Google+
Доска почёта. Предатели МИРЫ. DRAGONLANCE галактические империи КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Версия для печатиВидеоигры: Настольные игры на компьютере
Кратко о статье: Общеизвестно, что делать из мухи слона — неблагодарное занятие. Но вот стоит ли делать из мухи осу, пчелу или, к примеру, стрекозу? Вопрос спорный. С одной стороны, сняли по “Властелину колец” фильм, сделали кучу разнообразных игр — и все они более-менее успешно продаются и покупаются. С другой стороны, для подобных межвидовых трансформаций необходимо немаленькое умение: как утверждал Сергей Лукьяненко, книга говорит на китайском языке, а кино — на финском, и сделать хороший перевод может далеко не всякий. Сегодня мы поговорим о довольно редком виде перехода игры из одного проявления в другое — компьютеризации настольных игр.

Четвертое измерение настолок

Компьютеризации настольных игр

12.00: Подъем. Покурить марихуаны, выпить стакан виски.

Расписание рок-звезды шестидесятых

8.30: Подъем. Выкурить сигарету без никотина, выпить безалкогольного пива.

Расписание рок-звезды девяностых

71 Kb

Общеизвестно, что делать из мухи слона — неблагодарное занятие. Но вот стоит ли делать из мухи осу, пчелу или, к примеру, стрекозу? Вопрос спорный. С одной стороны, сняли по “Властелину колец” фильм, сделали кучу разнообразных игр — и все они более-менее успешно продаются и покупаются. С другой стороны, для подобных межвидовых трансформаций необходимо немаленькое умение: как утверждал Сергей Лукьяненко, книга говорит на китайском языке, а кино — на финском, и сделать хороший перевод может далеко не всякий. Сегодня мы поговорим о довольно редком виде перехода игры из одного проявления в другое — компьютеризации настольных игр.

Первые попытки превратить настольную игру в компьютерную предпринимались еще в восьмидесятые. Тогда такой ход был вполне логичным: возможностей компьютеров явно не хватало для Doom’ов да Warcraft’ов, хороших настольных игр было много, а вот компанию для них удавалось собрать не всегда. Вот и появлялись на свет такие индивиды, как, скажем, “Дипломатия”: экран 320х200 точек, четыре цвета и полностью клавиатурное управление. Впрочем, в девяностые годы компьютерные игры как жанр окрепли и приобрели невиданную популярность, и перестали нуждаться в идеях со стороны настолок. Разумеется, наиболее впечатляющие из последних обзаводились компьютерными версиями (в основном, неофициальными силами фанатов): скажем, почти сразу после выхода “Колонизаторов” игроки “слепили” компьютеризацию. Но общая тенденция гласила: две дорожки разошлись. Сошлись снова они только в последние несколько лет, в значительной степени благодаря стараниям немецкой компании Dartmoor Softworks. Эта уважаемая контора заключила договоры с немецкими же разработчиками (а германская школа настолок считается сильнейшей в мире) и выдала в 2003 году целую серию компьютерных настольных игр. Этим летом большинство игр серии были локализованы у нас компанией “Руссобит-М”, так что феномен компьютеризаций добрался и до России. А потому стоит рассказать, что это за феномен такой и какие игры стали его жертвой.

Паутина власти

58 Kb

Настольный оригинал от Михаэля Шахта назывался Kardinal & Koenig (эти персонажи, собственно, и изображены на коробке), “паутина” появилась только в английской версии. Действие происходит в средневековой Европе, на территории девяти государств. Каждый игрок, которых может быть от трех до пяти, стоит за кулисами международной политической силы, борющейся за власть над Европой. Право на действия в той или иной стране дают карточки, на которых эти страны и изображены. Продвигать свою партию можно и нужно сразу двумя путями. Как религиозным (сооружая монастыри, контролирующие дороги), так и политическим (засылая в государства своих советников). В середине и в конце игры происходят два подсчета очков, когда принимаются во внимание успех монастырей в отдельных странах, а советников — в союзах стран. К игре издавалось бесплатное дополнение “Ватикан”: игрок, “подмасливший” папский престол, мог получить преимущества в той или иной стране.

Компьютеризация, в общем и целом, сохранила дух настолки. Обучающая партия несколько невнятна, однако после первой самостоятельной игры вы наверняка освоитесь с правилами. Игровое поле с первого взгляда не выглядит трехмерным — пока не догадаешься, что его можно вращать. Хорошее решение для эстетов, которые не выносят угловатых цифровых моделей. Основной недостаток — невысокое разрешение экрана: например, невозможно разобрать названия монастырей. Остальное нареканий не вызывает: пять уровней сложности для “компьютерных” игроков, возможность играть через интернет или локальную сеть и приятное музыкальное сопровождение. Можно сыграть как в оригинальную “Паутину власти”, так и с дополнением “Ватикан”, а также в режиме “Торговые пути”. В общем и целом — неплохая пошаговая стратегия, интересная не только как компьютеризация настолки, но и сама по себе.

58 Kb
82 Kb 83 Kb

Затерянный город Тикаль

54 Kb

Разработчикам “Тикаля” Вольфгангу Крамеру и Михаэлю Кислингу явно не давали спокойно спать лавры Индианы Джонса. Настольная игра у них получилась про археологов, которые раскапывают остатки древнеамериканской цивилизации майя. Правда, погонями и перестрелками пришлось пожертвовать — но от этого дух соперничества не стал слабее. Игровое поле, изначально представляющее собой море джунглей, в ходе игры постепенно раскрывается. На нем могут обнаружиться остатки древних пирамид, клады и даже вулканы. Игроки руководят конкурирующими экспедициями, которые носятся туда-сюда по раскопкам в стремлении урвать сокровище или расчистить очередной уровень пирамиды. Впрочем, все эти усилия безрезультатны, пока кто-нибудь не наткнется на вулкан: тогда происходит очередной подсчет очков. Тут уже становится важно, кто каких сокровищ набрал и чьих рабочих больше всего на той или иной пирамиде. Когда все поле будет открыто, начинается финальный подсчет, а потом по сумме очков определяется победитель.

Что же мы видим на экране компьютера? Прежде всего — громадное количество включаемой и отключаемой по желанию анимации. В самом “навороченном” случае камера будет свободно вращаться над трехмерной картой, листва тропических дерев зашевелится под ветром, по небу поплывут облака, раскапывать пирамиды будут маленькие человечки, а во время подсчета над полем появится призрачный крутящийся вулкан. И — вместе с тем — налицо недоработки. Например, море листвы с торчащими кое-где пирамидами обрывается совершенно абстрактной линейкой подсчета, которая, по-хорошему, компьютерной игре и не нужна. Или — фишки одного персонажа в одной и той же клетке складываются в стопку, и чтобы отличить пять фишек от четырех, требуется специально приблизить камеру. Музыки нет — только звуки джунглей, которые, в принципе, и в Windows послушать можно. Остальное — как обычно: от одного до трех компьютерных противников трех степеней сложности, возможность играть через интернет или локальную сеть. “Тикаль” получился слишком похожим на настольный оригинал, а это так же неправильно, как и снимать фильм слово в слово по книге.

47 Kb
70 Kb 72 Kb

Великаны бороздят просторы джунглей.

Замок Торрес

67 Kb

Еще одно детище Крамера и Кислинга, на мой взгляд, более привлекательное, чем “Тикаль”. Безымянное фэнтезийное королевство, выстраивающееся чуть ли не на шахматной доске. Идея игры — сооружать многоэтажные замки и ставить в них своих рыцарей: чем выше ваш рыцарь будет стоять к моменту подсчета очков, тем ближе вы окажетесь к победе. Игру разнообразят карты действий: с помощью них можно делать вещи, выходящие за пределы правил. Например, передвигать блоки, из которых и создаются замки, или забираться своим рыцарем на самые высокие башни. Есть и местный король: он мешает замку строиться ввысь, но зато рыцари, находящиеся в одном замке с ним, приносят дополнительные очки. Игра весьма абстрактна (на месте замков с тем же успехом могли бы оказаться космические станции), и поэтому, на мой взгляд, прекрасно подходит для компьютеризации.

82 Kb

И последняя не подкачала. Внешний вид полностью копирует настолку: перед нами трехмерное поле с фишками, и все. Никакой анимации, никаких спецэффектов. Зато — подсказки: клетки, на которые можно установить рыцаря или крепостной блок, подсвечиваются. В настройках можно выбрать детализацию графики и разрешение экрана, а также один из трех уровней сложности. Звуковое оформление не отличается разнообразием: при установке фишки раздается характерный деревянный стук, живо вызывающий в памяти двор, стол и игроков в домино. Один—три компьютерных противника, режим игры по сети. Если “Паутина власти” превратилась в компьютерную походовую стратегию, а “Затерянный город Тикаль” — в демонстрацию не самых сильных возможностей анимации, то “Замок Торрес” лучше всех сохранил свою “настольную” сущность.

71 Kb 69 Kb

Компьютер подскажет, куда можно пойти рыцарем.

Хорошо или плохо?

Не ищите в цифровых версиях настолок хороших, оригинальных и красивых компьютерных игр. Игры компьютерные так же далеки от настольных, как, скажем, Baldur’s Gate и Neverwinter Nights от своего “прародителя” Dungeons & Dragons. Главное в хорошей настольной игре — общение; в компьютерной — погружение в мир и победа. Можно сказать, что лучше всего для компьютеризации подойдут настолки, где общение сведено к минимуму: например, тот же “Замок Торрес”. С другой стороны, многие действия в настольной игре куда успешнее выполняются компьютером: подсчет очков или ограничения по выводу фишек. Компьютер гарантирует, что игроки не нарушат правил даже по случайности, не говоря уже об обычном шулерстве.

Можно ли поставить компьютеризации настолок в один ряд с безалкогольным кофе или пивом без кофеина? Разумеется, это суррогат, и при его употреблении вы не получите всей массы ощущений, как от самой настолки. Подержать в руках фишки, полюбоваться карточками, посмотреть на лица соперников — все это неотъемлемый элемент настольной игры. Но в России, где в магазине игрушек практически невозможно купить “Тикаль” или “Замок Торрес”, а локализаций в ближайшее время не предвидится, компьютерные версии настольных игр — чуть ли не единственная возможность познакомиться с плодами труда ведущих разработчиков в этой области. И уже за это мы должны сказать спасибо программистам и переводчикам, которые не побоялись издать у нас эту линейку игр.

Карты и ордена

Хотя на фоне гигантов компьютерного игростроя эти настолки смотрятся скромно, их оригинальные версии не раз получали места на конкурсах, фестивалях и ярмарках настольных игр. Вот главные награды наших сегодняшних гостей:

“Паутина власти”

Номинант на “Игру года-2000” в Германии

7 место на Deutscher Spielepreis-2000

Лучшая семейная стратегия по версии журнала Games (2001)

Номинант на лучшую стратегическую игру (2001)

“Замок Торрес”

“Игра года-2000” в Германии

2 место на Deutscher Spielepreis-2000

“Игра года-2000” в США

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться