Google+
МИРЫ. WARCRAFT ABERCROMBIE Сделка с дьяволом Бесконечная история
Версия для печатиФильм на DVD: «Клетка»
Кратко о статье: Путешествие в подсознание серийного убийцы-шизофреника. Поиск ответов на вопросы в безумном и красочном мире, порождённом больной фантазией. Ставка — жизнь очередной жертвы. Самый шизоидный и красивый триллер в нашей коллекции.

Наше досье

Клетка

Клетка

The Cell

Жанр: Сюрреалистический триллер

Страны: США, Германия

Студии: New Line Cinema, CaroMcLeod, Katira Productions GmbH & Co. KG

Режиссёр: Тарсем Синх («Запределье»)

Сценаристы: Марк Протосевич («Я — легенда»)

В ролях: Дженнифер Лопес, Винс Вон, Винсент Д’Онофрио, Джейк Уэбер, Дилан Бейкер

Ограничения по возрасту: R (до 17 лет — со взрослыми)

Премьера в России: 27 декабря 2000 года

Продолжительность: 104 минуты

Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
Артур Шопенгауэр


Молодой психиатр Кэтрин Дин практикует экспериментальный вид терапии. С помощью особого устройства она погружается глубоко в подсознание пациентов, где пытается наладить с ними контакт. Но однажды её просят отправиться в разум впавшего в кому убийцы-шизофреника. В безумном, сюрреалистическом мире его подсознания Кэтрин нужно найти ответ на вопрос: где находится последняя, ещё живая жертва маньяка? Но для этого придётся понять и выслушать жестокого убийцу, а времени совсем мало…


Объясняя, что такое сюрреализм, обычно вспоминают одно и то же: сны, буйное воображение, мягкие часы с картин Сальвадора Дали, подсознание… Действительно, подсознание. Существует целое философское течение, солипсизм, согласно которому мир не более чем сон и фантазия наблюдателя — обладателя единственного в мире настоящего сознания. С одной стороны, не докажешь, что это не так, с другой же — каждый может быть уверен, что он и есть единственный творец бытия. Впрочем, никто не станет отрицать, что чужой разум — это целый мир, широкий и непознаваемый. Страна, которой нет на карте.

Фильмов про путешествия в глубины чужого сознания, где таится причудливый и изменчивый мир, немало — достаточно вспомнить недавнее «Начало» Кристофера Нолана. Дебютная картина Тарсема Синха «Клетка» посвящена путешествиям внутрь больных разумов. Простой детективный сюжет о сумасшедшем маньяке-убийце и не самая выдающаяся актёрская игра отходят на второй план перед невообразимым визуальным стилем. Внутренние миры замкнутого мальчика и безумного маньяка поражают буйством красок и парадоксальным сочетанием деталей. Рваный монтаж и неожиданные вставки только усиливают впечатление от того сумасшествия, которое разворачивается на экране. Маньяк в своём мире — настоящий король, повелитель боли и страданий, чем-то похожий на жуткие порождения Сайлент Хилла. Тем интересней, что героине Дженнифер Лопес удаётся найти с ним общий язык, встретить персонификацию его детства и даже понять этого жуткого, опасного, но всё же больного человека.

Самое интересное, что события реальности практически не интересуют режиссёра — преступление раскрывается обычными следственными методами, разве что одна мелочь помогает сделать это быстрее. А Кэтрин, несмотря ни на что, хочет понять безумца и помочь ему найти хоть что-то хорошее в его умирающем разуме. Но для этого ей придётся посетить немало причудливых и зловещих миров, порождённых больной фантазией.

***

«Клетка» — безумный, жуткий, но невероятно красивый сюрреалистический триллер. Это именно тот случай, когда форма важнее содержания.

Яркие образы со множеством отсылок к творчеству художников-сюрреалистов постоянно чередуются в безумном калейдоскопе. Несмотря на несколько жестоких и кровавых сцен, фильм затягивает и не отпускает до самого конца. Из путешествия в глубины безумия нельзя вернуться прежним.

Столпы безумия

Естественно, такой фильм не мог обойтись без множества отсылок к творчеству различных мастеров сюрреализма и не только. Помимо общего вдохновения стилистикой Сальвадора Дали, кадры порой цитируют конкретные картины.

  • Декорации эпизода, где Кэтрин впервые попадает в разум маньяка и видит маленького мальчика, бегущего вверх по каменной лестнице, напоминают картину Ганса Руди Гигера Schacht.

  • Следующий за ним запоминающийся эпизод с лошадью основан на инсталляции британского художника Дэмьена Хёрста Some Comfort Gained from the Acceptance of the Inherent Lies in Everything.

  • А вот первое проникновение агента Новака в разум убийцы практически повторяет картину Dawn норвежского фигуративиста Одда Нердрума.

  • Ещё фильм цитирует несколько сцен из клипа Losing My Religion рок-группы R.E.M., который тоже снял Тарсем Синх. Убийца вспоминает первую жертву в той же комнате, где пели музыканты. А в финале, когда Кэтрин беседует с «юным» маньяком, присутствуют такие же виньетки, что и в клипе.

Та самая комната. В клипе (слева) и в фильме (справа).

Клетка

Хрущёв бы не одобрил.

Клетка

Таким видит себя убийца.

Клетка

Крадущаяся шиза, затаившийся психоз.

Клетка

Полёты во сне или наяву?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться