Google+
Alf Вселенная Бэтмена Русские в западной фантастике Звездный путь: Вселенная «Star Trek»
Версия для печатиЭволюция: Эволюция: Анимация
Кратко о статье: История мультипликации — от старинных зоотропов до многомиллионных шедевров студий Pixar и DreamWorks.

Эволюция

Анимация

Её название происходит от латинского слова animare, что означает «оживление», и ей действительно удалось вдохнуть жизнь в неподвижные рисунки. Ей обязаны своим рождением многие идолы современной популярной культуры. Они сопровождают нас с детских лет, но её магии покорны все возрасты. «Мир фантастики» всегда с удовольствием писал о ней, а сегодня мы решили подробнее остановиться на её истории.

***

Техника рассказа историй посредством сменяющих друг друга картинок известна человечеству с глубокой древности — как минимум с эпохи бронзового века. Однако прошли сотни лет, прежде чем рисунки действительно ожили. Вероятно, китайский изобретатель II века нашей эры Дин Хуань был первым, кому удалось заставить статичные изображения двигаться. Сделать это позволил вращающийся цилиндр, куда вставлялась лента с последовательно сменяющими друг друга кадрами, — зоотроп. Повторно его изобрёл в 1833 году английский математик Уильям Джордж Хорнер.

***

К тому времени в Европе уже вовсю развивались технологии, давшие начало современной анимации. Так, в 1831 году бельгийский физик Жозеф Плато изобрёл фенакистископ — прибор, который с помощью вращающегося картонного диска и зеркала создавал простую оптическую иллюзию и заставлял человеческий глаз поверить, что рисованные герои на самом деле двигаются.





***

В 1868 году английский художник Джон Барнс Линнетт запатентовал кинеограф — специальную книжку, где каждая страница представляет собой отдельный кадр, и при быстром перелистывании создаётся иллюзия движения.

***

30 августа 1877 года француз Эмиль Рейно запатентовал праксиноскоп — устройство, совмещавшее в себе принципы работы зоотропа и фенакистископа. Спустя несколько лет месье Рейно усовершенствовал своё изобретение и совместил его с проектором, что позволило перенести изображение на большой экран. 28 октября 1892 года в музее Гревен состоялся первый показ мультфильмов «Бедный Пьеро», «Клоун и его собаки» и «Отличная кружечка пива», каждый из которых состоял из нескольких сотен нарисованных вручную кадров и длился порядка пятнадцати минут. Хотя с появлением кинематографа популярность Рейно резко пошла на спад, всё же именно он заложил фундамент мультипликации в современном понимании этого слова и дал толчок её бурному развитию в начале XX века.

***

Первым мультфильмом, снятым на киноплёнку, считается Humorous Phases of Funny Faces режиссёра Стюарта Бэктона; последнего ныне называют «Отцом американской анимации». Премьера мультфильма, продолжительность которого составляла всего три минуты, состоялась 6 апреля 1906 года.





***

В 1906 году российский балетмейстер и танцор Александр Ширяев, сняв кукольный балет «Пьеро и Коломбина», стал пионером нового направления анимации. Однако его работы были обнаружены лишь в конце XX века, а настоящий толчок развитию кукольной анимации дал другой российский мультипликатор — Владислав Старевич. Когда его картина Lucanus Cervus, для съёмок которой он использовал чучела жуковрогачей, впервые увидела свет в 1910 году, многие зрители посчитали, что Старевич снимал выдрессированных живых насекомых — настолько реалистичной была картинка. К сожалению, ни одной копии мультфильма до наших дней не сохранилось.

***

В 1914 году Макс Флейшер стал первым аниматором, применившим технику ротоскопирования, при которой художник обрисовывает кадры с живыми актёрами и реальными декорациями. Ротоскопированием, в частности, пользовался Ральф Бакши, снимая в 1978 году свою экранизацию «Властелина Колец».

***

В 1917 году вышел первый полнометражный анимационный фильм — El Apostol, снятый аргентинским режиссёром Квирино Кристиани. Увы, ныне мультфильм считается утраченным.

***

Первый анимационный персонаж, завоевавший широкую известность и популярность, — Кот Феликс — дебютировал на экранах в 1919 году. Он доказал, что рисованные герои тоже могут быть звёздами и, таким образом, стал предтечей целой плеяды классических героев вроде Микки Мауса, Багза Банни, Дятла Вуди и Тома с Джерри.

***

16 октября 1923 года братья Уолт и Рой Диснеи основали студию Disney Brothers Cartoon Studio и начали выпускать анимационный сериал Alice Comedies, основанный на сказке Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес». Alice Comedies интересен прежде всего тем, что в нём наряду с рисованными персонажами действовали и живые актёры, — до того этот приём не находил широкого применения, а вот во второй половине XX века режиссёры нередко к нему обращались. Стремительный взлёт популярности студии начался в 1928 году, когда на экране впервые появился Микки Маус, которого на первых порах озвучивал сам Уолт Дисней. Со временем интересы корпорации The Walt Disney Company вышли далеко за рамки анимации — сегодня в её состав входят парки развлечений по всему миру, телеканалы, кинокомпании, а также корпорация Marvel со всеми подразделениями.

***

В 1932 году Disney выпускает первый полностью цветной мультфильм — «Цветы и деревья». Он же стал первым обладателем премии «Оскар» в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм».

***

10 июня нынешнего года отметила 75 годовщину старейшая отечественная анимационная студия — «Союзмультфильм». В 1936 году вышла её первая работа, — «В Африке жарко» — а всего за время существования студии в её стенах снято порядка двух тысяч мультфильмов.

***

В Стране восходящего солнца к искусству мультипликации приобщились в самом начале XX века, однако становление самобытной японской анимации началось лишь во второй половине столетия. Родоначальником аниме принято называть The Tale of the White Serpent — первый цветной полнометражный мультфильм, снятый в Японии, — пусть даже создавался он под сильным влиянием продукции Disney и, соответственно, имеет мало общего с современными образцами жанра.





***

22 ноября 1995 года состоялась премьера первого в истории мультипликационного фильма, который был полностью создан с помощью компьютерной графики. При бюджете в 30 миллионов долларов «История игрушек» собрала в прокате более 360 миллионов и, благодаря столь оглушительному успеху, открыла новую эру в истории анимационного кино. Третья часть «Истории игрушек», вышедшая на экраны в 2010 году, на сегодняшний день удерживает за собой первую строчку в cписке самых кассовых мультфильмов — пока только ей удалось преодолеть рубеж в миллиард долларов.

***

В 2001 году в списке номинаций премии «Оскар» появилось несколько новых пунктов и, в частности, за «Лучший анимационный полнометражный фильм». Первым обладателем награды стал мультфильм студии DreamWorks «Шрек».

***

Летом 2001 года состоялась премьера «Последней фантазии: Духи внутри нас» — первого полнометражного фильма, созданного с помощью фотореалистичной компьютерной анимации. При бюджете в 137 миллионов долларов в прокате он собрал всего 85, и его провал всерьёз замедлил развитие этого направления анимации.

ЛУЧШИЙ ИЗ ЛУЧШИХ

В 2003 году, по итогам голосования 140 ведущих аниматоров и кинокритиков, лучшим мультипликационным фильмом всех времён и народов был признан «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. Второе место заняла его же «Сказка сказок».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться