Google+
Арнольд RAIMI Железный человек Сбывшийся киберпанк
Версия для печатиКинофантасты: Режиссёры. Ридли Скотт, творец «Чужого» и «Бегущего по л...
Кратко о статье: Ридли Скотт после долгого перерыва возвращается к фантастике. И как! Его «Прометей» называют главным фильмом года. «Мир фантастики» решил вспомнить, с чего началась карьера режиссёра и почему он долгое время не возвращался ко вселенной Чужих.

Великий и ужасный

Ридли Скотт

Ридли Скотт

Не так часто появляются научно-фантастические картины, выхода которых ждёшь с замиранием сердца, предвкушая нечто грандиозное. Особенно если это не римейк, не приквел, а абсолютно новое произведение. Летом 2012 года нас ждёт возвращение во вселенную ксеноморфов. Чем не повод вспомнить человека, который подарил нам возможность лицезреть этих красавцев на большом экране, вернув к жизни почти что умерший космический хоррор? Итак, разговор пойдёт об одном из лучших творцов в истории кино — Ридли Скотте. Он решил вернуться в фантастику с многомиллионным триллером «Прометей», который обещает стать ровно тем же, чем стал «Чужой» в 1979 году. А именно — новым словом в жанре. Меньшего никто и не ждёт…

МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА: РОЖДЕНИЕ

Свой путь в этой жизни будущий мэтр начал незадолго до начала Второй мировой войны — 30 ноября 1937 года. Его родители — Элизабет и Фрэнсис Перси Скотт — на тот момент уже имели одного сына, Фрэнка, а чуть позже на свет появился третий — Тони, которого киноманы знают как создателя «Голода», «Топ Гана», «Последнего бойскаута» и других кинокартин.

С девяти лет каждый день я выходил на улицу и рисовал. Я видел красоту там, где другие видели грязь. И это прижилось во мне — меня
притягивают тёмные истории и тёмные сюжеты.

Глава семейства был совладельцем крупного судостроительного предприятия, а его кипучая деятельность в разгар военных действий снискала славу и благодарность самого Уинстона Черчилля. Очень сильное влияние на ребёнка оказывала мать, которая взвалила на себя бремя ответственности за семью в то время, когда отец помогал англичанам бить нацистов. Вот почему, по словам режиссёра, в его лентах именно женщины зачастую становятся главными героями, которые могут «надрать задницу» кому угодно — от зарвавшегося водителя грузовика в феминистском хите «Тельма и Луиза» до ужасного космического монстра в «Чужом».

СКОТТ В СТРАНЕ ЧУДЕС

Будущий режиссёр поначалу не был амбициозен. Ридли хотел стать художником, и отец видел, что талантам сына в армии, куда отправился Фрэнк, не место.

В детстве я бредил ковбоями и индейцами, был неплохим наездником, а потом даже начал охотиться. Но лису так ни разу и не поймал. Эти черти слишком хитрые.

Так сейчас выглядит учебное заведение, которое наставило Ридли Скотта на путь истинный

Королевский колледж искусств в Лондоне — одно из элитных учебных заведений Великобритании, куда стекаются молодые дарования. Именно там Скотт мог показать и развить свои способности. Осенью 1958 года он поступил в колледж и вскоре полностью погрузился в чарующий мир кино, чему в немалой степени способствовали походы в кинотеатр, где Скотт знакомился с последними кинотрендами — итальянским неореализмом и острыми социальными драмами. Мысли о режиссуре как о своём предназначении одолевали молодого человека, но надо было родиться в Калифорнии, чтобы грезить о таких вещах, ведь в самой Британии кинематограф оставался довольно узкой нишей, куда невозможно было пробиться.

Уже в 1961 году за шесть недель был снят первый короткометражный фильм Скотта «Мальчик и велосипед» с младшим братом Тони в главной роли. Никакого социального подтекста у фильма не было. Молодой режиссёр уже здесь продемонстрировал свои навыки, интересно подав простой сюжет об обычной поездке на велосипеде по британской сельской местности. В картине показывался досуг всех мальчишек, живших у моря в пятидесятых годах: покупка сладостей, раскуривание сигарет, посещение ярмарок и, разумеется, пляжа. А вот в финале разрушалась вся эта идиллия: мальчик обнаруживал мёртвую собаку и заброшенную хижину, куда вскоре возвращался её хозяин — отвратительного вида бомж. Причём устрашающего бродягу сыграл отец Ридли! Такая игра на контрастах здорово впечатлила сокурсников и учителей Скотта — именно они стали первыми его зрителями. Но даже тогда молодой Ридли не был уверен, что его призвание — быть режиссёром. Окончательно сомнения развеялись, когда уже после окончания Королевского колледжа искусств ему позвонили из Британского института кино, чтобы он закончил работу над фильмом — наложил музыку, в связи с чем ему выписывался небольшой гонорар в 250 фунтов стерлингов. У Скотта уже был готовый музыкальный кусок, принадлежавший самому Джону Барри — настоящему королю голливудских саундтреков. Барри работал над таким лентами, как «Танцующий с волками», «Полуночный ковбой», «Голдфингер» и «Чаплин». Известный маэстро звуков не только позволил Скотту абсолютно безвозмездно использовать этот музыкальный отрывок, но и добавил ещё несколько штрихов. Такой лента демонстрировалась в рамках фестиваля экспериментальных картин (устроенного тем самым Британским институтом кино), где сорвала овации ещё раз — настолько не похоже было это короткое произведение на обычный репертуар кинотеатров.

Мальчик на велосипеде. Едет и едет неведомо куда…

ПЕРВЫЕ МАНЁВРЫ

Однако следующий этап жизни был посвящён отнюдь не режисуре, а работе на BBC, где Ридли Скотт получил немало полезных навыков. Он позже сетовал по этому поводу: «Провести семь лет в художественной школе — и накладывать картинки на экран…» Но помимо прямых обязанностей, будущий режиссёр научился вести корректный диалог с бюрократами, что в будущем ему ещё пригодится, а самое главное — по максимуму задействовать креативность при минимальных бюджетных возможностях. Именно последний навык позволил ему вскоре встать у руля нового проекта уже в качестве режиссёра. Счастливым билетом стала «Тропа славы» по роману Хэмфри Кобба, ранее экранизированная самим Стэнли Кубриком. На съёмках выявился недостаток Скотта как руководителя — неумение объяснить съёмочной команде, что нужно делать. Это, впрочем, не помешало ему привлечь внимание Тони Джайлза — одного из продюсеров BBC, как раз искавшего новые таланты. Именно на Скотте он и остановил свой выбор.

После предсказуемого успеха на телевидении режиссёр чувствовал, что крепко-накрепко связан путами цензуры. Это привело к идее создать собственную компанию, где никто бы не мог наложить вето на смелые или необычные решения в выборе сценариев или в художественном оформлении. В 1965 году он основал компанию Ridley Scott Associates, которая специализировалась на выпуске рекламных роликов.

Я сохранил добрые отношения со всеми студиями, потому что никогда не участвовал в резке своих фильмов.

В силу занятости он вскоре доверил управление фирмой своему младшему брату. В ней работали такие режиссёры, как Алан Паркер и Хью Хадсон, а рекламные ролики компании становились лауреатами различных премий.

Больше всего мне нравилось снимать рекламу сигарет. Я годами делал табачникам очень кинематографичную, сюжетную рекламу. Одна проблема — это была реклама сигарет.

Визитной карточкой Ridley Scott Associates стали ролики различных товаров: джинсов, хлеба, сидра... Неизменным оставалось высокое качество конечного продукта и нетривиальные творческие решения.

На момент съёмок первого нетелевизионного фильма «Дуэлянты» у Скотта было многое — успешный рекламный бизнес и представительства в различных странах мира, любимая жена и двое детей. Однако режиссёрские амбиции Скотта простирались куда дальше, нежели на съёмку коротких рекламных роликов или эпизодов популярных криминальных драм. «Дуэлянты» могли и вовсе не состояться: Скотт перебрал немало сценариев, среди которых был и весьма любопытный, авторства Джона Эдвардса — «Замок Икс», который сам Скотт описывал как «средневековый мистический хоррор» в духе Марио Бавы и продукции студии Hammer. Но в итоге первым фильмом стала экранизация короткой новеллы Джозефа Конрада, руками Ридли превращённая в напряжённый и эффектный триллер. А уже через два года появится фильм, который станет иконой жанра…

Несколько сцен «Чужого» отсутствуют в театральной версии, но присутствуют в режиссёрской.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Многие поклонники Ридли Скотта любят делить его творчество на отдельные этапы. Так, фантастические картины собраны в своеобразную трилогию: «Чужой» — «Бегущий по лезвию» — «Легенда».

Вторым художественным фильмом в карьере Скотта стал именно «Чужой», который также мог быть свёрнут как на стадии разработки, так и в процессе съёмок. Вместо «Чужого» вторым своим киноопусом Скотт собирался сделать…историю Тристана и Изольды!

Это всего лишь фильмы. Так я успокаиваю себя, когда кажется, что они обидятся и прострелят мне голову.

Ему настолько приглянулись роскошные французские пейзажи, на фоне которых происходило действие «Дуэлянтов», что канонический сюжет о трагической любви показался наиболее логичным продолжением карьеры на тот момент. Впрочем, самым важным событием на данном этапе стало знакомство с продюсером Айвером Пауэллом — большим любителем фантастики и комиксов. Заражение Скотта вирусом любви к подобным вещам — его рук дело. В частности, Пауэлл познакомил режиссёра с легендарным французским журналом Metal Hurlant, который с 1977 года начал издаваться и в самих Штатах под названием Heavy Metal. Коньком этого издания были комиксы и разнообразные фантастические рассказы для взрослых. Скотт был настолько впечатлён содержанием журнала, что долго не мог понять, почему до сих пор не снимают подобные художественные картины? Окончательно его «добил» поход в кино летом 1977 года с ещё одним продюсером «Дуэлянтов» Дэвидом Паттнемом.

Именно тогда на экраны вышли «Звёздные войны». Вот что вспоминает Скотт: «Это был всего лишь поход в кино…Однако это кино поразило меня! Зрелище доселе невиданное, смелое, интересное — я ходил три дня подряд, и фильм нисколечко не надоел! Я расцениваю его как этапный — одна из десять лучших лент, которые я когда-либо видел на большом экране. Я был буквально ошеломлён, как Лукас взял на вооружение обычные сказочные мотивы и заставил их выглядеть настолько реалистично!» И далее — логический итог этих размышлений: «И тогда я подумал: если есть парень, делающий это, то почему я думаю о постановке «Тристана и Изольды»?

Тогда Скотт начал присматриваться к другим проектам. И неожиданно Сэнди Либерсон, глава представительства 20th Century Fox в Великобритании, впечатлённый приёмом, который оказали дебютнику Скотта на Каннском кинофестивале, предлагает режиссёру сценарий, озаглавленный «Звёздный зверь». Принадлежал он перу уже опытного сценариста Дэна О’Бэннона, в будущем автора «Вспомнить всё» и «Возвращения живых мертвецов». На тот момент он был сильно недоволен тем, как Джон Карпентер экранизировал его «Тёмную звезду». Теперь О’Бэннон и продюсер Рональд Шуссетт собирались перенести на экран историю о злобном пришельце, терроризирующем экипаж космического судна. Вскоре сценарий переписали ещё одни заметные персонажи кинотусовки — преступно недооценённый режиссёр Уолтер Хилл и продюсер Дэвид Джайлер, изменившие диалоги и место действия. Так в сценарии появился главный персонаж-женщина что не могло не привлечь внимания Скотта.

Известнейший слух — никто из актёров, за исключением Джона Хёрта, не знал, что случится при «рождении» Чужого, — по большому счёту правдив. Актёрам лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, рассказали о том, что будет происходить в данной сцене: например, Вероника Картрайт никак не ожидала, что её обрызгают кровью

ОСТОРОЖНО! НА КОРАБЛЕ — ПРИШЕЛЕЦ!

Основные принципы, которых Скотт придерживался при съёмках «Чужого», — максимальная приближённость к реальности, натурализм и полная свобода действий. Первое выразилось в чёткой градации на офицеров и инженеров: на носу были страшно непопулярные до сих пор радикальные реформы Маргарет Тэтчер, и социальная стратификация усиливалась. Столь любимая Скоттом тема женской эмансипации нашла выражение в боевитом и сильном персонаже-женщине, а политические махинации огромной корпорации, скрытые за миссией экипажа космического корабля «Ностромо», также намекали на реальную политическую ситуацию в Великобритании.

Однако для воплощения всех задумок 4,2 миллиона долларов явно было недостаточно, и после показа некоторых набросков боссы студии увеличили бюджет более чем в два раза — до 8,5 миллионов. На тот момент очень шумно прошли в прокате «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера и «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, картины, разные по стилистике, но имеющие одну общую черту — беспрецедентную по тем временам жестокость. Скотт понял, что должен соединить брутальность с зрелищностью «Звёздных войн».

Когда таможенники увидели модели Чужих, то они были настолько шокированы, что немедленно задержали посылку на американской границе. Дэну О’Бэннону пришлось приехать в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснить, что это модели для фильма ужасов

Для оформления ленты Скотт пригласил очень сильную и разношёрстную команду. За космический корабль и прочие технологии отвечал Рон Кобб, перекочевавший как раз из «Звёздных войн». Режиссёр вспомнил про своё первое потрясение, связанное с французским журналом комиксов, и пригласил легендарного художника Мёбиуса (в миру — Жана Жиро), которому были поручены все костюмы главных героев. Давний партнёр режиссёра по Ridley Scott Associates Майкл Сеймур отвечал за сведение наработок Жиро, Скотта и Кобба. Едва ли не самым важным аспектом был дизайн монстра, самого Чужого. Скотт понимал, что простым переодеванием какого-нибудь человека в резиновый или латексный костюм, как это зачастую практиковалось ранее, здесь не отделаешься — надо было создать что-то качественно новое. По наводке О’Бэннона Скотт набрёл на швейцарского художника Ганса Гигера, чьи пугающие, но завораживающие фантазии тут же пленили разум режиссёра. Так все кусочки пазла были собраны. Ну а уж приглашение на роль Рипли тогда ещё мало кому известной Сигурни Уивер стало завершающим штрихом картины, а также звёздным билетом для самой актрисы.

Гораздо драматичнее развивались сами съёмки, сопровождавшиеся постоянными битвами режиссёра с продюсерами и чиновниками.

Когда продюсеры довольны ходом работ — плохой знак. Это значит, что ты близок к тому, чтобы снять полный отстой.

Последовали обвинения в том, что, дескать, первые 45 минут в фильме ровным счётом ничего не происходит, укоры относительно излишней жестокости и кровавости и далее по списку. Пришлось полностью переделать финал, завершив фильм на более или менее оптимистичной ноте.

Желая узнать женское мнение о Сигурни Уивер, Ридли Скотт показал её пробы женщинам из производственного отдела

И всё же, несмотря на все неприятности, «Чужой» добрался до кинотеатров 25 мая 1979 года. Выход ленты сопровождался активной рекламной кампанией и выпуском дополнительной продукции — новеллизации, игрушек и прочего. Усилия съёмочной группы во главе с режиссёром не пропали даром: лента заработала 60 миллионов долларов в США, а к 2000 году суммарная касса достигла 165 миллионов долларов. Вот как отреагировали на фильм в журнале Variety: «Чужой» — образец старомодного страшного кино в декорациях высокореалистичного будущего… режиссёр Ридли Скотт преподносит один визуальный сюрприз за другим и пугает зрителя. Пугает и преподносит сюрпризы». Были и противоположные мнения. Некоторые критики обвинили Скотта в том, что он «сделал кусок кровавого месива… не отягощённый излишним смыслом или изящностью». И это при том, что на мизерные средства фактически был создан целый мир! Ведь далеко не все визуальные приёмы, которые разработал режиссёр с командой художников-постановщиков и мастеров по спецэффектам, были претворены в жизнь.

«Чужой» стал хорошим подспорьем для Скотта при выборе нового проекта. Хотя он не был большим поклонником научной фантастики, считая её излишне наивной и детской, он не имел ничего против титула «Джона Форда от мира фантастики». Скотт с удовольствием принял предложение известного итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса заняться экранизацией фантастического колосса Фрэнка Герберта «Дюна». Дело двигалось к съёмкам, и в 1979 году Скотт, ещё не оправившись от триумфа, разрабатывал сценарий заодно с эпатажным Харланом Эллисоном — живым классиком фантастики, прославившимся в короткой форме. Сложно представить, что могло получиться в результате сотрудничества столь неординарных личностей, однако, как известно, экранизация «Дюны» была осуществлена лишь в 1986 году и стараниями вовсе не Скотта, а другого режиссёра — Дэвида Линча. Собственно, на отказ Скотта от дальнейшей работы над проектом накладывались и личные причины: «Я осознал, что «Дюна» требовала к себе куда больше внимания и сил. Потребовалось бы несколько лет, чтобы проект достиг своего логического завершения — появления на экранах. В тот момент у меня не было никаких сил — умер от рака мой старший брат Фрэнк, и я сосредоточился на деятельности своей компании».

ТЁМНОЕ-ТЁМНОЕ ЦАРСТВО НУАРА

Вскоре Скотт осознал, что апатия и бездействие лишь ухудшают последствия трагедии, и вернулся к любимой работе. Ридли решил прочесть сценарий, который отверг раннее из-за работы над «Дюной». Он носил название «Опасные дни», и его автором был опытный телевизионный актёр Хэмптон Фанчер. Именно этому тексту предстояло стать основой для следующего фундаментального фантастического фильма Скотта — «Бегущего по лезвию», в основу которого лёг рассказ Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Не лишним будет напомнить, что ещё в начале семидесятых экранизацией этого рассказа интересовался Мартин Скорсезе, но проект довольно быстро загнулся. Далее эстафетная палочка была передана Роберту Джаффе, писавшему в восьмидесятых сценарии к различного рода дешёвым страшилкам. В его варианте события были сведены к типичной пародии, что расстроило Филипа Дика. Писатель сказал: «Он превратил мой рассказ в подобие «Напряги извилины» (популярный комедийный сериал 1960-х, высмеивавший похождения различных крутых детективов и секретных агентов), сделав комедийный фантик. Да и ещё ужасный…». И только затем за сценарий принялся Фанчер, вернувшись к истокам и потратив целый год.

Когда Филип Дик посмотрел фильм, он воскликнул, что именно так он всё и представлял, когда писал книгу. Примечательно, что Ридли Скотт так и не прочитал произведение Дика и создавал визуальную стилистику фильма на основе своих представлений о мрачном будущем

Для Скотта в это время было важным не повторяться. Сценарий «Бегущего по лезвию», буквально сочившийся нуар-эстетикой, позволял амбициозному режиссёру не только поэкспериментировать с формой подачи, но и создать в очередной раз абсолютно новый мир. К тому же сценарий открывал возможности для столь любимой Скоттом неоднозначности. В данном случае чётко прописанная моральная дилемма: кого можно называть человеком, а кого нет? Чуть позже режиссёр совместно с новым сценаристом Дэвидом Пиплзом внесли ряд изменений, которые страшно не понравились Фанчеру.

Однако дело было сделано. Теперь настоящим вызовом для Скотта стало проектирование нового мира, новой вселенной, а именно Лос-Анджелеса образца 2019 года. На этот раз источником вдохновения стала книга «Часовой» известного художника Сида Мэда, который работал официальным дизайнером автомобилей в нескольких крупных корпорациях, а между делом создавал подобные «Часовому» альбомы, содержавшие картины будущего.

Моя карьера кажется мне карьерой обычного чувака, который всегда оказывался в нужное время в нужном месте.

Неудивительно, что скоро он оказался главным дизайнером всего — от летающих «прядильных машинок», на которых передвигаются полицейские, до деталей городского пейзажа. Конечно же, одним из главных источников вдохновения, помимо графических произведений Мэда, для Скотта были ленты в жанре нуар и, разумеется, классический «Метрополис» Фрица Ланга. Таким образом, мир обрёл не только очертания, но и внутреннее содержание, и по заведённой традиции после тщательной шлифовки всех внешних элементов настала пора выбирать тех, кто будет воплощать на экране персонажей сценария.

На роль главного героя — полицейского Деккарда, расследующего убийства роботов, — Скотт выбрал Харрисона Форда, чьё присутствие в любом фильме после участия в «Звёздных войнах» обрекало картину на успех. В остальных ролях были задействованы красавицы Шон Янг и Дэрил Ханна, игравшие роковую женщину и «идеального» робота для удовольствий соответственно. Ну а харизматичный Рутгер Хауэр стал предводителем восстания киборгов.

Галерея репликантов

Во время всего съёмочного процесса снова происходили неприятности; сказался давний порок Скотта — неспособность чётко донести до актёров, что от них требуется в тот или иной момент. Так, Форд и Хауэр обвинили Скотта в том, что нарисованным задникам и футуристическому антуражу он уделяет куда больше внимания, нежели актёрам. Но это было только начало: следует напомнить, что «Бегущий по лезвию» стал первым фильмом в карьере Скотта, снятым исключительно в Голливуде. И, едва бюджет перевалил за ранее установленную сумму, в дело тут же вмешались вездесущие голливудские продюсеры, не давшие закончить ленту так, как изначально планировал режиссёр. В итоге привинченный хеппи-энд смотрелся в фильме, как балетки на корове.

Когда я злюсь, я не пытаюсь молча уйти. Были у нас на студии? Видели эти дыры в стенах?

Лишь многим позже, в 1992 году, Скотту удалось восстановить режиссёрскую версию, и картина стала общепризнанной классикой. А вот в момент выхода на экраны Скотт, и без того раздосадованный скандалами с продюсерами, был шокирован финансовым провалом и разгромной критикой. Так, New York Times назвали ленту «запутанной, но притягательной», Time Magazine же отозвался о ней как «красивом, но мёртвом организме, пожирающем жизнь». Кроме того, на «Бегущем…», как и на «Нечто», плохо отразился выход «Инопланетянина» Спилберга: мало кто оценил по достоинству мрачную стилистику и визуальные находки как Скотта, так и Карпентера, ибо фантастика в тот год воспринималась исключительно с позитивным привкусом. Таким образом, лента с 25-миллионным бюджетом смогла осилить без малого 15 миллионов. Как это зачастую и бывает, картину оценили лишь спустя некоторое время.

Скотт довольно долго приходил в себя…

Согласно исследованию, проведённому британской газетой The Guardian в 2004 году, 60 учёных назвали «Бегущего по лезвию» лучшей фантастической кинокартиной всех времён. В данном опросе фильм ненамного опередил
«2001 год: Космическая одиссея» (1968)

В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ, В ТРИДЕСЯТОМ ГОСУДАРСТВЕ…

И тут режиссёр вспомнил о давнем стремлении поставить фэнтези по мотивам истории о Тристане и Изольде. Как он сам говорил, «было желание сделать картину без ощущения места и времени… чтото вроде смеси «Красавицы и Чудовища» Жана Кокто и голливудской классики 1935 года. Я хотел сделать что-то более светлое, нежели три моих предыдущих фильма, которые были тяжёлыми и напряжёнными». В поисках материала для фильма Скотт познакомился с работами Уильяма Хьортсберга, автора великолепного мистического триллера «Сердце ангела», позже удачно экранизированного Аланом Паркером. Как Скотт позже говорил, плодом его сотрудничества с Уильямом стал «фильм не о будущем, и не о прошедшем… и даже не о текущем моменте. Война между светом и тьмой всегда окружала нас, ещё с момента сотворения человека. И она будет с нами и в вечности». Неудивительно, что на пару с Хьортсбергом Скотт вдохновлялся средневековыми сказками наподобие «Спящей красавицы», а также сказками братьев Гримм и даже Библией. Однако первоначально Хьортсберг придумал довольно устрашающие и мрачные образы, которые шли вразрез с концепцией семейного развлечения, установленной Скоттом, и от них пришлось отказаться.

Волшебные герои волшебного фильма: Принц и Прекрасная Дева, Повелитель Тьмы, Гоблин и Фэйри.

Памятуя о печальном опыте съёмок в Голливуде и отлучении от творческого процесса, Скотт перенёс съёмки в английскую студию Pinewood, где занялся любимым делом — разработкой нового волшебного мира. Он задействовал работы известного иллюстратора сказок Артура Рэкхема, произведения знаменитого художника Брайана Фроуда, специализировавшегося на изображениях фей и гоблинов (позже использованных в «Лабиринте» Джима Хэнсона). Итогом творческих исканий стали 411 страниц раскадровок, выполненных художниками-постановщиками Шерманом Лэбби и Мартином Эсбери.

Скотт признавался, что в «Легенде» главный персонаж — магический мир, соответственно, актёры не должны были затмевать его, а значит — ни одного заметного лица в кадре! Тем забавнее сейчас видится тот факт, что на роль главного мужского персонажа был выбран Том Круз. Однако на тот момент он был начинающим актёром и до статуса звезды дорос в следующем году, после выпуска фильма «Топ Ган» младшего брата Скотта — Тони. А вот спецэффекты для ленты делал маэстро Роб Боттин, прославившийся невероятными чудовищами для «Нечто».

Фрагмент магического мира из «Легенды». Кто будет спорить, что это и есть главный герой фильма?

К сожалению, неприятности не обошли стороной и этот проект Скотта. 27 июня 1984 года на студии произошёл пожар, в результате чего выгорел почти весь волшебный лес. В дальнейшем злой рок продолжал подкидывать Скотту новые испытания: окончательная версия фильма длиной 113 минут была негативно воспринята на тест-просмотрах, из-за чего ныне картину можно встретить в двух вариантах. Американская версия длится 89 минут, и в ней можно услышать саундтрек от культовых электронщиков Tangerine Dream. А европейская — 94 минуты с оригинальным саундтреком Джерри Голдсмита. Когда законченная картина вышла в прокат, её ждала судьба предыдущего творения Скотта: как это ни печально, лента была холодно встречена зрителем, а критики вновь вывалили на неё ушат грязи. Вот как резюмировал свои ощущения ведущий американский критик Роджер Эберт: «Скажем так… «Легенда» — впечатляющее техническое достижение. Скотт — перфекционист, который пытается донести до зрителя определённые вещи, теряющиеся на фоне визуальных излишеств. Все эти замечательные эффекты и красивая картинка не спасают картину от отсутствия какой-либо идеи в сценарии…» Как и в случае с «Бегущим по лезвию», картину оценили лишь спустя некоторое время, и она прочно осела в коллекциях поклонников фэнтези.

ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ

Можно только подивиться, как после двух крупных провалов подряд Скотт не был отлучён от мира большого кино, а продолжал стабильно выпускать картины. К сожалению, режиссёр был вынужден сделать большой перерыв в создании новых фантастических эпосов. После «Легенды» он вернулся к сугубо реалистичным историям, поэтому всех потрясла новость о том, что он готовится реанимировать Чужих. Встав твёрдо на ноги после успеха трёх блокбастеров — «Гладиатор», «Чёрный ястреб» и «Ганнибал», — Скотт мог позволить себе всё, что душе угодно. В итоге первоначальная идея снять пятого «Чужого» трансформировалась в грандиозный замысел создать некую общую предысторию с углублением в мир инопланетных существ.

Это так грустно — дожить до того возраста, когда на твои фильмы уже делают римейки.

Детали сюжета «Прометея» до сих пор держатся в секрете, однако можно смело предположить, что, имея в наличии громадный бюджет, Скотт может воплотить всё, что не смог в 1979-м. Учитывая преклонный возраст режиссёра — а в этом году ему стукнет 75, — можно только подивиться столь смелому поступку: не паразитировать на успехе культового фантастического киносериала, а создать нечто качественно новое. Памятуя о высказывании Скотта, что «97% современных фильмов — тупое кино», хочется верить, что «Прометей» окажется среди оставшихся трёх процентов. Так пожелаем одному из наших любимых режиссёров, на фильмах которого росло не одно поколение любителей фантастики и просто хорошего кино, успеха во всех начинаниях!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться