Google+
Космическая музыка Макс фон Сюдов FIREFLY ЦИКЛ О ВОЛЬХЕ РЕДНОЙ
Версия для печатиКиношедевры: Киносерия «Планета обезьян»
Кратко о статье: Уже скоро экраны кинотеатров заполонят разумные приматы. «Восстание планеты обезьян» — одновременно римейк четвёртого фильма знаменитой франшизы и новый взгляд на серию. Хороший повод вспомнить, с чего всё началось.

Планета обезьян

В августе состоится премьера фантастической ленты Руперта Уайатта «Восстание планеты обезьян», в которой интеллектуальные приматы бросят вызов людям. Борьба за мировое господство между обезьянами и человечеством раскрывалась в кино не единожды, а всё началось с романа Пьера Буля «Планета обезьян» и его экранизации, снятой в конце шестидесятых.

 

ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН (PLANET OF THE APES)

ЖАНР: Приключения

СТРАНА: США

РЕЖИССЁР: Франклин Дж. Шаффнер («Паттон»)

СЦЕНАРИСТЫ: Майкл Уилсон, Род Серлинг

ПЕРВОИСТОЧНИК: роман Пьера Буля «Планета обезьян»

В РОЛЯХ: Чарлтон Хестон, Родди Макдауэлл, Ким Хантер, Морис Эванс, Линда Харрисон

ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ: G (без возрастных ограничений)

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА: 8 февраля 1968 года

Космический корабль терпит крушение на неизведанной планете, и из-за парадокса Эйнштейна астронавты оказываются в 3978 году. Они встречают деградировавших людей, после чего попадают в плен к разумным приматам, цивилизация которых очень напоминает человеческую.

***

Научно-фантастическая книга Пьера Буля «Планета обезьян» увидела свет в 1963 году, а до этого французский писатель получил широкую известность военной драмой «Мост через реку Квай», по мотивам которой Дэвид Лин поставил одноимённый фильм. Антиутопия про властвование приматов над людьми вызвала большой интерес, и ныне автора нашумевшего произведения уже величают одним из классиков научной фантастики.

Популярность книги не могла пройти мимо кинематографистов, и вот уже спустя пять лет с момента публикации романа голливудский режиссёр Франклин Дж. Шаффнер снял первую экранизацию. В те годы фантастические фильмы не пользовались большим спросом у зрителей, поэтому голливудские продюсеры не вкладывали в них серьёзные деньги.

Но на «Планету обезьян» Шаффнера требовался немалый бюджет, ведь необходимо было создать реалистичный мир обезьян сродни нашему: с их технологиями, развитием и культурой. В романе Буля астронавты попадают в довольно развитое общество: по дорогам ездят автомобили, в небесах парят самолёты, хорошо развита медицина... Изначально такой мир был прописан в сценарии Рода Серлинга, но текст переписали, так как средств на создание декораций не хватало.

Отдельной похвалы заслуживает качественный грим, на который ушла солидная доля бюджета. Актёров загримировали под обезьян настколько профессионально для тех лет, что складывается впечатление, будто перед нами не живые люди, а настоящие приматы, и именно из-за этого фильм до сих пор не выглядит устаревшим. Не тратя время на детали, Шаффнер смело избавился от языкового барьера между обезьянами и людьми — все говорят на одном языке, что свойственно кинематографу. Но больший интерес вызывает то, что акценты в фильме выстроены не так, как в романе Буля. Если писатель даёт обратный ход эволюции, с легкостью уничтожая человеческий социум, то Шаффнер отклоняется от философии и превращает историю в захватывающее приключение.

Но фильм не стал бы мировой классикой, если бы создатели обошлись только пробежками разумных человеческих индивидов по обезьяньей земле. В картине можно разглядеть остросоциальные и политические отсылки к холодной войне, расизму и ядерной угрозе, движениям за гражданские права и свободу. Своё мнение режиссёр излагает почти в лоб, прячась за говорящими шимпанзе и астронавтом, прыгающим среди них в одних лохмотьях. Авторы картины намеренно изменили концовку романа Буля, превратив историю в трагедию, горький постапокалиптический эпос, прямое предостережение всему человечеству.

Благодаря всему этому «Планета обезьян» приятно выделилась среди потока фантастических лент 60-70-х, собрала солидную по тем временам кассу и послужила толчком для создания продолжений.

Человека может судить и обезьяна.

Он умеет не только разговаривать, но и ловить обезьян.

ПОД ПЛАНЕТОЙ ОБЕЗЬЯН (BENEATH THE PLANET OF THE APES)

ЖАНР: Приключенческий боевик

СТРАНА: США

РЕЖИССЁР: Тед Пост («Высшая сила»)

СЦЕНАРИСТЫ: Пол Ден, Морт Абрахамс

ПЕРВОИСТОЧНИК: роман Пьера Буля «Планета обезьян»

В РОЛЯХ: Джеймс Франсискус, Ким Хантер, Морис Эванс, Линда Харрисон, Чарлтон Хестон

ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ: G (без возрастных ограничений)

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА: 1 мая 1970

Искать утерянную экспедицию устремляется новый космический корабль, который также терпит крушение на планете обезьян. Единственный выживший — астронавт Брент (Джеймс Франсискус) — пытается найти хоть какие-то следы пропавших коллег; встречает Нору (Линда Харрисон) и попадает в город обезьян. Брент прячется от преследователей в подземном городе, где мутировавшие люди поклоняются атомной бомбе.

***

Продолжить фантастическую историю, расширяя границы романа Пьера Буля, взялся американский кинорежиссёр Тед Пост, набивший руку на сериалах. С урезанным почти вдвое бюджетом режиссёру предстояло заново окунуться в мир приматов и при этом, не нарушая канон, грамотно развить историю.

Пост начинает свой рассказ с повторения последних эпизодов ленты Шаффнера, намекая на то, что его работа — прямое продолжение. Не отклоняясь от структуры как первого фильма, так и романа Буля, режиссёр забрасывает ещё одного астронавта на планету обезьян, и ход событий повторяется. Такой бесхитростный сценарий изначально вызывает скуку из-за очевидных повторений, но после появления хорошо знакомых персонажей повествование направляется в нужное русло.

Поскольку временного промежутка между событиями фильмов нет, в «Под планетой обезьян» присутствуют герои первой ленты. Несмотря на то, что голубоглазый Джеймс Франсискус внешне похож на грубоватого Чарлтона Хестона, его персонаж выглядит беззащитным и более слабым, так что замена пришлась не к месту. Обезьяны Зира и Корнелиус, выступающие на стороне людей, появляются лишь в нескольких кадрах, и уже не важно, что Корнелиуса играет другой актёр, а не Роди Макдауэлл, ведь за маской обезьяны этого не разглядеть. Только появление генерала войска обезьян Урсуса и частое мелькание в кадре красавицы Норы в пикантном наряде украшают фильм, пока события не принимают неожиданный оборот.

От романа-первоисточника остались только персонажи и лобовое предупреждение человечеству. Главный герой также узнаёт правду о планете обезьян, только теперь будет отчётливо ясно, что апокалипсис наступит по вине человека из-за применения атомной бомбы. Тед Пост показывает людей, выживших после ужасной катастрофы. Мутанты с телепатическими способностями поклоняются уже не богу, а спрятанному в подземелье атомному оружию. Создатели напрямую указывают на стихийную деградацию всего человечества, которая намечается в ближайшем будущем. Впрочем, это нисколько не противоречит посылу Буля и лишь дополняет идею-предупреждение Шаффнера. И как ни печально, создатели фильма увидели только один выход из сложившийся ситуации. Можно ли вернуть всё на свои места? Наверное, нет, когда под пулями гибнут и приматы, и люди в одной кровавой бане, глупо говорить о каком-то примирении и согласии. Пол Тед в столь душераздирающей истории ставит жирную точку, верша над всеми правосудие. Не случайно фильм вышел в год, когда исполнилось 25 лет с момента бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Даже на планете обезьян люди не перестают убивать друг друга.

За таким генералом пойдёт любая обезьяна.

БЕГСТВО С ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН (ESCAPE FROM THE PLANET OF THE APES)

ЖАНР: Приключения

СТРАНА: США

РЕЖИССЁР: Дон Тейлор («Омен 2: Дэмиен»)

СЦЕНАРИСТ: Пол Ден

ПЕРВОИСТОЧНИК: роман Пьера Буля «Планета обезьян»

В РОЛЯХ: Роди Макдауэлл, Ким Хантер, Бредфорд Диллман, Эрик Брандер

ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ: G (без возрастных ограничений)

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА: 21 мая 1971 года

Обнаружив способ перемещения во времени, три обезьяны из будущего отправляются в двадцатый век и приземляются в водах Лос-Анджелеса. Недоумение перерастает в шок, когда обезьяны начинают свободно говорить и раскрывают незримое будущее человечества. Общественность пристально следит за необычными приматами, даёт им кров и ухаживает за ними до тех пор, пока не становится ясно, что одна из особей беременна. Над человечеством нависает угроза тотального порабощения, и на обезьян из будущего начинается охота.

***

Слишком уж прибыльными оказались первые два фильма про планету обезьян, чтобы позволить Теду Посту поставить точку в столь интересной и полюбившейся истории. Сценарист Пол Ден, разрушив мир обезьян, по настоятельной просьбе продюсера Джейкобса даёт обратный ход и закидывает приматов в наше время, нарушая сформированный им самим канон. Теперь уже высокоразвитые шимпанзе примерят на себе шкуру астронавтов.

За режиссуру третьей части взялся не столь известный Дон Тейлор. Если первые два фильма были пропитаны упадничеством, то в своей ленте Тейлор вносит в повествование комичность сопоставления человека и обезьяны. Изредка даже просачивается ирония, когда приматы чувствуют себя легко и свободно среди людей. Теперь уже нет целого города обезьян, населённого мудрыми орангутангами, рассудительными шимпанзе и воинствующими гориллами, поэтому приходится любоваться только тремя индивидами, но и их вполне хватает, так как режиссёр не теряет героев из кадра ни на минуту. Полюбившиеся приматы Зира и Корнелиус стягивают всё внимание на себя, и попросту нет времени для полноценного раскрытия характеров людей. Действия властей просты и схематичны, и от этого персонажи больше похожи на карикатурных личностей. Сразу видно, кто друг, а кто враг.

Но прорисовка персонажей здесь не так важна, ведь Дон Тейлор на глазах разрушает идеологический посыл Буля, не оставляя от него почти ничего, кроме антуража. О нависшей деградации людей стоит забыть, когда Корнелиус честно рассказывает историю будущего человечества, в которой обезьяны захватывают власть над людьми. И получается, что неопровержимые факты об эволюции обезьян он получил буквально перед вылетом сквозь временное пространство, ведь в первых двух фильмах его познания в этой теме были ничтожно малы. Время и хронологическая последовательность искажаются, когда заново рассказанная история противоречит всему, что было известно ранее. Конечно, можно говорить об изменчивости пространства при перелётах сквозь время, но с таким философским подходом ход истории можно поворачивать в любом направлении, что в фантастике просто неприемлемо.

Во главе фильма поставлен вопрос о гармоничном сосуществовании разумных особей. Согласия и примирения не может быть, ведь человек боится появления более разумной расы. Создатели фильма чуть ли не напрямую говорят, что человек готов убивать ради славы и власти, а обезьяна никогда не убьёт другую обезьяну. Отсюда и все проблемы.

Фото в семейный альбом. Милый, ну улыбнись!

А сейчас я вам покажу фокус.

ЗАВОЕВАНИЕ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН (CONQUEST OF THE PLANET OF THE APES)

ЖАНР: Боевик

СТРАНА: США

РЕЖИССЁР: Джей Ли Томпсон («Золото Маккенны», «Копи царя Соломона»)

СЦЕНАРИСТ: Пол Ден

ПЕРВОИСТОЧНИК: роман Пьера Буля «Планета обезьян»

В РОЛЯХ: Родди Макдауэлл, Дон Мюррэй, Натали Трудни, Хари Родс

ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ: PG (некоторые материалы могут не подходить для детей)

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА: 29 июня 1972 года

В 1983 году страшная зараза убивает всех собак и кошек, и люди заводят приматов в качестве домашних животных. Постепенно они начинают возлагать на обезьян более сложные задачи и поручения, превращая тех в рабов. Человеческая жестокость переходит все границы, и тогда угнетённые приматы восстают против своих хозяев. Во главе повстанцев оказывается высокоразвитый шимпанзе, умеющий говорить и называющий себя Цезарем (Родди Макдауэлл).

***

После того как Дон Тейлор в третьем фильме перевернул оригинальную историю, возвращение к истокам стало невозможным. Режиссёр не решился ставить жирную точку в финале «Бегства с планеты обезьян», оставив задел для продолжения, которому было суждено встать поперёк первым двум фильмам. Но так ли это важно, если интерес к обезьяньей теме не угас? Уже на следующий год вышел четвёртый фильм, постановку которого поручили режиссёру с мировым именем — Джей Ли Томпсону.

Цезарь смотрит на людей… с отвращением.

За написание сценария снова взялся Пол Ден, уже выжавший все соки из фантастического романа Буля. Вместо того чтобы грамотно и лаконично продолжить историю, он стал и дальше противоречить самому себе. Предсказания Корнелиуса сбываются не через несколько столетий, а всего через двадцать лет, да и на горизонте никакого смелого Альдо, давшего отпор человеку, не наблюдается. Вместо него юный шимпанзе Цезарь, будто вылезший из глухого подземелья, прикидывается обычной обезьяной и лишь грустно смотрит на угнетённых сородичей. Он, как Спартак, не может взирать на жестокое отношение людей к рабам и готов бороться за свободу до последней капли крови.

Удивительно и смешно, что даже в высокотехнологичном мире одна обезьяна, уверенно передвигающаяся на двух ногах, способна завоевать если не всю планету, то континент уж точно. Конечно, не без помощи сородичей, которые только вчера боялись огня и постыдно прислуживали людям, а на следующий день бросились под шквальный огонь блюстителей порядка, размахивая ножами и издавая непонятные звуки. Грань между понятиями «революция» и «эволюция» стирается, когда два эти процесса возникают одновременно, а сценаристу требовалось уложить всё в полуторачасовой фильм — оттуда спешка и ускоренный темп повествования.

Несмотря на нелепый сценарий, слепленный из сюжетных штампов, Томпсон попытался хоть как-то спасти положение кровавыми и жестокими сценами. Насилие здесь расцветает, как алый цветок в ясную погоду, а поведение людей снова выглядит неестественным и излишне прямолинейным. Оператор не стесняется брать крупным планом Цезаря, мимика которого буквально завораживает. Это заслуга как актёра, исполнившего главную роль, так и гримёров, усовершенствовавших резиновые маски. Статистов на этот раз задействовано больше, но обезьяны друг от друга ничем и не отличаются, даже костюмы у них только двух цветов, что превращает армию приматов в сборище зеков, вырвавшихся на свободу.

Сразу заметно, что режиссёр решил сделать развлекательное кино, лишённое столь необходимой для саги философии. Конечно, можно утверждать, что авторы подняли вопросы свободы, независимости и даже расовой дискриминации. Но всё это здесь вторично, потому что всё внимание забирают на себя жестокие поединки.

Война за цивилизацию.

БИТВА ЗА ПЛАНЕТУ ОБЕЗЬЯН (BATTLE FOR THE PLANET OF THE APES)

ЖАНР: Боевик

СТРАНА: США

РЕЖИССЁР: Джей Ли Томпсон («Золото Маккенны», «Копи царя Соломона»)

СЦЕНАРИСТЫ: Пол Ден, Джон Уильям Коррингтон, Джойс Хупер Коррингтон

ПЕРВОИСТОЧНИК: роман Пьера Буля «Планета обезьян»

В РОЛЯХ: Родди Макдауэлл, Клод Экинс, Натали Трудни, Северн Дарден, Лью Эйрз

ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ: G (без возрастных ограничений)

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА: 15 июня 1973 года

В кровопролитной войне обезьяны захватили господство над планетой, но среди них назревает раскол. Лидер поселения обезьян Цезарь (Родди Макдауэлл) пытается прийти к мировому соглашению между людьми и приматами, тогда как воинствующий генерал Альдо (Клод Экинс) жаждет полностью уничтожить человеческую расу. Но битва ещё не закончена, а выжившие люди уже готовят новый удар. Существование двух цивилизаций поставлено на карту.

***

Когда Джей Ли Томпсон закончил четвёртый фильм на печальной ноте, что свойственно каждой картине цикла, ему предложили линейно продолжить историю, но, увы, режиссёр запутался в несостыковках и ещё больше увяз в сюжетной неразберихе.

Избавившись от кровавых сцен, режиссёр придал «Битве за планету обезьян» гуманистический посыл и почти отстранился от батальных сражений. Очень быстро война на планете утихла, и группа выживших обезьян решила найти рациональный выход из сложившейся ситуации. Здесь, как и в первых двух фильмах, отчётливо прорисованы структурные подразделения нового общества. Приматам свойственно копирование и подражание, поэтому нет ничего удивительного, что они создали правительственный аппарат сродни нашему. Ещё несколько лет назад обезьяны вели жалкое существование в рабстве, прислуживая людям, а теперь готовы заменить весь род человеческий. Удивительно, но за столь короткий промежуток времени обезьяны не просто научились говорить, но и мыслить, и рассуждать. Интересно, как Цезарю удалось так быстро создать новое общество? Об этом в фильме умалчивается. Впрочем, к столь нелепым сюжетным ходам уже можно было привыкнуть.

Фильм Томпсона не несёт в себе идеи Буля: нет никакого предостережения или упрёка человечеству. Трудно поверить в то, что люди и приматы смогут ужиться вместе на одной земле.

Заварив революционную кашу, они не хотят её расхлёбывать.

Так быстро скорректирована система обучения.

ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН (PLANET OF THE APES)

ЖАНР: Приключенческий триллер

СТРАНА: США

РЕЖИССЁР: Тим Бёртон

СЦЕНАРИСТЫ: Уильям Бройлес-мл., Лоуренс Коннер, Марк Розенталь

ПЕРВОИСТОЧНИК: роман Пьера Буля «Планета обезьян»

В РОЛЯХ: Марк Уолберг, Тим Рот, Хелена Бонем Картер, Майкл Кларк Дункан, Пол Джаматти

ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ: PG-13 (от 13 лет)

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА: 26 июля 2001 года

В 2029 году астронавт Лео Дэвидсон (Марк Уолберг) обучает шимпанзе пилотировать космические аппараты. Во время экспедиции в открытый космос один из них теряет управление и пропадает из поля видимости. Дэвидсон бросается на поиски и попадает через временной туннель на странную планету, где господствуют высокоразвитые обезьяны, а люди им прислуживают.

***

Желание вернуться к истории о нескончаемой борьбе людей с интеллектуальными обезьянами появилось у продюсеров ещё в конце 80-х. Знаменитая пенталогия, начатая Шаффнером и законченная Томпсоном, не могла остаться забытой голливудскими боссами. На режиссёрское кресло новой «Планеты обезьян» претендовали такие известные постановщики, как Сэм Рейми, Оливер Стоун, Крис Коламбус, Роланд Эммерих, Питер Джексон, Джеймс Кэмерон и другие. Из-за этого сценарий претерпевал значительные изменения и переписывался несколько раз.

Назначенный на пост режиссёра Тим Бёртон взял за основу сценарные наброски Уильяма Бройлеса-младшего, но первоначальный вариант не устроил продюсеров, и Лоуренсу Коннеру с Марком Розенталем пришлось переписать сюжет, подгоняя его под 100-миллионный бюджет.

Отчётливо понимая, что оригинальный фильм Шаффнера ему не переплюнуть, Бёртон неустанно твердил, что не собирается снимать римейк, а представит новую экранизацию классической истории Пьера Буля. Только закрывать глаза на оригинальный фильм 1968 года режиссёр не стал, поэтому в его картине можно найти несколько отсылок к классической ленте, породившей четыре продолжения. Оставалось лишь главному герою накинуть на голое тело рваное тряпьё, чтобы прикинуться Чарлтоном Хестоном. Но Марку Уолбергу тягаться с харизмой легендарного актёра бесполезно, поэтому на экране он выглядит неубедительно. Изображать удивление, отчаяние, злость и ужас он забывал, так как по сценарию сильно торопился отправиться домой, а тут, наверное, было не до эмоций. Он так и не смог перетянуть внимание на себя, находясь рядом с завораживающими приматами. Бёртон с самого начала отказался от всякой компьютерной графики и хотел, чтобы обезьян играли живые люди. Режиссёр также уделил большое значение их движениям в кадре. Он заставлял актёров изучать походку и повадки приматов. В прошлых фильмах обезьяны слишком походили на людей, и Бёртону удалось избавиться от этого сходства. Его творения прыгают по деревьям и передвигаются на четырёх конечностях.

В основу сценария лёг всё тот же избитый сюжет про астронавта, попавшего на планету, где властвуют обезьяны, держащие людей в рабстве. Отчётливо понимая, что такой историей уже никого не удивишь, Бёртон пошёл по тому же пути, что и Шаффнер, врезав под дых зрителю прямо перед финальными титрами. И заканчивает он свою сказку наиболее близко к оригинальному роману Буля, не противореча смысловому контексту первоисточника. Бросая все силы на построение антиутопии с тоталитарным режимом и придавая фильму гнетущую атмосферу, Бёртон так и не внёс в историю бесконечной борьбы ничего нового. Фильм повторяет всё то, что было сказано ранее, только теперь в красивых, но бестолковых иллюстрациях. Представив своё видение будущего, режиссёр загнал фильм в тупик. Решив дать новое рождение франшизе, в действительности он ещё раз её похоронил. Ведь на протяжении десяти лет никто, включая и его самого, так и не взялся снимать сиквел столь неудачной «Планеты обезьян».

Обезьяны — не люди, что ли? Перекур нужен всем.

Обезьяны, как слышите меня? Лечу к вам.

ЗА ПЛАНЕТОЙ ОБЕЗЬЯН

Идейным вдохновителем и неизменным продюсером пяти фильмов из цикла «Планеты обезьян» выступил Артур П. Джейкобс. Ещё в 1971 году он задумывал перенести нескончаемую борьбу людей и обезьян на телевидение в виде сериала. Только занятость в других проектах не позволила ему воплотить задуманное. В 1973 году Джейкобс внезапно скончался от сердечного приступа, так и не успев дать «Планете обезьян» второе дыхание.

После этого права на телевизионную постановку отошли кинокомпании 20th Century Fox, и уже 13 сентября 1974 года канал СBS начал показ сериала «Планета обезьян». Сюжет не блистал оригинальностью: зрителю рассказывалось, как два астронавта (Рон Харпер и Джеймс Нафтон) попадают в 3085 году на планету, где господствуют приматы. На протяжении 13 эпизодов люди скрываются от высокоразвитых обезьян, несколько раз попадают в плен, но всегда находят лазейку для побега. Охоту за чужеземцами устраивает жестокая горилла Урко, прототипом которой стал генерал Усуса и кровожадный Альдо из оригинального цикла. Помогает астронавтам шимпанзе Гален, который очень напоминает Корнелиуса и Цезаря, что и неудивительно, ведь всех этих персонажей играл один актёр — Родди Макдауэлл. Но сериал не снискал популярности даже у детской аудитории, и спустя четыре месяца после начала показа «Планету обезьян» пришлось закрыть.

На российском телевидении были показаны «Забытый город планеты обезьян» и «Прощание с планетой обезьян», якобы являющиеся шестой и седьмой частями знаменитой франшизы. На самом деле эти картины не имеют никакого отношения к оригинальному циклу фильмов. По сути, это 4 эпизода сериала 1974 года, слепленные попарно.

В начале сентября 1975 года телеканал NBC начал показ мультсериала «Возвращение на планету обезьян». Теперь бюджет не стал помехой для переноса мира Пьера Буля на мировые экраны: обезьяны здесь ездят на машинах и даже управляют самолётами. Мультсериал состоял из 13 получасовых эпизодов, но из-за низких рейтингов его тоже пришлось закрыть.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться