Google+
NIGHTWISH «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ От «Ганбастера» к «Дайбастеру» Гарри Поттер: Мир Джоан К. Ролинг
Версия для печатиФантасты: Современники: Брендон Сандерсон
Кратко о статье: Дебютный роман Брендона Сандерсона завоевал ему репутацию одного из самых перспективных англоязычных авторов фэнтези. Уже спустя два года ему доверили дописать за покойного Роберта Джордана самый масштабный фэнтезийный цикл современности, «Колесо времени».

Мал, да удал

Брендон Сандерсон

Работать с Брендоном — одно удовольствие, он просто замечательный человек и отличный писатель.
Харриет Макдугал, вдова Роберта Джордана

В 2005 году Брендон Сандерсон отпраздновал тридцатый день рождения и выпустил первый роман, которым тут же завоевал репутацию одного из самых перспективных англоязычных авторов фэнтези. Уже спустя два года о Сандерсоне узнали и заговорили многие поклонники жанра. По иронии судьбы к собственным достижениям автора его слава имела лишь косвенное отношение — просто Брендону доверили дописать за покойного Роберта Джордана самый масштабный фэнтезийный цикл современности, «Колесо Времени».

 

Такой неожиданный поворот судьбы сыграл в карьере Брендона Сандерсона огромнейшую роль: его имя узнали миллионы. Но выбор наследников Джордана пал на Сандерсона не случайно. Даже до того, как имя Брендона стало ассоциироваться с «Колесом Времени», он уже заставил говорить о себе.

РИСКОВАННАЯ СТАВКА

Брендон Сандерсон появился на свет 19 декабря 1975 года в Линкольне, столице штата Небраска. С детства родители прививали сыну любовь к чтению, но без особого успеха: в подростковом возрасте Брендон почти перестал брать в руки книги. К счастью, одна из учительниц порекомендовала ему роман Барбары Хэмбли «Драконья погибель». Попадание оказалось стопроцентным — книга поразила юного Сандерсона до глубины души и вновь превратила его в заядлого книгочея. Только отныне он точно знал, какое направление литературы ему по вкусу — следом за Хэмбли в его жизнь вошли Эддингс и Маккефри, Джордан и Кард…

Сандерсон буквально влюбился в эпическое фэнтези и уже в старшей школе начал писать сам — хотя, по собственному признанию автора, его первые сочинения были просто ужасны. Возможно, именно поэтому до поры Брендон всерьёз не задумывался о литературной карьере и начал изучать биохимию в университете Бригама Янга.

Книги Сандерсона переводятся на все основные европейские языки.

Помимо Сандерсона, университет Бригама Янга в штате Юта окончили несколько других популярных ныне писателей — Стефани Майер и Орсон Скотт Кард.

Подавляющее большинство преподавателей и студентов этого учебного заведения принадлежат к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, что накладывает на них определённые обязательства. После окончания первого курса Сандерсон почти на три года отправился миссионером в Сеул. Много ли корейцев удалось ему обратить в мормоны, история умалчивает, и всё же этот этап стал поворотным в жизни Брендона. За проведённое в Южной Корее время он осознал, что творчество привлекает его гораздо больше, чем биохимия, и по возвращении в Штаты, к разочарованию своих родственников, он перевёлся на факультет английского языка. Сандерсон любит повторять, что не чувствовал в себе иных талантов и лишь в писательстве мог добиться настоящих высот, потому и избрал эту стезю. Успех к нему, впрочем, пришёл далеко не сразу.

Днём он учился, а по ночам, чтобы платить за обучение, работал гостиничным клерком — начальство не возражало, чтобы Сандерсон писал сколько ему вздумается, если это не мешало выполнять прямые обязанности. Уже тогда Брендон отличался не только изрядным трудолюбием, но и невероятной для большинства авторов плодовитостью — в перерывах между лекциями и работой он успел написать аж семь романов. Но трудился он долгое время вхолостую — вероятно, столь напряжённый график сказался на качестве текстов: все издательства, в которые Сандерсон отправлял рукописи, неизменно отвечали ему отказами.

Начинающий фантаст, впрочем, и не думал сдаваться — раз недостаёт опыта, значит надо перенимать его у маститых коллег по цеху. С этой целью Брендон записался на курсы мастерства, которые проводил Дэвид Фарланд — тот не только помог перспективному ученику набить руку, но и посоветовал почаще выбираться на фантастические конвенты, чтобы обзавестись полезными связями. Впоследствии именно на одном из конвентов Брендон познакомился со своим литературным агентом.

Сегодня уже сам Сандерсон учит начинающих фантастов азам профессии — правда, из-за напряжённого графика берёт лишь одну группу в год.

На последних курсах Сандерсон успел поработать в университетском литературном журнале Leading Edge — в том числе и в качестве главного редактора. И тогда же призрачные надежды опубликовать свои романы начали обретать реальные очертания. В 2003- м Сандерсону позвонил редактор издательства Tor Books и сказал, что их заинтересовала рукопись, которую Брендон им отправил полтора года назад.

Согласно результатам опроса, который провёл американский фантаст Томас Бакелл среди ста пятидесяти своих коллег, лишь одной трети из них удавалось продать первый же написанный роман.

В 2005 году, вскоре после окончания университета со степенью магистра, Сандерсон уже держал в руках свою первую опубликованную книгу — «Город богов», шестой из романов, написанных им к тому моменту. Главной удачей автора стал созданный мир — живой, атмосферный, необычный — удачей не случайной: умение творить самобытные вселенные и сегодня остаётся одним из главных козырей Сандерсона.

Безусловно, «Город богов» оказался далеко не самым громким дебютом начала двухтысячных: «Обманы Локки Ламоры» Скотта Линча или «Имя ветра» Патрика Ротфусса вызвали куда больший резонанс, но, по крайней мере, о Сандерсоне услышали, и он мог рассчитывать на новые публикации. Всего через год после дебюта свет увидела первая часть трилогии «Рождённый туманом», которая окончательно утвердила за Брендоном репутацию автора с большим будущим.

Одновременно с выходом первой части «Рождённого туманом» произошли счастливые перемены в жизни Брендона и на личном фронте — он женился. Супруга Сандерсона, так же как и он, окончила университет Бригама Янга и семь лет проработала там преподавателем английской словесности, но затем оставила свой пост и сегодня выполняет функции менеджера мужа, заодно воспитывая сына.

Карьера Сандерсона неспешно, но уверенно шла в гору, когда произошло событие, которое в мгновение ока прославило его на весь мир.

ГРУСТНАЯ УЛЫБКА СУДЬБЫ

В 2006 году, вскоре после выхода в свет одиннадцатой и, как считалось, предпоследней части «Колеса Времени», Роберт Джордан объявил, что болен амилоидозом. Хотя Джордан был полон решимости самостоятельно завершить дело всей жизни, писатель понимал, что времени и сил на это у него может и не хватить. Поэтому мэтр загодя составил подробный план финального романа — на случай, если дописывать книгу придётся уже другому автору. Увы, работа оказалась не напрасной — в сентябре 2007 года болезнь унесла жизнь одного из столпов современного фэнтези и встал вопрос, кому же вдова Джордана Харриет Макдугал доверит написать заключительный том цикла.

С 2009 года Tor Books выпускает электронные версии томов «Колеса времени», проиллюстрированные ведущими художниками-фантастами. В 2010 году компания Paloppa Pictures приобрела права на экранизацию трилогии «Рождённый туманом».

Вряд ли Сандерсон предполагал, что именно он станет этим человеком, когда после смерти одного из своих кумиров опубликовал в сетевом журнале трогательную запись о том, какую невосполнимую утрату понесло фэнтези и каким ударом уход Джордана стал лично для Брендона. Но именно эта запись заставила вдову мэтра обратить внимание на молодого писателя. Как и Джордан, Сандерсон сотрудничал с Tor Books и потому оказался среди тех авторов, которых издательство порекомендовало Харриет. Ознакомившись с книгами всех претендентов, в том числе «Пеплом и сталью» Сандерсона, она остановила свой выбор именно на нём. Естественно, предложение было из тех, от которых не отказываются, потому в конце 2007 года Брендон приступил к работе над долгожданным двенадцатым томом «Колеса Времени».

Брендон надеется, что Tor Books когда-нибудь выпустит все три финальных тома «Колеса времени» в одном масштабном омнибусе. Краткость не чужда Брендону — зачастую ему хватает одного тома, чтобы рассказать отличную историю.

Сам Роберт Джордан не раз заявлял, что уложится в двенадцать томов, даже если последний «придётся возить на тележке». Удалось бы ему сдержать обещание, мы никогда не узнаем — сегодня Харриет признаётся, что никто, кроме самого Джордана, в это не верил. Сандерсону выполнить завет мэтра оказалось не под силу. Вообще-то Брендон умеет быть лаконичным, подтверждением чему несколько его замечательных одиночных романов, но тут текст начал расти как на дрожжах, что для «Колеса Времени» в порядке вещей. Когда объём рукописи A Memory of Light перевалил за семьсот тысяч слов, а финала Последней битвы всё ещё не было видно, издательство приняло решение разбить последнюю книгу на три тома и выпустить их последовательно в течение трёх лет.

Две из трёх частей уже вышли на английском языке и позволяют нам с полной уверенностью говорить: остановив выбор на Сандерсоне, вдова Джордана не ошиблась. Молодому писателю удалось сохранить всё то, что мы любим и ценим в «Колесе Времени», — начиная от неспешного вдумчивого повествования и заканчивая эпическим размахом, — в то же время придав циклу динамики, которой так сильно недоставало последним книгам самого Роберта Джордана. Последняя битва грянет весной 2012 года, и пока Сандерсон не дал ни единого повода усомниться, что сумеет завершить историю Возрождённого дракона как минимум не хуже, чем это сделал бы сам Джордан.

Харриет Макдугал нечасто появляется на публике, а вот Сандерсон — завсегдатай фантастических конвентов.

Ещё до своей болезни Джордан планировал написать пару приквелов и три ответвления «Колеса времени». Естественно, Сандерсон не избежал вопросов, не собирается ли он задержаться в мире Джордана и после окончания основного цикла. Брендон не исключает подобного развития событий, но настаивает, что решение по этому вопросу будет принимать не он, а Харриет Макдугал.

ЦИКЛ «РОЖДЁННЫЙ ТУМАНОМ»
  • «Пепел и сталь» (Mistborn: The Final Empire, 2006)
  • Mistborn: The Well of Ascension (2007)
  • Mistborn: The Hero of Ages (2008)

То ли эпическое фэнтези с элементами авантюры, то ли наоборот. Как бы то ни было, на сегодняшний день трилогия «Рождённый туманом» — главное творческое достижение Сандерсона.

Действие разворачивается в мрачном мире, уже тысячу лет стонущем под пятой местного тёмного властелина. Команда профессиональных мошенников берётся свергнуть тирана и даже добивается успеха, но вскоре им приходится иметь дело с ураганом, который они посеяли: Последняя империя стоит на грани всеобщей гражданской войны, а пробудившееся древнее зло грозит гибелью всему человечеству.

НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ

Писатель, ставший в мгновение ока всемирно известным, превосходно воспользовался открывшимися возможностями. Пока его имя у всех на слуху, Брендон начал активно пиарить свои персональные проекты. Всего несколько лет назад он не мог пристроить ни одной рукописи, а сегодня издатели с готовностью предлагают ему щедрые контракты.

Параллельно с завершением эпопеи Роберта Джордана его молодой преемник взялся за написание цикла, который по масштабу едва ли уступит «Колесу времени».

Поскольку за годы работы «в стол» у Сандерсона накопилось изрядное количество неопубликованных книг, ему не составило труда в свободное от работы над «Колесом…» время довести некоторые из них до ума. Поэтому не следует сильно удивляться, как Брендону удаётся выпускать по две, а то и три увесистых книги в год.

После того как имя Сандерсона прогремело в связи с «Колесом Времени», у него появилась возможность реализовать самые смелые задумки. Параллельно с завершением эпопеи Роберта Джордана его молодой преемник взялся за написание цикла, который по масштабу едва ли уступит «Колесу Времени». По планам Сандерсона, сериал The Stormlight Archive будет насчитывать по меньшей мере десять томов, а работа над ним займёт порядка двенадцати- пятнадцати лет. Неслабая заявка для ещё весьма молодого писателя — даже Мартин с Джорданом поначалу замахивались лишь на трилогии.

Издательство Tor Books, правда, пока подписало с Сандерсоном контракт лишь на четыре первых тома, но только за них писатель получил более двух миллионов долларов аванса. Учитывая, что первая часть цикла, вышедшая прошлой осенью, моментально стала бестселлером, вряд ли что-то помешает Брендону довести цикл до логического завершения, сколько бы времени на это ни потребовалось.

Однако каким бы масштабным проектом ни был цикл The Stormlight Archive, им планы Сандерсона не ограничиваются. На 2012 год запланирован выход сразу двух одиночных романов: стимпанк Scribbler и альтернативная история с фэнтезийными элементами The Rithmatist. Не собирается Сандерсон забывать и миры, с которыми связаны его первые успехи на литературном поприще. Уже в наступившем году Брендон возвращается во вселенную «Рождённого туманом» с романом The Alloy of Law — правда, с основной трилогией его объединяет лишь место действия.

***

Очевидно, Сандерсон не желает запомниться поклонникам фэнтези лишь как человек, дописавший «Колесо Времени», — быть может, сам он в этом никогда не признается, но, похоже, его прельщает перспектива стать новым Джорданом. Для этого у Сандерсона имеются все предпосылки — упорство, опыт, талант, невероятная работоспособность и, конечно, безмерная любовь к жанру фэнтези.

ЦИКЛ THE STORMLIGHT ARCHIVE
  • The Way of Kings (2010)

Новый масштабный цикл, начатый Сандерсоном в 2010 году. Рошар — мир выветренных пустошей и ураганов — некогда защищали могущественные рыцари, доспехи и оружие которых были пропитаны волшебством. Однажды защитники обернулись против человечества, но были уничтожены — спустя века их наследие становится причиной политических интриг, убийств и войн.

Роман The Way of Kings оставляет двоякое впечатление: Сандерсон вновь продемонстрировал свои выдающиеся способности демиурга, но чувство меры ему на сей раз изменило. Писать талмуд объёмом в тысячу с лишним страниц лишь для того, чтобы познакомить читателей с необычным миром и заложить фундамент будущей истории, — явный перебор.

ЦИКЛ «АЛЬКАТРАС»
  • «Алькатрас и Пески Рашида» (Alcatraz Versus the Evil Librarians, 2007)
  • Alcatraz Versus the Scrivener’s Bones (2008)
  • Alcatraz Versus the Knights of Crystallia (2009)
  • Alcatraz Versus the Shattered Lens (2010)

Цикл подросткового фэнтези. Сирота по имени Алькатрас на тринадцатый день рождения получает в подарок странный мешочек с песком, а вскоре узнаёт, что власть на Земле принадлежит тайному ордену злых Библиотекарей и лишь несколько стран, о существовании которых никто в мире не подозревает, противостоят тоталитарному режиму. Естественно, и сам паренёк не так прост, как кажется, и именно он станет надеждой человечества в борьбе за свободу.

Тетралогия не лишена оригинальности и своеобразного очарования, но, пожалуй, слишком сложна для маленьких читателей и легковесна для взрослой аудитории.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться