Google+
ЦИКЛ О ВОЛЬХЕ РЕДНОЙ орлы Реальность Жюля Верна МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ»
Версия для печатиФантастическая музыка: Музыка Chiptune и 8 bit
Кратко о статье: Многие из тех, кто родился на рубеже восьмидесятых-девяностых, наверняка застали популярные компьютеры ZX Spectrum и игровые консоли Dendy. Многие помнят характерное звучание музыки из старых видеоигр. Некоторым людям эти звуки полюбились настолько, что на их основе сформировался пласт собственной музыкальной культуры. Забавное для русского уха слово «чиптюн» стало названием целого музыкального жанра. Жанра, возникшего на базе тех простеньких мелодий, что сопровождали приключения супербратьев Марио или отважных спецназовцев из подразделения «Контра».

Во/семь
Бит/нот

Чиптюн

Чиптюн

В последние годы звукоподражание «пыщ-пыщ» прочно связано в общественном сознании с одним хулиганским интернет-сайтом, жители которого провозгласили своим тотемом известного интеллектуала Анатолия Вассермана. Изначально же это была попытка воспроизвести при помощи человеческих голосовых связок те звуки, которые можно было услышать в играх для самых первых игровых консолей и старых персональных компьютеров. Многим эти звуки из детства полюбились настолько, что на их основе сформировался целый пласт музыкальной культуры — самостоятельная сцена со своими центрами, героями и фирменными приёмами. Забавное для русского уха слово «чиптюн» стало названием целого музыкального жанра. Жанра, возникшего на базе тех простеньких мелодий, что сопровождали приключения супербратьев Марио, сверхскоростного ёжика Соника и отважных спецназовцев из подразделения «Контра».

БВОП-БВОП

Наши восьмые биты — самые восьмые в мире!

Изначально чиптюном называлась музыка, которая производилась не с помощью сэмплов, записанных с живых инструментов, а исключительно силами звуковых чипов, встроенных в раритетные компьютеры и игровые приставки первых поколений. В начале восьмидесятых персональные компьютеры подешевели и стали более доступными. Это привело к перенасыщению рынка устаревшими моделями, брошенными их владельцами, которые перешли на что-то более современное. Старые компьютеры можно было купить за сущие гроши или даже найти на помойке. Этим не замедлили воспользоваться исполнители андеграундной музыки: ведь возможности той аппаратуры очень хорошо подходили для создания оригинальных, ни на что не похожих произведений.

Главная технологическая особенность такой музыки — мелодия генерируется звуковым чипом в режиме реального времени. Поскольку чипы тех времён не могут состязаться в мощности с современными звуковыми картами, звук, который они воспроизводят, получается очень специфическим. Если при помощи современного музыкального софта можно эмулировать любые звуки, в том числе и восьмибитные, то сами старинные чипы всегда будут выдавать тот характерный, скрипучий и прыгающий саунд восьмидесятых и девяностых: все эти «пыщ-пыщ», «дрын-дрын» и «бвоп-бвоп».

Но главная особенность музыкантов, работающих на этой сцене, — даже не специфический звук, а оборудование, которое они используют. Теоретически восьмибитную музыку можно создать и в универсальных секвенсорах — например, в Steinberg’s Cubase или Fruity Loops Studio. Но большинство музыкантов-восьмибитников классической школы борются за чистоту звучания и потому берут в студию и на концерты настоящую старую электронику. В основном используется устаревшая продукция компании Nintendo: приставки Game Boy и NES. Также в ходу такие компьютерные системы, как Commodore 64. Композиции могут быть созданы как при помощи чистого электронного звука, так и с использованием дополнительных инструментов: гитар, синтезаторов или духовых. Жанровая палитра восьмибитной сцены поистине безгранична. Это могут быть как составленные из чиповых звуков кавер-версии популярных хитов, так и оригинальные произведения в самых разнообразных стилях, от рока до синтипопа и дабстепа.

Ключ от пиратского сундука

Множество безымянных — и зачастую шедевральных — творений жанра 8-bit не будут услышаны добропорядочными гражданами, которые никогда в своей жизни не скачивали с торрент-трекеров нелицензионное программное обеспечение. Большинством приобретённых таким образом программных пакетов невозможно воспользоваться без генератора ключей, который, как правило, вложен в скачиваемый архив. При запуске этих самых генераторов как раз и начинают звучать композиции, сделанные в классической чиптюнстилистике. Их очень легко принять за настоящие мелодии, позаимствованные из каких-нибудь стареньких игр. А может быть, так оно и есть — кто знает? Явление не осталось незамеченным: существует целый сайт, коллекционирующий композиции из кейгенов. И что интересно — самих кейгенов на сайте не найти. Ознакомиться с безымянными шедеврами можно по адресу keygenmusic.net.

Thank you, Mario!

У Horse The Band так и чешутся руки изобрести новый жанр

Покуда музыканты восьмибитных направлений использовали в своих трудах только игровую классику, эта сцена оставалась по большей части андеграунд ной и экспериментальной. Но ближе к концу девяностых ситуация изменилась. Теперь эта технология звукоизвлечения начала применяться и массовыми, коммерческими исполнителями. Возник новый жанр — нинтендокор. В чём его отличие от канонического чиптюна? В том, что нинтендокорщикам уже не обязательно использовать в работе древние компьютеры и приставки.

Впервые термин «нинтендокор» ввёл лидер американской группы Horse the Band Натан Уиннек. Вряд ли Уиннек подозревал, что слово, которым он в шутку охарактеризовал свою музыку, будет так быстро подхвачено музыкальными критиками и войдёт в энциклопедии и справочники. Похожая история произошла когда-то с писателем Брюсом Бетке и изобретённым им понятием «киберпанк».

Вскоре определение «нинтендокор» стало использоваться в отношении самых разных, очень отличающихся друг от друга по стилю команд. Так, если песни Horse the Band — самостоятельные авторские произведения, в которых восьмибитные дорожки подменяют собой клавишные партии, то другие пионеры нинтендокора, The Advantage, переигрывают в рок-стиле музыкальные темы из классических видеоигр. Тем же самым занимаются ребята из группы The Minibosses. Ни те, ни другие уже не используют чиповых технологий — они просто играют на привычных гитарах, басу и ударных ту самую музыку, что звучала некогда дома у очень многих из нас. Если услышать их музыку случайно, не зная, откуда взяты мелодии, можно подумать, что перед нами очередное творение кого-то из виртуозных гитаристов — например, Джо Сатриани или Стива Вая...

Игровым металлистам не обойтись без такой гитары

Два помятых программиста — тоже оркестр!

Появившись как гибрид тяжёлого рока и восьмибитной музыки, нинтендокор, в свою очередь, разветвился на несколько различных направлений, объединённых лишь общим прошлым — игровыми консолями. Одни группы используют чиповую технологию создания музыки в качестве оригинальной фишки, другие — создают инструментальные композиции в память о культовых играх. А некоторые делают и то, и другое.

Так поступают, например, американцы PowerGlove, в чьих композициях слились воедино компьютерные мелодии и разухабистые риффы спид-метала. Стоит заметить, что группа названа в честь одного из контроллеров NES — интерактивной перчатки-геймпада. Ещё одна американская команда, I Fight Dragons, соединяет кавер-версии музыки из игр и оригинальный материал, созданный с применением чиптюна.

PowerGlove пафосны, как Manowar

Вообще, группы, записывающие кавер-версии, выделяют в отдельный блок, насчитывающий только известных имён полтора десятка. Помимо уже упомянутых исполнителей, в этом списке можно найти такие интересные проекты, как Chromelodeon, Video Game Orchestra, MegaDriver, Descendants of Erdrick, а также группу с характерным названием The NESkimos, которая сделала настолько лихую панк-версию классической темы из игры Mario, что, послушав её, невольно представляешь себе отважного водопроводчика собирающим пивные бутылки (что, впрочем, больше приличествует водопроводчику, если исходить из стереотипов об этой профессии, сложившихся на постсоветском пространстве).

Несомненно, заслуживают отдельного упоминания и японские прогрессив-металлисты The Black Mages, которые специализируются на музыкальных темах из игр серии Final Fantasy. Неудивительно, ведь одним из участников группы был Нобуо Уемацу — композитор большинства игр FF. Проект выпустил три альбома и саундтрек к мультфильму Final Fantasy VII: Advent Children. Группа была распущена в 2010 году, однако вскоре Уемацу основал аналогичный проект Earthbound Papas, на счету которого пока что один альбом.

Обитель бит

В 1999 году поклонники винтажных видеоигр Иеремия Джонсон и Майк Хэнлон организовали в Нью-Йорке арт-группу 8bitpeoples, занимающуюся, помимо концертов и перформансов, изданием компиляций и альбомов восьмибитной музыки. Джонсон известен в музыкальных кругах под псевдонимом Nullsleep («Неспящий»). Их музыку можно услышать также на сборниках, выпущенных другими лейблами, — например, в вышедшей на Astralwerks компиляции 8 Bit Operators, на которой можно услышать песни Kraftwerk, исполненные в восьмибитной манере. Большинство релизов 8bitpeoples выпускается через веб-сайт 8bitpeoples.com, на котором доступны также обложки альбомов — их можно распечатать и, записав скачанные песни на диск, получить «твёрдую копию» полюбившегося релиза.

I love 64

Стернберджеры и их восьмибитное оружие

Нинтендокор стал мощным «паровозом», вытащившим восьмибитную культуру из подполья. Классический чиптюн, не отягощённый ударами бас-бочки и перегруженными гитарами, на этом фоне стал менее заметен. Но это вовсе не значит, что он совсем исчез. Сцена продолжает жить и развиваться. Множество групп по-прежнему создаёт музыку, основанную на электронных звуках прошлого. Один из наиболее известных проектов классического чиптюна — американский дуэт 8-bit Weapon, состоящий из Сета и Мишели Стернберджеров. Они сочиняют чистейшую компьютерную электронику, которая могла бы, например, заполнять радиоэфир в мире, населённом киборгами или роботами. Группа не гонится за модными коммерческими тенденциями, а по старинке использует такие орудия труда, как компьютеры линейки Commodore: VIC-20, Commodore 64 и Amiga 500, а также игровые консоли Nintendo Entertainment System, Game Boy и Atari 2600. У Мишель Стернберджер есть ещё сольный восьмибитный проект ComputeHer.

Кассетный привод Commodore 64 на обложке альбома mind.in.a.box. Программы и игры писались на привычные аудиокассеты

Лидером в сфере производства восьмибитных мелодий стали Соединённые Штаты Америки. Но и в старушке Европе по этой части полный порядок. Именно там (в Швеции) собралась двенадцать лет назад группа Machinae Supremacy, одна из самых известных групп, сочетающих тяжёлый металл и винтажную электронику. Для придания своим произведениям особого колорита Machinae Supremacy используют звуковой модуль Elektron SidStation, основанный на той же технологии, что и звуковой чип легендарного компьютера Commodore 64.

Свою дань уважения восьмибитной музыке отдал австрийский синтипоп-проект mind.in.a.box. В 2010 году вместо продолжения приключений Мистера Блэка и Мисс Найт* австрийцы выпустили альбом R.E.T.R.O., который стал настоящим признанием в любви платформе Commodore 64 и чиптюну. Хотя альбом не писался с помощью аутентичных компьютеров, многие его мелодии, взятые из старых игр (Light Force, The Last Ninja,The Last V8), довольно близки к оригиналу по звучанию. Помимо игровых саундтреков, на альбоме есть и материал самой группы, включая песни с говорящими названиями 8 Bits и I Love 64.

Подробнее читайте в МФ №72 (август 2009) и на сайте в статье «Фантастические сюжеты в музыке»

Ещё один яркий представитель восьмибитной сцены из Старого Света — немцы Welle:Erdball. Как и 8-bit Weapon, они не применяют рокинструментов, зато по полной программе используют возможности звукового чипа Commodore. Музыка Welle:Erdball — самая «электронная» электроника, которую только можно себе представить. Правда, в отличие от всё тех же 8-bit Weapon, они используют чистый вокал, не обработанный компьютерными эффектами. Это, а также подчёркнуто танцевальная направленность песен стали главными фишками Welle:Erdball. А заигрывание с неоромантикой и дарквейвом сделало их желанными гостями не только на восьмибитной сцене, но также в готических клубах и журналах. Главным же достижением Welle:Erdball стало изобретение нового поджанра электронной музыки — битпопа... Да-да, леди и джентльмены, чиптюном и нинтендокором список направлений восьмибитной сцены не ограничивается. Битпоп — её дискотечный представитель, по своей энергетике вплотную приближающийся к электро и дарк-электро.

Баллада для механического пианино

Данный термин был введён в обиход музыкантами, пожелавшими отмежеваться от традиционного чиптюна. Главная отличительная особенность битпопа — в том, что здесь наряду с архаичной электроникой применяется и современное оборудование. Хоть эта музыка и содержит восьмибитные звуки, она всё же звучит иначе, нежели традиционный чиптюн.

Битпоповые альбомы преимущественно выходят на лейблах 8bitpeoples, Relax Beat и Bleepstreet Records. В числе наиболее известных представителей этого поджанра, помимо упомянутых Welle:Erdball, стоит назвать группы PL4Y!, Solemn Camel Crew, 8 Bit Mayhem и Teamtendo.

Это создали роботы?

Сорок два года назад в Германии возник музыкальный коллектив Kraftwerk, в творчестве которого можно отыскать корни если не всей электронной музыки вообще, то уж «компьютерной» музыки точно. Минималистический электронный саунд, голос, пропущенный через вокодер, песни о роботах, компьютерах и прочих технологиях будущего — всё это фактически ставит Kraftwerk в один ряд с современными восьмибитными музыкантами. Но есть одно «но»: в те годы, когда Kraftwerk начинали свою карьеру, ещё не существовало самих восьмибитных технологий. Поэтому, хоть отголоски музыки, созданной много лет назад этими «людьми-машинами», по-прежнему звучат в треках сегодняшнего дня (особенно много таких отсылок можно найти в творчестве Welle:Erdball), мы едва ли можем назвать их основателями восьмибитной музыки. Но и отрицать того факта, что Kraftwerk очень сильно на неё повлияли, тоже нельзя. А что они действительно изобрели — так это электронные барабаны. Причём совершенно случайно. Но это уже совсем другая история...

Вне музыки

Ностальгия по временам беззаботной восьмибитной юности проявляется не только в музыке. Вокруг явления сформировалась восьмибитная субкультура. Её представители не выделяются среди обывателей одеждой, имиджем или сленгом. Их объединяет только одно: они без ума от чиптюни videogame-музыки, пиксель-арта, винтажных консолей — всего, что связано с восьмибитными играми. И такие фанаты творят произведения, пропитанные любовью к этой культуре.

Из свежих примеров — гиковский комикс Брайана Ли О’Мэйли «Скотт Пилигрим против всех» и снятый по его мотивам фильм Эдгара Райта. Их действие вроде бы происходит в реальном Торонто, но постоянно кажется, что это мир старой компьютерной игры: нереалистичная физика, сюжет, основанный на победе над «боссами», выпадающие из поверженных врагов монетки и дополнительная жизнь (1-UP), спасшая героя в конце. По мотивам комикса также создана отличная игра Scott Pilgrim vs. the World, выполненная в жанре beat’em up. Графика пропитана восьмибитной стилистикой и постоянно цитирует старые игры (дизайн разрабатывал Пол Робертсон, автор потрясающей короткометражки Pirate Baby’s Cabana Battle Street Fight 2006), а в качестве саундтрека выступает классический чиптюн, созданный группой Anamanaguchi.

Скотт Пилигрим в комиксах...

...в кино...

...и игре

Другой интересный пример — клип южноафриканского электронного проекта Goldfish на песню We Come Together. Выполненный в стилистике пиксель-арта клип содержит десятки цитат из старых видеоигр — от стилизации названия группы под логотип компании SEGA (который отображался при запуске игр Sega Mega Drive) до персонажей Felix the Cat, Mega Man и Star Wars.

И, конечно, всё вернулось к тому, с чего началось, — к видеоиграм. В 2009 году для PS3 вышла 3D Dot Game Heroes — приключенческий ролевой боевик, полный жанровых штампов и примет старых видеоигр (прежде всего — jRPG и серии The Legend of Zelda). Необычен и визуальный стиль игры — многие элементы составлены из вокселей («кубиков»), что придаёт ей особый шарм. На фоне регулярных переизданий серии Final Fantasy игра 3D Dot Game Heroes хорошо пошла у ностальгирующей части геймерского сообщества — в США было продано около 160 тысяч копий игры.

Целый мир из кубиков

***

Соник одобряет

В чём секрет притягательности чиптюна, нинтендокора и битпопа? Во-первых, до этой музыки меломан добирается не сразу — и после звучания Rammstein, Marylin Manson и прочих Evanescense она становится для него настоящим ушатом холодной воды, производя неизгладимое впечатление своей необычностью. Вторая причина — ностальгия. Ведь почти каждый человек, которому сегодня от двадцати до тридцати пяти лет (именно таков средний возраст завсегдатаев музыкальных магазинов и сайтов), сталкивался если и не с компьютерами ZX Spectrum и Commodore, то с игровыми консолями NES и Sega Mega Drive уж точно. И композиции от артистов восьмибитной сцены станут, пожалуй, лучшим способом погрузиться в сладостную негу детских воспоминаний.

 
Восьмибитное оружие
Интервью с 8-bit Weapon

Чтобы окончательно прояснить ситуацию вокруг компьютерноконсольной музыки, мы обратились к одним из выдающихся творцов жанра — Сету и Мишель Стернберджерам, также известным как 8-bit Weapon.

Что вдохновило вас на сочинение восьмибитной музыки?

Мы оба выросли в золотую эпоху компьютеров и консольных видеоигр. Мы любим те уникальные звуки, которые каждая из консолей привносит в наш оркестр. Мы любим музыку из видеоигр восьмидесятых. И мы любим музыку в принципе. Так что однажды мы начали делать новую музыку при помощи этих старых машинок.

Как вы могли бы охарактеризовать суть этого жанра?

На наш взгляд, здесь вовсе не применимо слово «жанр». Это всё равно что сказать, будто гитара — один из жанров музыки. Понимаете? Просто некоторые люди делают музыку при помощи этих электронных древностей. В том числе и мы.

Каков ваш прогноз для восьмибитной сцены?

Мы думаем, она будет развиваться. Ей найдётся применение в массе телепроектов, фильмов и видеоигр. То же самое можно было наблюдать в течение прошлого десятилетия.

Как вы думаете, в чём секрет популярности жанра? Какова её главная причина: ностальгия, уникальность звучания или сама по себе музыка?

Люди, которым сейчас двадцать четыре года и больше, выросли под эти звуки, а те, кому пятнадцать или меньше, наоборот, никогда ничего подобного не слышали. Для каждой из этих категорий в восьмибитной музыке найдётся нечто, чего они больше нигде не смогут получить. Любая из названных причин может быть главной — тут уж всё зависит от конкретного человека.

Что посоветуете молодым музыкантам, желающим начать играть 8‑бит?

Хватайте консоль, звуки которой вам больше всего нравятся, и начинайте зажигать!

А ну-ка покажи свой чемоданчик!

Краткий обзор основных инструментов, применяемых для создания восьмибитной музыки

Commodore 64

В России этот компьютер, производство которого началось в 1982 году, был менее распространён, чем разнообразные модификации ZX Spectrum, но ничуть не менее уважаем. В Соединённых Штатах же именно эта модель персонального компьютера ассоциируется с духом восьмидесятых, и как раз с компьютерами семейства Commodore прочно связана ранняя киберкультура. История компании, названной впоследствии Commodore International, начиналась не где-нибудь, а в застенках нацистского концлагеря Аушвиц. Именно там провёл несколько лет своей жизни основатель компании, польский эмигрант Джек Тремиль. Возможно, данное обстоятельство повлияло и на выбор названия для фирмы. Проведший детство рядом с ужасами Второй мировой, Тремиль хотел назвать свою компанию как-нибудь «по-военному». Но бренды Admiral и General были к тому моменту уже заняты, поэтому выбор пал на Commodore (воинское звание офицерского состава в большинстве военно-морских сил стран НАТО).

Первоначально компания именовалась Commodore Portable Typewriters Company и занималась выпуском пишущих машинок. В шестидесятые годы она стала делать также электронные калькуляторы, а ещё десятилетием позже два этих гаджета слились в один, породив персональные компьютеры Commodore PET. Фирма Тремиля продвигала свою продукцию на рынок под слоганом «Компьютеры для масс, а не для классов».

Nintendo Entertainment System

«Dendy, Dendy, все мы любим Dendy, Dendy — играют все!» — эти слова, прозвучавшие вдруг однажды с телеэкрана много лет назад, наверняка навеки врезались в память немалой части людей, читающих сейчас эти строки. Заокеанские артисты едва ли когда-нибудь слышали сей девиз, но продолжают играть на Dendy даже сейчас, когда мы в большинстве своём уже давно забыли, на каком чердаке лежит эта «библия детства», или же отдали старенькие приставки на растерзание собственным карапузам. Только артисты, конечно, играют на этих консолях не в игры — они играют на них свою музыку. Именно восьмибитная консоль Nintendo Entertainment System — таково её полное оригинальное название — дала восьмибитному жанру имя.

На волне успеха аркадных автоматов в начале восьмидесятых японская компания Nintendo решила принести виртуальные развлечения в каждый дом. С этой целью была выпущена игровая консоль Famicom, на которую были портированы три популярные аркадные игры от Nintendo: Donkey Kong, Donkey Kong Jr. и Popeye. Famicom был самой популярной игровой консолью в Японии до конца 1984 года.

В следующем году Nintendo атаковала американский рынок, перебросив через океан десантное штурмовое подразделение численностью в 100 тысяч консолей — уже под названием Nintendo Entertainment System.

В России приставка NES никогда не была представлена официально, и все так называемые Dendy были по своей сути всего лишь клонами оригинальной системы, позаимствовавшими свой внешний вид у Famicom, а начинку — у NES. Хотя, конечно, в России были и есть счастливые обладатели фирменной продукции Nintendo.

Game Boy

С появлением этой консоли видеоигры пришли уже даже не в каждый дом, а в каждый карман. Играть в Super Mario или Donkey Kong стало можно везде. В 1989 году в советских школах волк из «Ну, погоди!» вовсю ловил в корзинку яйца, а весёлый повар подбрасывал на лопатке котлеты и колбаски. Ну а ученикам из Японии, Америки и Европы были доступны намного более продвинутые развлечения — в апреле того года уже поступили в продажу первые карманные консоли Game Boy.

Ключевым их отличием от портативных устройств прежних поколений была возможность смены картриджей. Если раньше любитель дорожных игр должен был покупать новый гаджет всякий раз, как ему хотелось поиграть во что-нибудь другое, то теперь он мог всего лишь вволю запастись картриджами — и совершить кругосветное морское путешествие на лодке, ни разу в пути не заскучав. При условии, что запасся достаточным количеством батареек. В России эта консоль широкого распространения не получила. Главное её преимущество — мобильность — стало в местных реалиях и главным недостатком. Как раз на 1990-е годы в России пришёлся расцвет уличной преступности, и многие родители попросту опасались покупать своим детям дорогие игрушки, с которыми было очень легко расстаться в первый же день, взяв их с собой на улицу или в школу.

Самый известный пример использования системы Game Boy в музыке — творчество американцев 8-bit Weapon.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться