке, похожей на большой портсигар, очень тяжёлой, сосредоточена страшная, неизмеримая сила: стоит нажать рычажок, и из коробки вытечет один атом освобождённого радия, которого будет более чем достаточно, чтобы взорвать большой город». По этому абзацу (да и по остальной части романа) становится понятно, что Ярославский не слишком-то хорошо представлял себе, как работает его «изобретение». Добавим также, что «Победитель» по форме был схож с каплей воды, а трое астронавтов так и не воспользовались передатчиками для пополнения запасов энергии — встреченное на Луне разумное существо поделилось с ними радием, что позволило космическим путешественникам благополучно вернуться на Землю.

Николай Алексеевич Рынин (1877 — 1942) — один из самых известных российских и советских популяризаторов науки и космонавтики в частности

В 1924 году профессор Николай Алексеевич Рынин написал художественную книгу «В воздушном океане», где в подробностях, достойных инженера и учёного, обрисовал необычную двигательную установку межпланетного корабля — по мнению героя книги, японского инженера Ямато, корабль должен был отталкиваться от космических тел с помощью одноимённого магнитного заряда! Собственно, корабль и представлял собой гигантский магнит. Электрогенераторы, сообщающие кораблю заряд, должны были питаться по радио от наземных электростанций, расположенных в Токио, Мельбурне, Лондоне, Капштадте, Денвере и Сантьяго. Идея, кстати, неплоха, разве что космонавту внутри такого транспортного средства придётся ой как несладко.

РАЗЛОЖЕНИЕ АТОМА

Использование атомной энергии для обеспечения полёта в начале прошлого века представлялось перспективной, но пока что недостижимой целью. Вскоре после запуска первых советских спутников перед конструкторами встала очередная задача: химические аккумуляторные батареи не могли удовлетворить стремительно растущие потребности, поэтому волей-неволей пришлось искать им более мощную замену. Ядерные реакторы появились на космических кораблях уже в 1960-х годах. Но почва, так сказать, уже была взрыхлена и подготовлена всё теми же писателями-фантастами, которые размышляли о подобной двигательной установке задолго до полёта первого космического аппарата.

Например, австрийский поляк Франц Улинский (правда, учёный, а не писатель) описывал, помимо космолёта на солнечных батареях, некий прообраз аппарата с ядерной двигательной установкой. Профессор Николай Рынин тоже фантазировал на эту тему в своих «Космических путешествиях»: «При разложении атома освобождается громадное количество энергии, и частицы распада, выделяющиеся и несущиеся из атома, могут быть направлены по определённому направлению. Тогда они создадут реакцию в противоположном направлении, которою можно воспользоваться для передвижения. Экспериментально это доказывается следующим прибором. В колбе выкачан воздух, и от катода к аноду излучаются электроны при сильном напряжении; при известных условиях можно достичь реакций 2–3 кг/см2, что уже является достаточным для преодоления силы притяжения небольшой планеты. При таких условиях уже нет нужды в уменьшении массы межпланетного или мирового корабля. Необходимая энергия может быть получена в достаточном количестве из материи. Расход для перелёта на Венеру или Марс, несмотря на дорогие устройства и громадные расстояния, будет не выше, чем, например, переход из Гамбурга в Нью-Йорк».

«Мировой корабль» Франца Улинского предназначался для полёта на Луну

Кадр из немого фильма «Аэлита» (СССР, 1924). «Марсианские» костюмы и часть декораций созданы художником Надеждой Ламановой

Впрочем, не только земляне додумались до такого принципа полёта — как следует из «Аэлиты» Алексея Толстого, марсиане также обладали подобными знаниями. Примером тому служит описание аэрокосмического аппарата марсиан: «Летучий корабль был похож на трёхмачтовую карфагенскую галеру. Три пары острых, гибких крыльев простирались с боков его. На крайних его коротких мачтах мощно ревели вертикальные винты, не давая ему опуститься, когда он повис над местностью. С бортов откинулись лесенки, и корабль сел на них. Винты остановились. Во время полёта машины работали бесшумно. Не видно было и самих машин. Лишь на оси каждого вертикального винта крутилась круглая коробка, подобная кожуху динамо, да на верхушках передней и задней мачт потрескивали две э ллиптические корзины из серебристой проволоки…»

ВМЕСТЕ С СОЛНЦЕМ — К ДРУГИМ ЗВЁЗДАМ!

Фантазии Грааль-Арельского издавали в советское время — после его реабилитации. Талантливый поэт и писатель окончил свой жизненный путь в печально известном 1937-м

Но не радиоволнами едиными была жива мировая фантастика в те далёкие годы. «Вопрос о применении внутриатомной энергии к движению космических кораблей пока остается открытым, так как мы ещё не можем получить эту энергию, — писал Рынин в 1925 году. — Однако наука стремится разрешить этот вопрос».

И если атом фантастам всё-таки не покорялся, другой принцип, широко сегодня применяемый, был подробно описан в фантастических книгах начала XX века и заключался в использовании солнечной энергии. Такая энергетическая установка была относительно проста в изготовлении, довольно дешева и весьма надёжна. Неудивительно, что многие писатели именно солнечными батареями оснащали космические корабли в своих книгах. Правда, на «звёздных» двигателях летали в первую очередь инопланетяне: так, в сочинении Стефана Грааль-Арельского «Повести о Марсе» (1925 год) на подобных «аэробилях» передвигались марсиане, которые, впрочем, впоследствии открыли землянам секрет своей двигательной установки. Предприимчивые люди тут же основали компанию «Межпласо» (межпланетных сообщений) и общество «Солнечный двигатель», благодаря которым было налажено регулярное сообщение между Землей и Марсом на кораблях с солнечной батареей.

У Виктора Гончарова в фантастическом романе «Психомашина» (1924) с помощью солнечной энергии летали уже жители Луны. Что самое интересное, солнечный свет селеноиды после улавливания «сливали» в особый прозрачный чан, прессовали, сгущали и затем разливали по баллонам, как обыкновенный воздух. Сконцентрированная таким образом солнечная энергия двигала аппарат, который имел пропеллер и движущиеся крылья. Сегодня подобная идея достойна разве что юмористического эссе.

ПО ЗАВЕТАМ ФАНТАСТОВ

Как ни странно, принцип радиодвигателя вполне жизнеспособен: сегодня в НИИ комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем под Санкт-Петербургом проходит испытания двигатель, основанный на лазерной тяге. Схема его работы схожа с принципом, по которому работал двигатель фантастического космического корабля: лазерный луч огромной мощности светит с наземной установки в оптический приёмник летательного аппарата, который концентрирует излучение и направляет энергию в камеру сгорания двигателя. Там топливо нагревается до сотен тысяч градусов, превращается в плазму и вырывается наружу сквозь сопло, создавая тягу.

Возможно, лазерный двигатель — не такая уж и фантастика

Иллюстрация к «Быстрому путешествию на воздушном корабле к небесам» немца Киндермана, издание 1744 года: пятеро героев летят к Марсу на воздушном шаре

Фантасты не ошиблись: на сегодняшний день солнце является одним из основных источников энергии для космических станций и спутников

В 1913 году австрийский учёный польского происхождения Франц Улинский публикует работы по нескольким типам космических аппаратов. Один из кораблей в качестве двигательной установки использовал «термоэлемент, состоящий из различных, налегающих друг на друга, металлических дисков и образующих термопары». Таким образом, по расчётам Улинского, площади солнечных батарей корабля в 500–1000 м2 было достаточно, чтобы обеспечить быстрое движение.

ЭЛЕКТРОСТАЛКЕРЫ ВСЕЛЕННОЙ

Чтобы понять, что же мы упустили в нашем исследовании двигательных установок фантастических кораблей, нужно вспомнить одну истину: XIX век по праву можно назвать веком электричества. Именно в то столетие сделано множество важных открытий: Эрстед и Ампер открывают связь между электричеством и магнетизмом; Джоуль, Ленц и Ом публикуют свои работы по изучению электрического тока; Гаусс формулирует основную теорему теории электростатического поля; Фарадей открывает электромагнитную индукцию и законы электролиза, а также вводит понятие электрического и магнитного полей; Максвелл формулирует свои уравнения; Герц экспериментально регистрирует электромагнитные волны. Всё это наконец приводит к настоящей электротехнической революции — как на дрожжах растёт количество используемых электрических батарей, во всех сферах жизни применяются электромагниты, электрическое освещение, телеграф, телефон. На основе электродвигателей и электрогенераторов появляются новые виды транспорта — трамвай и троллейбус. С помощью электричества тогда разве что в космос не летали. Хотя подобных проектов хватало.

С помощью электрической тяги вряд ли можно добраться до другой планеты. Но вот передвигаться по её поверхности — без проблем. На снимке — Space Exploration Vehicle (SEV), современный электропланетоход NASA

Повесть «Путешествие на Марс» была переиздана более чем век спустя после первого издания — в сборнике «Космическая фантастика: космос будет нашим!», составленном Антоном Первушиным и Василием Владимирским

В 1901 году в приложении к русскому журналу «Нива» появилась небольшая фантастическая повесть (впрочем, по тем временам названная «романом») Леонида Афанасьева «Путешествие на Марс». В ней энтузиасты решают отправиться на Марс именно на электрическом космолёте: «Корабль инженера Краснова представлял собой почти правильный конус, сделанный из какого-то неизвестного металла. Посередине было небольшое круглое отверстие, которое изнутри легко можно было закупорить так, что судно закрывалось герметически. Стены были очень толстые и состояли, по словам Краснова, из нескольких перегородок, между которыми находилось не что иное, как обыкновенная вода, что требовалось для оказания необходимого сопротивления первоначальному толчку. Через весь корабль по боковой стене проходила витая лестница, достигавшая почти самой вершины конуса. […] Почти весь первый этаж состоял из многочисленных шкапов с мягкими стенками, устроенными для того, чтобы защитить от первоначального толчка хранящиеся в шкапах предметы. Весь корабль был выложен изнутри с тою же целью эластичной обивкой. В этом же этаже находились различные приборы и машины, а также резервуар для поглощения разных нечистот».

Комично то, что писатель уделяет гораздо больше внимания комфорту и обстановке корабля, нежели принципу, по которому тот летал. Несколько абзацев занимает перечисление предметов, могущих пригодиться космонавтам в полёте: помимо туалетных столиков, шкафов, электрических печей и ламп, а также книг, это пианино (самый необходимый в полёте предмет!), фонограф, стереоскоп и огромное количество посуды. На отсутствие толкового научного объяснения полёта указывает и упомянутый профессор Рынин, анализировавший повесть спустя почти тридцать лет, в 1928 году: «Хотя автор этой повести и не дает почти никаких указаний о способе отталкивания аппарата от Земли и задерживании его при падении на Марс, но можно предполагать, что для этого служит отталкивающая или притягательная сила электричества, вырабатываемого в машинном отделении корабля. В механизме же, остающемся на Земле, было устроено, вероятно, нечто вроде электрической пушки, усиливающей первый толчок и дающей сразу большое ускорение».

ТАИНСТВЕННАЯ АПЕРГИЯ

Бизнесмен и писатель Джон Джекоб Астор IV в какой-то мере напоминал по количеству безумных идей нашего современника Ричарда Брэнсона

Про магниты Рынина мы уже писали; аналогичную схему, построенную на отталкивании от других планет, предложил американский бизнесмен Джон Джекоб Астор IV в своей книге «Путешествие в другие миры: роман будущего» (1894, русский перевод — 1900). Заметим, что Астор погиб в 1912 году на легендарном «Титанике»; к нашей теме этот факт отношения не имеет, но сам по себе он занимателен. В русском переводе «научные» теории Астора звучат примерно следующим образом:

«…Мы можем построить не пропускающий воздуха снаряд, герметически закупориться в нём и пустить его таким образом, чтобы он отталкивался магнетизмом Земли; тогда он отскочит от неё с одинаковой, или такой силой, которая превосходит притяжение Земли. Я думаю, что Земля имеет такое же отношение к пространству, как отдельные частицы ко всякой твёрдой, жидкой или газообразной материи: как частички стремятся разъединиться под влиянием теплоты, так и Земля оттолкнёт этот снаряд, если надлежащим образом применить электричество, которое есть не что иное, как другая форма теплоты. Это может и должна сделать апергия. […] Если апергия способна уничтожить тяготение, то я не вижу, почему она не может сделать ещё большего; чтобы уничтожить тяготение, отталкивание Землёю, производимое апергией, должно быть так же велико, как и сила притяжения, и тогда можно парить над Землёю в окружающем её воздухе. Но после того, как апергетическое отталкивание доведено до такой степени, что тело не падает, всякое увеличение апергии заставит тело подниматься вверх. [...] Так как наибольшая сила отталкивания будет в самом начале, на близком расстоянии от Земли (ведь апергия, как противовес тяготению, также подчинена законам Ньютона и Кеплера), то, следовательно, скорость тела, заряжённого апергией, будет наибольшей вначале. Эту первоначальную скорость и необходимо увеличить, чтобы скорее попасть на другую планету».

Обложка одного из ранних английских изданий романа Жюля Верна «С Земли на Луну»

Двухэтажный космический корабль, описанный в книге, имел вид короткого усечённого цилиндра диаметром 7,62 м. Стены, крыша и пол из «бериллиума» толщиной 8,5 мм были двойными, а прослойка между стенками была забита минеральной ватой для защиты от космического холода. Всего этого оказалось достаточно, чтобы совершить путешествие на Сатурн с Юпитером и благополучно вернуться к Земле…

Сегодня, читая все эти произведения, мы думаем: как наивны и смешны были их авторы! Но, если подумать, мы значительно менее разумны, нежели люди того времени, поскольку позволяем себе смеяться над стихией, которая во все времена была двигателем прогресса, — воображением. Запомните: каждая мечта имеет, пусть даже совсем мизерный, шанс стать реальностью.

На иллюстрации к роману Жоржа Ле-Фора и Анри де Графиньи «Путешествие на Луну» хорошо виден интерьер предполагаемого космического снаряда

Что почитать?
  • Леонид Афанасьев «Путешествие на Марс»

  • Сирано де Бержерак «Иной свет, или Государства и империи Луны»

  • Жюль Верн «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут»

  • Стефан Грааль-Арельский «Повести о Марсе»

  • Антон Первушин «Битва за Луну»

  • Николай Рынин «В воздушном океане»

  • Алексей Толстой «Аэлита»

  • Герберт Уэллс «Первые люди на Луне»

  • Джон Джекоб Астор «Путешествие в другие миры»

  • Александр Ярославский «Аргонавты Вселенной»

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Georgius
№ 1
14.04.2013, 13:23
Хорошо бы вассказать не только на какой энергии летали кроабли начала прошлого века, но и что их приводило в движение.
Мне довелось прочитать немецкий роман 20-х годов, где космический корабль \"Сафир\" получал энергию от солнечного света, пропущенного через \"особые призмы\". В призмах он преобразуется в электричество, которое питает электродвигатель... с пропеллером. Вот так корабль летает и в космосе - на воздушном винте. Причем автор очень правильно замечает, что в космическом пространстве звука вращающегося винта не будет слышно, поскольку воздуха там нет. А поскольку \"Сафир\" непонятно почему лишен окон и летает вслепую, то по наличию или пропаже звука от пропеллера космонавты определяют, находятся ли они еще в пределах атмосферы или уже в космосе.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться