Google+
НА ЗЛОБУ ДНЯ. ЧЁРТОВА ДЮЖИНА СТРАШИЛОК Мир Александра Волкова: Изумрудный город Доска почёта. Предатели КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Версия для печатиФантастическая музыка: Киберпанк в музыке
Кратко о статье: У киберпанка есть не только свои книги, фильмы и компьютерные игры. Жанр создал собственную субкультуру, целую эстетику, на которой основана особая мода... Но есть ли у киберпанка своя музыка?

Корпоративные гимны

Киберпанк в музыке

Киберпространство — уже не фантастика, а объективная реальность. Огромное количество людей не мыслит своей жизни без виртуального общения посредством интернета, ведёт в Cети бескомпромиссную борьбу против государственной машины и транснациональных корпораций и даже испытывает самую настоящую «ломку», если доступ в Сеть отключается хотя бы на несколько часов. У киберпанка есть не только свои книги, фильмы и компьютерные игры. Жанр создал собственную субкультуру, целую эстетику, на которой основана особая мода... Но есть ли у киберпанка своя музыка?

В киберпанковской среде постоянно ведутся ожесточённые споры о том, как должна звучать музыка, чтобы её можно было назвать киберпанком. Если, конечно, считать, что киберпанк в музыке вообще существует...

Большинство авторитетов жанра (писатель Брюс Бетке, например) считают, что, если музыка является высокотехнологичной и футуристической, она вполне может считаться для киберпанка «своей». Поэтому распространено мнение, что звуковое воплощение киберпанка — клубная электронная музыка, поскольку вся она сделана при помощи компьютеров. Также в почёте жёсткие мрачные стили электроники: хардкор, габбер, дарк-электро... Техно и электро-музыка даже зарождались в то же самое время, что и киберпанк, и они базируются на такой же концепции отношений между человеком и машиной. Некоторые также полагают, что настоящая музыка киберпанка — старый добрый индастриал.

Киберготическая мода. А если на эту причёску ещё и USB-разъёмы поставить...

КИБЕРПАНКИ — MIND.IN.A.BOX

Синтипоп — один из тех видов электронной музыки, которые ближе всего к фантастике. А австрийский дуэт mind.in.a.box можно уже причислить к мэтрам музыкального киберпанка. Большая часть их альбомов объединена историей о порабощённом обществе, промывании мозгов, секретных агентах и хакерах. mind.in.a.box — тот случай, когда музыку нужно слушать, читая буклет: вместе с музыкантами над историей работает художник. Участники группы и сами не чужды миру компьютеров — раньше разрабатывали видеоигры.

САМОЗВАНЕЦ

Размытый, не имеющий чётко очерченных границ жанр «музыка киберпанка» так долго пролежал без хозяина, что однажды на него покусился человек со стороны. В 1993 году поп-панк Билли Айдол выпустил альбом с претенциозным названием Cyberpunk. Эта пластинка также базировалась на концепции мрачного высокотехнологичного будущего, но успеха она не снискала. Наоборот — с треском провалилась. Главной ошибкой Айдола стало то, что он взялся за сочинение киберпанковского опуса, не изучив первоисточники и даже не умея пользоваться компьютером. Такого человека кибер-сообщество не могло воспринять иначе как наивного, технически безграмотного позёра.

Оправдываясь, Айдол припомнил, что отец-основатель киберпанка Уильям Гибсон тоже не был технически подкован, когда писал своего «Нейроманта». Возмущение общественности только усилилось, несмотря на то что слова Айдола были правдой. К тому же сам отец жанра ответил на этот выпад, чем окончательно добил Билла. «Киберпанк как движение был всего лишь шуткой, — сказал Гибсон, — и это блестяще доказал Билли Айдол».

Многих музыкантов относят к киберпанку из-за эстетики и тематики их песен Они разделяют антиутопическое видение мира будущего, сочиняют тексты о биотехнологиях и виртуальной реальности. Среди групп, музыку которых иногда называют киберпанком, стоит упомянуть Psydoll, Front Line Assembly, Atari Teenage Riot, Sigue Sigue Sputnik. Музыка этих исполнителей может сильно различаться — важную роль играет неуловимое настроение, которое сложно выразить словами.

Некоторые музыканты, обычно далёкие от киберпанка, время от времени выдают что-либо, основанное на идеях этого жанра. Например, концептуальный альбом Nine Inch Nails Year Zero или знаменитый Outside Дэвида Боуи, а также альбомы Sonic Youth — Sister и Daydream Nation, созданные под влиянием произведений Филипа Дика и Уильяма Гибсона соответственно.

КИБЕРПАНКИ — FEAR FACTORY

Американский метал-проект, известный своей любовью к киберпанковской тематике. Жёсткий грув-метал (иногда переходящий в дэт-метал), яростный вокал, обилие сэмплов и электронных эффектов, специфическое холодное, «механическое» звучание создают неповторимую атмосферу жестокого технологического будущего. Что неудивительно: многие годы музыкантам группы активно помогает один из участников Front Line Assembly. Тексты группы посвящены высоким технологиям, разложению общества, киборгам... Достаточно привести названия песен: Hi-Tech Hate, Mechanize, H-K (Hunter Killer), Digimortal. Также группа сняла клип на песню Resurrection, полный жанровых клише киберпанка.

ПАНКИ ИЛИ ГОТЫ?

А теперь — небольшое откровение. Есть музыка, которая просто идеально подходит под нашу тему. И даже носит очень похожее название. Почти все, что условно именуется «киберготикой», — музыка на стыке дарквэйва, индастриала и дарк-электро, звучащая на вечеринках «сталкер-готов» и риветхедов, — и есть тот самый вожделенный «музыкальный киберпанк».

Не верите? Послушайте что-нибудь из репертуара Centhron или FGFC820, взгляните на внешний вид патриархов тёмной электроники Hocico, внимательно присмотритесь к странно одетым молодым людям и девушкам, спешащим на «киберготические» вечеринки. Они выглядят точь-в-точь так, как мы представляем себе персонажей киберпанковских романов, как эти персонажи представлены на киноэкране. Всё в «киберготах», начиная от причёсок и аксессуаров и заканчивая музыкальными приёмами, зовёт нас в ту самую кибервселенную, которую создавали Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Брюс Бетке, Майкл Суэнвик и Никс Смит. Протестные настроения и песни в духе «слава роботам» здесь тоже присутствуют в изрядном количестве. Да и что есть субкультура готов, как не дальний родственник панк-культуры?

ЧТО ЕЩЁ ПОСЛУШАТЬ

The Spawn OST

Думали, самый «киберпанковский» саундтрек — у «Матрицы»? Как бы не так! Настоящий киберзвук — на саундтреке фильма «Спаун», где титаны рока играли вместе с титанами андеграундной электроники. Здесь панк Генри Роллинз выступил в дуэте с королем драм-н-бейса Голди, а Кирк Хэммет из Metallica работал бок о бок с эмбиент-проектом Orbital.

Eden Synthetic Corps — Eight Thousand Square Feet

Образец киберпанковского звучания, прохладный синтетический привет из солнечной Португалии. ESC не поют песен об имплантатах и виртуальной реальности, но их внешний вид и музыка идеально вписываются в кибер-концепцию.

Front Line Assembly — Improvised Electronic Device

Последний альбом культовых канадцев предлагает богатую подборку величественных электро-индустриальных гимнов, предвещающих то ли скорый конец мироздания, то ли приход к власти новой расы киборгов. Наиболее показательна песня Shifting Through the Lens.

Psydoll

Hocico

Однозначной, канонической версии не существует. И вывод, который, вероятно, устроит наибольшее количество людей, таков: музыка киберпанка — это жёсткая электронная музыка с «панковскими» текстами об анархии, но при этом ещё и о будущем, высоких технологиях и киберкультуре.

***

Киберпанковская музыка — это что-то вроде Чеширского Кота: одновременно она есть и её нет. Жанра «киберпанк» в музыке не существует. Но масса музыкальных произведений, содержащих элементы киберпанка, всё-таки позволяет завести для него отдельную папку (или, по старинке, полку) в своей фонотеке.

«Индустриально-готическая» субкультура риветхэдов близка и к киберпанку, и к стимпанку.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться