Google+
10 шестеренок стимпанка Вселенная трансформеров MASHUP Страна Оз: экранизации
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№4, апрель 2012)
Кратко о статье: Роман Арбитман «Проданный смех» Фантаст, начисто лишённый чувства юмора, — это диагноз. Фантаст с гипертрофированным чувством юмора — это тоже диагноз. Между двумя крайностями зазор не так уж велик...

Проданный смех

«Я настаиваю, чтобы вы смеялись! Вы обязаны смеяться! Я требую, чтобы вы смеялись, потому что это смешно! Требую, предлагаю, приказываю немедленно, безотлагательно, мгновенно смеяться! Ха-ха-ха-ха!..» Эти слова выкрикивает персонаж фантастического рассказа Ильи Варшавского, робот по имени Роби. И люди, опасаясь электронного кретина, вымученно хихикают над механической переделкой старого анекдота. Хотя им, конечно, не до смеха...

Ладно, забудем о разумных роботах: их ещё не изобрели. Поговорим о людях.

Фантаст, начисто лишённый чувства юмора, — это диагноз. Фантаст с гипертрофированным чувством юмора — это тоже диагноз. Между двумя крайностями (пафосный каменный истукан и вертлявая, кривляющаяся обезьянка) зазор не так уж велик, однако зарубежные фантасты старшего поколения в своё время как-то умудрялись проскользнуть в него, не ободрав бока о камень и не оступившись на банановой кожуре.

Если посмотреть на оглавления сборников переводной юмористической фантастики — «31 июня» (1968) и «Нежданно-негаданно» (1973), — то мы почти не найдём среди авторов эдаких профессиональных остряков, всю жизнь бодро дудящих в одну дуду. Там есть Джон Бойтон Пристли, чьи произведения en masse далёки от юмора. Там есть Примо Леви, бывший узник Освенцима, автор не только смешных миниатюр, но и суровой мемуарной прозы. Даже Роберт Шекли с Фредериком Брауном — писатели, чьи остроумные миниатюры как будто безоговорочно признаны классикой весёлого фант-жанра, — не были забубенными весельчаками...

Если вспомнить наиболее известных советских фантастов, то и среди них пальму первенства традиционно завоёвывали те, кто не делал ставку на чистое хохмачество. Братья Стругацкие, написавшие «Понедельник начинается в субботу» — образчик юмористического жанра, весь разошедшийся на цитаты, — были, не позабудем, ещё и авторами жёстких антиутопий. Среди рассказов Севера Гансовского были не только «Электрическое вдохновение» и «Пробуждение», но и, например, антифашистская альтернативка «Демон истории». Забавные новеллы Дмитрия Биленкина — «Сломался эскудер», «Адский модерн» и другие — невозможно перепутать с его же «полыновским» циклом («Марсианский прибой», «Космический бог»). Да и Илья Варшавский, с цитаты из которого мы начали эти заметки, в своём творчестве выдерживал баланс, сочетая лёгкие юмористические безделушки с мрачнейшим «обличительным» циклом «Солнце заходит в Дономаге»...

А что в современных российских НФ и фэнтези? Увы, общая картина тут выглядит принципиально иной и довольно-таки безрадостной. Сегодня никто из адептов жанра уже не поспорит с очевидным фактом: коммерчески выгодный издателям принцип «вала» провел черту между прозой жанровой и «серьёзной», загнал-таки всю отечественную фантастику в подобие литературного гетто (среди однотипно-попсово оформленных томов Пупкиных фиг отыщешь случайно затесавшегося потенциального Пушкина), а удобный для маркетолога принцип «серийности» превратил «отделение юмора» в «гетто внутри гетто».

Вспомним, как издательство «Эксмо» запустило особую серию, бесхитростно назвав её «Юмористическая фантастика». От одних лишь названий («Лысая голова и трезвый ум», «Рабин Гут», «Огонь, водка и медные трупы») накатывала тошнота, а ведь у книг, помимо обложек, было ещё содержимое, где бултыхались планеты Супертрахбах и Дрисландия и над всем повествованием плыло специфическое амбре — словно метеорит угодил в сельскую уборную... Ладно, эта серия ушла в историю, но скоро возникла другая: «Юмористическая серия» от «Альфа-книги». Я не большой поклонник романов Андрея Белянина, однако на фоне книг серийных «подбелянчиков» обоего пола даже «Тайный сыск царя Гороха» выглядит нетленным шедевром.

Обратите внимание: самые снисходительные из экспертов «Мира фантастики» обычно не выдают книгам «подбелянчиков» более 5 баллов — и что же? Кого это смутило? Вопреки вкусу, вопреки здравому смыслу (рынок тоже не бездонный), серия продолжает регулярно пополняться, начисто дискредитируя само понятие «юмористическое фэнтези». Если упомянутые вначале «серьёзные» фантасты старой школы — как наши, так и иноязычные, — могли забредать на территорию юмора к радости читателей и безо всякого ущерба для собственной репутации, то теперь у нас, похоже, наблюдается процесс обратный: даже те фантасты, кто богато одарён юмористическим даром, бегут из этого «гетто в гетто», словно из чумного барака. Думаете, случайно Евгений Лукин нас уже не веселит? Думаете, от хорошей жизни талантливый шутник Лео Каганов стал выдавать унылые несмешные квазиагитки типа «Чёрной крови Трансильвании»? Думаете, просто так, ради прикола, замечательный «штучный» писатель, остроумец божьей милостью, создатель трилогии о Жихаре Михаил Глебович Успенский, наступая на горло собственной песне, включился в апокалиптический «проект», в рамках которого особо не забалуешь? Грустно.

Вы спрашиваете, есть ли выход? Он есть, и очень простой. Надо послать к чёртовой бабушке все серии с роковым словом на букву «ю»! Наши издатели фантастики должны перестать ставить юмор на поток и смириться с тем, что умение смешить — дело избранных одиночек (у которых, кстати, тоже год на год не приходится). Но уж этих одиночек надо холить, лелеять и не обижать. Потому что довести человека до слёз — искусство невеликое. А вот понастоящему, без дураков, развеселить — дело адски сложное. Спросите у царевны Несмеяны. Она знает, она подтвердит.

 

Роман Арбитман
Писатель, критик, журналист


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться