Google+
МИРЫ. WARCRAFT Росомаха Нанороботы ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА
Версия для печатиИстория кино: Спецэффекты докомпьютерной эры, часть 3
Кратко о статье: Почти все фантастические фильмы на космическую тематику показывают людей на других планетах с невиданным, неземным пейзажем, в необыкновенных летательных аппаратах, космических кораблях или футуристических городах. Все эти объекты невозможно снять “вживую”. Поэтому кинематографистам приходится прибегать к различным хитростям.

Киноэффекты докомпьютерной эры. Часть 3

Звездолеты и не только

Путь к звездам ведет через многолетнее заключение. Астронавтика пахнет тюрьмой.

Станислав Лем

Почти все фантастические фильмы на космическую тематику показывают людей на других планетах с невиданным, неземным пейзажем, в необыкновенных летательных аппаратах, космических кораблях или футуристических городах. Все эти объекты невозможно снять “вживую”. Поэтому кинематографистам приходится прибегать к различным хитростям.

А знаете ли вы, что

Модель “Тысячелетнего сокола” (Millenium Falcon) в натуральную величину была построена в лондонской студии “Эльстри” из фанеры и ДВП и весила 40 тонн.

25 Kb

Набор моделей

Вспомните первые кадры знаменитых фантастических кинолент... В “Звездных войнах” огромный корабль неторопливо пролетает перед глазами зрителей, темная туша “Ностромо”, будто крадучись, выплывает из киноэкрана в “Чужом”... Все это — лишь модели, созданные специально для каждого фильма.

27 Kb 22 Kb

Реактор “Звезды смерти” размещался на столе.

Грузовой корабль из “Звездных войн”.

Моделирование кораблей — это распространенное хобби для многих людей. Но вряд ли оно достигает того качества, которое требуется для кинематографа. Обычно кинематографические модели идут в заранее заданном масштабе. Чаще всего требуется несколько вариантов идентичных моделей разного размера.

Например, “Тысячелетний сокол” для “Звездных войн” был изготовлен в пяти разных версиях — почти полутораметрового диаметра для детального показа самого корабля; полуметрового — для сцен, в которых “Соколу” приходится маневрировать либо в поле астероидов, либо между другими кораблями; пятнадцатисантиметровая и пятисантиметровая, которые использовали тогда, когда было необходимо показать в кадре размеры “Сокола” относительно других кораблей (тоже моделей). Все эти они были абсолютно идентичными, включая пятна грязи и гари вокруг двигателей. И все были похожими на павильонную модель “Сокола” в натуральную величину.

   

Модель взрывающегося грузовика в самом конце “Терминатора 2” была точной копией той машины, что снималась в фильме. Дело в том, что съемки сцен погони за Сарой Коннор снимались напротив полицейского оружейного хранилища. Съемочной группе не удалось получить необходимое разрешение для съемок взрыва в натуральную величину, его пришлось снимать в павильоне с использованием модели.

Материалы

15 Kb

Имперский шаттл из “Звездных войн”.

Из чего же делают модели? В основном, из дерева, которое потом ламинируется. Или из пластмассы, нагревая ее и создавая форму, “натягивая” ее на оригинал с помощью вакуумной технологии (так же, как делают вакуумную упаковку продуктов). А вообще — из всего, что только окажется под рукой. Промышленные детали, части бытовых приборов, части игрушек, металлолом — все идет в дело.

Модель можно склеить или соединить болтами. Но она должна разбираться как можно быстрее. Ведь зачастую внутри модели помещают батарейку и множество лампочек, чтобы имитировать освещение внутри корабля и его сигнальные огни. А вдруг посреди съемок одна из ламп перегорит? Если не позаботиться о возможности смены лампочек и батареи изначально, можно заполучить кучу неприятностей. Например, придется ломать модель или процесс разборки-сборки затянется надолго, что повысит стоимость съемок.

Чем больше размер модели, тем легче ее создавать. Можно добавить необходимых деталей, более подробно раскрасить, ее можно сделать максимально реалистичной. Оператору легче снять такую модель, и выглядит она в кадре гораздо естественнее. Средний размер киномоделей — один метр.

46 Kb

Корабль “Саратога” из “Звездной пехоты”.

Иногда корабли отливают из гипса или оргстекла, но это значительно утяжеляет их. Для отливки необходим, как минимум, один оригинал, который, чаще всего, не переживает процесса создания формы. Оргстекло более выгодный материал — легкий и твердый, он хорошо переносит сверление и другие процедуры, необходимые для финальной сборки. И только на этом этапе создатель видит, насколько реалистична его модель.

Что касается интерьеров кораблей, то их тоже строят отдельно. Например, интерьер “Звезды смерти”, по которому летали более мелкие корабли во главе с “Тысячелетним соколом” в “Возвращении джедая”, состоял из множества трубок, общей длиной в несколько километров. В некоторых местах были использованы зеркала, отражающие интерьер в бесконечность. Каждый сегмент трубы имел снимаемую крышу для проезда камеры. Съемки велись со скоростью 20 кадров в секунду, что создавало ускоренное движение.

39 Kb 41 Kb

"Тысячелетний сокол" из “Звездных войн”.

Спидер Люка из “Звездных войн”.

Для съемок пламени внутри “Звезды” были использованы трубки из негорящей эпоксидной смолы и алюминия. Чтобы пламя передвигалось и не затухало, в трубке были заложены последовательные заряды. Камера двигалась по этой трубе со скоростью 30 км/час, обгоняя пламя, но постепенно приближаясь к нему, чтобы создать ощущение того, что пламя настигает корабли.

Взрывы и крушения

Как уже говорилось выше, моделирование необходимо, если аппарат по сценарию нужно взорвать. Например, в фильме “Скалолаз” (с Сильвестром Сталлоне) была цена со взрывом вертолета. Было сделано три точные копии вертолета, которые участвовали в трех разных дублях. В вертолет поместили нужное количество взрывчатого вещества и взрыватель. Съемки велись во дворе киностудии, где была воспроизведена копия того ущелья, в котором проходили съемки данной сцены. Первый дубль не удался — вертолет взорвался до того, как упал на камни. Второй дубль был как раз тем, что нужно, но режиссер потребовал повторить его “на всякий случай”, поэтому пришлось взорвать и третью модель.

37 Kb 6 Kb

Интерьер “Звезды смерти” из “Звездных войн”.

Экстерьер “Звезды смерти” из “Звездных войн”.

Состав взрывчатого вещества для миниатюрных взрывов хранится пиротехниками в секрете, потому что является профессиональной тайной. Чаще всего, сам пиротехник создает химических состав взрывчатых веществ — разных для разных кинематографических задач. Какое-то вещество создает яркие взрывы и сгорает зрелищно, а какое-то — создает огненный шар заданного размера и цвета.

Миниатюрные взрывы имеют свою специфику. Если вы взрываете что-то в натуральную величину, то проблем с масштабом не возникает. Но как только на заре кинематографа попытались взорвать миниатюрный замок — сразу увидели разницу. Замок разлетелся, как спичечный коробок, слишком большими кусками в сравнении с тем, как бы разваливался настоящий замок, созданный из кирпичей или камней. Поэтому его пришлось подпиливать в нужных местах, а количество взрывчатого вещества уменьшить.

64 Kb 72 Kb

Арена из “Призрачной угрозы”.

Миниатюра города Тида из “Призрачной угрозы”.

Кроме того, настоящий замок разваливался бы намного медленнее. Для создания иллюзии необходимого масштаба скорость съемки увеличили в 50-100 раз. Чем больше размеры сооружения, которое необходимо показать, тем больше скорость движения пленки при съемке взрывов. Например, для взрыва “Звезды смерти” скорость кадров составляла 240(!) кадров в секунду. Таким образом, при обычной скорости пленки 24 кадра в секунду это взрыв растягивался на 10 секунд — достаточное время, чтобы зрители смогли насладиться красотой эффекта.

53 Kb 57 Kb

Миниатюра города Тида из “Призрачной угрозы”.

p

Еще одни миниатюра города Тида из “Призрачной угрозы”.

Еще один нюанс — в космосе нет гравитации. Поэтому ни корабли, ни взрывы не подвластны земному притяжению. Как сымитировать невесомость в земных условиях? Очень просто! Необходимо снять взрывающуюся модель так, чтобы взрыв казался равносторонним — не попадающим под влияние земной гравитации.

31 Kb 28 Kb

Миниатюра бара из “Атаки клонов”.

Полицейская машина из “Бегущего по лезвию бритвы” на самом деле летала на леске.

Это можно сделать, расположив камеру под моделью. Тогда диаметр огненного шара и расстояние, на которое отлетят части модели, будут одинаковы со всех сторон. Модель подвешивают под потолок, под ней располагают камеру, между ними помещают лист стекла, чтобы защитить линзы камеры от падающих частей. Именно так была снята сцена разрушения корабля “Саратога” в сериале “Звездный путь”, так же была взорвана “Звезда смерти” в “Звездных войнах”.

Кроме космических взрывов, в фильмах можно наблюдать и вполне земные крушения различной техники, тоже сделанные в миниатюре. Например, в фильме “Назад в будущее 3” есть сцена падения поезда с разрушенного моста. Для съемок этой сцены была создана копия этого состава стоимостью в 50 тысяч долларов. “Столько усилий для того, чтобы столкнуть его с моста!” — сокрушается разработчик миниатюры. Размеры модели впечатляют — это практически коллекционная копия исторически существовавшего паровоза и вагонов высотой в 90 сантиметров.

Пейзажи: инопланетные и индустриальные

Иные планеты, иные погодные условия... футуристические города — все это необходимо для создания фантастического кино. Когда смотришь фильм, не задумываешься, как созданы эти фантастические виды. Вспомним марсианский пейзаж из фильма “Вспомнить все”. Миниатюры были сделаны в трех разных масштабах. По словам мастера спецэффектов Эрика Бривинга, это были самые сложные съемки на то время. Скульпторы вырезали каньоны из особого пенопласта. Потом пенопласт раскрасили и по частям сложили так, чтобы между частями пейзажа могла проехать камера.

32 Kb 51 Kb

Джордж Лукас в окружении моделей.

Джордж Лукас у модели “Звезды смерти”.

Создать индустриальный пейзаж несколько сложнее. Если помните начало фильма “Бегущий по лезвию бритвы”, там был показан великолепный общий фон со множеством огней, небоскребов и труб, сжигающих излишки газа. А вдалеке виднелись две пирамиды Тайрелла, крыша которых излучала свет в небо. Над всем этим летал транспорт. Это одна из самых больших миниатюр “Бегущего по лезвию”. Ее ширина была более пяти метров, высота — 60 сантиметров. Город стоял на трех столах так, чтобы можно было как сложить их вместе, так и снять по отдельности, если понадобится. Этот город был сделан из оргстекла и пенопласта. Позади всего этого располагался экран, на который проецировалось изображение огня. Кроме того, тысячи окон в мини-небоскребах переливались разноцветными огнями.

82 Kb 33 Kb

Модель арены из “Призрачной угрозы”.

Кен Ральстон снимает модель корабля из “Звездных войн”.

“Каждый день, проезжая мимо долины Сан Фернандо, я видел, что ее огни не одного цвета, — говорит Дэвид Драйер. — Поэтому мы использовали разноцветные лампочки для этого пейзажа, чтобы придать ему реалистичность”. Километры оптоволокна и сотни лампочек величиной с рисовое зерно понадобились группе Дуга Трамбула, чтобы “оживить” макет.

   

Точно так же была воссоздана и пирамида Тайрелла. В фильме их две, но на самом деле была построена только одна пирамида. Кроме того, был воссоздан интерьер комнаты, в которой Холден допрашивает Леона. Миниатюрные вентиляторы и фигурка самого Холдена... это ручная работа Уильяма Джорджа.

Моделирование сегодня

32 Kb

Истребитель Вейдера из “Звездных войн”.

Считается, что моделирование в том виде, в котором оно требовалось кинематографу ранее, медленно умирает. Хотя некоторые создатели моделей утверждают, что они “никогда не были более востребованными”. В любом случае, киномоделирование не умрет окончательно никогда, потому что даже сегодня для того, чтобы создать трехмерное изображение, декораторы и дизайнеры все равно используют “живой” макет. Большинство трехмерных компьютерных строений, прежде чем нарисовать их в AutoCAD, строят в виде макета.

Например, чтобы создать трехмерный замок в мультфильме “Шрек”, Кеннет Ларсон сначала построил оригинал замка в разрезе. Это помогает находить нужные ракурсы и экономит время. Точно так же для фильма “Контакт” был создан макет сферы, в которой путешествовала Джоди Фостер. Множество миниатюрных строений было построено и для фильма “Бэтмен навсегда”.

Дети любят строить города из песка, мастерить домики из картона и дерева. Мастера спец эффектов — это дети, которые так и не выросли, только теперь они играют в свои игрушки за деньги.

44 Kb 28 Kb

Башня Тайрела в студии и в фильме “Бегущий по лезвию бритвы”.

Мы завершаем серию статей, посвященных некомпьютерным спецэффектам в кинематографе. Напомним хронологию их публикаций в “Мире фантастики”:

Сентябрь 2004 года — Спецэффекты, сделанные при помощи кукол

Октябрь 2004 года — Комбинированные съемки

Ноябрь 2004 года — Модели кораблей и ландшафты

Надеемся, что вам понравились эти материалы. Как обычно, мы ждем ваших предложений и отзывов по адресу: mf@igromania.ru

Интересно, что

Несмотря на бурное развитие трехмерной компьютерной графики, миниатюрные модели до сих пор повсеместно используются в кинематографе.

Даже Лукасфильм, имея передовую компьютерную технику и лучших специалистов, до сих пор строит макеты. В “Атаке клонов” некоторые части ландшафта Геоносиса были по-прежнему вырезаны из пенопласта и сняты на фоне нарисованной художником картины “для придания реалистичности”.

Джордж Лукас также использовал модель Мос Айсли для съемок панорамных сцен в “Атаке клонов”.

В “Призрачной угрозе” почти вся арена, на которой проходили гонки, была моделью. Роль зрителей исполняли... палочки с цветной ватой, расставленные, как карандаши, на модели трибун.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться