Google+
Вселенная «Magic: The Gathering» Современники. Нил Гейман МИРЫ. «ВАВИЛОН 5» Мир Хранителей
Версия для печатиТрибуна: Трибуна. Роман Арбитман: Почтение и чтение
Кратко о статье: Роман Арбитман «Почтение и чтение». Каждого писателя формирует прочитанная в детстве и юности классика. Но при современном вале второсортной литературы встаёт вопрос: что будет считаться классикой ещё через несколько лет?

Трибуна

Почтение и чтение

Сорок лет назад в одиннадцатом выпуске отечественного альманаха фантастики «НФ» появился рассказ Георгия Шаха (писателя и политолога Георгия Шахназарова, будущего советника Горбачёва и, кроме того, отца Карена Шахназарова, режиссёра и нынешнего директора «Мосфильма»). Рассказ назывался «И деревья, как всадники...», и посвящён он был отдалённым временам, когда человечество начал о ощутимо захлёбываться в потоке прибывающей информации.

РОМАН АРБИТМАН, писатель, критик, журналист

Главного героя рассказа, знаменитого автора исторических романов, пьес, поэм, случайно разоблачили как плагиатора, однако он ничуть не раскаялся: для него воровство текстов давно ушедших и забытых гениев было единственным способом вернуть людям шедевры, которые в ином случае остались бы погребены на пыльных полках книгохранилищ. А потому в итоге было решено не раскрывать тайну плагиатора: польза, которую он приносил человечеству, перевешивала вред от его формально неблаговидных деяний...

В 1972 году сюжет рассказа мыслился как совершенно фантастический. Эта проблема должна была стать актуальной ещё нескоро — тем более в нашей стране, где книги литературных патриархов (в том числе и патриархов фантастики) издавались миллионными тиражами. Пусть среди причин этого изобилия классики была и элементарная нехватка современной жанровой литературы. Были в жесточайшем дефиците Стругацкие, Булычёв, Шекли с Каттнером, но уж, по крайней мере, книги Александра Беляева, Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена, Карела Чапека, Владимира Обручева и Алексея Толстого (имею в виду его «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлиту») свободно лежали во всех библиотеках, и даже купить их было не самым сложным делом. Те, кто родился в шестидесятые и в начале семидесятых, самой судьбой были поставлены в благоприятные условия: они двигались от истоков и начинали своё знакомство с жанром, взяв в руки книги «отцов-основателей» — тех, кто заложил основы теперешней фантастики, кто первым рассказал нам о роботах, машине времени, «лучах смерти», космических путешествиях и многом-многом другом.

И вот прошло менее полувека, и выдуманный сюжет Шаха опасно приблизился к реальности. Не то чтобы классика жанра забыта и похоронена на библиотечных полках, о нет — её пока издают (у того же Герберта Уэллса в минувшем году переиздано штук пять романов), но вот читают ли? Темп жизни изменился, нынешним двадцатилетним классика жанра может показаться «медленной», неповоротливой, пресноватой, малопонятной, лишённой драйва. То ли дело современные бестселлеры! Тем более что в нынешних книжных маркетах какой-нибудь многотиражный роман «Земле крантец» или «Десантник Вася в гостях у Сталина» дешевле и доступнее, чем «Машина времени» или «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». В результате дурные копии попадаются в руки раньше оригиналов — причины и следствия меняются местами, и для читателя первооткрывателем какой-нибудь важной темы, от постапокалиптики до «попаданцев», оказывает ся не Уэллс, а Пупкин. И если вдруг этот самый читатель однажды попробует проявить себя в любимом жанре уже как автор, ориентироваться он будет на вторичное, а не на первичное: на «Десантника Васю», а не на «Человека-невидимку». В результате мы получим дурную копию дурной копии — где уж там говорить о жанровых достижениях!

Как перевернуть ситуацию обратно с головы на ноги? Нудными увещеваниями? Уговорами? Запугиванием? Бесполезный труд. То, что внедряется насильно, отторгается автоматически, из чувства протеста (так, например, школьная программа почти уничтожила Пушкина, Толстого, Достоевского и подбирается к Булгакову и Довлатову). Есть куда более действенные средства. Мы не посоветуем идти по стопам упомянутого в самом начале наших заметок героя рассказа Шаха — нарушать закон и брать чужое, выдавая за своё, нехорошо. Но есть и некриминальные пути.

Можно, например, способствовать моде на литературное ретро (думаю, кое-кто из поклонников Бориса Акунина получил новый импульс к прочтению Толстого и Чехова). Можно включать классические сюжеты в перипетии компьютерных квестов. А ещё можно смотреть кино, ведь современный западный кинематограф, страдающий от дефицита свежих идей, научился черпать их в прошлом (конечно, адаптируя сюжеты к новым условиям). Когда Стивен Спилберг снимает «Войну миров», а Гай Ричи воскрешает «холмсиану», одному из ста зрителей обязательно придёт в голову сравнить киновариант с изначальной версией — не исследовательского интереса ради, так хотя бы из вредности, чтоб укорить кинодеятелей...

Короче говоря, важен не повод, важен результат. Живучесть фантклассики — гарантия того, что у фантастов XXI столетия окажется надёжный фундамент, прекрасное основание для своих будущих построек. В ином случае мы получим дома, стоящие на песке безо всякой опоры. Сколько они продержатся? Вот именно. Лучше, братцы, не рисковать.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться