Google+
Что делать, если вы попали в фэнтези? Железный человек СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Ниндзя
Версия для печатиФильм на DVD: «Актриса тысячелетия»
Кратко о статье: Биография великой актрисы, где не отделить реальности от мира «по ту сторону экрана». Множество прожитых жизней вместо одной. Умное и эмоциональное аниме от одного из самых ярких режиссёров последних лет.

Наше досье

Актриса тысячелетия

Актриса тысячелетия

Sennen joyuu

Жанр: Драма

Страны: Япония

Студии: Madhouse Studios

Режиссёр: Сатоси Кон («Истинная грусть», «Паприка»)

Сценаристы: Сатоси Кон, Садаюки Мураи («Истинная грусть», «Стимбой»)

Возрастной рейтинг: не присваивался

Премьера: 28 июля 2001 года

Продолжительность: 87 минут

Он понял, что больна не только Фантазия, но и Мир людей. Оказалось, тут всё взаимосвязано. Собственно говоря, он всегда это смутно чувствовал, но толком не мог объяснить, почему эта связь существует… Но теперь он знал ещё и другое: необходимо немедленно отправиться в Фантазию, чтобы оба мира снова стали здоровыми.
Михаэль Энде «Бесконечная история»


Семидесятилетняя легенда японского кинематографа Тиёко Фудзивара уже давно живёт отшельницей, ни с кем не общаясь. Влюблённый в её творчество режиссёр Гэнъя всё же добивается у актрисы интервью. Она рассказывает ему историю жизни, в которой реальные события сливаются со множеством судеб, прожитых в кино. Тиёко гонится за потерянным любимым человеком — пешком, на поездах, верхом сквозь бьющиеся самурайские армии, на ракете через космос… А Гэнъя сопровождает её, проживая вместе с актрисой тысячелетнюю биографию-ретроспективу.


Реальность и иллюзия. На первый взгляд кажется, будто очень хорошо понятно, что это такое и в чём между ними разница. Реальность — нечто грубое, очевидное, предельно однозначное и притом общее для всех. Иллюзия — наоборот, что-то зыбкое, ускользающее и к тому же присутствующее только в одной голове. Если человек путает реальность с иллюзиями, то он очевидно нездоров. Кино на эту тему обычно погружает героя словно в тяжёлый, лихорадочный сон. Реальность из твёрдой почвы превращается в болото, всё плывёт, и к финалу протагонист либо окончательно тонет, либо «выздоравливает» и просыпается обратно в твёрдом, настоящем, действительном мире.

Великий мастер снов, иллюзионист Сатоси Кон отдал этому жанру дань в своём первом фильме «Истинная грусть», проведя героиню сквозь ночной кошмар. «Актриса тысячелетия» ставит на этих рассуждениях жирный крест, показывая: человек на то и человек, что для него иллюзии, фантазии и сны — неотъемлемая часть реальности. Прочитанная книга, просмотренное кино случились с вами на самом деле, стали фактом вашей биографии и частью вашей памяти. Посмотрев по-настоящему задевший фильм, человек всю жизнь может прожить, воспринимая свои и чужие действия как его продолжение. И, говорит Сатоси Кон, это не болезнь, наоборот, именно это и есть здоровье.

Бессмысленно выяснять, какие сцены «Актрисы тысячелетия» произошли «на самом деле», а какие — только в кино: все они составили жизнь Тиёко. Встретив в юности художника, она полюбила его и бежала за ним всю жизнь — до самого края света и дальше, на Луну. Теперь этот путь вместе с ней повторяет Гэнъя. Тиёко видит его, кажется, впервые, но говорит с ним как со старым знакомым: преданный фанат отсмотрел все её фильмы, а значит, прожил с ней часть её жизней. В «Истинной грусти» экранные фантазии разрушили психику и актрисе, и её поклонникам, здесь же мы видим, как иллюзии сделали жизнь и актрисы, и фаната по-настоящему богатой.

***

Этот фильм — не столько фантастика, сколько фантазия, удивительное путешествие в мир киносновидений, их творцов и почитателей. И если вы странствуете по миру фантастики уже не первый год, то наверняка встретите здесь много знакомого.

История кино

Биография Тиёко Фудзивара совпадает с историей японского кинематографа: похоже, что она успела сыграть чуть ли не во всех ключевых фильмах. Сатоси Кон утверждал, что не ставил такой цели, да и не особенно разбирался в предмете — он просто собрал мозаику из лент, которые запомнились с детства. Ведьма с прялкой, пророчащая Тиёко беду, напоминает о «Троне в крови» Акиры Куросавы, Гэнъя с мечом поразительно похож на Затоичи, а в одной из сцен Тиёко позирует перед журналистами под ручку с Годзиллой.

Актриса тысячелетия

Тиёко снималась и у Акиры Куросавы.

Актриса тысячелетия

Тиёко улетает в космос — этой сценой начинается фильм, ею он и заканчивается.

Актриса тысячелетия

После войны Японию пришлось отстраивать из руин, в том числе и на киноплёнке.

Актриса тысячелетия

Следуя за Тиёко в киножизнях, Гэнъя становится её преданным помощником.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
10.05.2011, 17:35
Очень японское кино, судя по описанию. И вроде рисовка немного отличается от того, что я привык видеть в аниме. Что ж, возможно, стоит глянуть.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться