Google+
10 шестеренок стимпанка SOVIET ELECTRO ДНД И ФЭНТЕЗИ Фрэнк Миллер
Версия для печатиИстория кино: Спецэффекты докомпьютерной эры, часть 2
Кратко о статье: Практически все фильмы сняты с применением оптических эффектов. Они позволяют соединять в одном кадре те элементы, которые либо слишком сложны, либо опасны для съемок в реальности. Оптических эффектов очень много. Остановимся на одном из самых используемых — на комбинированных съемках..

Киноэффекты докомпьютерной эры

Комбинированные съемки

Лучшая актерская игра в мире может показаться глупой, если рядом нет эффектов, и, точно так же, самые удивительные эффекты — ничто, если актеры неправильно на них реагируют. Но когда все правильно совмещено и спроецировано на экран кинотеатра — это настоящее волшебство...

Марк Хэмилл, SP FX. The Empire Strikes Back

Практически все фильмы сняты с применением оптических эффектов. Они позволяют соединять в одном кадре те элементы, которые либо слишком сложны, либо опасны для съемок в реальности. Оптических эффектов очень много. Остановимся на одном из самых используемых — на комбинированных съемках.

Техническое изобретение — специально для одного фильма

21 Kb

Схема работы оптического принтера: на бобине A находится пленка со снятыми актерами, на бобине E — с кадрами леса. На бобинах B и D находятся соответствующие трафареты. На средней бобине C получаются законченные кадры фильма.

Почти в каждом фильме есть сцены, которые нельзя снять в реальности.

Иногда количество соединяемых элементов в одном кадре доходит до сотни. Например, для фильма “Возвращение джедая” нужно было снять Люка и Лею, летящими на спидербайке сквозь лес. Снять такое на натуре невозможно. Поэтому актеров на спидербайке снимали отдельно на фоне синего экрана.

Лес же снимали с помощью камеры “Стедикам”, разработанной специально для подобных съемок. Камера “Стедикам” позволяет сглаживать все вертикальные движения, когда оператор несет ее в руках, но для этих эпизодов ее пришлось дополнительно усовершенствовать гироскопами (Лукас попросил самого Гарретта Брауна, создателя камеры, поработать над ее усовершенствованием, а также быть оператором для съемки леса). Камера снимает со скоростью всего один кадр в пару секунд. Таким образом, оператор получает картину движения сквозь лес, которую потом можно ускорить до 24 кадров в секунду, получив эффект стремительного полета. Но — есть еще один нюанс. Если мы возьмем каждый отдельный кадр любой сцены, в которой есть быстрое движение, мы увидим, что картинка размыта (это могут быть лапы бегущей собаки, например). Именно таким — размытым — видит глаз задний план во время быстрого движения. Поэтому камера была настроена так, что она снимала ѕ кадра в секунду, а оператор в это время двигался.

25 Kb

Комбинация картины, написанной на стекле, макета корабля и актрисы в окне. Фильм “Империя наносит ответный удар”.

И только после того, как движение камеры было отработано и окончательно снято, в студии приступили к работе с актерами. Дело в том, что со съемкой леса были дополнительные проблемы. Сначала группа мастеров по спецэффектам отказалась от съемки искусственного леса. Он не только смотрелся неживым, его было практически невозможно создать тех размеров и с тем количеством деталей, какие были необходимы для этой сцены. По лесу попытались протянуть тонкие лески, чтобы оператор мог ориентироваться при движении, но их было видно в камере, даже после покраски нитей в зеленый цвет (камера улавливала на них блики солнца).

Одним из самых проблемных моментов была съемка поворотов. Как будет поворачивать спидербайк? С какой скоростью и с каким диаметром разворота? Этого никто не знал. Именно поэтому сначала снимали и монтировали путь полета спидера, а уже потом — все остальное. Ведь движения актеров должны были совпадать с движениями камеры. Кроме того, блики солнца на их лицах тоже должны были более-менее совпадать с тем, что ловила камера во время движения под деревьями.

25 Kb 26 Kb

Слева вверху и внизу: оригинальные кадры, снятые, соответственно, в лесу и в студии. Справа: соответствующие трафареты для них.

Оригинальные кадры, снятые в павильоне на фоне синего экрана (из не вошедших в фильм материалов).

Для соединения актеров и заднего плана пленку везут в отдел оптических эффектов. Там находится оптический принтер — особый аппарат, состоящий из двух проекторов и принимающей головки. Оба проектора проецируют два разных кадра с двух сторон на головку посередине аппарата. Таким образом, получают кадр, в котором различные элементы соединяются воедино. Но просто методом наложения это сделать нельзя — оба элемента будут просвечивать друг сквозь друга. Поэтому сначала печатают трафареты для каждого кадра пленки. В данном случае один трафарет будет закрывать все пространство вокруг актеров на спидере, а второй — закрывать те места, в которые эти актеры должны быть впечатаны.

По словам Кена Ролстона, в фильме “Возвращение джедая” очень много ошибок: “Когда в кадре около пятидесяти кораблей, невозможно соединить все их абсолютно чисто. То не совпадает цветовой баланс, то трафарет не совсем корректно накладывается. И тогда приходится начинать все сначала... Ошибки есть и в законченном фильме, но глаз их просто не видит”.

Позже Кен Ролстон работал над фильмом “Назад в будущее 3”, где актер Майкл Джей Фокс играл трех персонажей в одной сцене. Для каждого персонажа были четко определены границы движения. Все нюансы сцены были отрепетированы до автоматизма. Актер, сыграв одного из персонажей, менял грим, переодевался, и играл следующего персонажа.

47 Kb

Рисунок для фильма “Контакт”. Появляется на мониторе слежения НАСА. Художник Крэг Муллинс.

Даже телевидение теперь может комбинировать элементы. Например, в одной из серий “Звездного пути” были сцены, когда два разных персонажа попадают на загадочную планету, которая для каждого из них выглядит по-своему. Там, где один видел вулканическую активность и молнии, второй видел райский сад. При этом оба актера продолжали беседовать между собой. Если бы планета не изменялась, эти сцены можно было бы просто снять в павильоне. Но задний план менялся, в зависимости от того, чьими глазами мы видели окружающий мир на экране. Поэтому применение комбинированных съемок здесь стало необходимостью.

А знаете ли вы что...

Спецэффекты появились одновременно с камерой Люмьера. Француз Жорж Мелье, купивший у братьев Люмьер камеру, сразу же начал эксперименты в области эффектов. Его первые фильмы начали появляться еще в 1896 году.

“Сюжет — это всего лишь нитка, на которую я нанизываю эффекты, — говорил Мелье. — Мои фильмы созданы только для услады глаз зрителя”.

Тогда его фильмы длились от 30 секунд до 9 минут. Но уже в 1902 году он был способен делать довольно длинные фантастические картины.

Первые эффекты

Мелье — пионер в области эффектов — не был одинок. Параллельно с ним в Англии Р. Паул основал первую в стране киностудию в Масвелл Хилл (северная часть Лондона). Там он изобретал новые средства киносъемки специальных эффектов, которые принесли ему славу “отца английской кинопромышленности”. В фильме “Автомобилист”, вышедшем в 1905 году, благодаря технической изобретательности Паула, стала возможна съемка кадров, где автомобиль улетал с Земли, проезжал по кольцам Сатурна и возвращался обратно.

История комбинированных съемок

Комбинированные съемки использовались задолго до оптического принтера. На заре кинематографа такие эффекты создавались прямо “в камере”. Просто закрывали ту часть линз камеры, в которой потом будет сниматься другое изображение, пленку перематывали, закрывали отснятую часть пленки и снимали повторно.

В 30-х годах кинематографисты начали создавать оптический принтер. Линвуд Данн был известен как лучший специалист по комбинированным съемкам. Он был оператором на съемках первой версии “Кинг-Конга”. Пять лет спустя ему заказали еще более сложные съемки — фильм “Выращивая Малыша”, где нужно было соединить актеров Кэтрин Хэпберн и Кери Гранта с настоящим леопардом по кличке Малыш. Сцену, где Кери Грант идет к лифту, за ним следует леопард, а потом за ними выбегает Кэтрин Хэпберн, снимали трижды. Каждый из актеров, включая леопарда, снимался отдельно. Потом их соединили в одном кадре.

23 Kb 31 Kb 17 Kb

Так создавалась рир-проекция.

Харрисон Эллиншоу работает над видом планеты Дагоба для фильма “Империя наносит ответный удар”. Харрисон — потомственный художник. Его отец, Питер Эллиншоу — легендарный кинохудожник — также работал над “Звездными войнами”.

Вверху — картина Ральфа Маккуори для фильма “Империя наносит ответный удар”.

Линвуд Данн: “Сначала всегда приходилось снимать леопарда, потому что мы не знали, как быстро он пойдет в кадре”.

Позже Линвуд Данн создал стандартный оптический принтер, за который в 1981 году он получил “Оскар” (за технический вклад в кинематограф).

Кроме того, в кинематографе использовались и другие приемы для совмещения различных изображений. Например, рир-проекция (от англ слова rear — “тыл, задняя сторона”). Суть эффекта в том, что за актером стоит экран, на который сзади на просвет проецируется нужное изображение. Спереди же актера снимает камера. Самое сложное здесь было синхронизировать работу рир-проектора и камеры. Иначе зритель видел эффект бегущего кадра.

42 Kb

Актриса Анна Пакин на ступенях разрушенного замка. Только центральная часть лестницы реальна, остальное нарисовано Крэгом Муллинсом. Рекламный проект, который никогда не видели зрители — концепция слишком мрачна для рекламы.

Также до сих пор используется эффект перспективного совмещения, когда один актер стоит ближе к камере, а второй — дальше, и потому один кажется великаном, а другой — карликом. Такой прием использовали при создании трилогии “Властелин колец”.

Высокое искусство на экране

Большинство самых красивых сцен в кино являются произведениями искусства в прямом смысле этого слова. Когда панораму или задний план слишком дорого или даже невозможно снять вживую, на смену строителям приходят настоящие художники. Они пишут свои полотна на стекле, оставляя место для актеров. Это оставшееся место во время съемок закрывают сзади стекла черной тканью. Потом в эти темные проемы впечатывают актеров с помощью комбинированных съемок.

Создание живописных полотен, которые бы достоверно сымитировали реальные съемки, имеет свою специфику. Например, когда мы смотрим на панораму (особенно вскользь), мы не замечаем большинства деталей. Более отдаленные предметы выглядят для нас всего лишь сгустками цвета и смутными очертаниями.

Именно эту игру света и тени, а также цветовые вкрапления и имитирует художник. Он вовсе не будет прорисовывать все детали до самой мельчайшей. Он всего лишь будет имитировать то, как видит реальность человеческий глаз.

Иногда такую картину используют как задний план для миниатюрной съемочной площадки. Тогда перед картиной ставят миниатюрные деревья, домики и, например, пускают на переднем плане совершенно настоящий миниатюрный поезд. Таким образом, плоская картина получает глубину, а зритель ни за что не догадывается, что кадры сняты не на натуре, а в студии.

36 Kb 39 Kb

Фантастический инопланетный город.

Все, что находится выше людских голов — рисунок.

Кроме того, в картину добавляются другие элементы. Такие как искусственный дождь, созданный с помощью пищевой соды, снятой на фоне черного задника и потом вставленной в картину, или... городских огней. Для этого в нужных местах в краске на стекле протираются миниатюрные отверстия, а потом с обратной стороны картина освещается лампой. Именно так была создана панорама города в фильме “Фокус-покус”.

Таким же образом было воссоздано поместье Скарлетт О’Хара и целые кварталы старой Атланты в фильме “Унесенные ветром”.

17 Kb

Ральф МакКуори за работой (на холсте — сцена прибытия Хана Соло в Город в облаках).

Метод каширования был придуман еще на заре кинематографа. Но тогда этот метод был сделан “в камере”. Это похоже на рир-проекцию, только наоборот. То есть огромный кусок стекла ставился прямо на съемочной площадке, и пейзаж, строения или необходимые детали кадра дорисовывались прямо на этом стекле. Потом актеры вставали на свои места и играли свои роли за стеклом. Постепенно поняли, что такой способ каширования не очень рентабелен. Ведь нужно ждать, пока художник нарисует картинки, чтобы потом начать съемки. Позднее был придуман способ “латентного каширования”, когда все то же стекло присутствовало на площадке и актеры играли за ним, но вместо готовой картины режиссеры просто закрашивали нужные места стекла черным, чтобы пленка не засвечивалась в тех местах, а картину накладывали уже после завершения съемок. Сейчас художник рисует свои картины в студии после того, как актеры закончили свою работу. Их рисунки стали гораздо меньше по размеру, ведь сопоставлять пропорции рисунка и реального места съемок уже не надо.

Работа такого художника ценится очень высоко, ведь профессионалу нужно учесть очень много факторов для создания подобной картины. Художнику приходится сопоставлять цветовую гамму света и тени, контрастность и перспективу кадра, буквально пририсовывая необходимые детали к тому, что уже существует на пленке, и нарисовать нужно так, чтобы наш глаз не увидел разницы. Режиссер при съемках в студии должен учитывать, что художнику придется пририсовывать оставшееся изображение. Поэтому, например, на съемках фильма “Семейка Аддамс 2. Сокровище семьи Аддамс” в сцене, где няня сбегает из поместья через окно, камера была закреплена неподвижно, а часть линз закрыта черной тканью. Задачей каскадера было не “выпасть” за пределы очерченного пространства, иначе зритель увидит границу на экране. Каскадер с этой задачей справился отнюдь не с первого дубля. Позже художник пририсовал верхнюю часть поместья и небо над ним с учетом нужной перспективы и освещения.

17 Kb 17 Kb

Картина Ральфа МакКуори до вставки моделей.

Та же картина после комбинированных вставок моделей.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться