Google+
Космическая музыка Мифология Средиземья Глен Кук
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий: Боги и воплощения смерти
Кратко о статье: Взглянем поближе на величайшего врага рода человеческого — саму Смерть. При ближайшем рассмотрении она оказывается не такой уж и страшной.

КОСТЛЯВАЯ ПРОВОДНИЦА

БОГИ И ВОПЛОЩЕНИЯ СМЕРТИ

Когда мы есть,
то смерти ещё нет,
а когда смерть наступает,
то нас уже нет.
Таким образом,
смерть не существует
ни для живых,
ни для мёртвых.
Эпикур

С рождения и до последнего вздоха каждый из нас ведёт бой, в котором обречён на поражение. Что можно противопоставить такому терпеливому, методичному и неосязаемому противнику, как Смерть? Но если она обретёт плоть — с ней можно будет и поспорить.

НА ПОСЫЛКАХ У СУДЬБЫ

Очеловечивать саму Смерть люди стали сравнительно недавно. Наши предки связывали мир мёртвых с богами своих пантеонов. Богов смерти можно разделить на две основные категории. Первые, вроде египетского Осириса или скандинавской Хель, правят царством мёртвых, карают грешников и не дают душам сбежать.

С особо сложными клиентами Танатосу помогали Гипнос и Гермес.

Второй вид богов смерти — психопомпы, что в переводе с греческого означает «проводники душ». Они отвечают за доставку умерших в мир иной. В Греции этим занимался крылатый юноша Танатос, слывший беспощадным и неумолимым. Но несмотря на божественный статус, Танатос сам не определял, когда прервётся человеческая жизнь. Это зависело от богинь судьбы мойр.

Профпригодность Танатоса оставляла желать лучшего. Так, царь Сизиф обманул бога смерти и заковал в его собственные цепи. Люди на время даже перестали умирать.

Более широкими полномочиями мог похвастать древнеегипетский Анубис. Бог с головой шакала отвечал за сохранность гробниц и могил. В его же ведении находились Весы истины, решавшие посмертную судьбу души.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ВЛАДЫЧИЦЫ ХЕЛЬХЕЙМА
  • ВСЕЛЕННАЯ: Marvel Comics
  • ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ: 1964 год (Journey into Mystery No102)
  • СОЗДАТЕЛИ: Стэн Ли и Джек Кирби
  • ВРАГИ: Тор, Один, Валькирия
  • ТЕКУЩЕЕ МЕСТО ОБИТАНИЯ: Лас-Вегас

Стэн Ли поселил во вселенную Marvel многих скандинавских богов, в том числе, владычицу страны мёртвых Хель, переименовав её в Хелу. От родителей — Локи и великанши Ангрбоды — она унаследовала мерзкий нрав, за что Один и сослал её править загробным миром.

Стэн Ли наделил Хелу деятельной натурой: она не раз пыталась убить Одина и Тора и захватить Асгард. После Рагнарёка ей пришлось поумерить амбиции, перебраться на Землю и превратиться в обычного, хоть и могущественного, психопомпа. Касание Хелы может убить или вернуть к жизни любого смертного и даже асгардца, но теперь эта способность служит ей, чтобы поддерживать свои силы.

Бальзамируя мумии, жрецы надевали маску Анубиса.

Ангел смерти привёл в исполнение десятую казнь египетскую — гибель первенцев.

ЛЮБОВНИК СМЕРТИ
  • ВСЕЛЕННАЯ: Marvel Comics
  • ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ: 1973 год (Iron Man, No55)
  • СОЗДАТЕЛЬ: Джим Старлин
  • РОДНОЙ МИР: Титан (спутник Сатурна).

Если Смерть сама способна любить, то и в неё можно влюбиться? Вполне.

Танос — могущественный злодей из вселенной Marvel — поклонялся Смерти как богине. Чтобы доказать свою преданность, он устроил геноцид собственного народа и даже вознамерился принести в жертву возлюбленной половину вселенной. Хотя земные герои помешали планам Таноса, со временем ему удалось привлечь внимание Смерти и стать её порученцем.

Сама Смерть из вселенной Marvel вообще предпочитает в события не вмешиваться, и даже свои обязанности передаёт рядовым психопомпам, вроде Хелы или Таноса.

Бог авраамических религий, хоть и считается всемогущим, но судьбой каждого покойника лично не занимается — по крайней мере, до Страшного суда. Он делегировал эту обязанность своим помощникам-ангелам, по разным версиям — Михаилу, Гавриилу или Самаэлю. Разница между ними весьма значительна. По католической традиции, архангел Михаил в момент смерти посещает человека и даёт душе последний шанс передать себя в руки Господни. Но Михаил всё-таки не вездесущ, поэтому к закоренелым грешникам приходит не он, а безжалостный Самаэль.

Барон Суббота — один из немногих психопомпов, которых можно задобрить дарами.

А вот в скандинавской мифологии внимания психопомпов не удостаивался кто попало. Души большинства умерших без всяких посредников отправлялись в безрадостный Хельхейм. Только павшие в бою воины могли попасть к Одину в Вальхаллу. Отбором достойных занимались крылатые воительницы — валькирии, они же прислуживали героям на вечном пиру. Так что дев битвы, в отличие от почти всех прочих психопомпов, ждали почти с радостью.

СВЯТАЯ СМЕРТЬ

В наше время большинство богов смерти отправлены на пенсию. Один из немногих, кому удалось сохранить свой бизнес под натиском монотеизма, — лоа гаитянского вуду, Барон Суббота. Он обитает между мирами живых и мёртвых, и помогает душам перебраться из одного в другой, а обратно не пускает никого.

В 1998 году вышел римейк фильма «Смерть берёт отпуск» — «Знакомьтесь, Джо Блэк» с Брэдом Питтом в роли Смерти.

На фоне коллег по цеху Барон большой чудак. Он носит чёрный фрак, цилиндр и тёмные очки, скрывающие бледную осунувшуюся физиономию, — краше в гроб кладут, а то и вовсе голый череп. При этом Барону Субботе не чужды простые человеческие пороки: он неравнодушен к женщинам, обожает ром и дорогие сигары, легко выходит из себя и вечно сквернословит. Скверный характер Барона не мешает вудуистам поклоняться ему. Как-никак, он возвращает жизнь, если считает, что время человека ещё не пришло. Да и в чёрной магии он настоящий дока.

Католическая церковь считает Санта Муэрту опасным сатанинским культом.

Удалось остаться в деле и ацтекским богам Миктлантекутли и Миктлансиуатль. Для этого им пришлось резко сменить имидж. Смесь католичества и индейских поверий породила новое религиозное течение — Санта Муэрте, «Святая смерть». В её образе лёгко угадываются черты Девы Марии В и костлявых ацтекских божеств. Ей молятся как обыкновенной католической святой, но обращаются с весьма нетривиальными просьбами — например, причинить вред недругу или даже убить его. Правда, Санта Муэрта помогает лишь тем, на чьей стороне справедливость.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО?

Образ костлявой Смерти в чёрном балахоне и с косой в руках зародился в средневековой Европе. В эпоху Столетней войны и страшнейших эпидемий чумы близость и неотвратимость смерти ощущалась особенно остро. Такие живописцы, как Гольбейн Младший и Бернт Нотке, ввели в моду символический сюжет «Пляски смерти». В образе обыкновенного скелета Смерть вела за собой в могилу короля и нищего, старика и младенца — художники лишний раз напоминали людям о бренности всего сущего, а заодно избавили Смерть от нужды в посредниках. Так появился на свет Мрачный Жнец.

Одним из первых смерть попытался очеловечить режиссёр Роберт Батлер. В его картине 1934 года «Смерть берёт отпуск» Жнец в образе импозантного кавалера материализовался в нашем мире. Пытаясь понять людей, он влюбился в смертную женщину, и ему пришлось выбирать между собственным счастьем и жизнью избранницы.

Из живописи «Пляска смерти» перекочевала в музыку и архитектуру.

Пожалуй, самый яркий образ Смерти в кино создал в 1957 году Бенгт Экерут в фильме Ингмара Бергмана «Седьмая печать». В нём Мрачный Жнец... играет в шахматы с рыцарем, едущим домой из крестового похода. Ставкой в игре становится жизнь крестоносца. Простому вояке не тягаться с таким опытным игроком, но рыцарю удаётся отвлечь внимание Смерти и спасти доверившуюся ему семью.

В детстве Терри Пратчетт случайно увидел по телевизору «Седьмую печать» — фильм навсегда запомнился будущему писателю и впоследствии вдохновил его на создание цикла о Смерти.

«Седьмая печать» снята по мотивам пьесы самого Бергмана «Роспись по дереву».

Но небольшая уступка рыцарю выглядят мелкими оплошностями на фоне вопиющего непрофессионализма Смерти из киносериала «Пункт назначения». Стоит паре-тройке человек избежать гибели в массовой катастрофе, как Мрачный Жнец, вместо того чтобы спокойно дождаться своего часа, начинает с маниакальным упорством уничтожать счастливчиков. Здешняя Смерть ведёт себя, словно пародия на серийного убийцу: действует по одной и той же схеме, оставляет следы, расправляется со случайными свидетелями...

ВЕСЁЛЫЙ ЖНЕЦ

Мрачный Жнец на подсознательном уровне внушает нам если не страх, то, как минимум, лёгкую оторопь. Нет лучшего способа победить страх, чем посмеяться над ним. Удачнее всех пошутил над Смертью сэр Терри Пратчетт.

Смерть Плоского мира, пожалуй, самый деятельный и любознательный из проводников душ, кото- рых нам доводилось встречать. Он — а это именно мужчина — обожает кошек, с любопытством относится к человечеству и при любой возможности старается понять его получше. Более того, Мрачный Жнец удочерил собственноручно спасённую от гибели девочку, взял в подмастерья смертного паренька, однажды подменял Санта-Хрякуса и даже вставал на защиту всего Плоского мира. В результате Смерть не только стал лучше понимать людей — хотя некоторые их действия всё ещё ставят его в тупик, — но обзавёлся вполне человеческими эмоциями и даже начал задумываться о смысле бытия. Понимая, что его работа необходима, Смерть всё же при случае не прочь хотя бы ненадолго спихнуть её на чужие плечи — например, своей внучки, — и отдохнуть на просторах Плоского мира.

Кто ждал принца на белом коне?

По дорожке, протоптанной Пратчеттом, пошли создатели телесериала «Мёртвые, как я». Тут обязанности Мрачного Жнеца выполняют целые команды, каждая из которых отвечает за определённые виды смерти. Будущие Жнецы набираются непосредственно из умерших людей — они остаются на Земле, получают новую внешность и имя, но сохраняют старую память, привычки и черты характера, что, разумеется, провоцирует массу комических ситуаций.

Жнецы освобождают души из телесных оков за мгновения до смерти, избавляя человека от лишних страданий. Если этого вовремя не сделать, то душа либо начнёт «загнивать» в живом теле, либо останется привязана к мёртвому.

Нил Гейман тоже считает, что Смерть может быть милой и обаятельной. Смерть из вселенной DC Comics принадлежит к роду Вечных — семи мистических сущностей, поддерживающих естественный порядок вещей. Тем удивительнее, что она предпочитает являться в образе симпатичной девушки-готессы, ничем не выделяющейся на фоне простых людей. Ну кто заподозрит, что под маской вежливой и хрупкой барышни прячется одна из главных сил вселенной?..

Синигами в Bleach похожи на самураев и вооружены магическими мечами — дзанпакто.

СМЕРТЬ ПЛОСКОГО МИРА
  • Коса Смерти — самое острое оружие Плоского мира, способное рассекать не только материю, но и само время. Своей косой Смерть владеет превосходно и однажды неплохо покосил ею поле. Для сбора королевских душ Смерть использует более благородное оружие — меч.
  • Видеть Смерть могут лишь маги, ведьмы, дети, кошки да собственно покойники.
  • Смерть воздаёт каждому «по вере его», так что атеистом на Плоском мире быть весьма невыгодно.
  • Клиентами Мрачного Жнеца являются все живые существа... кроме крыс. Смерть Крыс случайно отделился от Смерти и существует сам по себе.

Изначально Смерть была персонажем второго плана в «Песочном человеке», но вскоре приобрела такую популярность, что Гейман посвятил ей две мини-серии Death: The High Cost of Living и Death: The Time of Your Life.

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Синигами — японские духи смерти, подручные повелителя мира мёртвых. В мифологии их роль невелика, но это не помешало им добиться всемирной славы.

Оригинальный «Пункт назначения» в 2000 году удостоился премии Saturn Award в номинации «Лучший фильм ужасов».

В мультсериале «Роковая музыка» Смерть озвучил Кристофер Ли.

В аниме и манге «Тетрадь смерти» синигами — демоны из параллельной реальности, которые способны убивать людей для продления собственной жизни. Чтобы оборвать жизнь человека, достаточно записать его имя в тетради смерти. Синигами Рюук решил развлечься и подарил одну из тетрадей Лайту — юноше с обострённым чувством справедливости. Власть над жизнью и смертью оказалась слишком тяжёлой ношей для человека, зато Рюук повеселился на славу.

А вот в сериале Bleach синигами предстают героями, которые не только служат проводниками душ, но и защищают смертных от злых духов. Стражам загробного мира не чужды человеческие чувства и слабости: они дружат, любят, ненавидят и стремятся к власти. В их мире, Сообществе душ, существует Академия, в которой обучаются будущие синигами. Её выпускники вступают в специальное подразделение «Готэй 13».

Ещё дальше пошла писательница Хасэгава Кэйсукэ — она умудрилась сделать смерть кавайной! Главная героиня серии иллюстрированных романов «Баллада о синигами» и созданных по ней манги и аниме — синигами по имени Момо, которая выглядит и ведёт себя как маленькая девочка. Момо сочувствует умирающим, старается облегчить их страдания, а порой бескорыстно помогает людям.

***

Не так уж и страшна Смерть,да и не такой уж жуткой её в последнее время малюют. Психопомпы не убивают сами, они лишь проводники, помогающие душе на пути в мир иной. К тому же, если у Смерти есть облик, значит, есть и уязвимые места. Значит, её можно одолеть, хотя бы на время.

В отличие от прочих психопомпов, Смерть DC Universe посещает людей не только во время смерти, но и в момент рождения.

Что почитать?
  • Михаил Успенский «Кого за смертью посылать»
  • Маркус Зузак «Книжный вор»
  • Евгений Лукин «Там, за Ахероном»
Что посмотреть?
  • Новые приключения Билла и Теда (1991)
  • Санта-Хрякус (2006)
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
24.02.2012, 17:59
Ещё весьма интересной является персонифицированная Смерть (или точнее персенифицированный Смерть) в \"Сверхъестественном\", где он предстаёт в облике человека в тёмном костюме с любовью к простой земной еде и весьма своеобразным взглядом на извечное противостояние добра и зла, а также целой армией жнецов в услужении))
И ещё отличная картинка довершает эту статью.)) Всё-таки, в комиксах DC и Marvel ещё много интересных образов, судя по всему.
Ещё довольно любопытный образ Анубиса показан в римейке \"Королевства\" за авторством Стивена Кинга.)) Весьма сильно отличающийся от канона.
Max-88
№ 2
25.02.2012, 12:12
Весьма интересный образ у Емца - весёлая старушка, любящая медовуху.
Кстати, вспоминается игра, где надо играть за дочку Жнеца. Действие происходит у нас.

Последний раз редактировалось Max-88; 11.03.2012 в 08:46.
Max-88
№ 3
14.02.2013, 20:31
Очень нравиться Шинигами из Академии - весёлый парень! (Пожиратель Душ)
Святослав Фэнтези
№ 4
19.09.2015, 19:53
\"Бог авраамических религий, хоть и считается всемогущим, но судьбой каждого покойника лично не занимается — по крайней мере, до Страшного суда. Он делегировал эту обязанность своим помощникам-ангелам, по разным версиям — Михаилу, Гавриилу или Самаэлю. Разница между ними весьма значительна. По католической традиции, архангел Михаил в момент смерти посещает человека и даёт душе последний шанс передать себя в руки Господни. Но Михаил всё-таки не вездесущ, поэтому к закоренелым грешникам приходит не он, а безжалостный Самаэль.\"

А вот и нет.
В Православии есть понятие частного суда, то есть человека судят два раза, на этом и на Страшном. И если за человека будут достаточно молится, он может быть прощен на Страшном Суде.
В исламе душа вообще не покидает тело.
А Самаэль- оккультизм.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться