Google+
FIREFLY ROBERT DOWNEY Галерея несбывшегося грядущего эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА
Версия для печатиВрата Миров: Легенды. Всемирный потоп
Кратко о статье: Наступление апокалиптического 2012 года взбудоражило фантазию писателей и режиссёров, сочиняющих сценарии конца света. Один из самых любопытных, незаслуженно мало представленный в искусстве, — Всемирный потоп и, возможно, последующее выживание в затопленном мире. «Мир фантастики» уверен: новая жизнь старой легенды ещё впереди!

Кругом вода

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП


Чтобы вам стало ясно, зря нам не спорить чтоб,
Вспомните про ужасный, про мировой потоп.
Страшный ужасный ливень всё затопил тогда...
Губит людей не пиво — губит людей вода!
Песня из фильма «Не может быть»

2012 год наступил, и поклонники роковых дат и цифр замерли в ожидании: грядёт ли Апокалипсис? А если грядёт, то каким он будет? Среди всех возможных версий конца света одна из наиболее правдоподобных (в свете данных о глобальном потеплении) — затопление всей суши или, по крайней мере, её части. То есть Всемирный потоп, который, согласно легендам, уже когда-то был. Давайте вспомним, что мы о нём знаем и насколько верны эти легенды.

ОТ ШУМЕРОВ ДО ИНДЕЙЦЕВ

Миф о Всемирном потопе — бродячий сюжет, встречающийся у самых разных культур практически в неизменном виде. Однажды бог (или боги) гневается на человечество, разверзает хляби небесные, и всё живое погибает под водой. Кроме горстки тех, кому предназначено вновь возродить род людской, потому что бог (или боги) сердитый, но отходчивый. Во многих версиях мифа эти спасённые помогают восстановить погибшую флору и фауну, так как захватили с собой на корабль или иное убежище представителей всех биологических видов. Заканчивается это всеобщим примирением божественного и человеческого. С предупреждением: если люди будут себя плохо вести — повторение водного шоу неминуемо.

Об этом рассказывали древние шумеры и их наследники — аккадцы и вавилоняне, жители Сирии и Палестины, Индии и Вьетнама, Индонезии и Филиппин, Австралии и Полинезии. Даже мифы индейских племен, от Аляски до Огненной Земли, повествуют о том же самом. При этом легенд о потопе нет в фольклоре Европы (кроме Греции, Уэльса, Литвы и некоторых цыганских племён), большей части Азии и Африки. Почему так — отдельная история, к которой мы вернёмся, когда будем говорить о гипотезах происхождения мифа.

Гильгамеш оплакивает умершего друга, «лесного человека» Энкиду.

Самая древняя его вариация — шумерская, известная из эпоса о Гильгамеше, одного из самых ранних литературных произведений в истории человечества. Главный герой поэмы отправляется странствовать по свету в поисках травы бессмертия. На краю земли Гильгамеш встречает царя Утнапиштима (его имя означает «нашедший жизнь долгих дней»), того самого «допотопного» героя, спасшегося от гнева богов. Те по непонятным причинам поклялись уничтожить человечество. Только бог Эа, в обход данной клятвы, предупредил Утнапиштима о грядущей катастрофе и показал ему чертежи корабля, который нужно построить, чтобы спастись. На корабль наш герой погрузил свою семью, имущество, зверей и птиц, а также мастеров-ремесленников, чтобы сохранить ремёсла и после потопа. Боги наслали бурю, которая бушевала семь ночей и шесть дней и только на седьмой день утихла, дав возможность кораблю Утнапиштима пристать к вершине горы. Трижды выпускал он различных птиц, чтобы те выяснили, не сошла ли вода, и только третья птица — ворон — не вернулась, потому что нашла сухую землю. После потопа Утнапиштим принёс жертвы богам, а те подарили ему и его жене бессмертие.

Посадка на Ноев ковчег.

Девкалион и Пирра швыряются человеческим ресурсом.

Считается, что рассказ Утнапиштима — вставка раннего, самостоятельного произведения в более позднее и масштабное. Эту гипотезу подтверждают тексты шумерской и аккадской историй о потопе, обнаруженные позже эпоса о Гильгамеше. Главного героя в них зовут соответственно Зиусудра или Атрахасис (эти заковыристые имена означают то же, что и Утнапиштим). Записи второй легенды сохранились лучше, и из неё стало известно, за что боги решили уничтожить людей. Оказывается, людей стало слишком много и они... слишком громко шумели, досаждая богам на небе! Вот такой демографический кризис по-аккадски. Если бы древние боги действительно существовали, к началу третьего тысячелетия они должны были и вовсе оглохнуть, так что сторонники версии второго Всемирного потопа могут быть не так уж и неправы.

Аналогичную легенду рассказывали и в Вавилоне. А библейская история Ноя с его ковчегом вообще практически повторяет её слово в слово. Разница только в одном: в легенде появляется нравственный мотив. Согласно Ветхому Завету, бог Яхве (Элохим) решил уничтожить человечество, потому что оно совершило слишком много грехов, а Ной был единственным праведником. Именно эта версия легенды стала канонической, оставив в нашем языке выражение «всякой твари по паре» (именно столько животных взял на свой ковчег Ной) и слово «допотопный».

СМЕЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА

Легенды о потопе у разных народов расходятся в небольших деталях — и в степени их экзотичности. Причиной наводнения часто называют нарушение того или иного табу — например, запрета поедать змей или определённый вид рыбы. Самая весёлая версия легенды — у одного австралийского племени. Аборигены рассказывают, что однажды некая лягушка проглотила всю питьевую воду на земле. Чтобы заставить её отдать всё обратно, другие звери решили её рассмешить — и несколько перестарались.

Есть разные версии, откуда взялось такое количество воды. Среди причин указываются не только ливень, как в ближневосточных легендах, или обильный снег, как у некоторых североа-мериканских индейцев, но и разлив моря, и вырвавшиеся на поверхность подземные воды. Количество выживших людей тоже разное: то это одна пара, то несколько, то семья или целое племя, а временами даже один человек. Аборигены острова Борнео, например, рассказывают, что потоп пережила только одна женщина, которая стала рожать детей от... сверла для добывания огня.

Любопытные подробности грехопадения приводит апокрифическая Книга Еноха. Согласно ей, человечество с пути истинного совратили исполины — потомки от браков ангелов со смертными женщинами. Именно они повинны в войнах, социальном неравенстве, появлении чёрной магии и других непотребных деяниях.

Свой потоп был у древних греков, и даже не один: в разных источниках упоминаются от двух до «множества». Самый известный — Девкалионов потоп, от которого спаслись только сын мятежного титана Прометея Девкалион и его жена Пирра. Им помогли не боги, а сам Прометей, рассказавший сыну, как построить корабль. После того как вода схлынула, они по совету речной богини Фетиды восстановили человечество весьма оригинальным способом: бросая себе за спину камни. Те, которые кидал Девкалион, становились мужчинами, а брошенные Пиррой — женщинами. Ещё в одной легенде говорится, что спаслись не только они, но и жители целого города Парнаса, потому что его основатель, сын Посейдона Парнас, владел искусством предсказания. Считается, что гнев древнегреческих богов вызвали человеческие жертвоприношения, которые Зевс не желал принимать.

В индуистской мифологии при потопе спаслась не пара людей, а всего один — Вайвасвата, один из Ману (родоначальников человеческого рода). Жена для него родилась из принесённой им жертвы. А вот зороастрийцы верят, что при потопе (который то ли был давным-давно, то ли ещё будет) лучше всего спасаться не на кораб ле, а в специально построенном убежище, где следует собрать людей, животных и растения.

Многие народы, знакомые с мифом о потопе, считают, что катастрофа рано или поздно повторится и спасутся опять-таки лишь немногие. В одном полинезийском племени даже держали специальные спасательные лодки «на случай потопа». Словом, идея гибели и последующего возрождения человечества из-за большого количества воды, похоже, прочно прописана в нашем коллективном бессознательном. Откуда она там взялась?

ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ПОТОП

Есть большой соблазн привести все истории о потопе к одному знаменателю и объявить, что такая катастрофа действительно была в истории человечества, и настолько глобальная, что запомнилась во всём мире. Подобные трактовки, похожие на сценарий голливудского блокбастера, бывают не менее экзотичны, чем некоторые мифы о потопе. Одна из них, активно тиражируемая книгами и сайтами вроде «Великие тайны и загадки Земли», гласит, что Всемирный потоп был вызван столкновением Земли с Луной. Якобы наш спутник изначально был ядром погибшей планеты Фаэтон, захваченным гравитационным полем Земли. Столкновение двух космических тел вызвало цунами и наводнения по всей планете, а попутно — гибель то ли динозавров, то ли Атлантиды; здесь авторы гипотезы путаются в показаниях. Идея, конечно, шикарная, жаль — не подтверждённая никакими научными данными.

Самый известный «Всемирный потоп» в живописи — фреска Микеланджело.

Алло, ЖЭК? Нас опять затопило!


Фантастической кажется и гипотеза, что вода, затопившая планету, пришла из её недр — из загадочных океанов, заключенных в глубинах земной мантии. Само существование таких океанов — только версия, хотя и основанная на данных сейсмографов со всего мира. Выдвинул ее американский исследователь Майкл Вайсешн. Всемирный потоп в этом случае мог выглядеть как неожиданный прорыв горячих вод из-под земной коры. Уровень океана поднялся, а водяной пар сконденсировался в атмосфере, и ливни довершили дело.


Более правдоподобна гипотеза Уильяма Райана и Уолтера Питмена из Колумбийского университета. По их мнению, в легенде о Всемирном потопе отразился глобальный подъём уровня мирового океана из-за таяния ледников. При этом пострадали в основном люди, жившие на берегах морей и в дельтах крупных рек, — а именно в таких местностях обычно рассказывали мифы о потопе. Эту версию подтверждают исследования берегов Чёрного моря: около 5500 года до нашей эры его уровень довольно быстро поднялся примерно на 50 метров, а площадь увеличилась примерно в полтора раза.

По другой версии, всё гораздо проще. Раз о потопе рассказывают не во всём мире, значит, и были эти наводнения не везде и не одновременно. По крайней мере, насчёт древнешумерского потопа можно точно сказать, что он был локальным. При раскопках древнего города Ур в 1927 году был обнаружен 20-метровый слой явно наносной глины без каких-либо следов человеческого присутствия, что может говорить о масштабном наводнении, вызванном многодневным ливнем. Археолог Леонард Вуллей, руководивший раскопками, сделал смелое предположение, что Утнапиштип, он же Ной, мог быть историческим лицом, вовремя принявшим меры по спасению своего племени от потопа. Вообще разливы Тигра и Евфрата не редкость: их следы не раз обнаруживали при раскопках. Правда, происходили они в разное время. Но мифологическое мышление не знает исторического отсчета лет, а родной город с окрестностями действительно был для древнего человека всем миром. Так что мифы разных народов могли отражать реально случавшиеся в данной местности наводнения или цунами. Непонятно только, почему, в таком случае, мифа о потопе нет в Японии, где цунами — в порядке вещей.

Наконец, легенды могут и вовсе не отражать никакой реальной истории, а быть своего рода «научной гипотезой». Фольклористы, собиравшие сказания Полинезии, обращали внимание, что аборигены показывали им как доказательство реальности потопа отпечатки морских моллюсков, обнаруженные на вершинах гор. Древнеримский автор Тертуллиан тоже рассматривал подобные находки как подтверждение библейского мифа. Сейчас нам известно, что геологические преобразования земной коры — процесс медленный. Но ещё в XIX веке, до Дарвина, одной из ведущих научных теорий была «теория катастроф», объясняющая все изменения в природе глобальными катаклизмами. Свой «катастрофизм», похоже, был и у древних людей: постепенное, эволюционное изменение в их головах не укладывалось, поэтому они сочиняли красочные легенды. А к легендам часто добавлялась мораль о недопустимости нарушения табу и этических норм, потому что они установлены богом (или богами) и их несоблюдение может вызвать гнев небес.

СУЕТА ВОКРУГ КОВЧЕГА

Зрелищная, наглядная и с доступной моралью, легенда о Ноевом ковчеге всегда была в первой пятёрке самых популярных ветхозаветных историй. Её любили изображать художники, а вот писатели не очень: в конце концов, мало что можно добавить к этому сюжету. Разве что чуть-чуть поглумиться над ним — уже в ХХ веке, когда это стало возможным.

ЧТО НАМ СТОИТ КОВЧЕГ ПОСТРОИТЬ?

В аккадской легенде об Атрахасисе, прототипе Ноя, описывается круглое судно, сплетённое из тростника, — по сути, огромная корзина. Само же слово «ковчег» означает «ящик», а не «корабль». Так что, судя по всему, он не был предназначен для целенаправленного плавания. Он нужен был, чтобы переждать потоп, неуправляемо болтаясь на волнах. Именно такой ковчег описывает и рассказ Утнапиштима: нечто вроде огромной шестиэтажной коробки.

О том, что художники, изображавшие Ноев ковчег кораблём, были неправы, писал ещё Марк Твен (между прочим, лоцман по профессии): «Конечно, плавать такой ковчег никуда не мог. На нём не было ни руля, ни парусов, ни компаса, ни помп, ни карт. Нигде не упоминаются лотлини, якоря, лаги или какое-нибудь другое оборудование, столь необходимое каждому кораблю».

Но как он строился? В Библии указаны все необходимые сведения, переданные Ною лично богом Яхве, и современным исследователям не составило труда это вычислить. Ковчег должен был быть трехъярусным, длиной 133,5 метра, шириной 22,25 метра, высотой 13,35 метров, и обладать грузоподъемностью 15-20 тысяч тонн. На постройку требовалось 37 200 кубометра древесины загадочного дерева гофер (не то кипарис, не то кедр), которую еще надо было заготовить и привезти, притом что в Месопотамии дерево ценилось на вес золота. Как пророк со всем этим справился? У читателей Библии вопросов не возникало: с Божьей помощью, конечно.

У Моргана Фримена в резюме дважды указано «бог»: в «Эване...» и в «Брюсе Всемогущем».

В одной из глав романа Джулиана Барнса «История мира в 10 ? главах» повествование ведётся от имени личинки червя-древоточца. Этот вид насекомых не взяли в ковчег, сочтя вредителями. Но несколько героических червяков всё же пробрались на борт, чтобы отравлять людям жизнь и в прекрасном новом «послепотопном» мире. Тема Всемирного потопа, стихии и спасения от неё проходит через всю книгу: тут и поиски ковчега на горе Арарат, и пираты-террористы, и путешествие в глубины джунглей по тропической реке, и история печально знаменитого плота «Медуза». А в последнем романе Жозе Сарамаго «Каин» одноимённый главный герой попадает на Ноев ковчег, чтобы в конце концов стать причиной смерти последних людей на земле, — Сарамаго беспощаден к человечеству.

Сценарию истории про Ноев ковчег следует Роланд Эммерих в масштабном фильме-катастрофе «2012». Библейскую гиперболу, что вода покрыла землю «выше самых высоких гор», он трактует буквально — гигантское цунами захлёстывает Гималаи. Есть в этой истории и гигантские корабли-ковчеги, которым удаётся спасти больше людей, чем библейскому. Есть даже персонаж по имени Ной (Ноа) — сын главного героя.

Создателей комедии «Эван Всемогущий» никак нельзя упрекнуть в эммериховском пафосе. Они, однако, буквально следуют библейской легенде: Бог является к конгрессмену Эвану и велит ему построить ковчег. Все окружающие дружно насмехаются над «новым Ноем». Насмешкам способствует и то, что Бог настоял на «аутентичном» виде строителя: древний балахон и длинная борода. К счастью, вместо всемирного потопа здесь происходит локальный, хотя и потенциально очень опасный.

ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА

Ной причалил к горе Арарат — ныне это территория Турции. При таком точном указании места неудивительно, что кладоискатели обшаривали склоны Арарата ещё с IV века нашей эры, — ведь в Средние века Библия считалась настоящим учебником истории. Марко Поло уверенно писал: «В этой стране, Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться».

В 1893 году американец Джон Джозеф тщетно просил у турецкого правительства разрешения на вывоз из страны Ноева ковчега с целью… представить его на Всемирной выставке в Чикаго. Надо заметить, что еще до этой истории Джозеф лечился в психиатрической лечебнице — не из-за ковчега, а потому что именовал себя принцем Нури и архиепископом Вавилона. Есть легенда, будто в 1916 году русский лётчик Владимир Росковицкий увидел ковчег с воздуха. И будто в этом же году Российской империей была снаряжена экспедиция, которая якобы отыскала ковчег и сделала множество снимков, но все они — какая незадача! — были утрачены во время революции. Впрочем, само существование лётчика Росковицкого не подтверждено документами.

Многие исследователи отождествляют библейские «горы Араратские» с Армянским нагорьем в целом, где находилось древнее государство Урарту. Здесь, тридцатью километрами южнее Арарата, в 1957 году с воздуха был сфотографирован объект, напоминающий по форме корабль. Правда, большинство ученых считает, что он имеет естественное происхождение. Пытались искать Ноев ковчег и в Иране. Экспедиция американского Института библейских археологических поисков и исследований объявила, что нашла ковчег, но не представила документальных свидетельств.

В 1993 году некий Джордж Джаммал демонстрировал на американском телевидении кусок дерева — якобы обломок ковчега. Позже оказалось, что это был специально обработанный кусок железнодорожной шпалы. Последнее «явление ковчега народу» состоялось в 2009 году, когда китайско-турецкая экспедиция обнародовала видеосъёмку некоего огромного деревянного объекта, вмёрзшего в лёд. Но исследователи отказались сообщать место съёмки, что лишило их находку всякого научного смысла. Если Ноев ковчег существовал, то он определённо ещё ждёт своего Индиану Джонса.

Похоже на корабль, но, скорее всего, просто скала.

Писатели и режиссёры особенно любят топить и разрушать Японию, которая и в реальности постоянно страдает от землетрясений и цунами. Саке Комацу в романе «Гибель дракона» описал, как его родина уходит под воду в результате вулканической активности. По мотивам его романа снят фильм-катастрофа «Япония тонет», а также пародийная лента «Весь мир, кроме Японии, тонет», в которой гибнут все остальные страны света, что приводит к нашествию в Страну восходящего солнца не очень любимых там «гайдзинов» (иностранцев).

Гремучая смесь «Безумного Макса» и «Пиратов Карибского моря».

Финал фильма Стивена Спилберга «Искусственный интеллект» демонстрирует мир, который уже пережил Всемирный потоп: человечество уничтожено, земля покрыта водой, и оставшегося «в живых» маленького робота спасают другие роботы. А в комиксе и фильме «Небесный Капитан и мир будущего» от потопа и вовсе не осталось следа. Зато есть космический корабль, исполняющий роль ковчега с животными и учёными, после отлёта которых Земля должна быть уничтожена. Этого, благодаря главным героям, не происходит.

Образ Ноева ковчега стал отправной точкой для целого фантастического поджанра под условным названием «звёздный ковчег». Действие таких произведений разворачивается внутри огромных космических кораблей, которые летят к далёким звёздам уже много столетий, поэтому внутри них успела сформироваться собственная культура. Один из самых известных образцов — роман Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной».


Легенда о Всемирном потопе, в силу своей известности, давно рассыпалась на мелкие детали и намёки, смысл которых хорошо понятен всем, кто знаком с Библией хотя бы в пересказе. Так, многодневный дождь в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» должен напомнить то самое стихийное бедствие, с которого начался потоп. Да и город из «Гадких лебедей» братьев Стругацких, в котором всё время идёт дождь, тоже производит апокалиптическое впечатление. И действительно, город в финале будет буквально смыт этим дождём.


Большую часть 175-миллионного бюджета «Водного мира» явно потратили на гонорар Кевина Костнера, а на декорациях сэкономили.

ОСТРОВА В ОКЕАНЕ

А если всё-таки быть оптимистом и представить, что человечеству даже Всемирный потоп не стал помехой, чтобы жить дальше? Подумаешь, вместо земли теперь вода — какие мелочи! Будем жить на кораблях, каждый из которых — практически ковчег. Да и на немногочисленных оставшихся островках суши тоже можно неплохо обустроиться. Любители водных просторов наверняка найдут такой вариант постапокалипсиса весьма романтичным.

Такая разновидность мира после катастрофы была бы, наверное, очень популярной, если бы не коммерческая неудача фильма, ставшего эталоном Земли после потопа. Речь, конечно, о скандально известном и культовом «Водном мире» Картина мира, погрузившегося под воду после таяния полярных льдов, впечатляет размахом. Люди живут на кораблях и в плавающих деревнях посреди океана, а более всего здесь ценятся растения, почва и пресная вода. Что до легендарной суши, то её поиски — нечто вроде поисков Святого Грааля. Своей «грязной» стилистикой и брутальным сюжетом «Водный мир» напоминает «Безумного Макса». Однако ему повезло в прокате гораздо меньше: фильм собрал очень небольшую кассу в США (хотя и весьма приличную — по миру, а также хорошо продавался на видеоносителях), был номинирован на четыре «Золотых малины» (досталось даже Кевину Костнеру) и получил неважные отзывы критиков. Видимо, поэтому водная сага так и не была продолжена, да и вкладываться в аналогичное кино у продюсеров желания не возникло. Жаль, идея была многообещающая.

«Водный мир» был далеко не первым представителем «водного постапокалисиса». В сюрреалистическом романе Джеймса Балларда «Затонувший мир» конец света наступает постепенно: ледники медленно тают, города погружаются под воду один за другим, заставляя людей перебираться вглубь континентов, в жаркие влажные джунгли.

Подростковый роман Джулии Бертанья «Водный мир» не имеет к фильму никакого отношения, хотя тоже повествует о выживании человечества в эпоху таяния льдов. Человечество здесь делится на обитателей гибнущих островов и обеспеченных жителей высокотехнологичных плавучих городов Верхнего мира, в которых царит тоталитаризм. Разумеется, «счастливчики» не желают пускать к себе чужаков. И разумеется, достаточно одной маленькой храброй девочки (напомню, книга подростковая), чтобы дать человечеству новую надежду.

Казалось бы, при чём тут Кевин Костнер?

Каким будет мир после водного апокалипсиса? Фантастика даёт на этот вопрос два противоположных ответа. Например, в книге Вадима Еловенко «Мы — силы» люди затопленного мира вступают в смертельную схватку за оставшиеся ресурсы, и общество погружается в хаос. А вот у Яны Дубинянской в «Глобальном потеплении» ничего катастрофического не происходит. Да, на территории бывшего СССР из-за глобального потепления царит страшная жара, на Соловках теперь модный курорт, а Украина наполовину затоплена. Но война начнётся не из-за этого, а из-за обнаруженной где-то в Черном море загадочной «капсулы всеобщего счастья».

***

Легенда о Всемирном потопе растворена в нашей культуре до такой степени, что, кажется, уже почти не интересует писателей и режиссёров сама по себе. Возможно, мода на постапокалипсис заставит их, затерев до дыр все возможные вариации фантастических миров, вернуться к водному. Ведь в этом сюжете, помимо смертей и ужасов, есть ещё и своеобразная жуткая красота. Не случайно один из лучших «Всемирных потопов» в живописи принадлежит великому маринисту Айвазовскому.

Что почитать?
  • Джеймс Фрэзер «Фольклор в Ветхом Завете»

  • Дэвид Мейн «Ковчег»

  • Алан Милн «Перед потопом»

  • Кобо Абэ «Ковчег «Сакура», «Четвёртый ледниковый период»

Что посмотреть?
  • «Библия» (1966)

  • «Ветхий Завет. Библейские истории» (мультфильм, 1996)

  • «Вселенский потоп» (мультфильм, 2003)

  • «Неудобная правда» (2006)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
ntkj666
№ 1
01.02.2013, 06:46
\"Большую часть 175-миллионного бюджета «Водного мира» явно потратили НА гонорар Кевина Костнера, А НА декорациях сэкономили\". Поправте.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться