Световой меч пЛУТОН ЕСЛИ БЫ. УТОПИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ Человек-паук
Версия для печатиВрата Миров: Планетарий: Уран и Нептун
Кратко о статье: Далеко-далеко, за орбитой Сатурна, на самом краю Солнечной системы, вращаются две планеты. Обе они состоят большей частью из замёрзших газов, обе имеют свиту ледяных спутников и обе не слишком часто привлекают внимание фантастов. Речь идёт о седьмой и восьмой планетах Солнечной Системы: об Уране и Нептуне.

Ледяные гиганты

Уран и Нептун в фантастике

Далеко-далеко, за орбитой Сатурна, на самом краю Солнечной системы, вращаются две планеты, похожие друг на друга. Обе они состоят большей частью из замёрзших газов, обе имеют свиту из ледяных спутников, обе носят имена верховных богов античного мира и обе не слишком часто привлекают внимание фантастов. Речь идёт о седьмой и восьмой планетах Солнечной системы: об Уране и Нептуне.

НА ЗАДВОРКАХ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Какое именно вещество придаёт атмосфере Нептуна этот оттенок, ученые пока не знают.

За пределами орбиты Сатурна для фантастов начинается тотальная скука. В самом деле: о ближних планетах всегда есть что рассказать. Меркурий — это адская жара и Солнце на полнеба. Венера — облака и «доисторический мир». Марс (Землю пропускаем) — пустыня и «каналы». Юпитер — крупнейший газовый гигант, красное пятно, сумасшедшие вихри. Сатурн — кольца...

А дальше начинаются трудности. Уран и Нептун — просто ещё пара газовых гигантов, но куда менее интересных: и кольца-то у них хилые, и размеры подкачали, и ветры не такие уж штормовые... Разве только о Плутоне было что сказать: всё-таки самая дальняя точка Системы. В остальном — тоже ничего интересного, лёд и камни, такого добра и в поясе астероидов навалом.

Потому обо всех трёх дальних планетах в сумме написано меньше, чем о любой из первых пяти (Землю, опять-таки, не считаем). Однако кое-что найти всё-таки можно. Потому что на самом деле с дальними планетами всё не так уж однозначно.

И у Урана, и у Нептуна есть свои особенности (о Плутоне поговорим позже), которые, возможно, и не делают их более привлекательными для фантастов, но приносят им несомненную индивидуальность.

Для начала, Уран и Нептун не совсем «газовые гиганты». Если Сатурн и Юпитер состоят преимущественно из гелия и водорода, то их удалённые собратья в силу огромного расстояния от Солнца имеют в составе больше льда: водяного, метанового и аммиачного. Для Урана и Нептуна был даже введен отдельный термин: «ледяные гиганты».

Все четыре гигантские планеты Солнечной системы «оснащены» кольцами. В конце семидесятых были открыты кольца Урана, а десять лет спустя — и кольца Нептуна. Конечно, они не идут ни в какое сравнение с шикарными украшениями Сатурна, но всё же представляют для исследователей немалый интерес: например, до сих пор неизвестно, за счёт чего сложные кольца Урана (появившиеся в результате столкновения нескольких спутников планеты и состоящие преимущественно из пыли и водяного льда) сохраняют своё положение. Кольца Нептуна имеют более простую структуру и состоят предположительно из водяного льда и силикатов.

Уран и Нептун делят третье и четвёртое места в Системе по массе и размеру, причём Уран крупнее, но легче, а Нептун мельче (его радиус всего в 4 раза больше земного), но тяжелее. История обнаружения обеих планет уникальна: Уран был найден в 1781 году и стал первой планетой, открытой со времен античности (до XVIII века его тоже наблюдали, но считали звездой из созвездия Тельца). А Нептун оказался первой в истории человечества математически вычисленной планетой: его открыли в 1846 году путём обсчёта особенностей орбиты Урана.

У Урана самая холодная в Системе атмосфера: до минус 225 градусов. Зато в атмосфере Нептуна самые быстрые ветры: до умопомрачительной скорости в две тысячи километров в секунду (на Уране — всего только до 250). Принятая сейчас гипотеза их строения делит планеты на три основные части: каменное ядро, ледяную оболочку (точнее, жидкую: из смеси воды, метана и аммиака) и густую атмосферу.

В атмосфере обеих планет присутствуют водород, гелий и метан, а также льды. Облака Урана имеют сложный состав: верхние облачные слои состоят из метана, а нижние — из воды. Правда, облаков этих очень мало: у Урана самая спокойная из всех планет-гигантов атмосфера.

С Тритона Нептун похож на катящийся мячик.

Спутников у них, как и положено гигантам, в достатке: у Урана 27, у Нептуна 13. Свита Урана в основном носит имена персонажей двух английских поэтов: Уильяма Шекспира и Александра Поупа.

Вокруг Урана обращаются, например, Миранда, Уриэль, Оберон, Титания... У Нептуна, морского царя, свита тоже морская. Тритон — крупнейший спутник Нептуна — единственный в Солнечной системе крупный спутник, вращающийся в направлении, противоположном вращению планеты. Прочая спутниковая мелочь — Нереида, Протей, Наяда — вся целиком едва набирает такую же массу, как один Тритон. Зато Тритон с каждым витком медленно приближается к Нептуну и через пару десятков миллионов лет неминуемо будет разрушен. Предполагается, что после смерти он станет планетарным кольцом, которое затмит своей красотой кольца Сатурна. А ещё Тритон — третий в Системе спутник (после Ио и Титана), имеющий атмосферу, и, кроме того, его, как и Европу, подозревают в наличии подо льдом водных океанов, а следовательно, и возможной жизни.

Уильям Гершель обнаружил Уран с помощью самостоятельно построенного телескопа.

А ещё Уран — единственная в Системе планета, ось вращения которой расположена горизонтально относительно плоскости обращения вокруг Солнца. То есть если другие планеты похожи на крутящийся волчок, то Уран больше похож на катящийся шар. Год на нём длится 84 земных, а сутки — 17,5 часов.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

В первой половине столетия фантасты населяли разумными аборигенами буквально каждое небесное тело солнечной системы. Больше всего повезло Марсу и Венере — на них писатели расселили множество братских цивилизаций. С удалением планеты от Земли количество вариантов её заселения уменьшалось, но кое-что все же досталось и самым дальним планетам.

Строение ледяных гигантов: 1 — тонкий облачный слой; 2 — густая атмосфера; 3 — оболочка изо льда; 4 — каменное ядро.

Несравненный автор космических вестернов Эдмонд Гамильтон в своей эпопее «Одиссея капитана Фьючера» населил Нептун (вполне пригодный для жизни) долговязыми аборигенами с гибкими, словно бескостными, телами, маслянистой серой кожей и коническими черепами — морскими пастухами и охотниками. Для полудетского развлекательного боевичка сделать Нептун планетой- океаном было логично — не зря же она названа именем морского царя. А в шахтах под поверхностью океана горняки добывали необходимый для космических перелётов гравиум.

Единственная планета Солнечной системы, полностью покрытая водой, Нептун таил в себе множество загадок для ученых-планетографов. Лунные приливы и отливы, постоянные электрические возмущения в атмосфере и неизменные ветры затрудняли изучение. На планете-океане не было континентов, но в северном полушарии встречались группы скалистых островов, и на этих островах обитали малочисленные племена нептунцев, гуманоидов с низким уровнем развития. Во времена освоения планет земляне построили на самом крупном острове город Амфитрит. Сюда регулярно прилетали любители рыбной ловли, но основное население составляли люди, связанные с добычей драгоценных металлов и самого драгоценного из них — гравиума.

Эдмонд Гамильтон
«Капитан Фьючер принимает вызов»

Уран выглядит скучнее, несмотря на более ярко выделенное кольцо.

Легенды туземцев изобиловали невероятными подробностями о подводном царстве, о страшных воронках на дне, о таинственных подводных городах и их обитателях — полулюдях-полурыбах, называемых морскими дьяволами. Согласно легендам, морские дьяволы обладали сверхъестественными способностями. Рассказывали также о плавающих в океане островах, заросших ядовитыми цветами неописуемой красоты... Это при том, что океан Нептуна действительно кишел морскими тварями. Морские змеи то и дело выбрасывали из воды зубастые головы, оглядывая волны в поисках добычи. Гигантские водные динозавры рассекали зубчатыми плавниками воду в погоне за стаями рыб, медлительные китообразные животные с дископодобными телами покачивались на волнах, пуская фонтаны воды, смешанной с воздухом.

У каждого уважающего себя гиганта должно быть свое Большое Пятно. Было оно и у Нептуна: скорость ветров здесь достигала 2400 км/ч.

Впрочем, легенды имели под собой основу. Нептунианский морской народ действительно существовал. Вот как описывает его Гамильтон: «В свете ламп виднелись белые тела, похожие на человеческие; вот только ноги срослись в мощный хвост с широким плавником, а короткие сильные руки имели плавники на локтях и между пальцев. Лицом прибывшие почти не отличались от людей, лишь в области шеи виднелись жабры, щели которых ритмично расширялись и сужались в такт дыханию. На морских гостях были короткие куртки из металлической сетки, а в руках у двоих Кэртис заметил металлические стержни».

А на спутнике Нептуна Тритоне не было морей, весь спутник был покрыт травкой и словно предназначен для безмятежного отдыха. Его столица была самым необычным городом во всей Системе. Тритонцы стали чуть ли не самой развитой расой Системы и не нуждались в обычных зданиях: их город был не пространством, а полем. Для наблюдателя он представлял собой многокилометровую металлическую платформу, воздух над которой гудел и вибрировал.

Главную опасность на Тритоне представляли так называемые «зоны претворения мыслей». О таком мы читали ещё у Шекли в его знаменитом рассказе «Призрак-5»: мол, подумай о чудовище, оно и появится. Сами тритонцы напоминали карикатуры на людей: огромные развитые головы на тонких и коротких ногах. Их излюбленным занятием было выдумывание образов: от немыслимо экзотических животных и растений до предметов искусства и украшений.

Слава Тритона была такой, что редкий житель другой планеты рисковал совершить на нём посадку.

Вообще, надо заметить, что луны Урана и Нептуна становились местом действия фантастических произведений гораздо чаще, чем сами ледяные гиганты.

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ЛУНЫ

В другой повести Гамильтона «Сокровище Громовой Луны», написанной в 1942 году (к слову, это была первая авантюрная космическая фантастика, переведённая в СССР: повесть вышла в журнале «Техника — молодёжи» в 1956 году), на Обероне (луне Урана) обнаруживают месторождение левиума — минерала с отрицательной гравитацией.

Здесь Гамильтон тоже оказался оригиналом. Едва ли не все авторы поголовно описывают луны дальних планет как невероятно холодные места, где метан и водород выпадают инеем на поверхностях, а температура не поднимается выше минус ста. В «Сокровище Громовой Луны» Оберон — собственно Громовая Луна — совершеннейший ад: извергающиеся вулканы, разломы коры, заполненные магмой, и прочий антураж, характерный скорее для Меркурия. Одни названия чего стоят: Пламенный океан, Горящий залив, Алые пики...

Из-за бурной атмосферы и колоссальной сейсмической и вулканической активности на Обероне очень сложно совершить посадку. А ещё там живут огневики. Странная жизнь, зародившаяся в металлических солях и развившаяся до полуразумной формы.

Удивительно, как в послесталинском СССР, в одном из центральных молодежных журналов, смогла выйти авантюрная космическая повесть Гамильтона.

...Из горячего тумана появляются скрюченные четвероногие фигуры, похожие на больших павианов. Их тела отливают металлическим блеском — ведь обычная плоть не могла бы просуществовать ни минуты в этом сжигающем жаре. На мордах видны только разинутые пасти с блестящими металлическими зубами и широко расставленные, неподвижные кристаллические глаза. На задних лапах — железные копыта, на передних — огромные металлические когти. И для завершения адского образа — при каждом вздохе из пастей чудовищ вылетает пламя...

Поверхности Титании требуется хороший шлифовальщик.

Оберон был ужасен. Это был тускло-багровый шар, окутанный неглубокой атмосферой, густо пропитанной тёмным дымом. В прорывах этой тёмной мутной дымки виднелись вулканические материки, огненные острова, о раскалённые берега которых бился зловещий алый прибой огромного океана расплавленной лавы.

Громовая Луна, самый зловещий мир в Системе, арена необузданных вулканических сил, подобие древнего ада! Его красные лучи проникли в иллюминатор звездолёта, их блики упали на лица звездолётчиков.

Эдмонд Гамильтон «Сокровище Громовой Луны»

Впрочем, и Титанию — ещё один спутник Урана — Гамильтон «заполнил» буйными джунглями, в которых люди выжигали участки, чтобы построить космопорт или город. Туземцы Титании (а как же без туземцев!) выглядели как зелёные фигуры с огромными, без зрачков глазами на лицах попугаев. Одетые в лохмотья земных одежд, они протягивали к людям беспалые руки, выпрашивая соль — вещество, которого на Титании не было и которое стало для титанийцев наркотиком.

Представьте себе ночную Титанию. Воздух над джунглями влажный, пропитанный едкими запахами густых папоротникообразных деревьев. Светящиеся летающие цветы скользят в воздухе, оставляя невидимый след восхитительного аромата. В зарослях зловеще кричат древесные коты — небольшие травоядные зверьки, похожие на лемуров. В небе раздаётся сухой треск крыльев драконового коршуна. А над горизонтом поднимается призрачное зелёное сияние. Оно усиливается с каждой минутой, и вот колоссальный зелёный щит Урана выплывает в небо, заполнив половину небосвода и разливая зеленоватое сияние, как невероятно огромная изумрудная луна...

В систему Урана отправлялся и исследовательский рейдер «Лунная радуга» из знаменитого одноимённого романа Сергея Павлова. Уран — гигант удивительного зеленовато-голубого цвета, с мерцающим призрачным кольцом — задал учёным и десантникам множество загадок. Но главные трудности ждали на лунах. Ловушки таились даже на сказочно красивой маленькой Миранде, «снежной принцессе», как окрестили её земные космонавты. Её причудливые снежные образования скрывали ажурную «арматуру» из твёрдого льда. Сесть на поверхность, не провалившись в каверны, было сложно, взлететь — ещё сложнее.

Но самым загадочным был уже упоминавшийся Оберон. На таком расстоянии солнце казалось яркой миниатюрной горошиной, тени были длинные, острые и очень густые, словно под светом множества прожекторов. Поверхность «... являла собой неярко освещённые боковым светом хаотические нагромождения обломков грязного льда. За исключением смолистой черноты теней и яркой белизны небольших участков, припудренных метановым и водно-аммиачным снегом, все краски этого промёрзшего насквозь ландшафта были довольно блёклыми, преобладали грязно-зелёные, серые и сизые расцветки деталей рельефа. Правда, некоторые глыбы сильно повреждённой коры ледового панциря обращали на себя внимание йодистой желтизной. Надпанцирные наледи были светлее: грязно- белые, бледно-жёлтые и синевато-белёсые... Столбы в виде оплывающих свечей, таинственные согбенные фигуры под белыми покрывалами, гроты, раковины с шипами, арочные виадуки на тонких опорах… Как-то не верилось, что эти архитектурно-художественные шедевры — всего лишь результат оледенения выдавленных из недр Оберона фонтанов глубинной жидкости. На фоне чёрного неба ледяные изваяния выглядели как нечто пугающе-колдовское...»

Бог морей Нептун. Цвет атмосферы «его» планеты действительно похож на цвет морской воды.

Эти огромные образования рушились от малейшего воздействия, превращая пейзаж в более обыденный, становясь похожими на обычные руины или даже земные жилые купола.

Привычную уже читателям фантастики космическую тюрьму помещает на другом спутнике Урана — Ариэле — Пол Макоули. Здесь главное отличие ариэльского ландшафта — огромные многокилометровые провалы-грабены. Вмешательство людей изменило миллионнолетние виды: теперь на дне грабена расположена тюремная ферма.

«Плоская равнина усеяна бескрайними полями полувакуумных организмов. Оранжевые, красные, чёрные, как сажа, рыжевато-коричневые, ярко- жёлтые — они тянутся... во всех направлениях до самого горизонта, похожие на самое большое во Вселенной лоскутное одеяло. Высоко над полями плывут вереницы ламп, похожие на горящие эскадрильи самолётов. Здесь имеется кое-какое атмосферное давление, двадцать миллибаров азота и метана, и вид скрывает лёгкая дымка, давая представление о расстоянии, о том, как огромен на самом деле этот сад...» Грабен прикрыт пластиковой крышей, над которой в чёрном небе плавает огромный зеленоватый Уран. Сама тюрьма уходит на двадцать километров под ледяную поверхность Ариэля, это вертикальная цилиндрическая шахта колоссальных размеров. Ариэль имеет едва ли тысячу километров в диаметре и в основном состоит из льда; гравитация на нём очень низкая. И заключённые, и тюремщики — настоящие акробаты, они так и летают туда-сюда по кабельным проводам и трапецеидальным балкам, сеткам и верёвочным дорожкам.

В шахте свой микроклимат, множество деревьев, вертикально растущих из каждой расщелины в стенах. Есть и свои животные: дикие белкообезьяны и генномодифицированные домашние поющие сверчки.

В мирах со слабой гравитацией проблемы с ванной и душем: вода разлетается сразу во все стороны. Поэтому популярность там приобрели сауны и турецкие бани. Они стали не только общественными местами для поддержания чистоты, но и своеобразными клубами вроде римских терм. Свои отдельные сауны были у приверженцев разных религий, разной ориентации. Люди так и говорили о себе: «Я принадлежу к 23-й парильне».

Кроме лун-тюрем, у Урана есть и луны- обсерватории.

Наиболее привлекательными для постройки внеземных обсерваторий учёным казались спутники планет-гигантов: минимум небесного мусора и почти нулевой магнитный фон. Важным было и воздействие на сверхчувствительные приборы даже самых слабых колебаний ледяной коры.

Построенные обсерватории становились глазами и ушами Солнечной системы. Гравитационные, нейтринные, оптические, гамма-, радио- и прочие телескопы, принадлежащие самым разным странам. Подлёдные жилища позволяли оберонским обсерваториям быть очень чистой территорией — даже небольшое облачко кислорода или водяного пара, вырвавшееся из наземных помещений, могло загубить научный эксперимент. Поверхность плато покрывали специальной плёнкой, чтобы предотвратить испарение льда. Обсерватории хранили строжайшее радиомолчание и жёстко контролировали все приборы, порождающие радиопомехи. И вот когда речь зашла о запуске термоядерного генератора, который, наконец, должен был обеспечить Оберону достаточно энергии, возникла сложность.

Водяной лёд той особой структуры, которая и придавала оберонскому плато его уникальное сейсмомолчание, не боялся количества тепла, которое должен был выделять генератор. Но от этого могла начаться перестройка кристаллической решётки этого льда — с аморфной на обычную гексагональную, — а вот процесс кристаллизации уже был чреват серьёзным тепловыделением.

Именно такое знание геологии ледяных лун принесло Никки — главной героине нашумевшей недавно «Астровитянки» Ника Горькавого — многомиллионную страховую премию.

Оберон — Громовая Луна у Эдмонда Гамильтона и место встречи с неведомым у Сергея Павлова.

СТРАШНЫЕ БОЛЬШИЕ ПЛАНЕТЫ

«Нептун оказался сине-зелёным шаром, тусклым в слабом солнечном свете. Обычно вид планеты с такого близкого расстояния внушает ужас, если не опьяняет. Эта планета просто выглядела невероятно холодной».

Альфред Ван Вогт «Мир птаввов».

На штурм Урана отправляются герои Стенли Вейнбаума («Планета сомнений»). Здесь у Урана есть поверхность — как суша, так и океаны, — и атмосфера, состоящая из крайне густых облаков. Как сказал один из героев: «По-моему, очень похоже на Лондон».

В этом тумане (вполне пригодном для дыхания) обитают странные животные. Земные космонавты нашли два вида созданий. Одни представляли собой скорее колонии из нескольких десятков особей: червеобразные туловища, состоящие из независимых колец-сегментов с единственным органом- локатором по центру. Они агрессивно нападали на людей, а при попытке атаковать распадались на несколько отдельных чудовищ. Вторых земляне наблюдали только в виде невнятных теней в тумане, причём эти вторые явно работали «наводчиками», указывая местоположение добычи червеобразным чудовищам. Позже обнаружилось, что вторые — действительно тени — почти вертикальные тени, отбрасываемые тварями, парящими в густом воздухе Урана. А агрессивные твари-колонии — их полуслепые личинки, которым «родители» действительно помогали обнаруживать добычу. Вот такой семейный симбиоз...

Стражи Урана и Нептуна из вселенной «Сэйлормун». Действие самого сериала, правда, происходит почти исключительно на Земле.

Что ещё рассказали фантасты о ледяных гигантах? Юлия Остапенко в рассказе «Матильда и чужой» упоминает знаменитые грязевые ванны Урана. Георгий Гуревич раскалывает Уран на четыре части, чтобы сделать из него четыре обитаемых планеты («Первый день творения»), а Ходжиакбар Шайхов «завозит» с Нептуна бактерий, пожирающих кислород, и чуть не устраивает на Земле планетарную катастрофу. Сергей Снегов поместил на Нептуне своеобразную «свободную зону» — колонию, где любой прибывший может официально взять себе новое имя и придумать новую биографию.

Вначале казалось, что со странным обычаем будет покончено, когда исчезнут беглецы, боявшиеся наказания за проступки перед обществом. Но вскоре обнаружилось, что многим нравится игра в инкогнито. Молодые люди, не удовлетворённые ровным течением земной жизни, нанимались на Нептун и там разыгрывали из себя тех, кого хотели бы в себе видеть. По планете, как по сцене, ходили не простые жители, но актёры. Иногда кто-то улетал, менял использованную и надоевшую фамилию и легенду на другие, ещё красочней, и возвращался обратно на новые роли. Существование на Нептуне было трудным, работа изнурительной — игра в придуманную жизнь скрашивала бытие. Теперь она была невинной, и на Земле посматривали с улыбкой на далёкую планету.

Сергей Снегов
«Эксперимент профессора Брантинга»

О более простых опасностях, что подстерегают корабли в случае аварии в зоне досягаемости планеты-гиганта, лучше всех написали Стругацкие в «Пути на Амальтею». Там в роли мира-убийцы выступал Юпитер, но ледяные гиганты в этом смысле мало чем от него отличаются. Та же густая атмосфера, те же температурные аномалии, огромное притяжение, медленно и неуклонно возрастающая тяжесть... В случае, когда звездолёт теряет управление и начинает медленно опускаться в мутный газовый «суп», как в рассказе Павла Амнуэля «Иду по трассе», «нещадные вихри и тепловые взрывы делают поиск мукой, обречённой на провал». В какой-то момент плотность среды за бортом возрастёт и корабль зависнет в густой, как кисель, атмосфере Урана. Возможно, это будет названо «посадкой», хотя до тверди под ногами будет ещё довольно далеко. И, конечно, когда станет ясно, что ни один скафандр не выдержит такого давления, на помощь снова придут модифицированные организмы — тела чудовищ, управляемые человеческим разумом.

Похоже, только разделившись на разные биологические виды, человечество сможет хоть как-то освоить планеты-гиганты.

И, похоже, фантастов всё меньше пугает эта перспектива.

СОЛЯРИС НА УРАНЕ ИЛИ УРАНИАНСКИЕ ХРОНИКИ

В 1962-м появился совместный американо-датский фильм «Путешествие к седьмой планете». В нём рассказывалось об экспедиции на Уран, которая должна была состояться в 2001 году. Добравшиеся до цели космонавты обнаружили, что нечто на Уране на время захватило контроль над их разумом. Нет, ничего плохого с ними не случилось, но вот место приземления неожиданно оказалось окружено густым лесом, в котором один из землян узнал место своего рождения. Вскоре на корабле начинают появляться и другие люди, которых на далёком Уране, разумеется, не может быть...

Сюжет отчасти напоминает «Марсианские хроники» Брэдбери, отчасти — появившийся в Польше годом ранее выхода фильма «Солярис» Лема. Однако речь о заимствовании явно не идёт. Просто идеи, очевидно, носятся в воздухе.

Окрестности Нептуна стали местом действия другого фильма, гораздо более «свежего»: в картине 1997 года «Сквозь горизонт» именно там обнаруживается пропавший без вести первый земной звездолёт. А в недавней «Виртуальности» Питера Берга на орбите Нептуна землян снова, как и в «Путешествии...», подстерегают небезопасные игры с сознанием.

Окрестности Нептуна в фильме «Сквозь горизонт».

Что почитать?
  • Олесь Бердник «Кванты или мысль?»
  • Жерар Клейн «Всадник на стоногом»
  • Павел Кузьменко «Заре навстречу»
  • Рю Мицусе «Возвращение героев»
  • Андре Моруа «Из жизни людей»
  • Дэвид Нордли «В пещерах Миранды»
  • Брайан Олдисс «ИИИ»
  • Майкл Резник «Слоны на планете Нептун»
  • Герберт Франке «На Уран и обратно»
  • Роберт Хайнлайн «Между планетами»
  • Роберт Шекли «Охотники каменных прерий»
Что посмотреть?
  • «Вторжение с Нептуна» (1961)
  • «Рабы Нептуна» (эпизод сериала «Космический патруль», 1962)
  • «Космические дальнобойщики» (1996)
mimikino
№ 1
26.09.2011, 23:35
- это же больше 4й космической скорости. как так?
metos
№ 2
27.09.2011, 00:00
может очепятка. Прочитал про климат нептуна, написано ветра там до 700 км/ч(200м/с). Но 2000 км - это шибко сильно.
Robin Pack
№ 3
27.09.2011, 00:10
Скорее всего, переводили км/ч в м/с или обратно, и частица осталась.