Google+
Тёмная сторона города HELLBOY Росомаха Хоббит
Версия для печатиЖанры: Жанры. Городская фантастика
Кратко о статье: Всю свою историю человек рассказывал легенды. В пещере у костра и за каменными стенами замков, в тростниковых хижинах и посреди безбрежной пустыни... Наивно думать, что сегодня, в век компьютеров и космических кораблей, человек наконец-то стал “цивилизованным” и не нуждается в “пережитках” старых времен. Да, житель большого города вряд ли поверит в злого водяного на дне реки. Зато в озере Лох-Несс искали, ищут, и еще долго будут искать живого плезиозавра. А любой абориген Нью-Йорка расскажет, что в городской канализации живут крокодилы. Да что там Нью-Йорк, вот в московском метро водятся крысы с собаку размером, разве вы не знали? Нет, сам я их не видел, но один мужик мне рассказывал... Действительно рассказывал. Что ему рассказывал настоящий диггер, который... Можно не продолжать?

Сумерки большого города

Городская фантастика и фэнтези

...Но зловещее дыхание тьмы и разложения по-прежнему овевает эти скопища старых кирпичных домов, а стайки молодых подонков продолжают сновать по своим неведомым делам под окнами, в которых время от времени мелькают странные огни и перекошенные лица.

Говард Ф. Лавкрафт, “Кошмар в Ред-Хуке”

Всю свою историю человек рассказывал легенды. В пещере у костра и за каменными стенами замков, в тростниковых хижинах и посреди безбрежной пустыни... Наивно думать, что сегодня, в век компьютеров и космических кораблей, человек наконец-то стал “цивилизованным” и не нуждается в “пережитках” старых времен. Да, житель большого города вряд ли поверит в злого водяного на дне реки. Зато в озере Лох-Несс искали, ищут, и еще долго будут искать живого плезиозавра. А любой абориген Нью-Йорка расскажет, что в городской канализации живут крокодилы. Да что там Нью-Йорк, вот в московском метро водятся крысы с собаку размером, разве вы не знали? Нет, сам я их не видел, но один мужик мне рассказывал... Действительно рассказывал. Что ему рассказывал настоящий диггер, который... Можно не продолжать?

21 Kb

Города, где мы живем, полны удивительнейших мест, событий и существ. У Города есть своя мифическая история — взять хотя бы легенду о том, почему у гостиницы “Москва” асимметричный фасад. В нем обитает мифическая фауна — те же крысы или сохранившие через века свой “нехороший” ореол черные кошки. Мифическая география города может быть так богата, чтобы стать темой для целой экскурсии. Пальма первенства здесь, конечно, за Петербургом, городом-героем и городом-легендой.

А вот в Перми ничего не стоит найти Башню Смерти: так горожане называют здание с высокой башней и шпилем, где размещается областное УВД. Название это общепринято, причем ответы на вопрос о его происхождении варьируются от “До того, как построили это здание, здесь был кинотеатр. Последний фильм, который показывали, назывался “Башня смерти”” — до “Башня смерти названа в народе так, потому что в небезызвестном 1937 году в ней тайно расстреливали людей, за которыми ночью приезжали государственные машины и увозили навсегда” (притом, что само здание было построено в 1952). В городе бытуют легенды о самоубийствах в Башне, о пропадавших там людях, о подземных ходах...

Почему я пишу об этом так подробно? Дело в том, что в 1997 году пермский писатель Анатолий Субботин написал фантасмагорическую антиутопию под названием... Ну да, “Башня смерти”. Башня, описанная узнаваемо для видевших ее, живет в повести именно легендарной жизнью, становясь для главного героя узилищем и местом казни. Живущий в городе миф вдохновил писателя, и тот, можно сказать, написал свою повесть в соавторстве с городом. Та, другая, мифическая жизнь безумно интересно, и странно было бы, не возьмись фантасты за столь плодородное поле для творчества.

Три отличия

Границы городской фантастики весьма размыты и расплывчаты. Впрочем, можно выделить основные особенности этого жанра, в той или иной степени присущие всем его представителям.

Очевидно, что на первое место следует ставить обстановку, в которой разворачивается сюжет — сам Город. В городской фантастике, как правило, все повествование или большая его часть происходит — где бы вы думали? — совершенно верно, в Городе. А Городом, по определению социолога Макса Вебера, можно считать любое “замкнутое поселение, в котором отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом”.

Понятно, что дело не только в антураже. В городской фантастике всегда присутствует мистический элемент, причем мистика специфическая, городская. Именно эта мистика, которая зиждется на бесконечном множестве незнакомых лиц и запертых дверей, и создает популярность жанру.

Описательность — последний, но не менее важный атрибут жанра. Герой идет в ресторан — грамотный фантаст не преминет указать его название и местоположение. Читатель следует за персонажем по улице, аллее, набережной — и непременно узнает знакомые места. Подробности создают ощущение погружения: читатель начинает верить в реальность мира книги и жить им. Правильное соотношение обыденного и сверхъестественного — и есть тот самый фундамент, на котором покоится успех городской фантастики.

Уйди туда, откуда пришел!

38 Kb

Первым из жанров фантастики, обратившимся к фольклору, стал готический ("черный") роман, появившийся в Англии XVIII века на волне романтизма, разочарования в просвещенческих идеалах и роста интереса к готике. Прогресс, капитал, наука — все это вызывало уже гораздо меньше энтузиазма, чем прежде. Романтики обернулись в сторону средневековья с его ведьмами, чудовищами, инквизиторами, монахами...

Авторы таких романов переселяли чудовищ из легенд на улицы современных им городов, или даже просто в свое время. Живые мертвецы страшили людей задолго до книги Мэри Шелли о Франкенштейне. До доктора Джекилла в истории было немало одержимых. Но они все были где-то там, по ту сторону Вольтера и Адама Смита, в дремучем средневековье... Заслуга творцов “черного” романа — в том, что они проложили тропинку сквозь время, и это была не просто тропинка из средневековья в их дни. Был открыт новый принцип, позволяющий писателю, когда бы он ни жил, перенести в свои дни любое существо из любой эпохи.

Надо сказать, что переселение в разных случаях происходит по-разному. Иногда “иномирянин” попадает в мир, где живем мы, прямо из своего времени. Как был. Фантазия автора обычно ограничивается пробуждением мумии (демона, вампира, кого угодно) после многовекового сна, но даже этот нехитрый ход дает немалый простор для творчества. Например, в фильме Стивена Соммерса “Мумия” оживший египетский жрец идет напролом, современной жизнью не интересуясь совершенно. Пафос фильма – в борьбе с древним чудовищем, абсолютно чуждым нам и нашему миру... А вот в японо-американском аниме Кадзуо Тэрада, Сабуро Хасимото и Такамицу КавамураГоргульи” все с точностью до наоборот. Пробудившись, герои с детской радостью принимаются исследовать новый для них мир. Поскольку дело происходит в Америке, очеловечивание состоит в поедании пиццы и стрельбе, естественно, из базуки.

Интересным примером из нашей литературы может послужить роман Лазаря ЛагинаСтарик Хоттабыч”. Освободившись из бутылки, наивный джинн пытается вести себя, как вел до заточения — со всеми последствиями... Долгому и сложному пути его осовременивания и посвящена книга.

Вампир в Бруклине

19 Kb

Гораздо интереснее вариант, при котором никто никуда не переселялся, а древние существа живут, как жили, просто никто об этом не знает... Такой расклад дает целый букет возможных сюжетов. Здесь и герои “Вампирских хроникЭнн Райс: отсутствие естественных (или сверхъестественных) врагов позволяет элегантным кровососам веселиться по полной, стараясь только не слишком “светиться” перед людьми. Подобный же беспредел мы видим в фильме Стивена НоррингтонаБлэйд ” — злодеи обнаглели настолько, что устраивают целые кровопийственные дискотеки. На откуп телепатам-манипуляторам отдан мир, описанный в романе Дэна СиммонсаУтеха падали”. Ну и венцом здесь, разумеется, остается Мифос — созданный Говардом Лавкрафтом мир, в котором человечество и не догадывается, над какой бездной балансирует. Не зря лейтмотив его рассказов — “как хорошо, что существует дар забвения”. Королю ужаса удалось создать кошмарное ощущение цивилизации, полагающей себя вечной и могучей и не знающей, что есть силы, способные обратить ее в небытие одним мановением хобота...

Отдельно стоит сказать о трилогии Ильи МасодоваМрак твоих глаз”. Рекомендовать эту книгу не стоит никому, кроме особо озабоченных некропедозоофилов или людей с крепким желудком и очень хорошо развитым чувством черного юмора а-ля “Маленький мальчик варил холодец...”. Героини книги — служащие Сатане маленькие мертвые девочки, которые всевозможными (и весьма натуралистично описанными) способами изничтожают обитателей современных городов. Куда там паранойе Симмонса или космическому ужасу Лавкрафта! Лучшим эпиграфом к сему массаракшу могут стать слова, изреченные народным американским героем Бивисом: “Улицы потонут в крови непокорных! Это будет круто!!!”

65 Kb
70 Kb 66 Kb

А вот в ставшей почти культовой (задолго до выхода фильма) трилогии Сергея Лукьяненко Ночной/Дневной/Сумеречный дозор” все далеко не так безнадежно. Да, вампиры, оборотни, ведьмы, бескуды — пожалуйста, полный букет. Но наряду с ними — светлые маги, лекари, прорицатели... Борьба двух дозоров ведется втайне от людей. И хотя произвол Иных в книге не хуже, чем у Энн Райс, надежда у людей все-таки остается. По крайней мере, на Той стороне есть кто-то, заботящийся о них...

Сходная ситуация имеет место в манге (и снятых по ней сериалу и полнометражке) студии CLAMPX/1999”. Изящно, тонко нарисованная история повествует о битве семи Драконов Земли с семью Драконами Неба за будущее нашего мира. Маги, геоманты, телепаты, прорицатели не заботятся о том, что происходит вокруг них. Разрушили за бой один-два небоскреба? Извините, мы и не заметили... Мир принадлежит им, ибо им решать его судьбу. И все же, люди здесь не просто пища. Если победят защитники, Драконы Неба, человечество сможет жить дальше как ни в чем не бывало.

42 Kb 42 Kb 22 Kb 24 Kb

Тайный городВадима Панова скрыт от глаз людей, хотя и находится на территории Москвы. Он принадлежит потомкам давным-давно погибших цивилизаций — Нави, Асуров, Чуди... Сила на их стороне — и все же люди у Панова не только беспомощные жертвы и мясо, они часто оказываются в силах постоять за себя. А иногда и не оказываются...

В романах Чарльза Де Линта, таких, как “Spirits in the wires”, настоящее древнее волшебство вполне уживается с нашим миром. В его романе духи могут жить как в древних камнях, так и на интернет-сайтах. “Неважно, откуда мы и как выглядим. Важно лишь то, кто мы сейчас...”

Объединяет все эти произведения одно: соединение несоединимого, “вчера”, живущее сегодня. Этот потрясающий по силе образ может воплощаться в вампире с пистолетом (“Hellsing”) или уморительной гаргулье с банкой пива, а может — и в крушащих город демонах (“Hellboy”, где город наводнили твари с во-о-от такими щупальцами на носу), из него с равным успехом извлекаются гротеск и ужас. Стоит за что благодарить романтиков двухвековой давности...

Зона-51
13 Kb

  В штате Невада, примерно в 125 милях от Лас-Вегаса, на берегу высохшего озера Грум Лэйк находится Зона-51, сверхсекретная военная база. Вообще-то, это испытательный полигон для новинок американской авиации. Но мы-то знаем, что от нас скрывает правительство... На самом деле, в Зоне-51 находятся обломки НЛО и тела их пилотов. Снова и снова уфологи и другие любопытные пытаются пробраться на ее территорию. Снова и снова их оттуда выпроваживают матерящиеся летчики. Зона-51 мелькает в фильмах, литературе, компьютерных играх... Легенда живет...

Фасад гостиницы "Москва"
18 Kb

Фасад недавно снесенной гостиницы “Москва” отличался одной странностью: он был откровенно асимметричен. Согласно легенде, проектировавший гостиницу академик Щусев принес Сталину на подпись проект с двумя вариантами, чтобы тот расписался на одном из них. Вождь же расписался посередине. Переспрашивать никто не решился, вот и построили оба варианта сразу...

Девочка-девочка, выключи пластинку...

Совершенно другое направление — фильмы и книги, завязанные не на древние, а на современные легенды. Помните, как в детском саду или пионерском лагере пересказывали истории про железную шею, черный автобус, синий ноготь? Эдуард Успенский собрал эти легенды и выпустил целую книжку — “Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы”. Но детский фольклор — только часть общей картины, ведь и у взрослых есть свои истории про гроб на колесиках...

25 Kb 18 Kb

Вот, к примеру, сериал “Байки из склепа”, сделанный по одноименному циклу комиксов. В этих новеллах часто даже нет никакой мистики, рассказ вполне может сводиться к истории, “как баба на базаре продавала пирожки из своего мужа”. Откровенный трэш, разухабистый, чернушный и насквозь пропитанный духом Города. Зеленый зомбик весело и ненапряжно рассказывает все новые и новые занимательные истории: кому-то отрезали голову, кого-то заживо скушали мыши, а кто-то растворился в собственной ванне... Лепота!

Фильм “Кошачий глаз”, снятый по мотивам рассказов Стивена Кинга, серьезнее, но, по сути, это все тот же сборник баек, объединенных мимопробегающим котом. Изуверское общество врагов курения, поход по карнизу небоскреба, а в финале — еще один герой городских мифов, Тот-Кто-Живет-Под-Кроватью.

47 Kb

Впрочем, городской миф — это не только байки. Суматошный, хаотичный мир улиц, тротуаров, кафе, урн, подворотен, крыш хранит в себе множество нелогичных, часто абсурдных, чудес. Духом города пропитаны романы Харуки Мураками, герои которых скитаются по гостиницам и барам, общаются с хиппи, студентами и странными девчонками, сидят с бейсбольной битой в пустом колодце и ни у кого никогда не спрашивают имен. В похожем ключе сделан и фильма Ричарда КеллиДонни Дарко”: в маленьком американском городке школьник считает часы до конца света, общаясь с человеком в костюме кролика и читая книгу о путешествиях во времени. Велосипеды, падающие с чистого неба двигатели от самолетов, кинотеатры, психолог-антихрист... Неужели этот коктейль слабее, чем традиционное пойло из злых орков и добрых эльфов?

Роман “ЗвонокКодзи Судзуки, — настоящий претендент на “Золотую пальмовую ветвь” городской фантастики. Леденящая душу история о загадочной видеокассете на слуху у всех — талантливый голливудский фильм сделал ее мировым достоянием. Впрочем, он не показывает и десятой доли тех поисков, которые пришлось предпринять главным героям книги-первоисточника. Клубок тайн, медленно разматывающийся в течение всего романа — замечательная иллюстрация того, как следует писать городскую фантастику.

22 Kb

На японской же почве взошел целый жанр, который можно обозначить как “проклятые дети”. “Звонок”, “Спираль”, “Проклятие”, “Темные воды”... Фильмы вызывают ужас, тот самый забытый ужас, когда в детстве вам в темноте мерещилась Черная Рука. Здесь и сейчас, в обычном доме... Видеокассета, посмотрев которую, ты умрешь спустя семь дней — далеко ли это ушло от тех же проклятых пластинок? Стены дома больше не кажутся прочными: ужасом может обернуться такой светоч цивилизации как телеэкран или такая бытовая проза как протекший водопровод...

Один из главных американских (да и не только) мифов — спецслужбы. Но если у нас народное воображение сконцентрировалось в основном на ужасах “подвалов Лубянки” (между прочим, там располагается всего-навсего архив), то в Америке это “Зона-51”, трупы инопланетян, чертежи летающих тарелок и контактеры. Агенты ФБР прячут от народа правду о зеленых человечках — это знает любой гражданин Штатов! Чаяния общественности воплотил многожанровый проект “Секретные материалы”, где именно агенты ФБР занимаются зелеными человечками, а также “пси” и прочими химерами.

23 Kb 20 Kb 21 Kb
23 Kb 25 Kb 15 Kb

Нельзя не вспомнить и классику. Сериал Веса КравенаКошмар на улице Вязов” построен на обычной для города легенде — о жившем некогда маньяке и его мстительном духе. Владыка снов, красавец Фредди превращает обычную, повседневную жизнь города в фантасмагорию, где трудно отличить действительность от иллюзии, а друга от врага. Интересно, что в одной из последних серий обыгрывается такой мифический сюжет как проклятие, висящее над фильмом. Помните истории о том, как не могли поставить “Мастера и Маргариту”? Так вот, на определенном этапе Фредди не погнушался явиться на съемки фильма о себе.

Голосующая девушка

Одним дождливым вечером, проезжая мимо кладбища, таксист увидел голосующую девушку. Девушка назвала адрес, но, приехав на место, шофер обнаружил, что в машине никого нет. Только несколько дождевых капель осталось на заднем сиденье... От семьи, живущей в этом доме, таксист узнал, что несколько лет назад у них погибла молодая дочь. Похоронена она была именно на этом кладбище..

* * *

Разнообразие сюжетов, образов, идей, которые порождает современный город, а писатели и режиссеры воплощают в книгах и фильмах, поистине безгранично. Городская фантастика становится все более популярным жанром. Похоже, окончательно затоптав пыльные тропинки далеких планет и разнеся до основания все фэнтезийные башни и замки, люди возвращаются в свое время, на улицы своих городов. Теперь вы знаете: они могут быть вовсе не такими, как кажутся. И, выходя из дома за очередным Лукьяненко или Де Линтом, оглянитесь и вспомните: “Истина где-то рядом”...

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
14.05.2009, 20:58
Статья занимательна!
А городская фантастика исчезнет только в месте с городом и его байками!=)))
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться