Google+
Игровые новеллизации в России СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ МИРЫ. BATTLETECH Анжелина Джоли
Версия для печатиЭволюция: Эволюция: Автогонки
Кратко о статье: Автомобиль, казалось бы, изобрели по меркам истории совсем недавно. Но как только в мире набралось достаточное количество различных моделей и марок, неотъемлемое стремление человека к соперничеству привело к появлению нового вида спорта — автогонок...

Эволюция

Автогонки

Привычные нам автогонки, ограниченные жёстким регламентом и проводящиеся на специально сконструированных автомобилях, появились далеко не сразу. Много лет назад гонки были не спортом как таковым, а разновидностью рекламы того или иного автопроизводителя. Победитель наглядно демонстрировал надёжность и мощность своей продукции.

Первая в истории автогонка прошла во Франции 22 июля 1894 года. Инициатором соревнования стал главный редактор газеты La Petite Journal Пьер Жиффар. Дистанция составляла 126 километров, стартовали машины в Париже, а финиш находился в городе Руан. К старту по разным причинам допустили не всех участников: заявилось 69 машин, а из Парижа выехало лишь 25, так что понятие «квалификация» было заложено в какой-то мере уже тогда. В основном отбор не прошли пилоты на самодельных конструкциях. Среди машин были паровые, электрические, бензиновые и даже, подумать только, мускульные экипажи. Выиграл гонку граф Жюль-Альбер де Дион на паровом автомобиле собственной конструкции, проехав дистанцию за 6 часов 48 минут. Правда, позже он был дисквалифицирован (за то, что использовал помощника-кочегара), и победу разделили Жорж Лемэтр на бензиновом «Пежо» и Рене Панар на «Панаре».


Годом позже, 28 ноября 1895 года, первая гонка прошла и за океаном, в США. Её маршрут пролегал из Чикаго в город Эвастон и насчитывал 86 км. Именно в этот день случился ужасный снежный буран, поэтому победитель, Чарльз Дюрейя, добрался до финиша лишь спустя 10 часов и 23 минуты после старта. А на старт вышло всего 6 из 89 заявившихся пилотов, поскольку остальные машины просто не могли двигаться по снегу.


11 сентября 1903 года прошла первая в истории гонка на специальном треке, а не по дорогам общего пользования. Она состоялась на бывшем ипподроме «Милуокская миля» (построенном в 1876 году и адаптированном под автомобили) и насчитывала всего лишь пять коротких кругов. Заезд выиграл Уильям Джонс из Чикаго, заодно поставив местный рекорд скорости (80 км/ч). Автодром «Милуокская миля» принимает гонки и по сей день (в частности, NASCAR и Indycar), оставаясь, таким образом, старейшей действующей трассой в мире.


Впервые термин «Гран-при» был применён по отношению к гонке в По (Франция), прошедшей в 1901 году. Но на тот момент это была всего лишь журналистская метафора и одновременно название одного из призов, вручавшихся победителю. Официально термин появился перед названием гонки в 1906 году, когда был проведён первый в истории Гран-при Французского автомобильного клуба. Это был уже не пробег между городами, как большинство европейских соревнований конца XIX века, а кольцевая гонка по замкнутому кругу, составленному из дорог общего пользования в районе Ле-Мана. Выиграл 12-круговую гонку (1260 км) венгерский гонщик Ференц Шиш на автомобиле «Рено».


17 июня 1907 года был торжественно открыт автодром Бруклендс (Саррей, Великобритания) — первая трасса, которая была построена специально для автогонок, а не являлась адаптированным ипподромом. Автодром принимал Гран-при Великобритании, на нём было поставлено множество рекордов, но в 1939 году он был закрыт из-за войны и уже не возобновил свою работу. Трасса Бруклендс сохранилась до наших дней, сегодня там находится музей.


В 1916 году был проведен первый в истории многоэтапный чемпионат по автогонкам. Он носил название AAA (American Automobile Association) и включал в себя 15 этапов на различных трассах по всей Америке. Выиграл чемпионат итальянец Дарио Реста, опередив Джонни Эйткена и Эдди Рикенбэйкера. Второй чемпионат прошёл в 1920 году и далее проводился ежегодно вплоть до 2007 года, когда финансовые проблемы вынудили организаторов объявить о конце эпохи Champcar. Надо отметить, что в 1927-м комиссия ААА пересмотрела результаты незачётных гонок прошлых лет и ретроспективно «назначила» годом первого чемпионата 1909-й. Кубок получил Берт Дингли, заодно вручили награды и за остальные «чемпионаты», которых не было. Самое смешное, что в 1951 году результаты сезона 1909-го ещё раз пересчитали, лишили пожилого Дингли награды и передали её ещё более дряхлому на тот момент Джорджу Робертсону. А первым чемпионатом «назначили» и вовсе сезон 1905 года. Правда, почивший к тому времени от старости Барни Олдфилд о своём чемпионстве уже не узнал.


В 1923 году на трассе в Ле-Мане прошла первая гонка «24 часа Ле-Мана», самый знаменитый в мире марафон на выносливость. Подобные гонки, где лимитом служило время, а не расстояние, проходили и раньше, в 1910-х; сегодня проводится целый ряд чемпионатов по гонкам на выносливость, а «24 часа Дайтоны» или «12 часов Себринга» не уступают по накалу страстей Ле-Ману. Тем не менее знаменитая гонка, изначально служившая рекламой для автопроизводителей, остаётся одним из самых громких и престижных автогоночных событий в мире.


До войны в Европе проводился многоэтапный чемпионат по автогонкам в классе Гран-при, но существовал ряд проблем: слишком много развелось любительских незачётных гонок, слишком много различий было в классах и регламентах, и все, кто хотел, называл свои соревнования «Гранпри». В 1946 году группа гоночных организаторов разработала жёсткий технический регламент для автогонок данного класса — только соревнования, удовлетворяющие указанным требованиям, могли носить гордое имя «Гран-при». Автомобили, которые вписывались в правила, получили название «Формула-1» (где «формула» — это совокупность требований к технической начинке машины). 1 сентября 1946 года прошёл первый Гран-при Турина по новым, единым правилам, а четыре года спустя в Великобритании стартовал и чемпионат в классе «Формула-1», выигранный итальянцем Джузеппе Фариной.


1973 год: разрозненные раллийные заезды наконецто объединились в полноценный чемпионат мира. Ралли как таковое «отделилось» от дорожных Гранпри в 1910-х, до того они были схожи как братьяблизнецы. До 1978 года чемпионат проводился только для автопроизводителей, но с 1979-го очки начали начислять и пилотам. К слову, действующий чемпион мира по ралли Себастьян Лёб — самый титулованный в мире автогонщик: до его восьми титулов подряд не добраться даже знаменитому Михаэлю Шумахеру, выступающему в «Формуле-1».


Последний из образовавшихся в мире крупных и престижных автогоночных чемпионатов — это IndyCar Series, отколовшийся от Champcar в 1996 году. Успех IndyCar обусловлен тем, что в его зачёт входит одна из самых известных гонок мира — Indy 500, проводящаяся с 1911 года. Основателем чемпионата выступил Тони Джордж, владелец трассы в Индианаполисе.

* * *
Первые в России

Первая автогонка в России прошла 11 октября 1898 года близ Санкт-Петербурга. В ней стартовало семь экипажей, а победу одержал Павел Беляев на машине «Де-Дион Бутон». А в 1913 и 1914 годах проводились и Гран-при России — однако Первая мировая война и революция помешали дальнейшему развитию автоспорта в нашей стране.

16

раз автомобили Porsche одерживали победы в общем зачёте гонки «24 часа Ле-Мана»: в 1970, 1971, 1976, 1977, 1979, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1994, 1996, 1997 и 1998 годах. На втором месте — Audi с десятью победами, на третьем — Ferrari c девятью.

 

73

года прошло между пятой и шестой победами марки
Bentley (1930–2003 гг.).

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться