Google+
Железный человек черновики лукаса Нанороботы Звездные войны: Технологии «Star Wars»
Версия для печатиТрибуна: Трибуна
Кратко о статье: Сергей Палий и Алексей Гравицкий «Где кончается проект» Соавторы романа «Аномальные каникулы» размышляют на тему, почему проектные книги ныне считаются литературой второго сорта, как раньше считалась вся фантастика.

Где кончается проект

Всем известно, чем занят кот, когда ему нечего делать. Со своей скукой он запросто справляется сам. В отличие от кота, человек — животное культурное, поэтому, когда ему скучно, он ищет способы привлечь к себе внимание. Делает что-то провокационное. Затевает спор на пустом месте.

Как известно, фантасты тоже люди и тоже любят поговорить. Особенно когда дел на душу населения катастрофически не хватает. О чём говорить, если не о чем говорить?

Ещё совсем недавно основной вопрос фантастики стоял так: а фантастика — это литература или низкий жанр? При этом считалось, что есть какие-то люди от большой литературы, которые намеренно унижают несчастную фантастику, приравнивая её едва ли не к бульварщине. Фантасты огрызались: дескать, их загнали в литературное гетто. И снова, и снова поднимался вопрос: где кончается наша Литература и начинается ваша, с позволения сказать, фантастика?

Время если не лечит, то меняет. За последние годы вопрос потерял актуальность. Фантастику читают, воспринимают, включают в номинационные списки солидных премий. Спорить вроде бы больше не о чем, но люди-то никуда не делись. И им по-прежнему нечего делать. Вот тут и появился новый мальчик для битья: проектная литература. Приветствуем!

Дрожжи попали в нужное место, и понеслось- поехало. Фантастическая литература умирает, низкосортные поделки вытесняют хорошую авторскую литературу! Авторы проектов огрызаются. И вот уже возникает новый вопрос: а проект — это фантастика или низкий жанр? Где кончается наша Фантастика и начинается ваш, так сказать, проект?

Кстати, вопрос хороший. Споров много, а критериев, чтобы отделить зёрна от плевел, так и нет. С терминологией не определились. Что ж, давайте попробуем.

Когда речь заходит о проектах, сторонники серьёзной литературы и серьёзной авторской фантастики сразу вспоминают, что в проекты пишут быстро и за деньги. А значит, ничего хорошего из этого не выйдет.

Не будем трогать современников. Обратимся к классикам и вспомним, что Пушкин писал за деньги. А Чехов ещё и на заказ, причём под ворохом псевдонимов и чуть ли не по рассказу в день. Полноценный роман «Крейсера» Валентин Саввич Пикуль написал за двадцать три дня. Игорь Всеволодович Можейко, по воспоминаниям, делал за несколько суток большую повесть. Причём сам в интервью не стеснялся признавать: «Нужны деньги, работаю за деньги». И вроде бы получалось неплохо. Так что же выходит: можно и быстро, и за деньги. Или же проект определяется другими критериями? Какими?

«Если автор не получает от издателя заданной темы, той или иной степени жёсткости рамок — это не проект», — слышим мы утверждение.

И снова обращаемся к классике. Артур Конан Дойл не любил своего Шерлока Холмса, устал от него, не желал о нём больше писать. Но читатели, а следом и издатель требовали новых рассказов о сыщике. Конан Дойл садился и писал. Писал на заказ, писал без особого энтузиазма, писал потому, что это пользовалось спросом. Припомните-ка, что написал Конан Дойл. «Приключения Шерлока Холмса»? Чудесно. А ещё? В лучшем случае вспомнится «Затерянный мир». Кстати, если бы не настойчивость издателя, знаменитый сыщик помер бы в «Последнем деле Холмса» и мир никогда не прочитал бы «Собаки Баскервилей». Кстати, история с Конаном Дойлом чудесно опровергает тезис, что проекты плохи, потому что пишутся без души. Последние вещи Дойл писал, откровенно тяготясь своим персонажем и его популярностью.

Так что же, в конце концов, определяет проект? Бесконечная игра на одном поле и выжимание дивидендов из надоевшей темы? Хорошо, но романы с продолжением, авторские циклы были всегда. А уж в фантастике и подавно. Вспомним хотя бы Толкина, Муркока, Желязны, Гаррисона, Азимова, Стругацких, Булычёва, Головачёва, Перумова, Лукьяненко… им нет числа! А если вспомнить, что за некоторыми из этих авторов дописывали другие, то можем смело говорить уже и о межавторских проектах.

Впрочем, межавторские проекты в фантастике — тоже не новость. Взять хотя бы «Время учеников». Или это не проект?

Так что же за зверь такой этот проект? Чем он плох? И плох ли?

«Проект — это вторичный продукт. Он лишён самостоятельности. В его основе лежит другое произведение. Игра, фильм, книга», — снова слышим мы.

Допустим. А вот если мы сейчас возьмём и напишем самостоятельный роман, создадим самостоятельный мир, самостоятельных героев — это будет проектный роман? Вроде бы нет. А если после этого десяток авторов подхватят созданный нами мир и продолжит писать на тему, наш роман станет проект ным и перестанет быть литературой?

Что изменится?

А если мы возьмём авторов с их идеями, авторов, которым есть что сказать, если мы подключим их к созданию и расширению мира на самых ранних порах? Если у каждого из этих авторов будет свой сюжет, своя мысль, свои герои? Причём не навязанные нами, а свои, честно выстраданные? Да, очевидно, что для издателя коммерческая ценность такого подхода выше, чем труд всех этих авторов по отдельности. Но ведь не диктует же он нам. Так почему такая литература перестаёт быть творчеством, теряет самостоятельность и самоценность?

Или всё-таки не теряет?

«В проекты пишут плохо. Халтуру пишут!» — доносится очередной крик души. Только не стоит забывать: и не в проекты пишут тонны халтуры! И плохой непроектной фантастики ничуть не меньше, чем плохой проектной. Откройте глаза: больше. Так, может быть, мы станем говорить о качестве каждой отдельно взятой книги, а не ярлыки лепить? Или вам нечего делать и просто хочется поговорить? Ну, давайте поговорим. Например, об эволюции.

Где кончается наша Литература и начинается ваша, с позволения сказать, фантастика?

Где кончается наша Фантастика и начинается ваш, с позволения сказать, проект?

Где кончается наш Проект и начинается ваше, с позволения сказать… кстати, что?

Неважно, поживём — увидим. Со скуки ведь обязательно что-нибудь да придумается.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться