Google+
МИРЫ. BATTLETECH «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ PLANESCAPE Фантастика 1960-х годов
Версия для печатиАрсенал: Арсенал: Аэростаты заграждения
Кратко о статье: Что такое аэростат заграждения? Мирный безответный тюфяк, болтающийся над городом и принимающие на себя бомбовые удары? Вовсе нет. Это грозное оружие, способное вывести из строя почти любой бомбардировщик или крылатую ракету!

Надувные смертники

Аэростаты заграждения

В начинавшихся вечерних сумерках были хорошо видны пулемётные трассы, прорезавшие серое небо, затянутое облачной дымкой, местами подкрашенной в розовый цвет закатным солнцем. В небе висело множество аэростатов воздушного заграждения с расположенными на них пулемётными точками. После того как в Латраиду было дополнительно стянуто три десятка зенитных пушек и подвешены на разной высоте аэростаты с пулемётами, дирижабли Деремской коалиции стали бомбить город с больших высот. Точность бомбометания значительно снизилась, но это не избавило гражданское население от жертв. Андрей Колганов. «Повесть о потерпевшем кораблекрушение»

Современные системы ПВО в считанные секунды могут перехватить вражеский самолёт и отправить его в небытие одним-единственным залпом. Радары, сканирующие устройства, механизмы самонаведения, управляемые компьютерами, — всё это служит мирному небу над нашими головами. Но компьютеры появились лишь в середине XX века, да и ракеты — не слишком давнее изобретение. Как же боролись с авианалётами до изобретения всех этих изощрённых средств? По старинке. С помощью больших, неуклюжих и медленных — но незаменимых аэростатов.

 

ЗАЧЕМ НУЖЕН АЭРОСТАТ?

Москва, 1941 год. Дети водят хоровод на фоне аэростатов заграждения.

Мог ли аэростат атаковать самолёт? Конечно, нет: он не способен угнаться за быстрой и манёвренной крылатой машиной и тем более повредить её железную броню своими надувными боками. Аэростаты выполняли ту же роль, какую на воде выполняют морские мины. «Но как же?» — спросите вы. Если с корабля затопленную мину заметить почти невозможно, то огромный аэростат пилот видит со значительного расстояния — и может легко облететь. Более того, зенитные орудия гораздо эффективнее!

Даже многократно повреждённый и рухнувший аэростат заграждения долго не желал сдуваться.

Это так, безусловно. Но зенитных орудий почти всегда не хватало — особенно в городах, подверженных постоянным бомбёжкам. Кроме того, аэростаты заграждения представляли собой сильное оружие именно в сочетании с зенитками. Они поднимались чаще всего ночью, когда зенитные орудия «слепли». Днём же, пока вражеский пилот пытался облететь или расстрелять аэростат, самолёт отслеживали и расстреливали из наземных орудий.

Редкий снимок: британский аэростат заграждения времён Первой мировой войны.

Собственно, сбить аэростат было не так и просто. Нижняя часть аэростата заполнялась простым воздухом — и попадания ему не вредили. Обычный снаряд мог просто не сдетонировать и пройти насквозь, а огромный объём газа через маленькое отверстие выходил крайне медленно. Пробитый аэростат ещё долго парил над объектом, а когда опускался, его могли отремонтировать и снова отправить в небо.

Именно поэтому для уничтожения аэростатов ещё во время Первой мировой войны разработали зажигательные снаряды: поджог небесного тюфяка был единственным гарантированным способом вывести его из строя, — но о способах антиаэростатной борьбы мы расскажем чуть позже.

Сеть аэростатов заграждения над Лондоном.

Бомбардировщики — во время любого вооружённого конфликта — не бомбят что попало. Существуют методы ковровой бомбёжки города, но она применяется довольно редко ввиду серьёзного расхода боеприпасов и топлива. Да и город после подобного налёта довольно сложно использовать в собственных целях.

Английский аэростат заграждения над палубой транспортного судна.

Поэтому имеются первоочередные, стратегически важные объекты, которые подлежат обязательному уничтожению: заводы, арсеналы, штабные и правительственные здания. Для точного бомбометания самолёты вынуждены опускаться довольно низко и пролетать непосредственно над объектом. Именно в подобных местах, прямо над крышами зданий, над мостами, над заводскими трубами и запускались аэростаты заграждения, не позволяя вражеским бомбардировщиками обрушить на объект шквал огня.

Высота «зависания» аэростата рассчитывалась весьма точно. Вражеский самолёт не мог подлететь под аэростат: при бомбометании с такой малой высоты машину бы просто накрыло взрывной волной от собственных бомб. А если самолёт сбрасывал бомбы сверху, они уничтожали аэростат (он же поглощал и осколки), который мягко обрушивался на объект или рядом с ним. Даже когда аэростат висел на большой высоте высоко, лётчик не мог пролететь под ним: мешали тросы, удерживающие воздушного гиганта.

Французский аэростат заграждения ожидает своей очереди подняться в небо.

Англичане начали использовать аэростаты заграждения ещё в Первую мировую войну. Те самые первые АЗ (такое сокращение общепринято в военной литературе) обычно скреплялись группами по три или более для лучшего сопротивления в случае столкновения с самолётом. Известно о них крайне мало.

Над особо важными объектами такие аэростаты висели постоянно. А, к примеру, во время знаменитых бомбардировок Лондона 1940-х годов более 2000 аэростатов поднимались над городом каждый день. Аэростаты удерживали не только бомбы, но и крылатые ракеты V-1; более того, ракеты «запутывались» в аэростатах и даже взрывались не всегда. Впрочем, самые крупные аэростаты, как ни странно, выдерживали взрыв и требовали потом разве что латки.

Кроме того, аэростаты прикрывали не только постоянные объекты. Их прикрепляли к крупному водному транспорту, защищая последний от воздушных атак. Например, 6 июня 1944 года множество аэростатов обеспечивало безопасность высадки союзников в Нормандии.

БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ

Побережье Ла-Манша, 1940 год, порядок «лебёдки в линию».

Аэростаты заграждения выстраивались в различных боевых порядках («лебёдки в линию», «лебёдки в две линии», «лебёдки по площади»). Эти порядки зависели от площади обороняемой территории, от возможностей размещения аэростатов, от их количества.

СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ

Иногда аэростаты заграждения использовались для выполнения задач нестандартного характера. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения. Подобные же антенны иногда осуществляли функцию резервной связи.

РЕЖУЩАЯ КРОМКА

У аэростатов заграждения было и ещё одно назначение. Они иногда сбивали самолёты. Дело в том, что тросы, на которых держались аэростаты, были крайне плохо заметны на фоне неба и земли — и самолёты противника, заходящие на бомбометание в обход аэростатов, просто натыкались на эти тросы. Аэростат лишь слегка трясло, а самолёт могло перерезать чуть ли не пополам. Сами тросы имели диаметр 5–8 мм.

Junkers Ju 88 A с параваном.

Аэростаты заграждения применялись во время Второй мировой войны в основном союзниками. Немцы попытались использовать подобные конструкции лишь в самом конце войны, и то не слишком эффективно. Зато немцы очень старались оградить собственные самолёты от «атак» аэростатов. В частности, на бомбардировщики устанавливались так называемые параваны.

Параван представлял собой треугольник тросов, соединяющий нос самолёта (удлинённый специальным шестом) и концы его крыльев. Таким образом, трос аэростата просто соскальзывал с самолёта, не цепляясь за пропеллеры или другие выступающие детали. Впрочем, удержать самолёт в воздухе после подобного столкновения мог только очень умелый пилот.

Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов (помогали они, прямо сказать, слабо), а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов.

Этот Heinkel He-111 оборудован антиаэростатным приспособлением, но столкновения с тросом он всё равно не выдержал.

Впрочем, и создатели аэростатов не бездействовали, изобретая всё новые способы повредить авиацию врага. Например, на тросы вешали мины. Даже если крыло самолёта не перерезалось тросом, к нему «сползала» мина и уничтожала крылатую машину. Другие тросы оборудовались тормозным парашютом, открывавшимся при столкновении с самолётом (аэростат при этом отсоединялся). Парашют создавал сопротивление, которое вдавливало трос в крыло, удерживало самолёт — и тот падал.

Первый случай эффективной работы аэростата против фашистского самолёта на территории СССР зафиксирован недалеко от города Колпино, над Ижорским заводом. Немецкий бомбардировщик уже выходил из боя и летел на высоте около трёх километров, когда врезался во второй трос «тандема» — и потерпел катастрофу.

Готовый к запуску аэростат заграждения перед Большим театром в Москве.

В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов противника.

Возвращаясь к теме эффективности аэростатов в борьбе с крылатыми ракетами V-1 и V-2, стоит сказать, что аэростаты были последним рубежом обороны Лондона от ФАУ. Суть в том, что зенитные орудия достаточно эффективно действовали против самолётов, но ФАУ были быстрее — и незаметнее. Да, запущено их было в сравнении с авиабомбардировками не так много, но разрушения они вызвали весьма ощутимые. А лондонские аэростаты, висящие над важнейшими объектами, да и просто над жилыми кварталами, приняли на себя 231 ракету V-1! Из более чем 9000 ракет V-1, выпущенных по Лондону, преодолели системы ПВО около 3000. Конечно, истребители и зенитные войска уничтожили гораздо больше ракет, нежели аэростаты, но каждая сбитая ракета — это спасённые жизни.

Как ни странно, сегодня мы смело можем утверждать, что аэростаты заграждения могут остановить даже современную ракету типа «Томагавк» — либо приняв на себя часть удара, либо перерубив её тросом.

ТЕХНИКА

Аэростаты заграждения не рассчитывались на подъём большого количества полезного груза. Собственная масса троса и масса бомбы (если таковая была) — вот и всё. Поэтому по объёму они были меньше аэростатов наблюдения и прочих «собратьев». Эффективнее было «развесить» большое количество малых аэростатов, нежели несколько больших. Максимальная высота подъёма равнялась 2500 метрам — именно поэтому использовались «многоэтажные» аэростаты, так называемые тандемы. Участок троса, укреплённый на земле, нёс на себе первый аэростат; к нему уже крепился новый участок троса, который держала следующая «подушка». Таким образом, потолок аэростатного заграждения можно было поднимать до 4500 метров!

Перерубленный тросом фюзеляж ракеты V-1.

Уникальной конструкцией являлись два аэростатных поста типа «триплет», использовавшиеся над Ленинградом. Три невзаимозаменяемых аэростата, прицепленных последовательно друг к другу, позволяли поднять потолок до 6300 метров! К сожалению, подобный опыт был единственным, поскольку в то время не существовало антиобледенительных смазок — и это серьёзно мешало эффективной работе аэростатов. Помимо того, их было крайне сложно запускать и возвращать обратно на землю. Триплеты прослужили с октября 1941 по сентябрь 1942 года.

Ввиду несовершенства конструкции ракета V-1 была скорее оружием устрашения, чем реальной угрозой.

В СССР во время ВОВ применялись аэростаты нескольких основных типов — КО-1, КВ-КН (тот самый легендарный «тандем»), К6В-К6Н, КТН, КАЗ (объёмом 675 м3), БАЗ-136 (1941, объёмом 490 м3) и другие, всего около 10 моделей.

В Англии основным аэростатом заграждения времён Второй мировой войны был MK-VII, разработанный в 1938 году на базе наблюдательного аэростата.

В целом одна дивизия ПВО могла прикрыть аэростатами заграждения до 75 км2. Например, в Ленинграде в первые же дни войны было развёрнуто 328 постов аэростатов заграждения, объединённых в три полка. Этого хватало для покрытия почти всего города, а заодно территории Финского залива и Кронштадта. Пост состоял из 12 военнослужащих: 10 рядовых, командир и моторист. Обычно на попечении поста был один или два аэростата. На посту хранили около 500 м3 водорода в тонких оболочках: расходы были огромными, ведь даже в случае, когда аэростат не получал «травм», раз в месяц газ в нём нужно было полностью заменять.

Ленинград. Транспортировка газа для аэростата в мягкой полости.

Английские войска вернулись к аэростатам заграждения в 1936 году — когда война ещё не началась, но ситуация уже накалялась. Были разработаны планы и стратегия использования АЗ для обороны Лондона, если таковая потребуется. В марте 1939 года над Лондоном был запущен первый аэростат: война ещё не была объявлена, но её флюиды витали в воздухе. А 28 июля 1939 года был открыт знаменитый впоследствии RAF 17 Balloon Centre в городе Халл: именно отсюда английские аэростаты отправлялись на защиту страны. К 1940 году над Великобританией парило 1500 аэростатов, из них более трети — над Лондоном. Правда, в Англии не использовали тандемные схемы, и потому потолок английских аэростатов не поднимался выше 1500 метров: этого не хватало против тяжёлых бомбардировщиков, зато помогало против V-1.

Грузовик для транспортировки и развёртывания аэростата заграждения (фотография из музея Королевских вооружённых сил, Великобритания).

Также англичане эксплуатировали подвижные аэростаты, которые крепились к движущемуся автомобилю. Высота полёта такого аэростата не превышала 600 метров, но зато облететь его было труднее, ведь траектория его движения была непредсказуема.

ХАЛАТНОСТЬ И БЕЗГРАМОТНОСТЬ

Москва. После ночного дежурства аэростаты «отдыхают» на земле.

Первое время советская практика использования аэростатов заграждения была очень несовершенна. Можно процитировать приказ об аварийности в полках аэростатов заграждения ленинградской и бакинской армий ПВО от 20 января 1943 г.: «За пять месяцев второго полугодия 1942 года в ленинградских полках аэростатов заграждения было 196 аварий с аэростатами и 21 с газгольдерами, в результате которых потеряно и приведено в негодность 191 аэростат, 12 газгольдеров и 257 000 метров троса.

Только в одну ночь с 19 на 20 ноября потеряно и приведено в негодность 40 аэростатов благодаря тому, что начальник службы АЗ Ленармии ПВО полковник Волхонский, будучи сам ответственным дежурным по КП армии, располагая устаревшими и неверными метеоданными, игнорировал донесения оперативных дежурных полков АЗ об увеличении натяжения тросов, в результате чего из-за несвоевременного принятия решения о выбирании аэростаты оборвались…»

Связаны такие неприятности были в первую очередь с халатностью и очень слабой технической подкованностью персонала, обслуживающего аэростаты, — по сути, систему новую и малознакомую. Ещё одним отрицательным моментом использования аэростатов можно назвать то, что от их тросов в первые дни войны пострадало немало собственных самолётов: лётчики просто не знали об особенностях нового типа вооружения и сами пытались пролететь под ними.

В Великобритании был отмечен ещё один вид опасности, исходящей от аэростатов. Оборвавшиеся и «потерянные» воздушные гиганты не раз повреждали болтающимися тросами линии электропередач и связи.

КОЛБАСА

«Колбаса» над Лондоном, Вторая мировая.

Во время Первой мировой войны аэростаты наблюдения и заграждения прозвали «колбасами». Это было связано с тем, что аэростаты фирмы «Персеваль», одного из основных производителей подобной техники, внешне и в самом деле крайне напоминали огромный кусок колбасы. Название прижилось и активно использовалось также во время Второй мировой войны.

***

Что ещё сказать? Сегодня конструкции, схожие с аэростатами заграждения, используются, например, в рекламных целях. Вы наверняка видели висящие над городом воздушные шары или дирижаблеподобные надувные тюфяки с изображением логотипа какой-нибудь компании.

Только на их тросах уже нет мин и парашютов. И дай бог, чтобы никогда не появились.

Что почитать?
  • Стивен Амброуз «День «Д». 6 июня 1944 г.»
  • Дин Маклафлин «Ястреб среди воробьёв»
  • Брэдли Нельсон «Записки солдата»
  • Филип Фармер. «Врата времени»
  • Виктор Филиппов «Воздухоплаватели»
  • Дмитрий Хазанов «1941. Горькие уроки. Война в воздухе»
Во что поиграть?
  • «ИЛ-2 Штурмовик»
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться