Google+
SPELLJAMMER Стимпанк жанр Луис Ройо — классик фантастической живописи Вспомнить всё - две недели
Версия для печатиАрсенал: Арсенал: Европейские дуэльные традиции
Кратко о статье: Как появились дуэли? Не примитивные драки за женщину или еду, а благородные поединки, жёстко регламентированные правилами? Когда они пришли в Россию?

Кровь на клинках

Европейские дуэльные традиции

Дуэль

Не важно то, что для дуэли нет причины,
Не важно то, что ссора вышла из-за дам,
А важно то, что в мире есть ещё мужчины,
Которым совестно таскаться по судам.

Леонид Филатов, «Песенка о дуэли»

Сведения о поединках, проходивших в условленное время, в условленном месте и по определённым правилам, доносят до нас ещё древние скандинавские саги. Правда, германский хольмганг, проводившийся обычно не «за честь», а за обладание имуществом, имеет весьма отдалённое отношение к дуэлям XVII-XIX веков. Истоки классической дуэли следует искать в куда более поздней рыцарской традиции.

ТУРНИРЫ: ПОЕДИНКИ ДО XVI ВЕКА

В средние века дуэли как таковые не практиковались. Если два всадника в полном вооружении встречались на дороге, это уже считалось неплохим поводом для поединка, например, в честь прекрасной дамы. Предлог мог быть любым, впрочем, не желающий драться имел право сослаться на обет, нездоровье или занятость. Такие «минитурниры » на большой дороге в первую очередь обеспечивали участникам полезную практику (а порой и добычу), но не приносили великой славы. Помимо того, они были сопряжены с риском случайно убить противника, вызвав законное негодование его сюзерена. Для того же, чтобы провести поединок по всем правилам — со зрителями, с призовым фондом и с готовым немедленно промыть и зашить раны цирюльником, — требовалось разрешение землевладельца, например, герцога или даже короля. Получить подобное разрешение не всегда было легко, поскольку часть расходов на организацию мероприятия ( турнира) казна должна была взять на себя. Но если уж разрешение на «подвиг во имя прекрасной дамы» было получено, устраивалось полноценное шоу — с полными ротозеев трибунами, музыкантами, громогласными герольдами и роскошными шатрами, в которых бойцы готовились к поединку. В турнирах принимали участие десятки рыцарей, схватки шли одна за другой: сначала бились пешими на копьях, мечах и топорах, потом шла конная «сшибка» на копьях и, наконец, конная рубка. Конкретные детали варьировались в зависимости от пожеланий участников. Доспехи каждый привозил с собой, оружие же обычно применялось казённое — для обеспечения равноправия. Но, если противник не возражал, рыцарь мог взять и собственный меч, лучше подогнанный по руке.

На поединках «за честь» бились острым оружием, но слишком опасные его виды не допускались. Например, клевцы

Каждый раунд продолжался либо до падения одного из бойцов, либо до нанесения условленного количества ударов (засчитывались удары как в щит, так и по доспехам). В случае поломки оружия поединок не прерывали, но зато немедленно останавливали, если повреждённым оказывалось чьё-то защитное снаряжение. Подсчёт нанесённых ударов вели секунданты.

На ордалиях дозволены были некоторые приёмы, строжайше запрещённые на турнирах. Например, таран конём или «заход в хвост»

Если обида была настоящей, рыцарь чаще всего искал справедливости не на ристалище, а в суде. Лишь в редких случаях, когда ни одна из сторон не могла доказать свою правоту, допускалась ордалия — бой насмерть. Получить разрешение на неё было значительно труднее, чем на проведение развлекательного турнира, поскольку терять хороших бойцов в мирное время сюзерен не хотел. Женщины и дети не допускались на подобные зрелища, а сам бой протекал значительно быстрее. Остановить его мог только сам герцог или король и только в тот момент, когда дуэлянты находились в равном положении.

Красочный средневековый гобелен свидетельствует, что турниры были настоящими шоу

Сражались конными или пешими, без каких-либо ограничений на использование приёмов. О замене пробитого защитного снаряжения, разумеется, не было речи. Новые клинки из заранее оговоренного запаса передавалось секундантами через барьер, до которого боец далеко не всегда мог добраться. Часто, сломав мечи, бойцы шли в рукопашную, применяя захваты и не скупясь на удары — как латными рукавицами, так и собственным шлемом, снятым с головы.

Мензура

В Германии до начала XX века широкое распространение имела студенческая дуэль — мензура. Бойцы надевали кожаные шлемы, оставляющие лицо открытым, и кожаные доспехи, защищающие грудь, шею и правую руку, после чего рубились саблями «до первой крови». Наиболее оригинальной чертой мензуры было то, что награду — шрам, свидетельствующий одновременно и о мужестве, и о высшем образовании, — получал не победитель, а побеждённый.

Более опасным (здесь смертельные случаи были нередки) считался поединок, именуемый «мокрой мензурой». Дуэлянты садились за стол и по очереди, осушив стакан вина, выкрикивали оскорбления. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не повторялся, употребив уже использованное ранее ругательство. Опасность заключалась в том, что «мокрая мензура» нередко переходила в пьяную драку с применением любых подручных средств.

ДУЭЛЬ В XVI-XVII ВЕКАХ

Вот как описывает великий итальянский скульптор Бенвенуто Челлини один из тёплых римских вечеров: «Однажды я, как обычно, надел кольчугу, вооружился шпагой и кинжалом и отправился туда, где мы с друзьями собрались встретиться и повеселиться». Если верить городской легенде, в тот раз Челлини не повезло. Прогуливаясь, он наткнулся на ювелира Помпео, окружённого ещё более многочисленной компанией. Подвергшемуся насмешкам скульптору пришлось бежать, но в тот же вечер он выследил Помпео близ какой-то аптеки и зарезал его.

Хотя это и было запрещено, дуэлянты XVII-XVIII веков то и дело надевали кольчуги. На снимке — дорогое плетение (индивидуально заклёпанные кольца)

Сменившая рыцарский меч шпага — в то время ещё преимущественно рубящая, тяжёлая и слишком длинная (120-150 сантиметров с рукоятью) — вызвала значительные перемены в настроениях и обычаях общества, поскольку новое оружие подходило для постоянного ношения. В старые добрые времена рыцарь препоясывался мечом и надевал кольчугу только перед боем, в остальное же время носил лишь кинжал. Если он кого-то и опасался, то лишь разбойников да других рыцарей (разница между последними была невелика). Мысль, что напасть на него может известный преуспевающий ювелир средних лет, причём без малейшего повода, рыцарь бы счёл абсурдной.

Современный баклер производства компании Steel Master, точная копия малого щита XVI века

Мужская честь довольно быстро стала, так сказать, весьма чувствительной. При этом обидчивый владелец шпаги вовсе не стремился щадить чужое достоинство: не задирать первого встречного считалось не меньшим ущербом для чести, чем терпеть оскорбления.

Никаких толковых правил дуэлей не существовало, и смертность среди дворян и обеспеченных мещан выходила порой за грань разумного. Эдикты королей, запрещающие поединки под страхом смертной казни, следовали один за другим, но единственным результатом запретов оказалось то, что дуэлянты начали выбирать для схваток безлюдные места. А там бойца частенько ожидала засада: враг приходил не один. Из соображений безопасности на дуэли начали являться с друзьями. Так сложился странный обычай: секунданты тоже дрались между собой, хотя такое побоище «стенка на стенку» противоречило самой сути поединка. Таким образом, в период своей наибольшей популярности дуэли очень мало отличались от убийств.

Трудно сказать, что стало причиной массового помешательства. Скорее всего, доступность оружия и простота его ношения. Определённую роль сыграли и наводнившие Европу учителя фехтования, извлекавшие выгоду из убийственной моды. Курс подготовки бойца стоил довольно дорого, зато занимал всего несколько дней: искусство фехтования на шпагах только зарождалось. Более или менее пристойно умел фехтовать практически каждый обеспеченный человек.

Сами наставники, кстати, в дуэлях не участвовали. Их цеховые правила запрещали бросать и принимать вызовы, что, впрочем, не мешало учителям фехтования устраивать показательные бои между собой — ради рекламы и ставок.

Но в это жестокое время случались и честные поединки. Например, упомянутые ордалии продолжались вплоть до конца XVI века. Конные схватки стали большой редкостью, поскольку мало кто умел сражаться верхом. Обычно на бой выходили в облегчённых доспехах — открытый шлем, кираса, кольчуга. Дуэлянт имел шпагу, баклер (маленький «кулачный» щит) и два кинжала: длинный на поясе и короткий в сапоге.

Типичная школа фехтования XVII века. Кто-то дерётся на безопасных рапирах с насадками, кто-то и вовсе на деревянных брусках

В то же время начал формироваться и новый дуэльный кодекс. Противники сходились один на один, секундантов не приглашали, а каждый из бойцов являлся в сопровождении одного лишь слуги (правда, последний нередко оказывался наёмным головорезом). Бойцы снимали камзолы, демонстрируя, что брони на них нет: драться без доспехов считалось признаком храбрости (при этом кольчугу или выкрашенную в телесный цвет «анатомическую» кирасу прятали под рубашкой). Естественно, никаких разрешений на подобные поединки никто не получал.

Оружие было весьма разнообразным. В XVI веке чаще всего использовалась тяжёлая шпага на пару с кинжалом, баклером или наброшенным на руку плащом. До середины XVII века можно было предложить противнику, имеющему репутацию мастера шпаги, биться на другом оружии — двуручных мечах или топорах. В таком случае противник имел право отложить поединок на месяц — пока не найдёт учителя и не овладеет новой техникой. Особо хитроумным ходом считался выбор оружия, обращению с которым в Европе (или хотя бы в городе, где дуэль имела место) никто толком не обучал. К такому оружию относились, например, «близнецы» — пара 70-сантиметровых клинков. Мастеров работы с подобным вооружением можно было пересчитать по пальцам.

Бой был кровавым. Искусство защиты, в «рыцарское» время практически неизвестное (воин полагался на щит и доспехи), оставалось в зачаточной стадии. Парирование длинным клинком почти не применялось. Удары противника — чаще рубящие, чем колющие, — отражались левой рукой: баклером, гардой кинжала, плащом. Практиковался захват чужой шпаги ладонью, для чего носилась специальная кольчужная перчатка. Если же отбить удар не удавалось, боец старался уклониться — как правило, безуспешно. Победить на дуэли, не получив ни царапины, считалось практически невозможным.

Памятник д’Артаньяну в Париже (работа Гюстава Дорэ, деталь памятника Дюма). Обратите внимание: у мушкетёра — рубящая шпага, а не рапира

Необходимость мастерского владения шпагой для выживания на городских улицах закономерно привела к стремительному совершенствованию техники боя. В конце XVI — начале XVII веков сначала в Италии, а позже и в других странах получает распространение такой приём, как выпад. Его появление означало замену традиционной левосторонней стойки на правостороннюю. Оружие в левой руке, будь то щит или кинжал, стало излишним, поскольку бойцы стояли друг к другу правым плечом. При этом оружие для правой руки потребовалось максимально облегчить: им уже не только наносились, но и отражались удары, так что рука не отдыхала ни секунды.

В эпоху Ришелье сложилась французская школа владения облегчённой и укороченной шпагой. Фехтование одним клинком потребовало умения атаковать из защитной позиции. В принципе приёмы, которыми пользовались легендарные мушкетёры, уже мало отличались от приёмов современных фехтовальщиков.

До конца XVII века дуэли происходили настолько часто, что о каких-либо общепринятых правилах говорить не приходилось. Не размениваясь на обвинения, один джентльмен просто сообщал другому джентльмену, где, когда и со сколькими друзьями будет его ждать. Оружие не оговаривалось: по умолчанию подразумевались шпаги или рапиры. Каждый дрался тем клинком, который носил, а если у противника шпага оказывалась короче, это была его проблема. Секундантов же (которым тоже предстояло сражаться) зачастую находили по дороге к месту схватки. Человек, носивший шпагу, не мог отказаться от предложения поучаствовать в драке неизвестно с кем и чего ради.

Но уже в XVII веке у дуэли появилось неписаное правило: не убивать без повода. Поединки, целью которых было лишь доказательство собственного мужества и демонстрация умения фехтовать, оканчивались лёгкими ранами. Причём с последующим совместным визитом к хирургу, а от него — в кабак. Самое смешное, что вопрос, кто платит за всех, запросто мог стать поводом для новой дуэли.

Дуэль по-русски

Мода на дуэли пришла в Россию из Европы в конце XVIII столетия. Но, как это часто бывает, копировалась лишь форма, а не содержание обычая. Если на Западе в XIX веке убивать на дуэлях было уже неприлично, то в России дуэль долго ещё оставалась жестокой и смертоносной.

Сходились не на 30 (пуля из дуэльного пистолета на таком расстоянии теряла убойную силу), не на 20, а на 10-15, порой даже на 6 шагов. В случае промахов пистолеты нередко перезаряжались, и дуэль продолжалась «до результата». И если во всём мире задачей секундантов считалось примирение сторон (либо, в крайнем случае, срыв дуэли путём «процедурных» придирок), то русский секундант, как во времена мушкетёров, иногда вступал в бой «за компанию». К слову, после разгрома российского посольства в Персии изувеченный труп Александра Грибоедова был опознан лишь по шраму, полученному писателем на дуэли, на которой он стрелялся в качестве секунданта.

Некоторые исторические дуэли обрели статус легенды и стали национальным достоянием

ДУЭЛЬ В XVIII-XIX ВЕКАХ

Но и с появлением определённого кодекса дуэли не стали безопасным времяпрепровождением. Шпаги были остры, а несчастные случаи часты. На первой же своей дуэли д’Артаньян (реальное лицо, а не персонаж романа Дюма) едва не убил своего противника — человека, которого до того момента никогда не видел. Кроме того, среди дуэлянтов встречались и бретёры — блестящие бойцы, для которых невозможность уклониться от поединка становилась поводом для безнаказанных убийств (в том числе и заказных).

Косвенным результатом деятельности бретёров стало всё более частое применение на поединках огнестрельного оружия, уравнивающего шансы.

Так называемые кавалерийские пистолеты начали использоваться на дуэлях ещё в XVI веке — они заменяли копья в конном бою. Дуэлянты обменивались выстрелами (не имевшими последствий, так как на конный поединок всё ещё принято было выезжать в доспехах), а затем сходились на мечах. Позже по такому же принципу проводились и пешие дуэли: разрядив пистолеты, противники пускали в ход шпаги. Но вскоре утвердилось правило «одного оружия»: если выбирались шпаги, иметь что-то «про запас» не дозволялось. Перед схваткой участников обыскивали, отбирая пистолеты и ножи.

Пара французских дуэльных пистолетов Лепажа (XIX век). Полный комплект

Массовый характер дуэли на пистолетах приобрели лишь в XIX веке. К этому времени кремнёвый замок достиг совершенства (оружие, сделанное хорошим мастером, давало в среднем всего одну осечку на 150 выстрелов), шпаг уже не носили, да и владели клинками немногие. Дуэли на саблях проводились главным образом между военными, рапиры выбирали любители фехтования, а для большинства дуэлянтов предпочтительным вариантом стал пистолет.

Дуэльные пистолеты, которые появились в конце XVIII века и изготавливались до начала XX века, отличались надёжностью и высокой кучностью боя (то есть, проще говоря, меткостью). Как правило, они имели небольшой по тем временам калибр (10-13 мм) и нарезной ствол. На то, чтобы отмерить чашечкой заряд пороха и, ударяя деревянным молоточком по латунному шомполу, аккуратно забить в ствол пулю, уходило несколько минут.

Стреляли из пистолетов чаще всего с места, с условленного расстояния, по очереди: сначала вызванный (ответчик), потом вызывающий (обвинитель). Иногда выстрелы производились по пути к «барьеру». Предварительно разойдясь на условленное количество шагов, дуэлянты шли навстречу друг другу к паре воткнутых в землю сабель, отмечающих минимальную дистанцию огня. Каждый стрелял тогда, когда считал необходимым.

Жан-Леон Жером, «Дуэль после карнавала» (1857)

В XIX веке отношение к дуэлям в Европе стало на удивление терпимым. В 1836 году был опубликован «Дуэльный кодекс», подписанный десятками знатнейших людей. При этом официально поединки по-прежнему оставались вне закона. С таким же успехом можно было бы издать инструкции для взломщиков. Появились даже фирмы, оказывающие платные услуги желающим получить сатисфакцию. «Фехтовальщикам» предоставлялись залы, «стрелкам» — транспорт для выезда за город на специально оборудованную площадку. Разумеется, в аренду сдавалось дуэльное оружие: великолепные пистолеты (нередко с намеренно сбитым прицелом) и шпаги, гнущиеся вместо того, чтобы вонзаться. Но всё же достаточно острые, чтобы выступила кровь и бой был прекращён.

* * *

Хитрости устроителей не были секретом. Но задача убить противника ставилась со временем всё реже и реже. Дуэль превратилась в красивый обычай, в «экстремальный спорт», дающий возможность пощекотать нервы.

Поскольку результат играл всё меньшую роль, огромное значение начало придаваться процедуре. Например, появилось правило: вызывающий должен явиться к месту дуэли точно в срок, при минутном опоздании поединок отменялся. Ответчик имел право опоздать на три с половиной часа. Известен курьёзный случай, когда в 1868 году некие виконт де Ло и месье де Перье дрались на дуэли из-за разногласий относительно того, как правильнее дуэль организовать. Как обычно, никто не пострадал.

Сегодня мужчины измельчали. Они либо трусят, либо идут в суд, либо лезут в драку безо всяких правил. Но, может, когда-нибудь ещё вернётся время, о котором так красиво писал Филатов: «Не важно то, что вы в итоге не убиты, не важно то, что ваша злость пропала зря, а важно то, что в мире есть ещё обиды, прощать которые обидчику нельзя».

Что почитать?
  • Фредерик Браун «Арена»

  • Александр Дюма «Три мушкетёра»

  • Артуро Перес-Реверте «Учитель фехтования»

  • Александр Пушкин «Выстрел»

  • Альфред Хоаттон «Меч сквозь столетия»

  • Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться