Google+
СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Сериал Что делать, если вы попали в фэнтези? «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ
Версия для печатиИстория кино: Незримый мир в кино
Кратко о статье: Скрытую от глаз реальность редко изображают симпатичной или хотя бы безобидной. Но её никогда не перестают изображать. Меняется мода, меняются страхи и представления о красоте. Но нас всегда завораживает то, что пугает.

Прекрасное, мёртвое и насекомое

изображение изнанки мира в кино

Выглядит это примерно так: вы живёте в уютном доме и думаете, что чётко знаете, где какие комнаты. Вы представляете размеры всех помещений, возможно, вы даже лично клеили обои, развешивали картины и стелили ковры. Но в один прекрасный день выясняется, что в доме вместе с вами живут соседи: в подвале, на чердаке, под полом или в простенках. Где-то, куда вам не пришло в голову заглянуть раньше. Они могут быть милыми и крошечными, хотя это более редкий случай. Обычно они неприятны на вид и очень опасны. Кстати, они живут здесь дольше, чем вы. Так что ещё вопрос, кто у кого дома. Это моглоб ы быть вступление к статье о грызунах или тараканах, но всё гораздо интереснее.

Если речь идет об «изнанке реальности», а не просто о «далёкой-далёкой галактике», то подразумевается наличие чего-то, что мы считаем реальностью. И к тому же два пространства — реальность и изнанка — должны быть чем-то связаны. Обычно они находятся на одной территории, в крайнем случае — просто очень близко. Кинематографисты такое обожают: контраст обыденности и волшебства — сильный приём, почти безотказный, особенно при правильной визуальной подаче. Вот о визуальной подаче мы и поговорим.

«Хеллбой II: Золотая армия». Вряд ли детишки хотят увидеть такую зубную фею у себя на подушке

Со зрителем бесполезно разговаривать. То есть не то чтобы совсем бесполезно, но малоэффективно. Как ни расписывай достоинства Чужого, вряд ли кто-то станет брататься с таким красавцем. Внешний вид персонажа или места говорит зрителю больше, чем всё остальное. Именно поэтому разумно разделить фильмы о сверхъестественных соседях на несколько категорий — согласно тому, как их, жителей тайного мира, изображают в кино.

ВСЯКАЯ ПЛОТЬ — ТРАВА

Обычно они живут в соседнем лесу. В отличие от людей, они не потеряли связь с природой. Мы не видим их, потому что они обитают в норах или в деревьях. Чаще всего они похожи на каких-то зверей, птиц, насекомых или растения. Причём чем дальше они от цветов и ближе к насекомым и жабам, тем больше стоит их опасаться. Обычно по сюжету эти существа — феи или гоблины, древний волшебный народ, но бывают и другие версии.

«Спайдервик: хроники». Они маскируются под цветы, поэтому мы их не замечаем

«Спайдервик: хроники». Если посмотреть сквозь волшебный камень, невидимое становится видимым

Самые яркие и жуткие лесные твари встречаются в фильмах Гильермо дель Торо. Тем, кто видел монстров из «Лабиринта фавна» и «Хеллбоя», непросто их забыть. Кроме того, дель Торо продюсировал римейк фильма ужасов «Не бойся темноты» — историю о древних существах, живущих в подвале старого дома и похищающих души людей.

«Спайдервик: хроники» — более жизнерадостная сказка, снятая Марком С. Уотерсом в 2008 году. История всё та же: в соседнем лесу живут сказочные существа, похожие на жаб, крыс, воронов и бодрых свинок. Фильм семейный, никого не будут съедать заживо и утаскивать в подвал. Правда, это не значит, что по ходу просмотра не будет страшно.

ПОЧТИ КАК ЛЮДИ

В фильмах об ангелах и демонах, живущих среди людей, редко бывает сногсшибательный футуристичный дизайн. Тут принято брать кастингом. Можно позвать на роль ангела Тильду Суинтон, как сделал Фрэнсис Лоуренс в «Константине». Или Джона Траволту... хотя это уже другой жанр.

Интересно, что ангелов изображают в строгих костюмах или простых светлых одеждах. Демоны же, как правило, демонстрируют отсутствие вкуса и носят пёстрое, бессмысленно дорогое тряпьё. Иногда кому-нибудь надевают небольшие рожки или скромные крылья — никаких сюрпризов.

«Константин». Угадайте с трёх попыток, кто здесь ангел?

Феи и эльфы, те, что не похожи на богомолов-переростков, могут быть вполне человечными. Добывайки в мультфильме «Ариэтти из страны лилипутов» студии «Гибли» не маскируются под людей. Они и есть люди, просто крошечные. Здесь волшебство уже не в персонажах, а в декорациях. Лилипуты приспосабливают людские вещи под свои нужды — иногда диковинным образом.

МИР-КЛАДБИЩЕ

«Ариэтти из страны лилипутов». Вторая жизнь бельевой прищепки

Мёртвый город — бессмертный сюжет. Во все времена человек пытается примириться с тем, что его век короток. Люди хотят заглянуть за границу жизни и посмотреть, есть ли что-нибудь за ней, поэтому история о том, что мир мёртвых находится совсем рядом с нами, будет популярна всегда. Здесь нужно немного отвлечься от кино и упомянуть компьютерную игру: серия «Сайлент Хилл» — великолепный рассказ о мёртвом городе. Задымлённые улицы, брошенные дома, пепел, грязь, кровь и ржавчина. Призраки города, люди, умершие страшной смертью и оставшиеся жить в аду. Сайлент Хилл трудно описать, это нужно видеть. Благо прекрасный фильм по мотивам игры был снят в 2006 году, а в октябре этого года выходит ещё один.

Разброс в изображении мира мёртвых очень велик. С одной стороны — крайне агрессивный подход «Сайлент Хилла», «Корабля-призрака» или «Сияния». Изуродованные человеческие фигуры, реки крови и смерть во всём, чего ни коснись. С другой стороны — едва заметный намёк, как в «Шестом чувстве». Только пар изо рта мальчика может указать на то, что призрак рядом.

ЗАПОВЕДНИК ГОБЛИНОВ — ПЕРЕМЕШАТЬ, НЕ ВЗБАЛТЫВАЯ

«Корабль-призрак». Без маленькой мёртвой девочки никуда

Помимо чистых образцов того или иного вида, в кино и в играх попадаются занятные коктейли. Несколько сериалов-антологий, крупнейший из которых — «Секретные материалы». По ним можно писать учебник — сложно придумать такую параллельную реальность, которую они не показали. Тут же можно вспомнить «Сверхъестественное» — сериал, тоже основанный на городских легендах. Ожидаемая в июне игра The Secret World повествует уже об открытом конфликте двух реальностей. Бестиарий в игре удивительно разношерстый. «Задверье» — сериал по сценарию Нила Геймана, из которого позже выросла книга, — образцовый фильм про изнанку всего подряд. Франшиза «Люди в чёрном» — даже не совсем про соседей, а просто про то, что вселенная огромна и удивительна, а чудеса порой случаются прямо у нас под носом. Перечислять можно долго.

Скрытую от глаз реальность редко изображают симпатичной или хотя бы безобидной. Но её никогда не перестают изображать. Меняется мода, меняются страхи и представления о красоте. Но нас всегда завораживает то, что пугает.

«Шестое чувство». Видеть мёртвых совсем не забавно

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться