Google+
Андрэ Нортон Страна Оз: экранизации Доска почёта. Предатели ZOMBIE
Версия для печатиКнижный ряд: Сто лет фантастики, часть первая: 1911-1961
Кратко о статье: За последние сто лет написано и снято столько фантастики, что ознакомиться с ней целиком нет никакой возможности. Мы постараемся рассказать о тех событиях, которые были значимыми именно для своего времени. Это не просто выбранная наугад куча хороших книг и фильмов, а масштабная панорама пути, который прошла фантастика, чтобы добраться до сегодняшнего великолепия.

СТО ЛЕТ ФАНТАСТИКИ

Сто лет назад с фантастикой было всё в порядке. Была своя классика: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, «Путешествия Гулливера» Свифта, произведения Гофмана, Ирвинга, Майринка, Пушкина, графа Алексея Толстого... Уже появились первые книги Александра Грина, были написаны самые известные романы Герберта Уэллса, вышла «Красная звезда» Александра Богданова, а Жорж Мельес десятками снимал свои фантастические короткометражки. Уже были написаны обе «главные» книги жанра ужасов — «Дракула» Брэма Стокера и «Франкенштейн» Мери Шелли. А издательство П. Сойкина уже выпустило полное собрание сочинений Жюля Верна в 88 томах...

Казалось, что больше сказать ничего не получится, всё уже написано, в дальнейшем фантастика будет сводиться только к пережёвыванию основных сюжетов. Ну в самом деле, что ещё можно придумать после «Машины времени», «Войны миров», «Человека-невидимки», «Первых людей на Луне», «20000 лье под водой», «Путешествия к центру Земли», «С Земли на Луну» и многого другого?

Правда, пессимисты не знали, что всего пара лет остаётся до появления фантастических повестей Конана Дойла, да и Уэллсу впереди оставались как минимум «Люди как боги». А в будущем уже маячили Беляев и Замятин, Меррит и Булгаков, Гернсбек и Лавкрафт, Говард и Рони-старший и многие, многие другие...

А уж сколько сюрпризов преподнесёт кинематограф, и вовсе не представлял никто.

С тех пор прошло сто лет. И за это время написано и снято столько фантастики, что ознакомиться с ней целиком нет никакой возможности. Существуют сотни разнообразных рейтингов и путеводителей, которые призваны помочь сориентироваться в этом океане произведений. Но у подобных «навигаторов» есть общее свойство: они показывают значимость того или иного автора или произведения именно в наше время, сейчас, в 2011 году. И получается, что первые строчки всё больше занимают современные авторы, а классика уходит вниз. Это естественно: ведь любой писатель, потрясший современников, — всего лишь первопроходец, и другие, идущие по его стопам, действуют всё увереннее, охватывают всё больше и проходят всё дальше. И, конечно, Эдмонд Гамильтон не выдерживает конкуренции с современными мастерами космической оперы, а «Носферату» Мурнау проигрывает «Дракуле» Копполы.

Мы постараемся рассказать о тех событиях, которые были значимыми именно для своего времени. Это не просто выбранная наугад сотня хороших книг и фильмов, а масштабная панорама того пути, который прошла фантастика, чтобы добраться до нынешнего богатства и великолепия.

Тем более, что праздновать юбилей научной фантастики действительно стоит именно сейчас, в 2011 году, ведь ровно сто лет назад появился роман Хьюго Гернсбека «Ральф 124C 41+». Именно этот момент считается днём рождения science fi ction. С 1911 года мы и начнём наше путешествие.

1911

В апреле в журнале «Modern Electrics» началась публикация написанного Хьюго Гернсбеком футуристического романа «Ральф 124C 41+» («Ralph 124C 41+»). Сложный номер имел свою расшифровку: «124С 41+» значило «one-to-fore-see for-all» — «тот, кто предсказывает для всех». Роман представлял собой своеобразную панораму будущих изобретений человечества. Именно в этом автор и видел смысл как своего произведения, так и научной фантастики в целом, так что изяществом стиля «Ральф 124C 41+» не отличался. Интересно, что Гернсбек оказал большее влияние на советскую фантастику, которая тоже была обязана «обучать, развлекая», чем на западную, в которой развивалось множество течений (фэнтези, хоррор, альтернативная история), совершенно не связанных с концепцией Гернсбека.

Во Франции выходит первая известная экранизация Герберта Уэллса — «Остров ужаса» по повести «Остров доктора Моро».

1912

Появляется «Затерянный мир» Конана Дойла, роман, занявший наряду с «Машиной времени» и «Войной миров» Уэллса место на полке с «самой классической классикой». В России выходит первый роман о готичных кровососах — «Вампиры» барона Олшеври. Под псевдонимом скрывался кто-то из авторов «Синего журнала».

1913

«Отец кукольной мультипликации» Владислав Старевич выпускает несколько короткометражных экранизаций Гоголя, в том числе «Ночь перед рождеством». Конан Дойл пишет ещё один роман о профессоре Челленджере — «Отравленный пояс». У Александра Богданова выходит второй фантастический роман «Инженер Мэнни» — продолжение знаменитой «Красной звезды».





1914

Яков Перельман, прославившийся своими книгами «Занимательная астрономия», «Занимательная физика» и др., публикует «дополнительную» главу к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну», под названием «Завтрак в невесомой кухне». В подзаголовке стоит словосочетание «глава научно-фантастическая» — и это первое известное использование этого термина в русском языке.

1915

Гернсбек употребил в своём журнале термин «scientifi ction», «окрестив» таким образом жанр научной фантастики в английском языке. В Праге выходит в свет (и расходится стотысячным тиражом) мистический роман Густава Майринка «Голем» — легенда об ожившем глиняном человеке. История в чём-то стала предтечей популярного сюжета о бунте машин.






1916

Выходит написанное четырьмя годами раньше «Превращение» Франца Кафки, самая известная новелла автора, повествующая об одиночестве человека, обнаружившего, что превратился в огромное насекомое.

1917

Создатель «Тарзана» Эдгар Райс Бэрроуз выпускает роман «Принцесса Марса», положивший начало одновременно жанру космооперы, авантюрной фантастики и ставшему в наше время сверхпопулярным сюжету о попадании крутого землянина в другой мир («Янки при дворе короля Артура» Марка Твена при всей схожести фабулы был написан всё-таки о другом).






1918

Выходят сразу две известных повести Абрахама Меррита — «Обитатели миража» и «Лунный бассейн» — и этот год становится для автора триумфальным: критики зачисляют его в «капитаны» приключенческой фантастики и объявляют «вторым Берроузом». Константин Циолковский после долгого перерыва печатает брошюру «Вне Земли». Эта повесть — не столько фантастика, сколько вполне научная программа исследованием человеком космоса.

1919

Выходит экспериментальный фильм Владимира Гардина «Железная пята» по мотивам одноимённого произведения Джека Лондона (в будущем историки изучают документы XX века и узнают о кризисе в США, установлении фашистской диктатуры и последующей мировой революции). Герман Гессе пишет эссе «Фантастические книги» — в котором впервые описывает общее положение дел в этом жанре.

1920

6 октября в Кремле Герберт Уэллс встретился с Владимиром Ильичом Лениным. К тому моменту это была самая «высокопоставленная» встреча, которой удостаивался писатель-фантаст.

Чешский писатель Карел Чапек придумал и впервые употребил слово «робот»: в его книге «R.U.R. Россумские универсальные роботы» первый раз в мировой фантастике появился сюжет о восстании разумных машин против человечества.

В Германии выходит фильм Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари», ставший поворотной точкой в мировой кинофантастике. Впервые в фантастическом кино, рассчитанном на увеселение невзыскательной публики, появился образец серьёзной психологической драмы.

1921

Валерий Брюсов пишет свой последний фантастический рассказ «Первая междупланетная» (до того были «Гибель Атлантиды», «Восстание машин», «Гора звезды», а после он к фантастике не возвращался).








1922

В Германии вышел самый знаменитый из ранних фильмов ужасов — картина Фридриха Мурнау «Носферату» по мотивам романа Стокера «Дракула». Образ вампира, созданный Максом Шреком, надолго стал каноническим.

1923

Вернувшийся из эмиграции Алексей Толстой пишет «Закат Марса», роман, более известный под названием «Аэлита». В чём-то повторяющий «Красную звезду» Богданова, он, тем не менее, идеально лёг в соцзаказ и на много десятилетий стал «книгой номер один» советской фантастики.







1924

Появляется «Плутония» Владимира Обручева — как полемика с увлекательным, но «совершенно ненаучным» «Путешествием к центру Земли» Жюля Верна. Вместе с Беляевым и Толстым Обручев стал третьим «золотым классиком» отечественной фантастики «доефремовского» периода.

25 сентября на экраны выходит немой фильм «Аэлита» режиссёра Якова Протазанова — первое большое отечественное фантастическое кино и один из шедевров эпохи немого кинематографа.

1925

Бешеную популярность завоёвывает картина Уиллиса О’Брайена «Затерянный мир» по одноимённому роману Артура Конана Дойла. Для неискушённой публики того времени комбинированные съёмки с анимационными динозаврами казались верхом правдоподобия.

1926

В харьковском издательстве «Пролетарий» выходит большим тиражом написанная три года назад «повесть-феерия» Александра Грина «Алые паруса», — книга, надолго задавшая канон романтической, «не-беляевской» фантастики в СССР. Впрочем, конкуренция по-прежнему остаётся серьёзной: в том же году выходит второй классический роман Обручева — «Земля Санникова» — и сразу два романа Беляева: «Властелин мира» и «Остров Погибших Кораблей».

5 марта в Нью-Йорке появился первый номер «Удивительных историй» (Amazing Stories) — первого в мире журнала, полностью посвящённого фантастике.

1927

Появился второй фантастический роман Толстого: «Гиперболоид инженера Гарина», пополнивший золотой фонд советской фантастики.

Немецкий режиссёр Фриц Ланг создаёт свою самую знаменитую картину — масштабную антиутопию «Метрополис». Бюджет фильма в пересчёте на современные деньги составил 200 млн долларов — рекордная для кинематографа тех времён сумма.






1928

Вышел роман Александра Беляева «Человек-амфибия» — о юноше Ихтиандре, который не может жить в человеческом обществе, хотя ему принадлежит весь океан.

В Amazing Stories публикуется первый роман «пионера» космической оперы «Дока» Смита «Космический жаворонок» — и мгновенно делает автора известным. В то же время на страницах Weird Tales публикуется цикл уже ставшего популярным Эдмонда Гамильтона «Межзвёздный патруль», где впервые оформляются каноны этого жанра, которые будут работать несколько следующих десятилетий. Ему же принадлежит концепция «звёздных войн», которая позже ляжет в основу популярного фильма Джорджа Лукаса.

1929

Артур Конан Дойл завершает и публикует свой последний роман «Маракотова бездна» — об экспедиции на батискафе в самую глубокую океанскую впадину.










1930

Олаф Степлтон пишет роман (а скорее — философский трактат) «Последние и первые люди» — первую в истории фантастики масштабную историю человеческой цивилизации. Пожалуй, из всех писателей Степлтон отличался наибольшим гигантизмом: он описывает развитие цивилизации за 2 миллиарда лет.







1931

В Голливуде появился первый звуковой фильм ужасов — «Дракула» Тода Броунинга с Белой Лугоши в главной роли. С него началась эпоха «ужастиков», эпоха царствования Франкенштейна, Человека-невидимки, Зомби, Оборотня, Мумии и мистера Хайда.

Французский критик Эдмон Жалу впервые использует применительно к литературным произведениям термин «магический реализм».

1932

Выходит пятый по счёту роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» — антиутопия, в одночасье сделавшая американского писателя знаменитым.

В журнале Weird Tales публикуется рассказ Роберта Говарда «Феникс на мече» — первый рассказ о Конане-варваре, начавший долгую и славную историю этого персонажа — и принёсший Говарду славу «отца героического фэнтези».





1933

Появляется первая (но далеко не последняя) картина о Кинг-Конге — история, созданная на основе «Затерянного мира» Конана Дойла и названная критиками «современным вариантом мифа о красавице и чудовище». Фильм становится одним из самых кассовых на тот момент.

Выходит отдельной книгой фантастический памфлет Лао Ше «Записки о кошачьем городе» — о марсианской цивилизации людей-кошек. Долгое время этот роман оставался единственным образцом современной китайской фантастики, известным за рубежом.

1934

В журнале Хьюго Гернсбека «Wonder Stories» печатается дебютный рассказ Стенли Вейнбаума «Марсианская одиссея», который, по выражению Азимова, «меняет подход к научной фантастике». Впервые инопланетяне были показаны не как чудовища и не как та или иная ступень развития человечества, а как существа с действительно иной логикой.

Выходит сказочная повесть Памелы Трэверс «Мэри Поппинс», любимая детьми как на родине автора, так и в СССР и России.

1935

Молодой фантаст Александр Казанцев пишет «Пылающий остров», самый характерный роман о мировой революции в советской фантастике. Именно он как «типичный представитель» с тех пор будет входить в большинство антологий и получит наибольшее количество переизданий.

Выходит «Золотой ключик» Алексея Толстого — пересказ для советских детей сказки Карло Коллоди «Пиноккио».

1936

Василий Журавлёв снимает фантастический фильм «Космический рейс» — очень достоверную историю полёта на Луну. Консультантом фильма выступает Константин Циолковский.

В США выходит малым тиражом единственное прижизненное издание Говарда Лавкрафта — книга «Тень над Инсмутом».

Карел Чапек публикует «Войну с саламандрами», антифашистский роман-антиутопию.




1937

Выходит новый роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». История гениального учёного, чей мозг продолжал жить после его смерти, была задумана в то время, когда сам писатель несколько лет пролежал в постели неподвижно.

3 января в Нью-Йорке проходит первый в мире фэнский конвент — первое специально организованное мероприятие, посвящённое фантастике. Число участников едва превышало несколько десятков человек, но среди них были начинающие авторы Артур Кларк, Эрик Рассел и другие.

21 сентября в издательстве Alien & Unwin вышла сказочная повесть «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкина — простоватая с точки зрения автора сказка, тем не менее, завоевавшая огромную популярность и в конечном итоге открывшая для читателей мир Средиземья.

1938

В журнале «Пионер» печатается с продолжением повесть-сказка Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» — одна из вершин советской детской фантастики.

В мае месяце на должность редактора журнала «Поразительная научная фантастика» (Astounding Science Fiction) вступает Джон Кэмпбелл. За время его руководства в журнале дебютируют Клиффорд Саймак, Л. Спрэг де Камп, Лестер дель Рей, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Теодор Старджон, Альфред Ван Вогт и многие другие. Так что Кэмпбелл заслужил справедливое звание «отца американской НФ», а между 1952 и 1964 годами восемь раз становился лауреатом «Хьюго» в номинации «лучший редактор». В том же году вышел его рассказ «Кто там?», открывший в научной фантастике тему инопланетянина-оборотня. Рассказ несколько раз экранизировался под названием «Нечто».

Теренс Уайт пишет «Меч в камне» — первый роман трогательной и грустной «артурианы», позже экранизированный Диснеем.

31 октября по радио проходит постановка по «Войне миров» Герберта Уэллса. Режиссёр Орсон Уэллс настолько правдоподобно стилизовал её под документальный репортаж, что среди слушателей возникла паника.

1939

2-4 июля в Нью-Йорке прошёл первый Всемирный конвент (Nycon, будущий WorldCon), собравший около 200 участников.

Друг и поклонник Говарда Лавкрафта Август Дерлет основал своё издательство Arkham House — специально чтобы донести до читателей наследие кумира. С 1939 года произведения Лавкрафта начали появляться в книжном виде.

В журнале «Astounding Science Fiction» выходит первый рассказ Роберта Хайнлайна «Линия жизни» — а уже через два года Хайнлайна приглашают на очередной WorldCon как почётного гостя.

Выходит «Волшебник Изумрудного города» — сделанная Александром Волковым адаптация сказки Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Пересказ обретает в СССР колоссальную популярность, и за следующие полвека серия вырастает до шести книг.

1940

Публикуется рассказ Айзека Азимова «Робби» — первый из будущего цикла о роботах. С этого момента сформулированные Азимовым «три закона роботехники» постепенно становятся негласным руководством для всех, кто пишет о роботах.

Александр Беляев пишет свой последний роман «Ариэль», историю о летающем человеке.

1941

Рассказ «Приход ночи» Айзека Азимова (о системе с шестью солнцами, где ночь наступает раз в 2000 лет) становится переломным в творчестве автора: Азимов получает огромную известность и статус ведущего фантаста своего времени.

1942

В журнале Astounding Magazine появляется первый роман Азимова из цикла «Основание» («Академия») — эпопея о психоистории, науке, изучающей временные закономерности, — на фоне галактической истории человечества.








1943

Генри Каттнер и Кэтрин Мур (под псевдонимом Льюис Пэджетт) опубликовали ставший знаменитым рассказ «Все тенали бороговы...» — о некоей развивающей игрушке, в которой таилась (с точки зрения взрослых) опасность для детей. Впоследствии этот сюжет будет многократно использоваться как в литературе, так и в кинематографе.

1944

Выходит первый сборник рассказов Ивана Ефремова («Рассказы о необыкновенном»), написанных с 1942 по 1944 год.

На Экспериментальной станции морской авиации в Филадельфии создаётся отдельное подразделение из фантастов, в которое входят Азимов, Хайнлайн и Спрэг де Камп. Их задачей становится находить неожиданные решения серьёзных проблем. Часть идей, предложенных фантастами, действительно идёт в разработку, а часть позже воплощается в их фантастических произведениях.




1945

Публикуется сатирическая повесть-притча Джорджа Оруэлла «Скотный двор», своеобразный реквием идее революции, показывающий, как с боем обретённая свобода оборачивается новым пришествием тоталитаризма.

Выходит написанная перед войной первая книга Туве Янссон о мумитроллях — «Маленькие тролли и большое наводнение». Эта удивительная сказочная повесть показала, что Янссон — один из лучших детских писателей в мире.




1946

Год про- ходит под знаком Генри Каттнера, который (один и в соавторстве с женой Кэтрин Мур) публикует в течение года четыре романа и дюжину рассказов. Слава его доходит до того, что дебютанта Джека Вэнса некоторые читатели принимают за очередной псевдоним Каттнера.

Выходит рассказ Мюррея Лейнстера «Компьютер по имени Джо»: в нём автор если не первым, то одним из первых удивительно достоверно и подробно предсказал появление персональных компьютеров и интернета.

1947

С романа «Ракетный корабль «Галилео» для Роберта Хайнлайна начинается многолетний период «подросткового» творчества, который закончится только в 1958 году романом «Имею скафандр — готов путешествовать».

В журнале «Знание — сила» печатается повесть Ивана Ефремова «Звёздные корабли», в которой он отходит от темы приключений и затрагивает проблемы научного поиска.

У Каттнера выходит рассказ «Прохвессор накрылся» из знаменитого юмористического цикла о мутантах Хогбенах.

1948

На американские экраны вышел первый выпуск сериала «Супермен», с которого началось долгое путешествие героев комиксов по просторам кино.

1949

Появляется одна из известнейших в мире антиутопий: роман Джорджа Оруэлла «1984», роман, наряду с произведениями Замятина и Хаксли вошедший в золотой фонд жанра.









1950

Публикуется первое крупное произведение Рэя Брэдбери — «Марсианские хроники» — «псевдороман», объединивший ранее независимые рассказы в подобие связного повествования. Этот ход, продиктованный исключительно требованиями издателя, оказался очень удачным.

Клайв Льюис выпускает роман «Лев, колдунья и платяной шкаф», первый из «Хроник Нарнии» — сериала, ныне вставшего в один ряд с «Властелином Колец» Толкина.

Впервые выходят сборником рассказы Азимова о роботах («Я, робот») — и сформулированные им «три закона роботехники» окончательно становятся каноном.

1951

Выходит роман Джона Уиндема «День триффидов», надолго ставший лучшим романом-катастрофой в мировой фантастике. Вышел написанный почти десятилетие назад роман Хайнлайна «Кукловоды», в котором впервые появились пришельцы-паразиты, образ, впоследствии ставший одним из классических.

«Основание» Азимова впервые выходит в книжном виде.

На канале CBS начал выходить сериал «Там» (Out There) — первый ориентированный на взрослую аудиторию фантастический телесериал, основой для выпусков которого становились рассказы признанных мастеров: Брэдбери, Старджона, Лейнстера и других.

1952

В США выходит написанная ещё в 1920 году антиутопия Евгения Замятина «Мы». Это первая публикация романа.

Клиффорд Саймак дописывает и выпускает роман в новеллах «Город», картину нескольких тысяч лет истории развития и исчезновения человечества. Удивительно мягкий и гуманистический роман приносит автору мировую славу.

Выходит роман, в котором впервые делается попытка передать восприятие телепатов — речь о «Человеке без лица» Альфреда Бестера, ставшем одним из предтеч киберпанка.


1953

20 октября 1953 — вышла в свет книга Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» — антиутопический кошмар библиофила: культура упразднена как непрактичная и вредная, а книги сжигаются специальными пожарными командами. Именно этот роман принёс Брэдбери всемирную славу.

В польском еженедельнике «Zycie Literackie» печатается первая новелла из сатирического цикла Станислава Лема «Звёздные дневники Ийона Тихого». Роман «Конец детства» Артура Кларка становится смелым экспериментом на тему завоевания Земли пришельцами — инопланетяне делают из Земли благополучные ясли, ограничивая технический прогресс человечества.

Роберт Шекли пишет рассказ «Седьмая жертва» — самую известную свою историю о ТВ-реалити-шоу «охота на человека». Этот сюжет позже будут многократно заимствовать как писатели, так и киноделы.

Учреждена вручаемая «Всемирным обществом научной фантастики» премия «Хьюго», названная в честь Хьюго Гернсбека.

1954

Азимов публикует в «Galaxy Magazine» первый из своих «рободетективов» — роман «Стальные пещеры».

1955

Завершилось длившееся больше года издание тремя томами романа Джона Толкина «Властелин Колец» и началось триумфальное шествие книги по планете. Влияние этого эпоса на литературу невозможно переоценить: такого количества подражателей и последователей нет ни у одного другого писателя. Равно как и такого количества фан-клубов.

Выходит «Конец Вечности» Айзека Азимова, книга об организации, корректирующей историю человечества.



1956

Выходит сразу несколько ставших классическими романов американской НФ: «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера, «Двойная звезда» Роберта Хайнлайна, «Город и звёзды» Артура Кларка.

1957

В январском номере журнала «Техника — молодёжи» началась публикация романа Ефремова «Туманность Андромеды», который стал этапным в советской фантастике, фактически обозначив конец «фантастики ближнего прицела». Роман до сих пор остаётся непревзойдённой в мировой фантастике коммунистической утопией.

В то же время редактором отдела фантастики в «Молодой гвардии» (одно из ведущих издательств СССР) становится Сергей Жемайтис. Под его руководством издательство выпускало книги Ефремова, Стругацких и других фантастов, вышла ставшая знаменитой 25-томная «Библиотека современной фантастики». Он организовал при редакции писательский семинар, в котором участвовали ведущие фантасты того времени. Это время заслуженно называют «золотым веком советской фантастики».

В Англии выходит гуманистический роман Невила Шюта о мире после Третьей мировой — «На берегу», два года спустя экранизированный Стэнли Крамером.

Хайнлайн выпускает один из известнейших своих романов — «Дверь в лето» (о криозаморозке и путешествиях во времени).

Публикуется «Вино из одуванчиков» Брэдбери — поэтическая история о детстве.

4 октября на околоземную орбиту вышел первый искусственный спутник Земли, обозначив начало периода приоритета СССР в освоении космоса.

1958

Выходит «Корпорация «Бессмертие» — первое крупное и одно из самых известных произведений Роберта Шекли.

1959

В редакции издательства «Детская литература» Лазарь Лагин буквально вытаскивает из мусорной корзины рукопись начинающих писателей-фантастов братьев Стругацких «Страна багровых туч». Книга оказывает огромное влияние на всю отечественную фантастику: впервые в рамках обычного фантастического антуража были показаны не абстрактные «люди будущего», а совершенно живые и настоящие герои, наши современники.

Роберт Хайнлайн выпускает роман «Звёздный десант» — до сих пор не превзойдённую вершину военной фантастики.

В Польше издаётся «Эдем» Станислава Лема — история о неудачном контакте землян с цивилизацией другой планеты.

Настоящей сенсацией становится рассказ Дэниела Киза (всего-то пятое по счёту произведение автора) «Цветы для Элджернона», опубликованный в журнале Fantasy & Science Fiction. Эта история умственно отсталого уборщика, на короткое время ставшего гениальным учёным, навсегда вписала имя Киза в историю фантастики. Впоследствии автор переработал рассказ в роман, тоже весьма удачный.

Начинает выходить сериал «Сумеречная зона» (The Twilight Zone), один из самых известных фантастических телесериалов. Сценарии для него пишут многие выдающиеся фантасты.

1960

Выходит «Неукротимая планета» Гарри Гаррисона — «экологический боевик», из всех произведений автора получивший в СССР наибольшую известность.

Пол Андерсон печатает восхитительный иронический роман «Крестовый поход в небеса» — об отряде крестоносцев, которые захватили приземлившийся инопланетный корабль и в конце концов создали межзвёздную феодальную империю. Появившиеся в том же году «Страсти по Лейбовичу» Уолтера Миллера-младшего (роман о религии в постъядерном мире, получивший премию «Хьюго») оказываются последним произведением популярного автора.

1961

Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв снимают «Человека-амфибию», одну из самых знаменитых фантастических картин советского периода. Фильм вошёл в десятку самых посещаемых лент советского кинопроката. Тогда же Павел Клушанцев выпускает «Планету бурь» по повести Александра Казанцева. Фильм получился настолько революционным с технической точки зрения, что стал образцом не только для советских киноделов, но и для Голливуда, — например, с Клушанцевым мечтал познакомиться Джордж Лукас. В «Планете бурь» был впервые в кинематографе использован шарнирный робот.

Владислав Крапивин пишет свою первую фантастическую повесть «Я иду встречать брата», излишне романтическую и пафосную, но уже вполне стилистически узнаваемую.

На польском языке публикуются сразу два ставших всемирно известными романа Станислава Лема — «Солярис» (о разумном океане и о людях, пытающихся установить контакт с чуждым разумом) и «Возвращение со звёзд» (о человечестве, которое лишили агрессивности).

Гарри Гаррисон романом «Стальная Крыса» начинает историю космического авантюриста Джима ди Гриза.

Выходит один из самых известных романов в истории фантастики, культовая книга шестидесятых — «Чужак в чужой стране» Роберта Хайнлайна: взгляд на землян и земную культуру со стороны человека, воспитанного марсианами. Такая форма позволила Хайнлайну затронуть многие щекотливые темы, ранее запретные для жанра.

12 апреля впервые в истории человечества в космос был отправлен корабль с человеком на борту. Эпоха межпланетных перелётов стала казаться фантастам — да и не только им — делом уже завтрашнего дня.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться