Google+
PLANESCAPE ARMAGEDDON Макс фон Сюдов Вселенная трансформеров
Версия для печатиСпецматериалы: Ретроспектива «МФ», часть вторая
Кратко о статье: Продолжаем следить за развитием «Мира фантастики». Первые диски «МФ», рождение и смерть «Суммы технологий», новые люди и новые рубрики. Снова в классическом дизайне.

Летопись успеха

«Мир фантастики»: 2005-2008

Когда «Мир фантастики» только появился, многие пророчили ему скорую смерть и забвение. Разве мог тонюсенький журнал непонятной тематики «всё обо всём», написанный фанатами для фанатов, да ещё и о таких странных вещах, как ролевые игры и настолки, завоевать множество читателей? Как ни удивительно — смог.

В двадцать пятом номере, в честь своего второго дня рождения, мы написали: «Мир фантастики» — состоявшееся, успешное и, главное, любимое издание». Однако история тогда только начиналась. Бурная молодость «МФ» сейчас вспоминается с улыбкой. Иногда. А иногда — с истерическим хохотом.

Готовя эту статью, мы долго думали, на каком же номере её закончить. У всего есть начало и конец, а вот про то, что между ними, все обычно забывают. После того как «МФ» возмужал и окреп, знаменательные события с ним и его сотрудниками стали происходить едва ли не каждый месяц. От такого потока событий трудно оторваться, но наступает момент, когда волевым усилием надо поставить многоточие и сказать: «Смотрите в следующей серии». Поэтому так уж получилось, что статья перед вами — без начала и конца. Их вы найдёте в прошлом и следующем номерах.

В текущем номере у нас с вами две глобальные темы: диск и «Сумма технологий». Вообще-то о диске мы должны были рассказать в первой статье (потому что диск вкладывался в журнал с первого номера), но верстальщик заявил, что он и так втиснул десятиполосный материал в восемь страниц, и пусть у нас уже, наконец, появится совесть — ещё две полосы он может сверстать разве что на пустых полях всего остального журнала. Мы подумали и отказались от этой идеи. Итак...

Диск «Мира фантастики»

По первоначальной задумке у «Мира фантастики» не должно было быть диска. Однако на рынке в то время была мода на вложения, пусть даже ерундовые, типа закладок: считалось, что это привлекает аудиторию. Вроде как если к журналу приложить что-то ещё, что у покупателя сразу включается мигалка с сиреной: «Халява!!!» — и он безвольно достаёт кошелёк. Совершив покупку, он, вероятно, тут же засунет журнал в ближайшую урну, но это уже мало кого волновало. Разве что редакция верила, что если (а вдруг?) этот случайный покупатель нечаянно всё-таки откроет журнал (ну ведь купил же?), то у нас, может быть, есть шансы получить ещё одного постоянного читателя. Ведь есть же? Ну хоть самые маленькие, а?

Такой была оболочка компакт-диска в октябре 2004 года.

На самом деле мы не были одиноки: в журнальном бизнесе так думают почти все. Поэтому и прикладывают к журналу кто во что горазд: закладки и календарики, дезодоранты и пробники духов, кусочки мыла и (пардон!) прокладки, запаянных в стекло жуков и кукол Барби... Нам было сложнее. К журналу о фэнтези и фантастике нужно было прикладывать как минимум световой меч или заспиртованную личинку Чужого. Посчитали деньги. Не хватило.

Тогда и решили приложить к журналу диск. Благо опыт уже был — «Игромания» и «ЛКИ» проторили широкую дорожку, по которой вприпрыжк у за старшими братишками побежал и «МФ».

Вера в то, что есть на Земле люди, которым всё-таки будет интересно читать журнал без всяких там вло ений, привела к тому, что диском комплектовалась только часть тиража. Поначалу это был CD. На нём гордо красовалась надпись «всего лишь более 600 Мб фан- тастики». На диск помещалось всё, что не влезло в журнал (в основном дополнительные статьи, обои, иллюстрации, рисунки), и всё, что в него и не мог о влезть, но более-менее подходило под темы номера (трейлеры к фильмам и играм). Многоплановый и восьмирукий бог половины номера Михаил Попов постоянно ужасал редакторов диска тем, что пытался засунуть на него что-то за гранью добра и зла: то материал о способе производства ядерной бомбы в домашних условиях (статья из американского журнала), то пособие о способах размножения негуманоидных форм жизни (в виде ролика, скачанного понятно с какого ресурса). Но это были ещё цветочки. Ягодки начались, когда читатели распробовали, нак онец, идею редакции «на диске мы публикуем всё!». Вот тут ранее просто тихо плачущий редактор диска начинал потихоньку сходить с ума — от обилия и количества сыплющихся на него фанатских фильмов, снятых «в стилистике того страшного фильма про ведьму из Блэр » (то есть трясущимися руками нетрезвого оператора), и статей на тему «как надо писать фентэзя: советы на ченающим авторам» (идеально смотрелось бы в разделе юмора, но мы не хотели никого обижать). Через какое-то время раздел читательского творчества, несмотря на сопротивление редакторов диска, всё-таки стал постоянным. Постепенно установилась и структура журнала, просуществовавшая до 2009 года.

Один из первых (вверху) и последний CD «МФ».

В 2005-м на пятки CD начал наступать другой формат, позволявший на такой же вроде бы диск запихнуть вдесятеро больше информации: DVD. На почту «МФ» сначала несмелым ручейком, а потом и бурной лавиной потекли предложения «перейти уже от этого убогого носителя к современному формату!». Редакция оставалась непреклонна: переход на новый носитель произойдёт не раньше, чем у большинства читателей появится соответствующий привод. На самом деле нам просто нужно было время, чтобы придумать, чем занять несколько гигабайт. Идея класть туда всё, что находит Михаил Попов и присылают читатели, к тому моменту уже не выглядела привлекательной.

Додумались мы к No19 (март 2005). Читатели купили журнал, сорвали целлофан, вставили диск в привод, и — ах! На нём был фантастический фильм! Да какой — «Дюна» Дэвида Линча! С тех пор «МФ» ежемесячно публиковал на диске классику фантастического кинематографа. Между тем часть тиража всё ещё выходила с CD. Продолжалось это безобразие до апреля 2007 года. Одно время разные комплектации журнала имели разные обложки: в издательстве посчитали, что так больше шансов заинтересовать читателей. Читатели заинтересованными вдвое больше не выгляде-ли, зато ругались в два раза громче (на каждую обложку — отдельно). Когда к хору ругательств подключился ещё и замученный двухобложечностью дизайнер, редакция сдалась. Больше экспериментов с разными картинками на обложке мы не проводили.

Над дизайном первых DVD особенно не работали. Пока не выяснили, что DVD с красивой картинкой запихивают в дисковод в пять раз больше читателей.

Потихоньку рос и журнальный раздел, посвящённый диску. Он почти сразу занял своё место в начале журнала, разве что про фильм на DVD мы ещё долго рассказывали в «Видеодроме». В «МФ» No20 (апрель 2005 года) впервые была напечатана обложка диска под формат CD-коробки. На диске появилось множество новых материалов, альтернативная оболочка (на html), начали выкладываться сходные по тематике электронные журналы (первым был «Легион»).

В первые годы существования наполнением диска занимался Пётр Тюленев. С июня 2005-го редактором диска назначили Ивана Шелуханова.

БЛИЦ: ИВАН ШЕЛУХАНОВ

Какими судьбами ты попал в «МФ»?

На самом деле совершенно случайно. Залез на сайт «Игромании», хотел устроиться видео-редактором. Вакансий у них не было, зато увидел вакансию в «МФ» — искали редактора диска. Решил испытать себя: купил журнал (как раз первый номер с DVD) и сказал продавцу: «Скоро я буду там работать!» Прочитал номер от корки до корки и пошёл на собеседование. Через месяц уже вкалывал вовсю.

Что ответил Ивану продавец, история умалчивает (вероятно, лишь странно покосился), но с приходом Ивана диск преобразился. Из сборника обрезков журнала и дополнительных картинок к статьям он превратился в мощное мультимедийное приложение. Стало больше трейлеров к фильмам и играм, появились бонусы. Вскоре «Мир фантастики» начал производство собственных аналитических видеоматериалов.

Рубрика «Киноляпы» впервые появилась в No31 (март 2006). Первым фильмом, который доблестные сотрудники редакции разобрали на части, стал «Властелин Колец: Братство Кольца». Ролик сильно отличался от формата поздних «Киноляпов»: под весёленькую музыку показывался отрывок фильма, стоп-кадр ловил ошибку (ляп), а субтитры внизу услужливо разъясняли, над чем смеяться. Если хотите поностальгировать с нами — ищите этот ролик на диске «Мира фантастики», который сейчас держите в руках.

Меч, который у Боромира в руке сразу после этой сцены магическим образом исчезает

Через некоторое время появились вещи, которые вскоре стали привычными для читателей: каталог статей «МФ» (июнь 2005 года), двусторонняя обложка (сентябрь 2005), аннотации, окончательно покинувшие страницы журнала в октябре 2005-го, передача «Модель для сборки» (декабрь 2005 года), читательская музыка (июнь 2006). Раздел диска в журнале тоже рос. Мы описывали всё, до последней картиночки, что можно найти на диске. Понятно, что подобное описание занимало о чень много места — максимальный объём составлял 8 страниц, то есть ровно столько же, сколько занимает сейчас эта статья. Но тогда мы мог ли позволить себе быть расточительными.

Первый титульный лист редактора диска (март 2008 года, No55).

На диске «МФ» в это время побывали знаменитые ThumbWars и Vegetable Wars, а одним из самых значимых материалов стало появление фильма Никиты Овсянникова. Работы этого независимого режиссёра отличались не только качественной реализацией, но и глубокими, интересными и необычными историями. Те, кто пропустил диски «МФ» с его фильмами, всегда могут посмотреть их на сайте vimeo.com/nikstudio.

«Возвращение», последняя на данный момент работа Никиты, была опубликована на диске «МФ» в январе 2011 года.

БЛИЦ: НИКИТА ОВСЯННИКОВ

Что ты думаешь о «МФ»?

Я поклонник «Мира фантастики» уже не первый год, и очень приятно видеть, что журнал продолжает издаваться и расширять круг своих читателей. Меня удивило, с каким вниманием редакция отнеслась к публикации моих фильмов. Это был первый журнал, в котором я представил свою работу широкой аудитории. Я надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и в дальнейшем.

В 2008 году Иван Шелуханов ушёл в «большой бизнес», передав эстафетную палочку по разработке диска «МФ» своему молодому помощнику. Им был Александр Киселев. Через месяц в помощь молодому редактору мы взяли помощницу — Анастасию Пономарёву. Ребята подбирали для диска ролики и планировали темы, разгребали груды читательских рисунков и видео. Кроме того, мы нещадно эксплуатировали их в дни журнальных дедлайнов. Перевод, озвучивание и монтаж роликов на диске «МФ» решено было отдать профессиональной студии из журнала «ЛКИ» под предводительством Алексея Шунькова.

БЛИЦ: АНАСТАСИЯ ПОНОМАРЁВА

Какими судьбами ты попал в «МФ»?

Работа в «МФ» стала моей первой серьёзной работой. Я многое вынесла для себя. Во-первых, познакомилась с удивительными людьми — увлечёнными, настоящими профессионалами своего дела. Во-вторых, на училась вниманию к деталям и терпению. В-третьих, мне посчастливилось общаться с читателями журнала «МФ», и среди преданных фанатов журнала я нашла друзей.

Что особенно запомнилось?

Как-то нам написал парень лет шестнадцати, хотел узнать, появится ли его музыкальная композиция на диске. Обращался он безумно вежливо, исключительно на «вы». У читывая мой возраст, такое преувеличенно вежливое обращение показалось излишним, на что я ему и указала. На это он мне ответил, что не привык обращаться к сорокалетним женщинам на «ты». Я очень удивилась и спросила, с чего он решил, что мне 40 лет. Парень мне и ответил, что всегда считал: в «МФ» работают «состоявшиеся женщины и мужчины лет по 40». Я тогда очень смеялась.

Диск продолжал меняться. Появились «Киноляпы» в новом формате, «видеоинтервью» Сергея Чекмаева, музыка отечественных профессиональных музыкантов (группы Forgive-me-not и Melancholy), а затем и клипы зарубежных. Казалось бы, предел достигнут! На самом деле лучшие дни диска были ещё впереди. Но об этом — в следующем номере.

Сумма технологий

Большинство текущих разделов «Мира фантастики» существовало с первых номеров. Менялись порядок, объёмы, концепции. Но те же самые названия, от «Книжного ряда» до «Машины времени», вы сможете найти даже в первом номере «МФ». Только один раздел-долгожитель не дотянул до наших времен: «Сумма технологий». Самый сложный, противоречивый и скандальный раздел «МФ»... Впрочем, обо всём по порядку.

Первый титульник «Врат миров».

Впервые «Сумма технологий» появилась в 25-м номере «Мира фантастики», это была рубрика в рамках раздела «Машина времени». Через два номера был создан по лноценный раздел. В основном он состоял из кратких рецензий на современную технику и небольших рубрик с говорящими названиями: «Сети интернета», «Будущее сегодня», «Из жизни роботов». Позже появились статейные рубрики: «Полигон» — огромный тест кучи разных моделей аналогичных устройств с целью выбора лучшего; «Теория», где подробно и доходчиво разъяснялись популярные технологии (D VD, MP3, нанотехнологии); «Экспертиза» для рассказа о конкретной модели техники.

Лучшая техника! Скачать бесплатно, без регистрации, без смс.

Убить всех человеков, кому не нравится раздел «Сумма технологий»!

Желающих вести раздел в среде редакторов «Мира фантастики» не было, так что долгое время им занимался ангажированный у «Игромании» Николай Арсеньев. Но поскольку на Колиных плечах и так лежал в то время весь игроманский «Железный цех», и ему недосуг было уделять нам уж очень много времени, но через некоторое время он натренировал для нас одного из постоянных авторов, Ивана Нечесова, и свалил раздел на него. Под руководством Ивана раздел жил с конца 2006-го до середины 2007 года. В это время в стройные ряды редакции вступил Олег Гаврилин. Он был первым и единственным редактором «МФ», кто на добровольной (ну, почти) основе взялся вести многострадальную «Сумму». Во время его правления в разделе стало меньше обзоров тостеров и больше аналитики — в частности, был открыт цикл статей «Занимательная футурология», рассказывающий о достижениях науки и техники, которые ещё вчера казались фантастикой.

Раздел, названный в честь знаменитого произведения Станислава Лема, в принципе о чень удачно объединил все «технические» статьи «МФ», не касающиеся тонких фантастических материй. Впрочем, это с точки зрения редакции — «удачно». Большая часть читателей отнеслась к «Сумме» с таким же непониманием, как публика на костюмированном балу — к человек у в обычном деловом костюме. Ни один раздел не удостоился у читателей такого внимания. Жаль только, что в основном это внимание было со знаком «минус». Редакция держалась почти 40 номеров, до конца 2008 года, но потом сломалась под шквалом читательской критики. «Сумма» была вычтена из ж урнала. А ведь это был тот самый раздел, в котором совсем молоденький тогда ещё Густав мечтал вести рубрику с обзорами мопедов!

Основную массу читательского негодования вызывали обзоры потребительской техники — мобильников, телевизоров и прочих кофеварок. Попытки редакции объяснить, что раздел нужен, чтобы читатель понимал, на каком телевизоре лучше всего смотреть Первый эпизод «Звёздных войн», и какой мобильник лучше всего подойдёт, если вы заблудились в лесах незнакомой планеты, понимания не нашли. Редакция честно попыталась угодить читателям и даже печатала обзоры настоящих фантастических устройств, например, портативного электронного динозавра Roboreptile. Но, увы, это не решило проблему. А заказанные на «Амазоне» волшебные палочки почему-то не работали, и протестировать их не было никакой возможности...

Над «Суммой» работали в основном люди, не занимавшиеся ранее «МФ». Большинство из них пришли и ушли вместе с разделом. Знакомьтесь: постоянный автор «Суммы» Алексей Талан и первый редактор — Николай Арсеньев.

БЛИЦ: НИКОЛАЙ АРСЕНЬЕВ

Как ты познакомился с «МФ»?

До прихода в ИД «ТехноМир» я и не знал о журнале, но после знакомства с ним всегда заходил в редакцию, чтобы взять свежий номер. Когда было решено открыть раздел «Сумма технологий», Николай Пегасов обратился ко мне.

Что тебе запомнилось из нашей совместной работы?

В самом на чале было весело. Что ни номер, то скандал! Редакция хочет видеть одно, рекламный отдел — другое. Крайний, конечно же, я... Приходилось с боем протаскивать материалы, которые не нравились — то одной стороне, то другой. Только через несколько номеров мы все начали понимать друг друга.

БЛИЦ: АЛЕКСЕЙ ТАЛАН

Как ты познакомился с «МФ»?

Просто откликнулся на вакансию. Первые тексты редактировал лично Николай Пегасов. Придумал рубрику «Из жизни роботов». Вскоре отвечал за почти все тексты для блока «Будущее сегодня». Предложил и стал писать первые научно-популярные статьи для «МФ», которые изгнали скучные обзоры телевизоров. До сих пор чувствую себя реформатором. Писал про нанотехнологии, клонирование, ГМО и даже машины времени.

Именно «МФ» стал для меня проводником в мир журналистики. Очень благодарен всем редакторам журнала за школу. После неё стал активно публиковаться в журналах и на сайтах.

Новые люди

Эти люди пришли в журнал, когда он уже встал на ноги. Многие из них и поныне с нами.

Светлана Карачарова

Мирно сидела дома, растила ребёнка, встречала мужа после рабочего дня и играла во всё подряд, пока вдруг не поняла, что ко всему прочему ей не хватает любимой работы. Поначалу Светлана собиралась работать в журнале «Игромания», но там как раз в тот момент не было свободной редакторской ставки. Однако тогдашний главред «Игромании» Александр Кузьменко нашёл выход из положения: попросил Светлану «чуть-чуть, максимум годик!» побыть редактором в «новом перспективном журнале, тебе понравится, вот увидишь!». И ей действительно понравилось. Когда через год Саша пришёл, как и обещал, чтобы забрать Свету в «Игроманию», — оказалось, что Николай Пегасов уже не готов её отпускать. Пришлось игроманцам ограничиться тем, что ещё какое-то время Светлана писала для них рецензии на игры и вела в «Игромании» пару мелких рубрик.

БЛИЦ: СВЕТЛАНА КАРАЧАРОВА

Твои впечатления от работы в «МФ»?

Это лучшие шесть лет моей жизни.

И много интересного случилось за это время?

Много. Даже не знаю, что вспомнить... А, вот. Однажды давно, я тогда была просто редактором «МФ», мне пришлось целый день провести на ежегодной московской книжной ярмарке. Кошмарное мероприятие! Жарко, душно, покушать некогда, толпа народу, всем надо улыбнуться, рассказать о журнале, это же читатели, нельзя обижать, нельзя показать, что устала зверски... Поймите меня правильно, я люблю читателей, но их там толпа, а я одна. А потом явился один такой поклонник журнала, что я окончательно прокляла всё на свете. Он от меня весь день не отходил. Вообще. На обед пришлось идти под эскортом. Думала, пойду по выставке поброжу — отстанет: куда там! До восьми вечера я вежливо отвечала на вопросы про журнал. Я тогда и представить не могла, что стану главным редактором «МФ», а Сергей Серебрянский, этот любопытный сверх всякой меры читатель, — моим заместителем.

Светлана на чала работать над «МФ» с 27-го номера, изначально вела лишь «Игровой клуб». За прошедшие с того момента шесть лет редактировала все рубрики журнала, от «Книжного ряда» до «Зоны развлечений», в мае 2008-го была назначена выпускающим редактором, а в феврале 2010-го стала главным редактором. Любимая рубрика — «Почтовая станция», которую до сих пор продолжает вести сама.

Олег Гаврилин

Специалист по авторскому праву, любитель холодного оружия, редактор со стажем, победитель бродячих собак и спаситель чёртовой дюжины почти утопленных щенков. Дебютировал в журналистике статьёй в культовом журнале «Великий Дракон», затем работал над журналами Videogames INSIDE и «Консоль». Первый раз написал для «МФ» (это был No12) — конечно же, о любимой вселенной «Чужих». Затем весело и с пользой проводил время с No49 по No66 в качестве редактора «Видеодрома» и «Суммы технологий». И до сих пор в редакции висит список «Зайчиков, убитых в процессе подготовки над журналом», куда время от времени кто-то из нас вписывает особо запомнившиеся присказки.

БЛИЦ: ОЛЕГ ГАВРИЛИН

Что тебе запомнилось в работе больше всего?

Когда идёшь на пресс-мероприятие с участием кинозвёзд и даёшь им на подпись, скажем, любимую сковородку вместе с маркером, нужно быть готовым, что маркер тебе не вернут. Лично я обогатил канцелярией Голливуд в лице Майкла Бэя, Джей Джей Абрамса и Джерри Брукхаймера. После пресс-конференции «Аватара» я вручил Сигурни Уивер на подпись коллекционное издание «Чужих» и золотой маркер. Когда я уже собрался уходить, по привычке махнув на фломастер рукой, из-за плеча раздалось робкое: «Простите, это ваше? » Бедняжка Сигурни стояла с целой вязанкой маркеров и пыталась выявить их владельцев среди журналистов!

Арсений Крымов

Философ, переводчик, исклонник видеоигр, комиксов и аниме. Главный популяризатор «всего японского» на страницах «Мира фантастики». Работал над ранними номерами журнала «Аниме Гид». В ноябре 2004 года опубликовался в «МФ» и исчез. Через год вернулся с новой статьёй. Затянуло. В феврале 2008-го стал редактором сайта, а в марте 2009 года — редактором журнала. Скандально известен в Рунете своим переводом «Скотта Пилигрима», при упоминании которого хитро улыбается. Покинул редакцию в 2011 году, но продолжает вести колонку манги.

БЛИЦ: АРСЕНИЙ КРЫМОВ

Твои впечатления от работы в «МФ»?

Это ни на что не по хоже — работать с дюжиной фантастических миров за раз. Нужно как-то ухитриться одновременно оставаться фанатом, «верить в фей», что-бы они не умирали у тебя в руках, и одновременно уметь отстранённо обращаться с вымышленными вселенными. Я долго учился у коллег этому хитрому ремеслу. Да и сейчас учусь.

Что-нибудь забавное по работе вспомнишь?

Однажды я от недосыпа перепутал числа и решил, что уже сдача номера. Просидев в редакции с утра до утра, я сдал все свои материалы... На день раньше, чем было надо. Все очень смеялись.

Как началось твоё увлечение восточной культурой?

Было аниме по каналу 2х2, только никто не знал, что это аниме. Про то, что есть такая культура, я прочитал в средней школе, в журнале «Великий Дракон». Поехал на Митинский радиорынок, долго бродил там под дождём, но ник то из аборигенов не понимал, что я ищу. Наконец в уголке какого-то лотка нашлись три кассеты, до сих пор их храню: «Манускрипт ниндзя», M. D. Geist и «Мой сосед Тоторо». Всё. С этого момента я знал, чем хочу заниматься всю оставшуюся жизнь.

Александр Киселев

Самый молодой редактор «МФ». Простой парень, который устроился в «МФ», чтобы зарабатывать на еженедельные походы в кино. Сейчас ходит каждый день и бесплатно. Начинал как редактор диска в No48 (август 2007), за три года сделал диск круче журнала. Устал от двух сдач подряд (журнала и диска), нашёл нового редактора диска, а сам взял под крыло разделы «Видеодром» и «Игровой клуб».

БЛИЦ: АЛЕКСАНДР КИСЕЛЕВ

Твои впечатления от работы в «МФ»?

Исключительно по ложительные. Серьёзно! Редакция буквально притягивает хороших людей, с которыми приятно работать. Здесь отсутствует грань между коллегами и друзьями. Никакой нервотрёпки, отсчитывания часов до обеденного перерыва и спешного сворачивания удочек в 18:00. Приятные воспоминания на всю жизнь!

Ксения Аташева

Регулярно пишет в «МФ» с апреля 2005 года. В журнал попала благодаря невероятной самоуверенности. Первые статьи об аниме в «МФ» её разочаровали, поэтому написала в редакцию возмущённое письмо. В ответ посоветовали «сперва добиться». Собравшись с духом — добилась.

БЛИЦ: КСЕНИЯ АТАШЕВА

Что расскажешь интересного про работу в «МФ»?

Очень приятно рассказывать людям об аниме, хорошем и разном. Чтобы сделать материалы интереснее, пришлось подтянуть знания в области японской истории, авиации, оружия, религии, мифологии. Очень расширяет кругозор — и, надеюсь, не мне одной.

Самое приятное в работе?

Когда я смотрю аниме или играю в видеоигры, я принимаю предельно серьёзный вид и прошу меня не отвлекать, я ведь работаю!

Александр Натаров

Постоянный автор с четвёртого номера. Писал рецензии на книги и циклы статей о любимых фантастических вселенных. Сейчас пишет обзоры сериалов для «Видеодрома».

БЛИЦ: АЛЕКСАНДР НАТАРОВ

Вспомни какую-нибудь интересную историю по работе?

Помню, надо было сдавать статью, а доступа к компьютеру на тот момент не было. Чтобы не терять время, пришлось брать мобильник и, гуляя с ребёнком, надиктовывать текст. А позже его перепечатывать. Почувствовал себя как Кевин Андерсон, который все свои тексты вначале наговаривает на диктофон во время прогулок.

Александр Чекулаев

Постоянный автор с десятого номера до 2009 года. Писал большую часть материалов о кино, долгое время вёл рубрику «Летопись».

БЛИЦ: АЛЕКСАНДР ЧЕКУЛАЕВ

Как ты познакомился с журналом?

Увидел на с теллаже с прессой, купил. Немедленно прочёл от корки до корки и понял: это именно то, чего мне не хватало как читателю и как потенциальному автору. Уже на следующий день отправил редактору «МФ» резюме с пробной статьёй — и всё заверте...

Что-нибудь интересное было во время работы над журналом?

Приятель, открывший для себя «МФ» где-то через год после меня: «Слушай, ты не поверишь: я в одном журнале про фантастику автора нашёл — он не то лько твой однофамилец, но и тёзка! Такой же чокнутый гик вроде тебя!» Мхатовская пауза. Внезапный огонёк понимания: «Э-э-э... Так это ты, что ли?»

Василий Владимирский

Литературный критик, известный деятель фэндома, постоянный автор «МФ» с первых номеров.

БЛИЦ: ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ

Как ты начал работать с журналом?

Вполне обыденно, как и с дюжиной других СМИ: в 2003 году, после выхода первого номера «Мира фантастики», у меня появилась возможность взять интервью у Роберта Шекли. Я предложил этот материал новому «профильному» журналу, Коля Пегасов заинтересовался — вот так и началось наше сотрудничество.

Игорь Край

Постоянный автор «МФ» с двенадцатого номера. Запомнился читателям благодаря отточенному стилю и интересной, увлекательной аналитике. Первый и почти постоянный автор рубрик «Арсенал» и «Паломничество на Землю». Кроме того, в No36 (апрель 2006) и на сайте mirf.ru опубликован его фантастический рассказ.

БЛИЦ: ИГОРЬ КРАЙ

Какой факт твоей журналистской карьеры тебе запомнился?

В школьные годы я никогда не имел по русскому язык у и литературе больше тройки. Тем не менее за сочинения на вступительных экзаменах по лучил высший балл. Ибо сумел передать самую суть духовных метаний Евгения Онегина с помощью набора из примерно двухсот слов, скомпонованных в простые предложения из одного существительного, одного прилагательного и одного глагола. В созданном мною тек сте не было ни одной запятой. Как следствие — не было и ошибок.

Что помогает тебе так живо и достоверно описывать исторические события, гипотетические картины в рубрике «Если бы», яркие образы других стран в «Паломничестве»?

Специальность. Я по первому образованию — физик. А наука эта давно и прочно занимается лишь материями, лежащими далеко за пределами человеческого воображения; объектами бесконечными, безразмерными или многомерными. Представить побоище эпохи дымного пороха, океан, охватывающий всю планету, или гейзер на спутнике Сатурна не составляет труда. Чугунные ядра, звёзды, люди — всё состоит из одних и тех же элементарных частиц

Антон Первушин

Автор художественных и научно-популярных книг, популяризатор науки. В «МФ» дебютировал в июле 2006 года статьёй об атомных взрыволётах. С тех пор периодически пишет статьи на космические темы и публикует обзоры научно-популярных книг.

БЛИЦ: АНТОН ПЕРВУШИН

Как ты познакомился с «МФ» и начал писать для журнала?

Вообще научно-популярные статьи я пишу с 1999 года, и к приходу в «Мир фантастики» уже имел большой опыт журналистской работы. И всё равно на первых порах мне пришлось тяжело: «лоскутный» формат журнала оказался далёк от того, к чему я привык, — поэтому помощь и Пегасова, и Попова, и Бориса Невского, показывавших на пальцах, что именно от меня требуется, трудно переоценить. Спасибо им!

Обновления

В период с 2005 по 2008 год в «Мире фантастики» произошло много интересных событий и появилось многое из того, что привычно нынешнему читателю.

Перестановки в редакции

Пётр Тюленев принимает присягу (рисунок Алек сандра Ремизова).

В апреле 2008 года в «Мире фантастики» сменилась власть. Бессменный главный редактор и основатель Николай Пегасов стал издателем. Освободившиеся места заняли люди, давно делавшие журнал и знающие, как сделать его ещё лучше. Главный редактором стал Пётр Тюленев, «Книжный ряд» перешёл в распоряжение Бориса Невского, а «Врата миров» и «Зона развлечений» свалились на хрупкие плечи Светланы Карачаровой.

Календарь

Первый календарь «МФ».

В январе 2006-го редакция сделала читателям «МФ» подарок в виде собственного фантастического календаря. С тех пор календарь, который рисует Александр Ремизов, выходит ежегодно в предновогодних номерах «МФ».

Жанровые блямбы

Впервые появились в книжных рецензиях в No36 (август 2006) с целью доходчиво объяснить жанр книги. Идеи провалилась: уж очень изобретательны были авторы книг. Приходилось ставить по три пиктограммы в одну рецензию и постоянно рисовать новые. На тридцатом значке терпение дизайнера лопнуло.

Неформатные современники

В No43 (март 2007) рубрика «Современники» предстала в необычном виде. В ней были напечатаны фотографии популярных российских писателей, примеривших образы своих героев. Вадим Панов, например, предстал в образе Красной шапки.

Новые рубрики

  • «Что было раньше» (No25, сентябрь 2005). Ежемесячно на одной странице появлялось мини-интервью с одним из сотрудников «МФ», и обзор двух номеров того же месяца, 2004 и 2003 года. Рубрику закрыли ровно через год — чтобы не повторяться.

  • «Ретрорецензии» (No28, декабрь 2005 года). Сейчас сосредоточены в авторской колонке Василия Владимирского и в цикле статей «Ретроспектива».

  • «Другие» рубрики. Рецензии на нефантастические книги, кино и игры. Впервые появились в No29 (январь 2006). Исчезли в No66 (февраль 2009), прихватив с собой несколько страниц журнала. Сейчас сосредоточены в авторских колонках Владимира Пузия и Александра Киселева.

  • «Доска почёта» (No31, март 2006) стала популярной благодаря неподражаемому стилю Михаила Попова.

  • «Новости вселенных» (No32, апрель 2006). Коллекция разнообразных новостей обо всех воплощениях популярных фантастических вселенных. Конечно, чаще всего проходили новости по «Звёздным войнам», BattleStar Galactica, «Играм престолов» и Warhammer — сказывались предпо чтения авторов. С развитием новостных рубрик других разделов «Новости вселенных» всё чаще стали повторяться, из-за чего были закрыты. Последний выпуск вышел в No84 (август 2010).

  • «Трибуна» (No37, сентябрь 2006). Этакая площадка для мнений, место для драк и дискуссий. Особенно горячая полемика разгорелась однажды после выступления Андрея Белянина в No48 (август 2007).

  • «Кунсткамера» (No38, октябрь 2006). Пришла на смену рубрике «Что было раньше». Сборник малоизвестных фактов о фантастах и фантастике вообще. Рубрику вёл писатель Алексей Гравицкий.

  • «Новости живых игр» (No42, февраль 2007). Отчёты с ролёвок и конвентов. Почти каждый раз текст писался разными людьми — обычными любителями полевых ролевых игр.

  • «Далёкие берега» (No42, февраль 2007). Рассказ о вымышленных государствах из фантастических миров. Официально не закрывалась, но после нескольких выпусков в редакции о ней забыли.

  • «Научно-популярная литература» (No43, март 2007). Периодически рецензии на не художественную литературу проскакивали в «МФ» и ранее, но в марте 2007-го их было решено свести в отдельную подрубрику. Сейчас собраны воедино в колонке Антона Первушина.

  • «Индекс» (No44, апрель 2007). Алфавитный список имён, фильмов и вселенных в журнале. Полезная вещь. Его отсутствие в No10(77) за январь 2010 года «убило половину удовольствия от чтения журнала» (цитата с форума журнала).

  • Рецензии на книги на иностранном языке и консольные игры впервые появились в «МФ» No45 (май 2007). Интересное и многозна чительное соседство, не правда ли?

  • «Эволюция» (No46, июнь 2007) — популярнейшая рубрика «Машины времени». «МФ» проследили в ней эволюцию вина, сосисок, денег, гигиены, спичек, почты... и много чего ещё. В этом номере вы сможете проследить эволюцию париков.

  • «Мастер-класс» (No47, июль 2007). Цикл увлекательных статей на тему писательского мастерства за авторством харьковского дуэта Генри Лайона Олди. Также в рубрике отметились Вера Камша, Сергей Чекмаев, Ника Батхен и Леонид Каганов.

  • «Паломничество на Землю» (No49, сентябрь 2007). Поэтические путешествия по разным уголкам нашей планеты. За несколько лет рубрика успела порядком попрыгать между «Машиной времени» и «Вратами миров», так и не приобретя окончательной прописки.

  • «На злобу дня» (No51, ноябрь 2007). Злободневные вопросы фэндома и фантастики: от плагиата до комплексов и фобий молодых фантастов.

  • «Братья по разуму» (No58, июнь 2008). Пришла на смену «Кунсткамере», которая пришла на смену... ну, вы помните. Рассказ о журналах, телеканалах и прочих СМИ, посвящённых фантастике. Отличилась статьёй про «Гламурную селянку».

  • «Фантастика из пластика» (No60, август 2008). Критические (хотя лучше сказать — умилительно-сопливые, поск ольку написаны фанатами) обзоры коллекционных фигурок фантастических персонажей.

  • «Мастерская» (No62, октябрь 2008). Легендарная рубрика, мощно проанонсированная и представленная в результате единственной статьей про то, как создать ландшафт ддя варгейма. А ведь столько было на неё планов и надежд! Как сшить джедайский плащ, как построить боевой корабль... когда-нибудь мы ее всё-таки возродим.

Дизайнерские дела

Найдите 10 отличий.

Типичный дизайн содержания тех времён.

До конца 2007 года редакция продолжала жить «классическим» дизайном (в нём была оформлена предыдущая статья цикла). Важных событий случилось не так уж и много.

Рубрика «Фантастические профессии» в специальном дизайне.

В «МФ» No32 (апрель 2006) был впервые опробован так называемый спецдизайн статей. Под этим подразумевается более свободный выбор оформления для статьи. На практике это означает, что статья верстается белым шрифтом по чёрному полю и поэтому сильно от личается от всего остального журнала.

В «МФ» No 45 (май 2007) впервые появились титульные листы редакторов с фотографиями и вступительным словом. Решение очень понравилось читателям. Разделы обрели своё лицо, и за ними наконец-то стали просматриваться личности. Титульники исчезли в марте 2009 года, и мы до сих пор скорбим на их могиле.

К третьему дню рождения «МФ» решено было изменить дизайн слова главного редактора. Картинка Александра Ремизова осталась на месте, а вот оформление сменилось: теперь письмо редактора и выглядело как письмо, на старом пергаменте, с сургучной печатью.

Четвёртый дизайн «МФ», в котором выполнена эта статья, появился в эпоху главредства Петра Тюленева. Смена шла мучительно. Уж очень привыкли читатели и редакция к прежнему оформлению, с которым журнал был почти четыре года. Оно всё ещё дорабатывалось, но журнал уже давно изменился, и не мог оставаться в привычном сказочном дизайне.

Дебют нового дизайна.

Впервые будущий облик «МФ» примерил диск овой раздел журнала в No63 (ноябрь 2008). Смотрелся он непривычно: ориентировка на светлые, мягкие тона, пустые белые поля, лёгкий обвес страницы, витражи со стильными шрифтами, обозначающие рубрику.

Журнал переходил на новый облик постепенно. Лишь спустя полгода новое оформление получил «Книжный ряд». Долгое время половина рубрик была в старом дизайне, половина — в новом. Полное обновление «Мира фантастики» произошло к шестому дню рождения — в No73 (сентябрь 2009). При этом дизайн продолжал дорабатываться. В частности, вместо витражей с названиями разделов появились иллюстрации.

Изменение дизайна. Было...

...стало.

Надо ли говорить, что смена дизайна вызвала немало гневных писем и громких постов на форуме — и все, как одно, с обещаниями «больше не покупать, потому что журнал уже не тот». Редакция начала привыкать к тому, что любое изменение в дизайне чревато потерей килограмма нервов. Но по-настоящему мы оценили этот факт уже при пятой смене дизайна... о которой — в следующий раз.

ВВЕРХ!

Лучшая «кормовая база» для глянцевого издания — щедрые рекламодатели, которые угощают наших рекламных менеджеров эклерами после заключения о чередного договора на $100500 (вроде бы где-то в этом числе должно быть тире). А для того, чтобы рекламодателей интересовало издание, у журнала должна быть аудитория. Чем больше и обеспеченнее, тем лучше. Когда выяснилось, что только в Москве «МФ» читают более 100 тысяч человек, рекламодатели заметно приободрились, выстроились в небольшие очереди перед нашей дверью и даже принялись толкать друг дружку локтями. Журнал начал толстеть. Редакторы начали худеть. К 42-му номеру они даже спали по очереди. Эх, какое же это всё-таки было время!..>

КОЭФФИЦИЕНТ РАСШИРЕНИЯ «МФ»

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

В прошлой части статьи («Фантас тические дни», «МФ» No97 (сентябрь 2011) была допущена неточность. Из текста создаётся впечатление, что в ранних номерах «МФ» не публиковалось рассказов известных фантастов, что не соответствует истине. В первые годы существования «МФ» напечатал рассказы Генри Лайона Олди, Александра Зорича, Марины и Сергея Дяченко, Святослава Логинова и Василия Головачёва.

***

В следующем номере: самые скандальные обложки и события поздней истории «МФ», взлёт и падение «Восточного квартала», новый дизайн журнала и диска, история сайта, пиарщики и новые редакторы и многое другое.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться