Google+
Супергерои как миф Сделка с дьяволом ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ
Версия для печатиФантасты: Классики: Ли Брэкетт
Кратко о статье: Многие фанаты «Звёздных войн» лучшим фильмом Саги считают эпизод V. Немалая заслуга в том основного сценариста картины Ли Брэкетт, которая не зря считается одним из ярчайших представителей Золотого века американской фантастики.

Гостья далекой галактики

Ли Брэккет

После успеха «Новой надежды» Джордж Лукас начал работу над продолжением «Звёздных войн». Демиург саги пожелал, чтобы его идеи воплотились в по-настоящему ярком, увлекательном и профессионально написанном сценарии. Нужен был автор опытный и творчески одарённый, способный гармонично соединить реалистичность характеров, драматичность событий и фантастичность антуража. Из представленных студией кандидатур Лукас остановил свой выбор на Ли Брэкетт.

 

Многие фанаты «Звёздных войн» лучшим фильмом Саги считают именно эпизод V — «Империя наносит ответный удар». Немалая заслуга в этом основного сценариста картины Ли Брэкетт, которая также справедливо считается одним из ярчайших представителей «Золотого века американской фантастики».

Мужчины Ли Брэкетт: муж Эдмонд Гамильтон и лучший друг Рэй Брэдбери.

ДЕВОЧКА ИЗ ГОРОДА АНГЕЛОВ

Ли Дуглас Брэкетт родилась 7 ноября 1915 года в Лос- Анджелесе. Отец её, бухгалтер Уильям Брэкетт, толком не успел насладиться общением с дочерью — он умер, когда Ли было три года. Овдовевшая Маргарет Дуглас Брэкетт переехала в курортный пригород Города ангелов, Санта-Монику, где в собственном доме жил её довольно обеспеченный отец. В этой пляжной обители Ли росла и доставляла матери и деду массу хлопот.

Была она неукротимым сорванцом. Начальное образование Ли получила на дому. Затем по настоянию матери девочка посещала благопристойную женскую школу, но свободное время проводила, играя с местными мальчишками либо за чтением приключенческих книг. Её любимыми авторами были Эдгар Райс Бэрроуз и Генри Райдер Хаггард. Под впечатлением от их книг Ли мечтала странствовать по затерянным континентам или даже полететь к звёздам — пускай и в воображении. Хотя у девочки были и другие увлечения (она с успехом играла в школьном драмкружке и занималась плаванием), с ранних лет Ли мечтала лишь о писательской карьере.

Миссис Брэкетт была категорически против выбора дочери и желала, чтобы та стала учительницей. Уступив матери, Ли пару лет проработала в школе. Но девушку выручил дед, который поощрял внучку (морально и материально) в стремлении печататься. Поддержка деда здорово помогла Ли на заре авторской карьеры, когда её тексты либо с ходу отклонялись издателями, либо подвергались жестокой критике и возвращались на доработку. Особенно лютовал Генри Каттнер, который рецензировал тексты начинающих авторов. Однако именно он первым из фантастических мэтров обратил внимание на талант Ли. Каттнер порекомендовал её своему литературному агенту Джулиусу Шварцу. Последний смог пристроить рассказ Брэкетт «Марсианский гладиатор» в журнал Astounding Science Fiction. Там в февральском номере 1940 года и состоялся литературный дебют начинающей писательницы.

Кино Ли Брэкетт: от Чандлера к Лукасу.

ДОРОГА К ЗВЁЗДАМ

Брэкетт с успехом печаталась в фантастических журналах. Её повести и рассказы были написаны на стыке космической оперы и героического фэнтези. Самый знаменитый персонаж Брэкетт — один из наиболее ярких героев ранней космической оперы Эрик Джон Старк. Писательнице удалось создать не очередной клон Конана (хотя Старк очень похож на грозного киммерийца), а фигуру во многом самобытную и запоминающуюся.

Став членом фэндома, Брэкетт познакомилась с рядом известных писателей. Особенно ценными оказались два контакта, которые переросли в нечто большее. Рэй Брэдбери стал закадычным другом Ли: они даже вместе сочинили повесть «Лорелея красной мглы», которую журнал Planet Stories опубликовал в 1946 году. Этот год оказался переломным и для личной жизни Брэкетт: 31 декабря в маленьком калифорнийском городке Сан-Габриэле состоялась свадьба Ли с ещё одним знакомым по фэндому, «королём космической оперы» Эдмондом Гамильтоном. Молодожёны переехали на семейную ферму Гамильтонов в окрестностях городка Кинсман (штат Огайо), где и прожили всю жизнь.

Хотя с фантастическим творчеством у Брэкетт складывалось удачно, она была не слишком довольна: гонорары не впечатляли. Поэтому Ли активно писала детективы и вестерны, а заодно взялась покорять Голливуд — в качестве сценариста. Начинать пришлось с трэша: по сюжету и сценарию Ли в 1945 году Лесли Селандер поставил малобюджетный ужастик «Призрак вампира».

А затем случилось чудо — дебютный детектив Брэкетт No Good from a Corpse так понравился Говарду Хоуксу, что он пригласил её для работы над экранизацией классического нуара Рэймонда Чандлера «Глубокий сон». Причём главная роль предназначалась одной из «икон» Голливуда Хэмфри Богарту!

Основу сценария писал Уильям Фолкнер, которому помогал опытный киношник Жюль Фуртман. Брэкетт же предстояло перевести на киноязык жёсткие чандлеровские диалоги. Каково же было удивление Хоукса, когда он узнал, что «крутой» Ли Брэкетт — женщина! «Двойственность» имени сильно помогала писательнице: ведь в середине прошлого века женщины как авторы фантастики, детективов и вестернов не котировались вообще. Брэкетт помогла сломать этот стереотип.

После успеха с «Глубоким сном» Ли многие годы проработала в кино и телевидении. На её счету сценарии к вестернам Хоукса «Рио Браво» (1959), «Эльдорадо» (1966) и «Рио Лобо» (1970), а также к нескольким детективам, в том числе «Вест- Стрит, 13», экранизации её собственного романа. А в 1977-м последовало приглашение Джорджа Лукаса... Правда, до премьеры «Империи» Брэкетт не дожила, и некоторые исправления в сценарий вносил уже Лоуренс Каздан.

Путешествие в далёкую галактику стало последним фантастическим приключением Ли Брэкетт: лишь немного пережив мужа, она скончалась от рака 17 марта 1978 года.

Эрик Джон Старк
  • Венерианское чародейство» (Enchantress of Venus, 1949)
  • «Тайна Синхарата» (The Secret of Sinharat, 1964)
  • «Люди Талисмана» (People of the Talisman, 1964)
  • Stark and the Star Kings (2005, совместно с Эдмондом Гамильтоном)

Цикл космической оперы о приключениях отважного полудикаря Эрика Джона Старка. Действие происходит на планетах Солнечной системы в духе берроузовского Барсума (человекообразные аборигены, наличие кислорода, общество, напоминающее земное средневековье). Родители Старка, земляне, погибают на Меркурии. Героя воспитывают местные дикари. Эрик бродит по дорогам разных планет и влипает в опасные авантюры. Репутация у героя отвратная: его считают предателем, убийцей, презренным наёмником. Причина в том, что Старк не любит играть «по правилам», кем бы они ни были установлены, и всегда руководствуется собственными представлениями о чести и добродетелях (даже если они расходятся с общепринятыми).

На общем фоне крутых героев тогдашней космооперы Старк выделялся реалистичным характером. Он ведёт себя как живой человек, а не идеальный «рыцарь в сверкающих доспехах». Сейчас, конечно, герой с недостатками, с «грязными» руками и нечистой совестью не считается чем-то необычным. Каждого второго протагониста остросюжетной фантастики можно отнести к этому типу. Но 60 лет назад такой персонаж явно выделялся из плотной массы фантастических чистоплюев.

Впервые Старк появился на страницах журналов, где были опубликованы один рассказ и две повести — «Королева марсианских катакомб» (1949) и «Чёрные амазонки Марса» (1951), — которые позже Брэкетт переписала в романы. В начале 1970-х она вернула Старка к жизни в единственном совместном с мужем рассказе-кроссовере, где персонажи «Звёздных королей» Гамильтона встретились с супергероем Брэкетт. Рассказ предназначался для не вышедшей антологии, поэтому он увидел свет лишь в 2005 году.

Сага о Скейте
  • «Рыжая звезда» (The Ginger Star, 1974)
  • «Гончие Скэйта» (The Hounds of Skaith, 1974)
  • «Грабители Скэйта» (The Reavers of Skaith, 1976)

Самое внушительное произведение писательницы, героем которого вновь стал Эрик Джон Старк. О причинах появлении трилогии Ли Брэкетт говорила так: «Старк обладал потрясающей харизмой. Подростки, которых и на свете не было, когда я затевала сериал, спрашивали, смогут ли они прочесть что-нибудь новенькое о Старке. Мне ничего другого не оставалось, как выполнить их просьбу. Правда, пришлось слегка обновить антураж: редакторов смущала Солнечная система как место действия. Ведь о ней теперь так много рассказали космические исследования. Пришлось переместить любимого героя подальше — на галактические просторы, хотя в ранних рассказах нет ни слова о том, что во времена Старка летают к звёздам. Но мне просто так захотелось, и всё».

Действие происходит в созвездии Ориона, на планете Скэйт, которая вращается вокруг умирающей Рыжей звезды. Старк прилетел сюда в поисках пропавшего друга. Ради этого ему предстоит пройти череду немыслимых опасностей, оказаться на переднем плане гражданской войны и полностью изменить судьбу этого мира.

Отдельные романы
  • «Пути Немезиды» (Shadow over Mars, 1951)
  • The Starmen (1952)
  • «Шпага Рианнона» (The Sword of Rhiannon, 1953)
  • «Дальний прыжок» (The Big Jump, 1955)
  • «Долгое завтра» (The Long Tomorrow, 1955)
  • Alpha Centauri — or Die! (1963)

Основная часть произведений Ли Брэкетт поначалу публиковалась в журналах, а затем переиздавалась в сборниках: «Марсианский гладиатор» (1940), «Вуаль Астеллара» (1944), «Драгоценность Баса» (1944), «Звериная драгоценность Шанги» (1948), «Исчезнувшая Луна» (1948), «Цитадель утраченных лет» (1950), «Танцовщица с Ганимеда» (1950), «Шеннеч Последний» (1952), «Последние дни Шандакора» (1952), «Багровая жрица Безумной Луны» (1964) и многие другие. Большинство из них до сих пор не переведено на русский язык. Действие происходит примерно в той же вселенной, где живёт Старк (хотя прямых пересечений нет). Герои — авантюристы, отчасти напоминающие персонажей Бэрроуза и Говарда, отчасти — первопроходцев Хаггарда и Джека Лондона. Эти люди охотятся за удачей, которая, как правило, в самый последний момент им изменяет.

Романов у Брэкетт немного. Один из лучших, «Шпага Рианона», повествует о приключениях археолога-землянина, который во время раскопок на Марсе попадает в прошлое и сталкивается с древней цивилизацией. Из общего «космооперного» ряда выделяется роман «Долгое завтра»: постапокалиптика о Земле, где царит религиозное мракобесие — любая наука находится под запретом. Главный герой вступает в ряды движения сопротивления, члены которого пытаются сохранить знания и не дать человечеству окончательно превратиться в дикарей.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться