Google+
ДНД И ФЭНТЕЗИ МИРЫ. «ВАВИЛОН 5» МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР» Мир Черного отряда Глена Кука
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Цивилизации в экстремальных условиях
Кратко о статье: Любой вызов, который бросает человечеству природа, служит стимулом к развитию. А что, если бы нашей цивилизации пришлось развиваться среди безводной пустыни или вечной мерзлоты? Конечно, отдельные народы живут в столь непростых условиях. Но не всё же человечество!

На грани

Развитие цивилизации в экстремальных условиях

Цивилизация

— …Ибо наступит Tedd Diereadh, Час Конца. Изменится угол падения солнечных лучей, сместится граница вечной мерзлоты. Надвигающиеся с севера ледники сомнут и сдвинут эти горы. Всё заметёт белым снегом. И наступят жесточайшие морозы.
— Ну что ж, станем носить кальсоны на меху, — без всяких эмоций пообещал Геральт. — Кожухи. И меховые шапки.

Анджей Сапковский, «Башня Ласточки»

Создаваемая человеком искусственная среда всегда противостоит естественной. В «тепличных» условиях цивилизация зарождается с трудом: культура строится на сражении человека и природы. Государственность зарождалась на затопляемых берегах Нила и посреди малярийных болот южного Междуречья, а не в более пригодных для жизни районах Африки; на пустынных плоскогорьях Перу, а не на благодатном юге Бразилии.

Всё просто: если климат слишком мягок, племена не испытывают потребности ни в организации, ни в совершенствовании орудий труда. Земли же с чрезмерно суровыми условиями населены столь неплотно, что самоорганизовываться и заниматься изобретательством практически некому. С этой точки зрения крайности вредны. При этом вызов, который бросает природа, служит стимулом к развитию. Могла бы цивилизация выстоять в условиях по настоящему экстремальных — если бы не было альтернативы? Если бы вся планета была покрыта песком или льдом?

Лёд

Холод и смерть ходят рука об руку. Мороз останавливает течение вод и уничтожает растительность, основу пищевой цепочки. Тем не менее тундру и арктические пустыни люди населили ещё в палеолите. Охотники вполне успешно преследовали мамонтов, шерстистых носорогов и немногих копытных, которые приспособились к питанию скудной северной флорой, зеленеющей всего два-три месяца в году.

Иглу

Эскимосский дом из снега — иглу — гениальное решение жилищной проблемы. Внутри можно поддерживать комфортную температуру, при этом снег будет выводить избыток тепла наружу, не тая

Значительно позже человека стали манить к границам вечного льда природные богатства: золотой песок в руслах северных рек, серебро и медь в недрах гор, а также пушнина, моржовая кость и киты — источник ворвани. В XVI веке была основана Мангазея, на тот момент хоть уже и не самое близкое к полюсу городское поселение, но первое, расположенное севернее невидимой границы, за которой земледелие невозможно как таковое. Стоит отметить, что до середины XIX века почти никто, кроме русских, не закладывал города в таких условиях.

С одной стороны, торговля давала стимул к освоению севера, но с другой — несовершенство транспорта сдерживало первопроходцев: арктические поселения слишком трудно снабжать. А нуждались они во многом. Из доступных ресурсов в изобилии имелась только рыба. Скотоводство — основное занятие населения Исландии и даже Гренландии — в суровом климате северной Сибири могло быть только кочевым, поскольку запасать корм для животных на всю бесконечную зиму невыгодно. Пастушеские племена попросту следовали за стадами оленей, отыскивающих себе пищу под снегом.

Мамонт

Люди каменного века умудрялись вырезать не только наконечники, но и древки копий из бивня мамонта. Мамонт должен быть молодым, чтобы бивень не слишком искривлялся

Впрочем, проблема доставки леса, необходимого для строительства и отопления, была решена: его валили южнее и сплавляли по реке. Но почти всё остальное, в первую очередь зерно и лён, приходилось везти кораблями по морским путям. Путешествие до Архангельска занимало около месяца и было очень опасным. В XVII веке поселенцы Мангазеи не выдержали тягот и перебрались в Новую Мангазею (Туруханский острог), расположенный практически на той же широте, но несколько удобнее, на притоке Енисея. Великая сибирская река связывала Туруханск с лежащими южнее русскими земледельческими колониями.

Но что делать, если условного «юга», поставляющего продовольствие в обмен на меха, нет? Существует гипотеза, согласно которой в истории нашей планеты был как минимум один период, когда полярные шапки смыкались на экваторе. Предположение, впрочем, сомнительное: скорее всего, даже в эпохи величайших оледенений под снегом полностью скрывалось лишь «зимнее» полушарие. Тем не менее условия даже на не покрытой ледниками суше в ту пору были вполне арктическими. Смог бы город во льдах устоять без посторонней помощи? Это зависит от доступности энергоносителя, поскольку простой огонь в очаге способен противостоять самому жестокому холоду.

Ледокол

Жителям ледового мира придётся столкнуться с проблемами, например, с «дрейфом» населённых пунктов. Кроме того, транспорты к портам придётся проводить ледоколами

Да, в промёрзшей пустыне не вырастет лес, но топить можно торфом и сланцем, а строить из кирпича и камня. Идеальный вариант — добыча угля. Он годен не только для бытовых, но и для большинства технологических нужд. Даже без изобретённого в XVIII веке коксования его можно было бы применять для выплавки железа, хотя это и сказалось бы на качестве продукта.

Труднее обойтись без дерева как без стройматериала. Найти на Крайнем Севере жердь для подпорки яранги — задача нетривиальная даже для кочевниковоленеводов. Древние же охотники и рыболовы Севера по возможности заменяли дерево костью, сооружая каркасы домов из китовых рёбер и бивней мамонта. В большинстве случаев вместо древесины придётся использовать железо, бетон (из него можно делать даже корпуса кораблей) и такой экзотический материал как пайкерит — смесь льда и целлюлозы (за неимением опилок сойдут и сушёные водоросли). Пайкерит тает вчетверо медленнее льда, прочностью не уступает бетону, но при этом обладает ковкостью — при ударах не раскалывается, а деформируется. В условиях постоянной отрицательной температуры это идеальный материал, плюс исключительно дешёвый, особенно если принять во внимание, что целлюлозу можно использовать многократно, растапливая старые блоки.

Саму же целлюлозу можно добыть в море. Даже в ледяном мире обязательно будет открытая вода, а некоторые водоросли подходят для изготовления бумаги. Если уж атмосфера пригодна для дыхания, значит, где-то да происходит фотосинтез, и жизнь в находящемся на грани замерзания океане кипит, как кипит она в морях Антарктики, местами бурых от тянущихся на многие мили скоплений рачков — криля. Всюду, где волны подкатываются к ледникам, вода у поверхности оказывается холоднее воды в глубине, и возникает перемешивающее течение, которое доставляет из придонных слоёв необходимые водорослям удобрения.

Базар

В советское время неоднократно поднимался вопрос о сборе яиц на арктических птичьих базарах. Но дальше проектов дело не зашло. В ледяном мире это делать придётся

Строительство кораблей, позволяющих ловить рыбу далеко в море, более или менее решит продовольственную проблему, даже если на суше нет вообще ничего, кроме льда. Хотя в любом случае на берегу должны быть, например, птичьи базары и лежбища морского зверя. На закрытом грунте можно заниматься и растениеводством — это всего лишь вопрос энергозатрат.

Холодный климат даёт даже некоторые преимущества. Например, отопление обходится дешевле кондиционирования, а сани идут по снегу куда легче, чем колёсная повозка по шоссе. Ненавистный автомобилистам лёд — идеальное дорожное покрытие. Просто, дорогие автомобилестроители, нужно делать нормальные повозки — не на колёсах, как почемуто принято, а на полозьях. Так или иначе, трение при движении по льду столь мало, что парусный буер способен развить скорость 230 км/ч, невероятную для «водоплавающей» яхты и уж тем более для любого «дорожного» средства передвижения, использующего энергию ветра. Построить же парусные сани можно практически на любом уровне развития технологий и из любых материалов (в том числе и из пайкерита). Кроме того, отсутствие осей и равномерное распределение нагрузки на лёд позволяет сделать повозку очень большой — с корабль размером.

Снегоход

Вся наземная техника так или иначе будет лыжной (снегоходы, аэросани) или гусеничной (вездеходы)

Потенциально «налёдный» транспорт значительно эффективнее и сухопутного (в том числе рельсового), и морского. Но без проблем тут не обойтись. Иссечённые трещинами глетчеры, заснеженный хаос каменистой приполярной пустыни, морские льды, перегороженные баррикадами торосов, труднопроходимы не только для буера, но даже для вездехода на воздушной подушке. К счастью, проложить буерную трассу достаточно просто. Лёд ничего не стоит, особенно в Заполярье. Выровнять полотно, приподнять его при необходимости, растапливая льдины в одном месте и намораживая в другом, проделать проходы в завалах, перебросить через пропасти пайкеритовые арки… Дешевле, чем шоссе. Другое дело, если двигатель ещё не изобретён и сани перемещаются с помощью парусов: в таком случае дорога должна быть извилистой для движения галсами. Либо же ледовым галеонам придётся ждать попутного ветра. Кстати, кто-то может заметить: а как же оплата труда? Ведь в Заполярье работа стоит дороже, чем в Подмосковье! Не стоит забывать, что в условиях, когда существует только ледяная пустыня, труд будет цениться повсюду более или менее одинаково. Если нет Подмосковья, не с чем и сравнивать.

Быстрота и дешевизна перевозок, возможность на ранних этапах обходиться без гужевых животных, а позже отправлять по ледовым трассам тысячетонные транспорты — неплохой бонус к развитию цивилизации. Почему же до сих пор претензии на Антарктиду, где наверняка много полезных ископаемых, столь скромны? Ряд государств «держит» свои права на определённые территории, но никаких активных действий не предпринимает. Проблема в том, что геологи не умеют «заглядывать» под толстый ледяной панцирь, а на свободных от него 0,3% площади континента ничего ценного не найдено.

Добыча ископаемых смогла бы экономически оправдать колонизацию самого негостеприимного континента на начальном этапе. После появления поселений ничто не препятствовало бы и развитию промышленности — для производства автомобилей и смартфонов Антарктида подходит не хуже любого другого места. А для строительства ядерных электростанций — даже лучше.

Солнечная электростанция

Простейшая солнечная электростанция может обойтись даже без полупроводниковых батарей: достаточно, чтобы собираемый зеркалами свет позволял получать тепло (нагревать бак с водой, например)

ПУСТЫНЯ

Полная противоположность морозному царству — опалённая солнцем пустыня, хотя она столь же беспощадна к своим немногочисленным обитателям. Тем не менее люди издавна селились среди песков.

Конечно, жить без воды нельзя, но её источники не могут отсутствовать совсем. В самых засушливых регионах, десятилетиями не орошаемых дождями, встречаются естественные и рукотворные оазисы, воды в которых хватает не только людям, но и растениям. Если на поверхности рек нет, они могут течь под песками.

Города появились в оазисах давным-давно. Эти поселения процветали благодаря транзитной караванной торговле, при этом сами жители оазиса от внешних поставок практически не зависели: сады и огороды обеспечивали их пищей. Для племён, населявших Сахару, финики и вовсе являлись основным блюдом. Правда, практически единственным источником животных белков было верблюжье молоко.

SandBot

SandBot — робот, приспособленный для передвижения по песку. Рекорд скорости он не поставит (несколько километров в час — максимум), зато никогда не увязнет

Потенциально в оазисе можно получить любое растительное сырьё, в том числе и древесину, но производство потребует дополнительного расхода воды. По этой причине изделия из дерева были в пустыне ценностью. В качестве топлива мог использоваться только верблюжий помёт, что препятствовало развитию металлургии, а также гончарного ремесла. Горшки всё-таки нужно обжигать.

Перевозка грузов — традиционная проблема в песках. Колёсная повозка не пройдёт ни по барханам, ни по камням. Здесь вязнут танки, и даже вездеходы на воздушной подушке не могут преодолеть крутые валы дюн. Специальные «пескоходы» (например, шнекороторные вездеходы), перемещающиеся по сыпучему грунту скорее «греблей», чем «качением», способны карабкаться на очень крутые склоны, но их скорость чересчур мала. Хорошего механического транспорта для условий пустыни попросту нет. Лишь караваны вьючных животных способны соединять оазисы друг с другом.

Гелиомобиль

Заряжаемый от солнечных батарей аккумулятор позволяет гелиомобилю двигаться не только днём, но и ночью, а скорость может достигать 135 км/ч. Недостатком транспорта является почти нулевая грузоподъёмность

Строительство дорог, конечно, поможет делу, но полностью ситуацию не исправит. Население пустыни не может быть многочисленным, и протяжённость трасс по сравнению с количеством жителей получится очень большой, что повлечёт чрезмерные расходы на содержание дорожной сети. Что уж говорить о движении барханов: остановить наползающую на сооружения песчаную волну, высота которой может достигать сотни метров, можно лишь высадкой леса на наветренной стороне дюны, что опять же требует ирригационных сооружений. Поэтому поселения Сахары вынуждены «расступаться» перед стихией: дома на пути бархана сносятся и снова сооружаются уже за ним.

Тем не менее «пустынная цивилизация» не лишена и преимуществ. Например, проблема дефицита энергоносителей теряет актуальность, даже если нефть и уголь не в избытке: необходимую энергию даст солнце, светящее практически постоянно, за исключением ночи. В таких условиях возможно применение практически любых гелиомашин.

Пескоход

Пескоход, разновидность снегохода для пустыни. Спереди — широкопрофильные шины сверхнизкого давления, сзади — гусеничный движитель

Солнце будет питать и перегонные кубы, опресняющие воду из солёных озёр. Ветряки (в пустыне почти постоянно дует сильный ветер) помогут выкачивать воду из артезианских скважин. Другой вопрос, что водоносные слои могут истощиться, и разумнее улавливать пар из воздуха, развешивая сети и впитывающие утреннюю росу полотна, или же с помощью специальных фильтров. Гидропонные установки, в которых вода циркулирует по замкнутому циклу, расходуясь только в процессе фотосинтеза, также помогут решению проблемы. Наконец, пустыня, над которой не бывает облаков, прекрасно подходит для строительства оранжерей. Итог: жить тут немного легче, чем во льдах, а вот строить высокотехнологичную цивилизацию — труднее.

Пустыня неплохо подходит для строительства, так как отсутствие дождей позволяет использовать материалы, в других регионах непригодные. Веками стоят арабские укреплённые посёлки-ксары, многоэтажные постройки которых возведены из самана и кирпича-сырца (блоков не обожжённой, а просто высушенной на солнце глины).

СЕЛЬВА

Ледник страшен отсутствием тепла. Пустыню делает гибельной нехватка воды. Но если воды и тепла слишком много, мы получим сельву, зелёный ад, столь же агрессивный по отношению к человеку, как пустыня или тундра. Казалось бы, что может быть плохого там, где жизнь бьёт ключом? Невыносимые жара и влажность, не позволяющие поту испаряться. Духота, усугубляемая полным безветрием под пологом леса. О кишащих повсюду насекомых — жалящих, кровососущих, ядовитых, огромных — можно и не упоминать.

Точно не известно, когда люди рискнули заселить полосу влажных лесов на экваторе: эта зона исключительно бедна археологическими находками. Но высоких культур здесь точно никогда не возникало. Не развивались земледелие и ремёсла по двум причинам: во-первых, слишком жарко, чтобы постоянно работать, а во-вторых, львиная доля продуктов питания обеспечивалась собирательством.

Шнекоротор

Шнекороторный вездеход — универсальное решение. Медленно ввинчивающаяся в грязь машина способна двигаться по любой поверхности (грязи, снегу, песку), кроме твёрдого покрытия

Дополнительные неудобства жителям сельвы создают частые наводнения. Медленные равнинные реки, запруженные стволами деревьев, разливаются после обильных экваториальных ливней. Огромные территории покрыты болотами, то есть обладают самым труднопроходимым ландшафтом. Знаменитое Панамериканское шоссе, протянувшееся от Аляски до Огненной Земли, имеет одинединственный разрыв, так называемый Дарьенский пробел, — 87 километров лесов и топей на юге Панамы, которые строителям не удалось преодолеть даже на современном уровне технологий.

Волей-неволей жизнь в сельве концентрируется на берегах рек, которые служат транспортными артериями и обеспечивают относительную прохладу, поскольку над руслами всё-таки дует ветер. Для цивилизации, развивающейся в таких условиях, единственными путями грузоперевозок станут водные артерии. Реки, их притоки, ручьи образуют густую сеть, и даже самые незначительные из них при помощи шлюзов можно превратить в судоходные каналы, заодно пригодные и для разведения рыбы.

К слову, на кораблях можно и жить. Существует ряд племён, в некоторых источниках именуемых «морскими цыганами», которые обитают на различных плавсредствах. Речные воды куда безопаснее морских, а в некоторых отношениях даже безопаснее берегов. Плавучий дом не затопит наводнение, да и налоги на землю платить не надо.

Энергия

Там, где можно выращивать картофель или кукурузу, можно получать и естественное горючее — этанол

Но в эпоху технического прогресса у обитателей экваториальных лесов неизбежно возникнут затруднения с минеральным сырьём. Грунт сельвы представляет собой речные отложения; не только ископаемые, но и обычные камни спрятаны глубоко под слоем осадочных пород, их трудно найти и ещё труднее добыть из-за затоплений карьеров и шахт. Металлы в таких районах встречаются часто, но в рассеянном виде, и если золото можно отмывать, то добывать железо, драгой вычерпывая грунт со дна реки, очень хлопотно. С другой стороны, любое биологическое сырьё будет в избытке, что, видимо, наведёт цивилизацию на перспективное и модное в наши дни использование возобновляемых ресурсов.

Что же касается главной проблемы — тропической лени из-за жары, — то её можно победить введением товарно-денежных отношений. Зарабатывать на жизнь так или иначе придётся, и это от климата не зависит. Сокровища влажных лесов — каучук, золотой песок, алмазы, эбен, красное дерево, железное дерево, амарант — замечательные стимулы к освоению джунглей.

Железное дерево

Железное дерево недаром носит своё гордое имя. Его древесина — неплохая замена стали при изготовлении деталей машин. Деревянные узлы легче и меньше нуждаются в смазке

ВУЛКАНЫ И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

«Жизнью на вулкане» обычно именуют существование в условиях постоянной опасности. Тем не менее в сейсмически неспокойных регионах и даже на склонах действующих вулканов люди селились всегда. Риск разделить участь жителей Геркуланума и Помпей (а также сотен других городов, разрушенных землетрясениями и засыпанных пеплом) никого и никогда не смущал. Тем более что пепел, периодически вылетающий из кратера огненной горы, неплохо удобряет почву.

Из многих цивилизаций, развивавшихся в сейсмоопасных зонах, разве что японцы принимали в расчёт опасность подземных толчков, предпочитая одноэтажные дома с лёгкими перекрытиями, минимумом мебели и ширмами вместо перегородок. Прочие народы смотрели на гибель под руинами зданий философски: чему быть, того не миновать. Никаких специальных мер не принималось и для защиты от пепла и вулканических бомб.

Гейзер

Самый высокий наблюдавшийся гейзер выбрасывал воду на 400 метров. Он появился после вулканического извержения в Новой Зеландии и действовал всего несколько лет

Если от несущегося с безумной скоростью пирокластического потока так или иначе не скроешься, то медленно текущей лаве внимание уделялось. Чтобы она не выжигала поля и постройки, на её пути возводились приземистые каменные стены. А в прошлом веке исландцы усовершенствовали древний метод, приспособившись строить барьеры против лавы из неё же самой. Кроме того, пожарным насосам вполне по силам «заморозить» каменную реку и отвести её в другое русло.

Конечно, жить удобнее и безопаснее на стабильной тектонической плите. Но выбор не всегда есть. Какие преимущества может дать тонкая, подрагивающая, трескающаяся, сочащаяся газами и жидким пламенем земная кора? На молодых участках коры довольно трудно найти полезные ископаемые, разве что чистая сера и ещё кое-какие продукты вулканической деятельности могут хлестать прямо из кратера вулкана. Главное же достоинство подобных регионов — горячие источники. Воду, разогретую теплом недр, можно использовать для отопления домов и парников. А пробурив скважины и подавая теплоноситель в естественную печь, не требующую горючего, можно построить геотермальную электростанцию.

Вулкан

Из всех проявлений вулканизма наибольшую опасность представляет пирокластический поток — облако пепла и раскалённых газов. Такой поток из вулкана Мон-Пеле сжёг в 1902 году Сен-Пьер, крупнейший город Мартиники

* * *

Подводя итоги, можно сказать, что цивилизация будет развиваться практически в любых условиях. Гдето быстрее, где-то медленнее, но серьёзных преград для прогресса не ставят ни ледяная пустыня, ни бескрайние пески, ни влажная сельва. А землетрясениями и извержениями вулканов в отдалённом будущем человечество наверняка научится управлять.

Будем честны: с планетой нам повезло. Она предоставила нам достаточно возможностей для развития самых разных культур и цивилизаций. Давайте не растрачивать эти возможности даром.

Что почитать?
  • Джеймс Баллард «Затонувший мир»

  • Вернор Виндж «Глубина в небе»

  • Гарри Гаррисон «Мир смерти»

  • Фрэнк Герберт «Дюна»

  • Алексей Кудашев «Ледяной остров»

  • Станислав Лем «Кибериада»

  • Олаф Стэплдон «Создатель звёзд»

Во что поиграть?
  • Master of Orion 2: Battle at Antares (1996)

  • Sins of Solar Empire (2006)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться