Google+
МИРЫ. BATTLETECH ИНТЕРВЬЮ: ТИМ БЁРТОН Мир Александра Волкова: Изумрудный город Нанороботы
Версия для печатиВидеодром: Экранизации: Уильям Гибсон
Кратко о статье: Яркие тексты Уильяма Гибсона так и напрашиваются на экранизации. Однако попытки сделать фильмы по его книгам либо не удавались, либо заканчивались финансовым провалом. В одной из картин мог даже сняться Виктор Цой. Но «Мир фантастики» уверен: лучшие киноадаптации «отца киберпанка» ещё впереди.

Последний нейромантик

УИЛЬЯМ ГИБСОН

По мере того, как скандальная слава вынуждает всё больше задумываться над тем, что делаю, я начинаю сознавать, что кино оказало на меня гораздо большее влияние, нежели литература.

Уильям Гибсон

Писатель, который начинает свою книгу фразой «Небо над космопортом напоминало телеэкран, настроенный на мёртвый канал», так и напрашивается на экранизации. Яркие визуальные образы Уильяма Гибсона и его умение закрутить лихой экшен — что ещё надо Голливуду? Однако «отец киберпанка» не разделил участи Филипа Дика — его лучшие экранизации, кажется, ещё впереди.

КОРОТКО О БУДУЩЕМ

Предложения об экранизациях сыпались на Уильяма Гибсона, как только киберпанк стал пользоваться популярностью. Правда, написанные им адаптации собственных книг долго не попадали в кинопроизводство: видение писателя не совпадало с традициями голливудского мейнстрима, а идти на компромиссы автор не умел. Гибсон написал сценарий по своему рассказу «Сожжение Хром»; этот фильм должна была снимать Кэтрин Бигелоу, на тот момент жена Джеймса Кэмерона и режиссёр пары малоизвестных картин, однако текст, с точки зрения продюсеров, не удался, и в финансировании было отказано. Такая же участь постигла сценарий «Нейроотеля». Первого киновоплощения своего текста писателю пришлось ждать почти с десяток лет, и это оказался не широкоэкранный блокбастер, а скромная телевизионная короткометражка по отличному, хотя и не очень показательному для Гибсона рассказу.

Двенадцатиминутная экранизация рассказа «Континуум Гернсбека» под названием Tomorrow Calling («Вызывает будущее» или «Зов завтрашнего дня») вышла в 1993 го ду на британском телеканале Channel Four. Снимал её неизвестный у нас сериальный режиссёр Тим Леандро, сценарий тоже писал он сам, привлекая Г ибсона лишь как консультанта, а главные роли исполнили актёр Колин Сэлмон (позже засветившийся в паре фильмов про Бонда, «Обители зла» и «Чужом против Хищника») и популярная в начале восьмидесятых рок-певица Тойя Уиллкокс.

Сначала главный герой наблюдает в небе футуристический лайнер, а потом — «семиотические призраки» людей, одетых в нелепые костюмы. Так в тридцатые годы представляли его современников.

Эта короткометражка, которую сейчас можно легко посмотреть на YouTube, следует тексту рассказа весьма дотошно, хотя технически сделана довольно наивно, на уровне восьмидесятых (телевидение всегда отставало от большого кино в том, что касается визуальных эффектов). Основная идея рассказа перенесена на экран в первозданном виде и наглядно визуализирована — все человеческие фантазии, в том числе о будущем, так или иначе обретают бытие, превращаясь в «семиотические призраки», и мы запросто можем увидеть, как представляли себе наше время далёкие предки, для которых оно было будущим.

БЕГИ, ДЖОННИ, БЕГИ!

Если восьмидесятые годы стали эрой литературного киберпанка, то в девяностые жанр прописался в кинематографе. С распространением интернета стали реальностью и киберпреступления, и субкультура хакеров, и зависимость от виртуального мира — словом, всё то, о чем писали гуру киберпанка, когда персональные компьютеры для большинства были роскошью. Теперь люди хотели не только читать об этом, но и смотреть на большом экране — благо технические возможности уже позволяли. Казалось бы, тут-то Гибсону и сорвать банк, но писатель в очередной раз доказал, что нонконформизм — его второе имя.

В середине девяностых писателю предложили написать сценарий полнометражного фильма по его рассказу «Джонни-мнемоник». Идея использования человеческого мозга в качестве хранилища данных показалась весьма перспективной скульптору и режиссёру Роберту Лонго, давнему знакомому Гибсона: писатель сочинял тексты для одного из скульптурных проектов Лонго. Тот поначалу хотел сделать артхаусное чёрно-белое кино, и Гибсону эта идея понравилась. Однако в процессе работы картина медленно, но верно ушла в сторону мейнстрима по банальным причинам — финансовым: кинокомпания Sony Productions рассчитывала снять сливки с моды на киберпанк, и ей был нужен смотрибельный блокбастер. Режиссёр прокомментировал эту эволюцию так: «Мы задумывали кино стоимостью в полтора миллиона долларов, но оно превратилось в 30-миллионное только потому, что мы не смогли получить эти полтора».

Главная сложность в работе над киноадаптацией заключалась в том, чтобы сделать из стильной зарисовки (а рассказ Гибсона — просто эпизод из жизни «мозгового курьера» Джонни) полнометражный сюжет. Для этого история подверглась масштабной переделке — и в конце концов из оригинального рассказа там остались лишь главный герой да охотящиеся за ним японские мафиози. Самой существенной потерей оказалась Молли — один из ярчайших персонажей кибервселенной Гибсона, киллер, с помощью высоких технологий превратившая себя в киборга с линзами-экранами и стальными лезвиями под ногтями. В рассказе она легко ото двигает Джонни на второй план. Однако по лучилось так, что Гибсон уже продал права на экранизацию «Нейроманта», где Молли тоже появляется, поэтому персонаж принадлежал другой студии. Забегая вперёд, заметим, что эта компания вскоре обанкротилась, так что в резу льтате мы до сих пор не получили ни «Нейроманта», ни экранного образа Молли.

Отсутствие Молли сделало Джонни центральным персонажем фильма: его помощница — невыразительная «спутница главного героя» по имени Джейн. Сюжет же крутится вокруг важной информации, которую герой хранит на «жёстком диске», встроенном в мозг. Эта информация связана с лекарством от тяжёлого заболевания, охватившего практически весь мир. Теперь спасение планеты зависит от Джонни, и он становится объектом охоты.

«Гарри Поттер…» — то есть «Киану Ривз и разъём в затылке». Ещё не Избранный, но уже опасен.

Фильм снимали в Канаде, где живёт Гибсон, а на главные роли пригласили Киану Ривза, на тот момент уверенно восходящую голливудскую звезду, и Такеши Китано, японского актёра и режиссёра, незадолго до этого ставшего модным в Америке. Заметные роли сыграли также Дольф Лундгрен и Удо Кир. Что интересно, на родине Китано, в Японии, показали расширенную версию фильма, в которую вошли несколько вырезанных сцен — в частности, эпизод, когда боевой дельфин-хакер Джонс взламывает защитный код, преграждающий доступ к информации в мозгу Джонни.

Основные изменения были внесены американским дистрибьютором за месяц до релиза, и именно они превратили картину в нечто изрядно порезанное ради того, чтобы это считалось мейнстримом.

Из интервью Уильяма Гибсона

Стремление компании-дистрибьютора понравиться всем привело к совершенно противоположному результату. «Джонни-мнемоник», вышедший в мае 1995 года, с треском и грохотом провалился — и по финансовым результатам, и по оценке критиков. Фанатам киберпанка не понравились изменения, внесённые в оригинальный сюжет, всем остальным история показалась слишком нелепой, повествование — слишком рваным, а спецэффекты — слишком «грязными» и невыразительными.

Истинное значение фильма «Джонни-мнемоник» стало ясно несколько позднее. По сути, он обозначил тот факт, что киберпанк окончательно стал частью массовой культуры. Уже к моменту релиза картины на видеоносителях она обрела культовый статус. Кроме того, «Джонни-мнемоник» повлиял на целое направление в кинофантастике, вершиной которого стала «Матрица» — фильм, перевернувший наше представление о кинематографе.

Герои «Отеля «Новая роза» в основном заняты тем, что разговаривают… и не разговаривают.

Энди и Лана Вачовски — б лагодарные поклонники Гибсона: они постоянно подчеркивают влияние творчества писателя на вселенную «Матрицы» как в плане философии и эстетики, так и в деталях. Читатели с особенным у довольствием отмечают мелочи: например, главный герой «Нейроманта» лишён возможности входить в виртуальную реальность, так как видит в ней только пиксели, и практически так же видит Нео истинную природу Матрицы. А разъём в затылке, через который информация загружается прямиком в мозг, без изменений перекочевал в «Матрицу» из «Джонни-мнемоника». Кстати, говорят, что после провала «Джонни-мнемоника» Киану Ривз зарёкся сниматься в фантастике, и Вачовски стоило изрядных трудов затащить его в свой проект. Игра стоила свеч: сборы трилогии «Матрица» превысили суммарные сборы всех предыдущих фильмов с участием Ривза.

КИБЕРПАНК ПО—РУССКИ

В конце восьмидесятых едва не состоялся самый экзотический киноопыт Уильяма Гибсона. Режиссёр Рашид Нугматов, снявший заинтересовавшую Запад «Иглу», прислал Гибсону видеокассету с этим фильмом и записи гр уппы «Кино». И то, и другое писателя впечатлило, а Виктора Цоя он нашёл «весьма привлекательным и, похоже, столь же серьёзно относящимся к боевым искусствам, как и к своей музыке». Гибсон и Нугматов затеяли совместный проект с Цоем в главной роли — околопсиходелическое кино о войне банд в постапокалиптическом Ленинграде. Должно было получиться нечто яркое и совершенно безумное, но сначала Гибсон не смог в этом участвовать, б удучи занят очередным романом, а потом гибель Виктора Цоя в автокатастрофе окончательно поставила крест на этой идее. Впрочем, по словам писателя, музыка «Кино» до сих пор занимает заметное место в его плей-листе и нек оторым образом повлияла на атмосферу романа «Распознавание образов».

ИМЯ «НОВОЙ РОЗЫ»

После неудачи «Джонни-мнемоника» киношники несколько утратили интерес к книгам Уильяма Гибсона, и это позволило писателю поучаствовать в создании фильма, более соответствующего его представлениям об искусстве. «Отель «Новая роза» (1999) — экранизация одноимённого рассказа из сборника «Сожжение Хром». Режиссёром картины выступил Абель Феррара, в главных ролях снялись прекрасные актёры Уиллем Дефо, Кристофер Уокен и Азия Ардженто (дочь культового режиссёра трэшхорроров Дарио Ардженто), а также художник Ёситака Амано, известный оформлением серии видеоигр Final Fantasy.

Действие рассказа происходит всё в том же мрачном кибербудущем Гибсона, где миром правят всемогущие дзайбацу. Покинуть место работы в любой из этих корпораций не так-то просто: руководство предпочитает видеть своих ведущих специалистов скорее мёртвыми, чем работающими на конкурентов. Поэтому возникла особая профессия, представители которой помогают учёным дзайбацу уйти от работо дателей так, чтобы их не обнаружили. Именно таких специалистов играют Дефо и Уокен. Персонаж Амано — учёный-генетик, которого нужно вытащить из сетей крупной го лландской компании и убедить переметнуться к конкурирующей японской корпорации. В этом профессионалам помогает девушка по вызову, соблазняющая учёного, — её играет Азия Ар дженто.

Главная особенность режиссёрского видения «Отеля «Новая роза» — в по лном отказе от спецэффектов. Режиссёр не добавляет в сюжет экшена, не визуализирует виртуальную реальность (что обычно для кинофантастики в жанре киберпанк). Обо всех важных событиях, которые происходят за кадром, зритель узнаёт из разговоров. В центре внимания режиссёра — характеры и переживания героев. Как ни странно, такой аскетический взгляд на киберпанк подошёл тексту Гибсона больше, чем безумная (и бездумная) мешанина спецэффектов. Ведь «отца киберпанка» интересуют в первую очередь не техно логии, а то, как меняются люди под их влиянием.

«Отель «Новая роза» был представлен на Венецианском кинофестивале, где режиссёр удостоился специального упоминания жюри и приза кинокритиков, а картина была номинирована на главный приз — «Золотого льва». Это сыграло свою роль в восприятии фильма: киноманы видят в нём прежде всего артхаусную психологическую драму, и только потом — киберпанк-антиутопию.

ПОД ЗНАКОМ «ИКС»

В таланте Гибсона-сценариста, несмотря на неоднозначное восприятие его кинопроектов, сомневаться не приходится. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть пару серий «Секретных материалов», над которыми работал писатель. Оба этих эпизода до сих пор любимы фанатами.

Писать сценарии Гибсона не приглашали — он сам пришёл. В 1998 году они с приятелем, фантастом Томом Мэддоксом, придумали идею эпизода о компьютерной программе, которая обрела сознание и решила уничтожить своих создателей. Продюсерам «Секретных материалов» идея понравилась. Так появился одиннадцатый эпизод пятого сезона — Kill Switch («Выключатель» или «Код уничтожения»), в который Гибсон умудрился упаковать свои любимые темы — от виртуальной реальности до параноидального страха человечества перед «восстанием машин». Писатель настоял, чтобы эпизод был сделан в стилистике Дэвида Кроненберга, режиссёра «Видеодрома» и «Экзистенции», и съёмочной группе это удалось, а монтажер Хизер Макдугалл получила за свою работу премию «Эмми».

Скалли с бластером и Малдер с мечом — что ещё надо поклонникам для счастья?

Вдохновлённые первым успехом, Гибсон и Мэддокс продолжили сотрудничество с «Секретными материалами» и написали сценарий одной из самых нестандартных и стильных серий эпохального телешоу — First Person Shooter («Стрелялка от первого лица»), тринадцатого эпизода седьмого сезона, вышедшего в 2000 го ду. В нём Малдер и Скалли расследуют реальные убийства в виртуальной реальности и в конце концов сами включаются в игру-стрелялку. Здесь опять появляется программа, обретшая сознание, на сей раз в образе сексапильной героини игры, и снова звучит одна из любимых тем Гибсона — возможность «загружать» человеческую личность в цифровой мир. «Стрелялка от первого лица» — один из самых технически сложных эпизо дов «Секретных материалов», недаром за него авторы получили две премии «Эмми», за звук и визуальные эффекты. Ну а фанаты любят этот эпизод за образ Даны Скалли в кибер доспехах и с мощным бластером наперевес.

Самый крупный сценарный опыт Гибсона не дожил до воплощения. А это был ни много ни мало «Чужой 3» Дэвида Финчера, и сам писатель называл текст сценария «тарковскоподобным». Впрочем, некоторые элементы этого сценария вошли в окончательную версию фильма.

БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ МАТРИЦЫ

Если бы все задуманные экранизации Гибсона вышли в свет, эта статья была бы в три раза длиннее. На сегодняшний день проданы права на экранизацию главной трилогии писателя: помимо многострадального «Нейроманта», собираются также снимать фильмы по «Графу Ноль» и «Моне Лизе овердрайв», но никаких подробностей о работе над ними не известно. В 2006 году появилась информация, что роман «Идору» планируется воплотить в аниме, но с тех пор проект не про двинулся ни на шаг. За экранизацию «Распознавания образов» уже несколько лет отвечает Питер Уир («Шоу Трумана»), однако Гибсон не сошёлся с ним во мнениях по некоторым принципиальным вопросам и с тех пор в интервью искренне желает проекту провала.

Более-менее реальным сейчас видится будущий фильм по «Нейроманту», попавший в руки умного режиссёра Винченцо Натали — того самого, который подарил нам «Куб» и «Химеру». До этого права на экранизацию меняли своих хозяев несколько раз, снимать её до лжны были три разных режиссёра, и даже было озвучено имя ведущего актёра — Хайден Кристенсен, незабвенный Энакин Скайуокер. Однако кого выберет на главные роли Натали — пока неизвестно.

На мой взгляд, «Нейромант» повествует о том, как мы в будущем будем связаны с компьютерным сознанием. Как в «Химере» я исследовал тему изменения наших тел, так и «Нейромант» мог бы стать исследованием того, как мы изменяем наш разум, развиваем своё сознание. Я вижу в этом огромный потенциал.

Винченцо Натали

В качестве визуального образца Натали называет «Бегущего по лезвию» и говорит о том, что хочет сделать кино максимально реалистичным. Съёмки должны начаться в этом году, а премьера предварительно назначена на 2014-й. Отличный повод пережить конец света.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться