Google+
Григорий Распутин ИЙОН ТИХИЙ Борис Вальехо и Джулия Белл в гостях у “Мира фантастики” МИРЫ. WARHAMMER FANTASY
Версия для печатиАрсенал: Арсенал: Аэросани в бою
Кратко о статье: Когда завязнет в снегах России самый упорный танк, когда Генерал Мороз остановит пехоту и конницу, на битву выйдет ужас, летящий на полозьях, детище сумрачного русского гения — сани с пропеллером.

Летящие по снегу

Аэросани в бою

Аэросани

…Рота моментально выдвинулась в район, занятый немецкими лыжниками, развернулась и с ходу атаковала, ведя огонь из четырнадцати своих пулемётов. Немцы были рассеяны, истреблены. Взятые в этой стычке пленные в один голос говорили, что эта атака их ошеломила; они приняли аэросани за танки и были поражены, почему же машины как будто летят по глубокому снегу.

Константин Рокоссовский, «Солдатский долг»

Характерные для русских просторов бездорожье и долгая снежная зима способствовали тому, что до XIX века санный транспорт был распространён в нашей стране больше колёсного. Появление механической тяги радикально изменило ситуацию, но традиции сохранились. Именно в России в 1903 году инженером Сергеем Неждановским были изобретены аэросани — транспорт, который скользит по снегу и отталкивается от воздуха посредством вращающегося винта.

Появление аэросаней

Опытные образцы аэросаней строились в России примерно с 1907 года. Не избежал увлечения «снежными автомобилями» даже знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский. Серийное же производство новой техники для нужд армии впервые было развёрнуто в 1912-м на Русско-Балтийском заводе, и уже зимой 1914-1915 гг. аэросани попали на фронт, где использовались для разведки и связи. Причём зарекомендовали себя настолько хорошо, что на следующий год появились и у противника: Германия и Австрия оценили преимущества снежновоздушного способа передвижения.

В 1918-1920-х к «клубу» присоединились ещё две страны: Англия, осуществляющая интервенцию на русский север, и Япония, рвущаяся на Дальний Восток. Продолжали производство аэросаней и большевики; после Первой мировой и Гражданской войн у Красной армии остался внушительный парк отечественных и трофейных машин, и он продолжал пополняться.

Особенностью большинства аэросаней довоенного времени оставалась открытая зимним ветрам кабина

Аэросани эпохи Первой мировой сложно назвать «боевыми». Оснащались они разве что пулемётом и могли толком применяться лишь в качестве связных машин. Только в 1937 году было начато производство первых транспортных аэросаней НКЛ-16, созданных сугубо для военных целей. Машина массой 1300 кг была способна развивать скорость 70 км/ч и предназначалась для перевозки 500 кг груза, либо троих лежачих раненых, либо шестерых стрелков с полным вооружением (при «трамбовке» в кузов помещалось до десяти человек). В качестве двигателя использовался 110-сильный авиамотор М-11, представлявший собой пятицилиндровую «звезду» воздушного охлаждения. Ходовая часть состояла из трёх (позже четырёх) лыж, каждая — поворотная, на индивидуальной амортизирующей подвеске.

Аэросани ранних (в основном дореволюционных) моделей иногда имели тянущий винт вместо толкающего

После начала Великой Отечественной советский парк аэросаней стал пополняться боевыми аэросанями НКЛ-26 (вариант четырёхлыжных НКЛ-16 с частичным бронированием, но без возможности перевозки десанта) и лёгкими двухместными РФ-8 (что расшифровывается как «речной флот», не путать с Российской Федерацией), приводимыми в движение 50-сильным автомобильным мотором от грузовика ГАЗ-АА. Преимуществом разведывательных саней был железный пропеллер, позволяющий машине проезжать по лесным дорогам (деревянный, унаследованный от По-2 винт НКЛ часто ломался). Узкий «фюзеляж» и низко расположенный центр тяжести РФ-8 способствовали улучшению проходимости.

Казалось бы, автомобильный двигатель стоил в несколько раз дешевле авиационного, но на самом деле использование авиамоторов означало большую экономию, поскольку на аэросани устанавливались двигатели, выработавшие свой ресурс и снятые с самолётов: исправные, вполне работоспособные, но подлежащие замене, так как отказ мотора в воздухе грозил катастрофой. Для наземного транспорта они были достаточно хороши.

С другой стороны, применение мотора ГАЗ позволяло более широко использовать в конструкции аэросаней дешёвые автомобильные агрегаты и собирать сами сани не на предельно загруженных авиазаводах, а на автомобильных производствах. Упрощалась и эксплуатация: «автомобильные» аэросани имели преимущество в надёжности, заправлялись бензином с октановым числом 70 (а не авиационным 91-м) и не потребляли дорогих авиационных масел.

Легендарные НКЛ-16. Зима 1943 года, непосредственно во время выполнения боевой задачи.

Устройство аэросаней

При конструировании аэросаней ключевое значение имела минимизация затрат на производство. Эксплуатировался этот вид боевых машин всего четыре месяца в году и только на второстепенных участках фронта, где были возможны лишь бои местного значения (при полном бездорожье никакая армия ничего существенного не предпримет). Весной аэросанные войска расформировывались, материальная часть передавалась на хранение, а личный состав переводился в стрелковые и автотранспортные подразделения.

При производстве корпуса аэросаней металл практически не использовался. Деревянный каркас обшивался 10-миллиметровыми листами фанеры, из дерева же изготавливались и лыжи — жестью покрывались только подошвы последних. Из железных труб сваривались подмоторная рама и ограждение винта. Стальной была разве что лобовая броня НКЛ-26, состоящая из верхнего и нижнего броневых листов по 10 мм толщиной, установленных под углом 60°. Пулемётчика защищал 15-миллиметровый поворотный щит. В целом броня обеспечивала вполне адекватную защиту от стрелкового оружия, но только спереди: фанерные борта выдерживали лишь мелкие осколки и пули, выпущенные с большой дистанции из пистолетов-пулемётов.

Вместо обычного в авиации пневмопуска — раскрутки двигателя сжатым воздухом — на НКЛ, как и на РФ-8, устанавливался автомобильный электростартёр (по доброй советской традиции дополненный бойцом, который вручную вращал винт). А поскольку работать мотору предстояло исключительно на морозе, предусматривался предварительный подогрев подаваемого в карбюратор воздуха.

Разведывательные аэросани РФ-8. Масса 900 кг, скорость 50 км/ч. Угол обстрела из пулемёта — 300 градусов

В управлении аэросани напоминали автомобиль. Рулевое колесо через тросовые тяги воздействовало только на передние (РФ-8) либо на передние и задние (НКЛ) лыжи. При этом усилие на руле оказывалось чрезмерно большим — изза значительной площади соприкосновения лыж со снегом. Выходили из этой ситуации с помощью сложной системы тяг: для поворота лыж на 15° руль требовалось прокрутить десять раз.

Педаль газа выполняла традиционную функцию — подачу топлива в карбюратор, а вот педаль сцепления отсутствовала, и при включении двигателя винт сразу начинал вращаться. Место рычага для переключения скоростей занимала хорошо знакомая авиаторам рукоятка, плавно изменяющая шаг винта (то есть угол, под которым лопасти пропеллера ввинчиваются в воздух; максимальный угол соответствует нижней передаче). На довоенных и военного времени машинах такая опция, как «задний ход», отсутствовала в принципе, зато имелась педаль тормоза, которая выталкивала сквозь лыжи вонзающиеся в снег шипы. Переключатель, позволяющий реверсировать тягу, повернув лопасти под отрицательным углом, появился лишь в послевоенное время. За счёт этого избавились от педали тормоза — её заменил реверс.

Была и ещё одна уникальная, встречающаяся только на аэросанях педаль — «раскачка». Давлением на неё сжимался амортизатор одной из лыж, и несколькими энергичными толчками машину можно было раскачать. Дело в том, что лыжи за время стоянки углублялись в снег и примерзали. Колебания позволяли саням отлепиться от наста и тронуться в путь.

Немецкие солдаты обступили захваченные аэросани Красной армии. Первая мысль: «Майн готт! Как на этом воевать?»

Тактика боевого применения

Летучие отряды аэросаней довольно успешно действовали зимой 1940-го на финском фронте, решая задачи разведки, патрулирования и охраны объектов. По окончании советско-финской войны командование пришло к выводу, что потенциал этого вида оружия раскрыт далеко не полностью. К тому же в СССР появилась пехота, с которой могла тесно взаимодействовать новая техника, то есть вооружённые лыжные отряды.

Вскоре теория была подкреплена практикой. Зимой 1941-1942 годов только под Москвой действовало 10 боевых и транспортных аэросанных батальонов, ещё более активно диковинная техника использовались на северных участках фронта. Внезапные налёты пулемётных саней могли немного «потрясти» противника, но основной задачей бронированных НКЛ-26 оставалось прикрытие караванов из транспортников НКЛ-16. Кроме того, аэросани использовались в диверсионных миссиях: аэросани могли обойти вражеские посты по непроходимой местности — по снежным полям, лесам, по льду рек и озёр. Редкие в таких ландшафтах наблюдательные посты попросту сметались, а поднятые по тревоге «пешие» немецкие лыжники физические не успевали перехватить нападающих. Попутно с парашютами сбрасывался лыжный десант, который атаковал склады, штабы и малочисленные немецкие гарнизоны. При отступлении боевые аэросани перерезали пути, по которым враг мог перебросить подкрепления, и внезапными налётами рассеивали пехоту и автоколонны на марше.

Аэросани испытывались и летом, вместо лыж устанавливались колёса.
На снимке — модель НКЛ-16-42 во время подобных испытаний

Лёгкие аэросани РФ-8 имели собственную нишу. Они применялись для разведки, доставки депеш, перевозки командного состава и патрулирования. В частности, фланги пролегающей по ладожскому льду «Дороги жизни» прикрывались разъездами аэросаней, которые на дальних подступах вылавливали разведывательные и диверсионные отряды противника. На Ладоге даже изредка происходили бои между советскими и немецкими аэросанями.

Несмотря на появление боевых бронированных саней НКЛ-26, основными для аэросанных батальонов оставались транспортные задачи. Сани обеспечивали доставку боеприпасов частям, отрезанным снежными заносами, и вывозили в тыл раненых.

Деление машин на боевые и транспортные было в значительной мере условным. Приваренная над верхним люком турель легко превращала «грузовик» НКЛ-16 в подвижную огневую точку, плюс плотность огня повышали автоматчики, ведущие огонь через двери и бойницы. Если местность позволяла, к саням могли крепиться салазки, на которых устанавливался уже не ручной пулемёт ДТ с дисковым питанием, а целый «Максим»! Узкие РФ-8 с таким довеском напоминали мотоцикл с коляской. А боевые аэросани, не рассчитанные на перевозку пассажиров в кабине, могли тянуть за собой «гирлянды» из 18-20 лыжников, которые держались за привязанные к ограждению винта тросы.

Десант мог транспортироваться не только в кузове, но и «на броне» (четыре стрелка становились на лыжи машины)

Изредка аэросани использовались для буксировки артиллерийских орудий, например, 45-мм батальонных противотанковых пушек, поставленных на импровизированные лыжи или на крестьянские сани. Такая методика позволяла быстро создавать противотанковую оборону там, где противник не ожидал её встретить.

Аэросани редко применялись для буксировки орудий: они не были приспособлены к использованию в качестве тягача. Толкающий винт развивал тягу около 200 килограммов, что не всегда позволяло даже пустым саням самостоятельно тронуться с места.

Транспортные аэросанные батальоны перебрасывали не только стрелков, но и сапёров, причём непосредственно через минные поля (противотанковые мины под лыжами саней не срабатывали). Высадившаяся пехота при поддержке пулемётов сковывала противника боем до окончания разминирования, а потом на помощь приходили танки.

НКЛ-16, химическая модификация для создания дымовой завесы. Обратите внимание на выходящие по бокам трубы

Крайне необычным, но весьма удачным оказалось применение аэросаней для постановки дымовой завесы. Зимой 1942-1943 годов немцы повадились обстреливать из дальнобойных орудий вмёрзшие в лёд корабли Балтийского флота. Для противодействия артиллерийским налётам три машины из состава транспортных аэросанных батальонов, перевозивших в осаждённый Ленинград припасы, были перебазированы на Неву и переделаны в дымозавесчики. Пелена дыма не позволяла немцам наблюдать результаты пристрелки, в результате чего эффективность огня упала практически до нуля. Не привели к успеху и настойчивые попытки противника поразить сами снующие по Финскому заливу аэросани. Благодаря скорости и непредсказуемым маршрутам движения сани оказались трудной целью для артиллерии и авиации.

Выводы

Сравнивая боеспособность аэросаней и танкеток, можно сразу отметить преимущества снегоходных машин. Несмотря на то, что скорость саней по бездорожью составляла всего 25-35 км/ч, танки по целине двигались в полтора-два раза медленнее. Пулемётчик на санях имел хороший обзор и мог вести практически круговой обстрел (винт не давал стрелять разве что назад). Кроме того, скольжение на лыжах было плавным, что позволяло давать прицельные очереди в движении. С другой стороны, в бою аэросани оказывались слишком уязвимыми. НКЛ-26 была бронирована лишь спереди, а РФ-8 вообще не несла брони. Обе машины легко поражались выстрелами из винтовок и пулемётов, а также осколками снарядов и мин.

Успехам боевых аэросаней способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, в лыжных подразделениях Красной армии ударная техника, транспортные машины и пехота тесно взаимодействовали. Во-вторых, советское командование отчётливо понимало, что атаковать аэросанями закрепившуюся на позициях пехоту бесполезно. Сани действовали, полагаясь на внезапность нападения, причём атаки проводились только крупными силами — ротой или батальоном (в рейде участвовало от 12 до 30 машин). Если отряд противника удавалось перехватить на марше, полтора-два десятка стремительно приближающихся и непрерывно строчащих пулемётов не давали врагу вести ответный огонь. Пока немецкие солдаты метались в поисках укрытия, подъезжали и транспортные аэросани с автоматчиками и пулемётчиками.

Наконец, не последнюю роль сыграла неспособность противника дать симметричный ответ. Германская и финская армии применяли аэросани поштучно, эпизодически. Странами нацистского блока и их союзниками не было налажено производство этого вида техники. Немцы зимой воевать не любили, финны же не располагали соответствующим уровнем промышленности.

Главным недостатком аэросаней считался небольшой запас хода — всего 175 км, — не позволяющий осуществлять глубокие рейды в тыл противника. Радиус действия ограничивался применением стандартных авиамоторов, оборудованных воздушным охлаждением и не рассчитанных на длительную непрерывную работу.

Караван разнотипных аэросаней на реке Амур (1960 год). Впереди — уцелевшая с довоенных времён НКЛ «трёхлыжка»

Завершение карьеры

Пик активности аэросанных частей пришёлся на зиму 1942-1943 годов, в течение которой они широко применялись практически повсюду, от Сталинграда до Кольского полуострова. На лето 1943 года (русская пословица справедливо утверждает, что готовить сани надо именно летом) пришёлся и пик производства. В это время были сконструированы ещё несколько типов машин — от тяжёлых транспортных саней АСТ-400, способных перевозить 20 десантников, до лёгких одноместных вариантов с мотоциклетным двигателем.

Но следующей зимой бои шли преимущественно на Украине, и роль аэросаней снизилась. В последнюю военную зиму война переместилась в Европу, где снега было мало, а дорог много. В результате сотни исправных машин благополучно дожили до победы на складах.

По окончании войны служба аэросаней продолжилась в пограничных частях на Крайнем Севере (где они были незаменимы), а также в почтовом ведомстве. В Сибири и на Дальнем Востоке в зимнее время они оставались практически единственным транспортом, способным поддерживать связь с небольшими поселениями. По мере износа и выбытия НКЛ-16 на замену им пришли новые модели: «Север-2», полностью заимствовавшие кузов и большинство узлов от автомобиля «Победа», и пассажирские сани Ка-30, созданные «вертолётным» КБ Камова.

***

Серийное производство аэросаней в СССР продолжалось до конца шестидесятых, служили же они до полного износа последних машин в конце восьмидесятых. Улучшение дорожной сети, а также распространение вертолётов сделало этот вид транспорта невостребованным и превратило его скорее в аттракцион, чем в незаменимое средство передвижения. Но боевая слава за аэросанями осталась — история не забывает такие вещи.

Что почитать?
  • Александр Кириндас «Сквозь огонь и пургу»

  • Эйке Миддельдорф «Русская кампания: тактика и вооружение»

  • Константин Рокоссовский «Солдатский долг»

Во что поиграть?
  • Battlefield 1942 (2002)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться