Google+
экранизации булгакова ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ FIREFLY эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№5, май 2012)
Кратко о статье: Роман Арбитман «Пляски на минном поле» Фантастика сегодня — самый свободный из всех видов литературы. И всё же есть одна заповедная область, где должна быть ограничена свобода фантастов (по крайней мере, российских). Речь идет о теме Великой Отечественной войны.

Пляски на минном поле

Недавний фильм Тарантино «Бесславные ублюдки» во всём мире прошёл на ура, а вот у нас был встречен прохладно. И не потому, что американский киномэтр с годами растерял мастерство. Есть и драйв, и экшен, и здоровый цинизм, и натурализм, и постмодернизм. Тем не менее ближе к финалу, когда в парижском кинотеатре укокошивалитаки фюрера (в 1944 году!), российскому зрителю становилось неуютно. Фильм, притворявшийся военно-приключенческой драмой, оказывался альтернативно-исторической фантастикой.

Киношный Гитлер получал по заслугам, но это нас почему-то не радовало. Возможно, потому, что мы отлично помнили: подлинный Адольф Шикльгрубер прожил ещё год и пролил ещё не одну реку крови. Победа-буфф лишний раз подчеркнула дистанцию между фантазией и реальностью.

Тарантино, сам того не ведая, задел нас за живое.

Фантастика сегодня — самый свободный из всех видов литературы. Авторам здесь подвластно всё: обитаемые миры в виде двойного веретена и нультранспортировка, трёхглавые драконы и сверхсветовые двигатели, разумные океаны и галоши счастья. Здесь Наполеон Бонапарт бабочкой порхает над цветами, Чужой списывает у Хищника контрольную по геометрии, компьютер Пентагона втайне мечтает о суициде, а птеродактиль обгладывает рёбра Колизея. И всё же, на мой взгляд, есть одна заповедная область, где должна быть ограничена свобода фантастов (по крайней мере, российских; прочие же, включая Тарантино, пусть решают сами). Причём эти ограничения — не «технического», не эстетического, а прежде всего сугубо этического свойства.

Речь идёт об использовании фантастами темы Великой Отечественной войны — особенно в упомянутом жанре альтернативной истории. Чтобы читатель понял, о чём идёт речь, мне никак не обойтись без нескольких печальных примеров.

Поклонникам «детлитовской» серии «Библиотека приключений и научной фантастики» знакомы книги Александра и Сергея Абрамовых: вместе эти авторы сочиняли занимательные романы про эксперименты пришельцев («Всадники ниоткуда», «Рай без памяти») или про инопланетные цивилизации («Всё дозволено»). Худшее произошло в начале девяностых годов, когда из-под пера Сергея Абрамова, к тому времени творившего без соавтора, выскользнула повесть «Тихий ангел пролетел». Там были описаны последствия победы Третьего рейха в войне; в отличие от Филипа Дика, который рассматривал эту альтернативу с содроганием, наш соотечественник предлагал почти утопический вариант развития событий. Выходило, что поражение СССР привело страну (ну, то, что от неё осталось) к процветанию: мудрая нацистская партия у руля и вдоволь пива с сосисками — у потомков тех, кто дожил.

Похожая метаформоза уже в недавние времена случилась с фантастоведом и политологом Сергеем Переслегиным: автор обнародовал повесть «Ночной кошмар», где Вторая мировая война превращалась в ролевую игру с персонажами-фигурками; повествователь без экивоков симпатизировал лагерю нацистов, «играл» за фюрера и побеждал, потому что становился первым «в некоем магическом уровне включённости в ситуацию» (вряд ли читатель понимал, что означала эта высокопарная бредятина). Фюрер, по Переслегину, был достоин победы, поскольку «жил Германией» и не мог проиграть. При таком раскладе «тысячелетний рейх», породивший, кроме ракет ФАУ, ещё и Освенцим, «Циклон Б» и абажуры из человеческой кожи, оказывался для фантаста прежде всего «квинтэссенцией научно-технического прогресса, открытой дорогой человечества к звёздам». Прошлое у Переслегина выглядело огромной шахматной доской, а кровоточащая рана — только любопытной математической абстракцией, не более того...

А ещё я помню чувство лёгкого омерзения, с каким я перелистывал первую книгу будущей эпопеи Алексея Евтушенко «Отряд» (остальные тома, грешен, читать не стал). По сюжету взвод красноармейцев и взвод гитлеровцев вместе попадали в плен к инопланетянам и объединяли усилия (и умения), чтобы спастись. Поскольку принципиальных разногласий между «нашими» и «ненашими» фантаст не усматривал, в итоге временный союз красной звёздочки и свастики оказывался удачным. И закалённый в боях «сводный отряд» из советсконемецких профи становился ударной силой для решения межгалактических проблем...

Дело, как вы понимаете, не в Абрамове, Переслегине и Евтушенко — на этом месте, увы, могли быть фамилии и других любителей экспериментов. Сама по себе любознательность — не порок, вопрос «что будет, если?» норм этики не нарушает, но неумелый или бестолковый ответ может оказаться на грани (или за гранью) кощунства. Перед нами тот случай, когда прихотливые игрушки с историей и описание козней инопланетян оказываются бессмысленным перехлёстом: нацистский режим и так был чудовищной исторической флуктуацией, а вожди рейха по своей античеловечности легко могли посоперничать с киношными человекоядными алиенами. Куда ж дальше?

Из всех войн обозримого прошлого эта стала самой кровопролитной, затронув буквально каждую семью в бывшем СССР. До сих пор не все солдаты похоронены, не все жертвы отплаканы, не все палачи получили по заслугам, не вся правда стала достоянием историков. И поныне не отболело, не отгорело, саднит и не даёт покоя. Тема той войны — по-прежнему необезвреженное минное поле: один неосторожный шаг в сторону, и фантасту отрывает голову.

Некоторые, впрочем, этого даже не замечают и потом прекрасно обходятся и без голов.

 

Роман Арбитман
Писатель, критик, журналист


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться